[QUOTE] Появились какие то таблетки, солёные на вкус. Они позволяют долго обходиться без воды.[/QUOTE] У нас после ночного перехода, на спуске больше десятка человек погибло от теплового удара. После этого комбат приказал готовить чай с солью вместо сахара. Гадость страшная. Но какие-то умные медики сказали что так бойцам будет проще переносить жару. Сам не медик, не могу оценить чего да как, но лично на себе никакого улучшения не заметил. Хотя комбату наверное виднее.
Бадаги это не просто виноградный сок, а сгущенный виноградный сок. С медом и орехами это наверняка очень калорийная смесь, которая удовлетворяет не жажду а голод. Возможно именно от этой смеси произошло слово "бадяга".
Только летом в горах голод не самая большая проблема. Все таки гораздо бОльшей проблемой является жажда. И здесь KOMANDOS прав. Чем больше пьешь, тем больше хочется. Единственная возможность не выпивать больше чем необходимо для того, чтобы утолить жажду, пить кипяток. В самое пекло наперсток кипятка притупляет жажду больше, чем кружка ледяной воды. Не зря чаепитие пошло от южных народов, а не от эскимосов. А жара была знатная. Думается далеко за 60. Нам еще повезло, а в Джелалабаде можно было в песке яйца запекать. Утром развод был недалеко от медроты. Смотришь, одного понесли с тепловым ударом, потом второго. И укрыться от жары негде. У офицеров хоть модули и кое-где кондиционеры, а бойцы жили в палатках.
Это в Джелалабаде. У нас были настоящие глиняные дувалы, вода со всех сторон, собственный родник на территории батальона и высота над уровнем моря чуть по-более. Короче рай. Если бы еще не комары и не душманы, было бы совсем зае...сь. Выше 55 столбик редко поднимался, а ночью температура могла и ниже 40 опуститься. Даже в середине лета. Короче одно скажу. Вода в горах ценится гораздо больше, чем в обычной жизни.
Еще пару наблюдений. Ребята с пятой роты рассказывали, что когда они были на Лакарсаре, танки били прямой наводкой, снаряды рвались буквально с другой стороны здоровенного валуна. Может конечно чуть преувеличили, но тогда действительно было горячо и танки работали очень близко и очень точно. Лакарсар (если не путаю название) это небольшой хребет вдоль границы в нескольких километрах от батальона. Слева Мараварское ущелье, сразу за хребтом Пакистан. На хребте были укрепленные точки с ДШК из которых постоянно обстреливали батальон.
Специфика применения артиллерии в горах состоит в том, что если взять чуть выше, снаряд улетит за хребет. В результате перелет на несколько километров. Чуть ниже, сразу недолет. Базальту вообще ничего не страшно. Мина 82мм оставляет на камне небольшое темное пятно. От ГРАДовского снаряда хвостовик виден, а где снаряд врезался в гору видно далеко не всегда.
Теперь о точности. Это уже из личных наблюдений. Гаубица Д-30 работала по вершине сопки в ущелье Ганджгал. Это около 10..12км от батальона. Снаряды ложились просто в одну точку. По крайней мере снизу все происходящее больше напоминало повтор одного и того же момента по телевизору. Зачем стреляли, хоть убей не пойму. Мы вышли в ночь, покрутились, покрутились и с рассветом вернулись к парому. По дороге встретили только пустые дувалы и из хулиганских побуждений подорвали несколько здоровенных глиняных посудин для хранения зерна.
Так что у меня вызывает удивление, что снаряды могут иметь разлет в несколько сотен метров. Может быть все же дело в том, что одновременно стреляла батарея орудий. И проблема в целкости наводчиков. Стволы стреляли точно, но куда их навели, туда они и попали. А со стороны казалось, что одно и то же орудие сначала попадает по чужим а потом по своим.
Не буду рассказывать как попал, лучше расскажу как сидел. Яма 3х3х3 метра. Небольшой моросящий дождик. Февраль месяц. Когда меня привели, в яме уже сидели двое. Охраны как таковой нет никакой. Сидишь себе в яме, мух считаешь. Познакомился с ребятами, а дальше как в кавказской пленнице. Один другому на плечи, вылажу из ямы. На дне ямы грунт настолько скользкий, что ребята, которые меня держали еле стоят на ногах. Рядом забор резиденции губернатора. А там у меня знакомый повар, одноглазый Хабиб. Через пару минут возвращаюсь с палкой чарса и лепешками.
[QUOTE]Рядовой-К пишет Очень просто sn258, я соотнёс по датам - совпали. Других операций ВДВ тогда не проводили. Вот и всё. А то что кто-то назвал это "алмазным ущельем" пусть осанется на его совести.[/QUOTE] Да я в принципе не против красивых названий. "Розы Асадабада" читали? Ну не видел я там роз, ну и что. Во-первых, это отнюдь не означает, что их там не было, а во-вторых, рассказ хороший. Так что пусть будет "Алмазным", если кому-то так нравится. Как говорится сколько людей, столько мнений. Тут привели отрывок Меримского об этой операции, могу дополнить его отрывком из другого произведения. УРЛАЙТ № 8 1991г.
"У нас там был генерал - Меримский, по-моему - он как раз тогда говорит... У нас сержант прибежал - слышал... Не помню, зачем его туда посылали - нам-то было видно: стояла группа офицеров наших, комбриг и все остальные... И этот генерал... Он к нам часто приезжал - и до этого, и после приезжал... "Я, - говорит, - вашу бригаду до последнего прапорщика положу, но ущелье мы пройдем до конца." Фраза была крылатая - весь личный состав бригады был в восторге."
Так что хрен его знает, что там на самом деле происходило. Кто был прав, кто виноват, сегодня уже не разберешь. Хотя названий по тексту мелькает много. По крайней мере приблизительную хронологию событий восстановить можно.
[QUOTE] Но самое смешное - один из бойцов фазаньего периода службы налепил такой вкладыш себе на автомат, на тыльную сторону, куда приклад примыкается... До сих пор непонятно - почему он туда её приклеил... для каких целей... [/QUOTE]
Надо Горцу-02 сказать. Может это очередной "способ такой интересный".
Ну, прочитал три странички по ссылке Kaskad'a. Если я правильно понял, речь идет о первой Кунарской операции 1980-го года. Теперь объясните мне глупому, где и какое именно место упоминается как "Алмазное ущелье"? Если объясните, смогу немного дополнить информацию об этих событиях. Сам я в апреле 80-го еще в школе учился, но уже в 8-м классе. Так что апрель 84-го встретил в этом самом Асадабаде.
Первые гильзовые боеприпасы были тоже не ахти какие совершенные. А об автоматическом оружии с гильзовым патроном тогда и не мечтали. Хотя на тот момент уже существовало многозарядное (многоствольное) оружие, заряжаемое с дульной стороны шомпольным зарядом. Так что поживем, увидим. Так или иначе, оружие будет постоянно совершенствоваться. Я высказал свое видение этого процесса. Если у кого-то другое мнение, милости просим. Пусть высказывает, будем обсуждать.
[QUOTE]3-я рота пишет [QUOTE]Kaskad пишет В[URL=http://www.afgan.ru]Сайт Владимира Григорьева[/URL] - здесь собрано большое количество фотографий, присланных ветеранами Афганистана.[/QUOTE] не рулит [/QUOTE] Уже работает. Фотографии собраны в папки с названиями "Фотоматериалы. Мы. Выпуск # 43" и адресами [URL=http://www.afgan.ru/43/mfoto.htm]http://www.afgan.ru/43/mfoto.htm[/URL]
Если в ссылке поменять 43 на 42, 41, ... 1, можно увидеть очень много фотографий. Попадаются довольно откровенные фото наших 200-х. Но именно на этом сайте я когда-то встретил фото, которое очень больно кольнуло душу. Это была фотография маленького афганского мальчика полутора лет от роду, которому осколком резануло грудь. Одно дело взрослые, пусть даже и 18-летние пацаны, и совсем другое дело ребенок. Пусть даже "вражеский".
Я не видал. А то, что было, делилось на старое, которое было в стране еще со времен англо-бурской войны, и новое китайское. Плюс какое-то небольшое количество нашего. Афганцы ведь переходили к духам целыми подразделениями вместе с оружием. Но в основном конечно китайское. Причем вполне приличного качества несмотря на Made in China. Это стрелковое оружие. Мины были и итальянские. А оружие времен ВОВ могло быть у афганцев с нашей стороны. Но не шмайстеры, а ППШ.
Чертовски приятно. Вроде еще ничего не сделал, а уже чувствую себя причастным к хорошему делу. Думаю, что выражу всеобщее мнение объявив благодарность Viktor-films. Не благодарность в виде звездочек, а просто так, от всей души.
P.S. На фотографиях солнце снизу справа. А на отечественных рельефных картах источник освещения устанавливается слева вверху. По-этому горы с непривычки кажутся ямами. Но если все время помнить о том, что юг на фотографиях снизу, а солнце не научилось еще светить с севера, все потихоньку становится на свои места.
Ну и несколько коментариев. 1. Все, что справа внизу, это уже Пакистан. Граница проведена жирным, ее ни с чем не спутаешь. 2. Если присмотреться, из Пакистана в Мараварское ущелье ведет вполне нормальная по афганским меркам дорога. 3. Батальон СпН располагался на острове, нарисованом чуть правее Асадабада. От города он был отделен каналом небольшой местной ГЭС шириной метров шесть. 4. Между островом и "пакистанским" берегом Кунара курсировал паром. В тот день бойцы пешим строем перебрались на другой берег на пароме, а когда началась заварушка, броне для того, чтобы перебраться через Кунар, пришлось ехать в Нуабад (10км вниз по течению), где был мост. До Нуабада дорога нормальная, а вот после моста, на левом берегу, она показана тоненькой линией, обрывающейся в районе паромной переправы. 5. Расстояние до н.п. Даридам, в котором была блокирована рота, не более 5км. Танки могли бы помочь и с правого берега, но для этого им бы пришлось проехать вверх по течению, потому что ущелье закрыто от батальона предкорьями горы Лахорсар. При желании это можно было сделать менее чем за пол часа. 6. В батальоне размещалась батарея Д30. Я не большой специалист в артилерии, но мне кажется, что Д30 могли стрельнуть и через гору. Впрочем как и Грады из реактивного дивизиона. 7. Забыл, вспомню, допишу.
Дальше мое личное мнение, никому не хочу его навязывать. Точно такая же карта и даже гораздо лучше была у командиров спецназа. И все равно, в критический момент для всех было шоком, что оказывается духам до Даридама в несколько раз ближе, чем броне СпН. И случилось это далеко не в последнюю очередь из-за завышенной оценки собственных возможностей и недооценки противника. Но ребят уже не вернуть. Остается только помнить о них и не повторять чужих ошибок.
P.S. Так и не нашел на карте Кареру. Сначала думал, что речь идет об ущелье Ганджгал. Сейчас в этом не уверен. Тем более, что такая же фигня могла случиться в любом другом ущелье на левом берегу реки. P.S.2. Еще раз все перечитал. Вы только не подумайте, что я был крутым рейнжером, который в то время давал всем советы налево и направо. Совсем даже наоборот. Я был простым советским дембелем, который старался лишний раз не высовываться. Во время всех описываемых событий просидел в батальоне. В этот раз в горы ходило наше доблестное черпачество. Но ввиду отсутствия на Форуме оного, инициативу беру на себя.
[QUOTE] QUOTE (Kaskad @ Среда, 04 Май 2005, 17:14) Находится в провинции Лагман и входил в зону ответственности 154-го ооСпН. Расположен недалеко от трассы Кабул – Джелалабад.
Прошу прощения, если ввел в заблуждение.[/QUOTE]
Я к теме Kaskad'a кусок катры прицепил, чтобы рассеять все сомнения.
[QUOTE] "Н.п. Шахидан входил в зону ответственности 154-го ооСпН. Расположен в провинции Лагман недалеко от «новой кабульской дороги» (трасса Кабул – Джелалабад).[/QUOTE] Небольшая привязка к местности. Это кусок штабной двухкилометровки. Шахидан и Льязхейль в самом верху слева. Это примерно треть пути от Джелалабада до Кабула. Место дислокации 154-го ооСпН правее Джелалабада. Примерно в той точке, где заканчивается карта. [IMG]http://www.senao.od.ua/photo/shahidan.jpg[/IMG]
Да, чуть не забыл. Стрелял из трофейного "бура" хрен его знает какого года. Прицельная планка с отметками чуть ли не более километра. Стреляет здорово. Звук в ущелье характерный. До сих пор дома валяется пару патронов к нему.
Поскольку желание сделать наколку у народа было, а вот грамотность и художественный вкус практически отсутствовали, "DPA" некоторые умельцы писали с латинской "D". Да и буквы зачастую хромали. О цветных наколках тогда и речи не было. Машинку изготавливали из стержня от пастовой ручки, струны и электромоторчика.
[QUOTE]Viktor-films пишет [B]sn258[/B] Если составить маршрут к М. Волонтиру: Москва-Одесса-Бельцы? Или Москва-Бельцы-Одесса-Москва?[/QUOTE] Все о касается ...-Одесса-... вполне можно рассматривать. По крайней мере я всегда смогу здесь на месте и жилье забронировать и билеты заранее купить. Расстояние Одесса-Кишинев 160км. До Бельц еще чуть больше 100км. Основная загвоздка может случиться на таможне. Украинская-Приднестровская-Приднестровская-Молдавская. А может и не случиться. Прошлый раз я вез транзитом через Молдавию оборудование. Мне на таможне заломили столько, что я развернулся и поехал через Умань. Крюк километров 300 туда и столько же назад. И это уже после того, как оплатил все страховки и гриинкарт. Если есть возможность базироваться в Кишиневе, подойдет и Кишинев. Но в любом случае, если возникнет задержка, я найду где разместить народ в Одессе. А можно не парить себе мозги, остановиться в Одессе и поехать в Бельцы на автобусе (довольно нудное путешествие) или на поезде (этот вариант я пока не рассматривал).
Позавчера стреляли из воздушки 56-го года выпуска. До сих пор стреляет довольно точно. За 10 метров перешибали ножки тюльпанам. В промежутках ели шашлык. Точнее в промежутках между шашлыком постреливали.
Честно говоря, я ждал, что кто-то из аксакалов выложит текст для уточнения и одобрения. Если демократия не перерастет в волокиту, за день-другой справимся. Что касается поехать, пока узнал, что есть автобус Одесса-Бельцы. Ищу знакомых молдаван, чтобы узнать во всех подробностях о таможне. Когда узнаю и скачаю с сайта карту Молдавии, можно будет решать вопрос о поездке на личном транспорте. Если проблем на таможне не будет, при желании можно за день смотаться туда и обратно.
К сожалению у Kaskad'a карты нет. Зато по ссылке radi можно добраться до других ссылок, очень интересных. Если я не промахнулся на глобусе, сейчас качаю спутниковое фото Кунара объемом 56Мб.
Я так понял, что пропилнитрат это самодостаточное ВВ, а магниевая пыль взаимодействует с кислородом воздуха. Значит ли, что если бы магния не было, то вакумный эфект отсутствовал бы? Т.е. осталась бы только ударная волна.
Склеил карту по ссылке с ArtOfWar. Получилось не плохо, но с несколькими пропусками. Ужал до разумных 2(5)Мб без потери качества. Теперь видно все хорошо, только нарисовано плохо. На всю провинцию указано шесть населенных пунктов. Будет время, залью на FTP, сделаю доступной для всех.
[QUOTE] Насколько мне объясняли спецы, авторотация возникает только при нормальном вращении обоих винтов. В противном случае - либо кувыркание или пикирование, без возмощности покинуть вертолет или ускоренное вращение с той же возможностью.[/QUOTE] Сегодня смотрел по Дискавери передачу посвященную вертолетам. Показывали авторотацию американского транспортного вертолета Chinook. Авторотация осуществлялась в рамках проверки поведения вертолета при отказе двигателя. На довольно приличной высоте летчики выключили двигатель и винт перешел в режим авторотации. Было четко видно, что направление вращения при этом не изменилось, хотя по моему, штопор должен выкручиваться в противоположную сторону отностиельно той, в которую его вкручивали. Может быть Chinook устроен сложнее штопора, но факт остается фактом. Направление вращения винтов в режиме авторотации осталось прежним. Визуально нельзя было сказать чтобы вертолет начал падать. Лишь когда показали приближающуюся землю стало понятно, что шасси могут и не выдержать жесткого удара. Но цели сломать вертолет американцы не преследовали, по-этому перед самой землей двигатель включили на пару секунд и этого хватило для того, чтобы приземлиться мягко. Так что не знаю как там с выгрузкой из самолета, а приземляться вертолет может из режима авторотации и без парашюта. Что впрочем я предполагал. Веролет все таки не БМД. По идее должен летать чуточку лучше.
Вообще-то ктн мог бы вместо того, чтобы критиковать других, немного поднапрячься и объяснить неграмотным форумчанам как эта штука устроена. Мне например интересно. И возможно я не один такой. Тем более, что "в заумь можно не лезть".