Компания ZALA AERO ( "Беспилотные системы" ) представила на МАКС-2009 свою новую разработку - БЛА ZALA 421-16. Система предназначена для наблюдения в широком диапазоне метеоусловий подстилающей поверхности (в том числе сложного рельефа местности), поиска и обнаружения объектов. Кроме того, БЛА может использоваться в качестве ретранслятора.
БЛА ZALA 421-16 имеет схему летающее крыло. Максимальная взлетная вмасса аппарата - 18 кг. Размах крыла - 1,65 м. В качестве силовой установки используется двигатель внутреннего сгорания с раздельной смазкой.
Новый БЛА оснащен целевой нагрузкой в виде оптико-электронной и ИК аппаратурой общей массой до 3 кг. В стандартном варианте на ZALA 421-16 устанавливается цифровая зеркальная фотокамера разрешением не менее 10 Мпикс и высококачественная видеокамера на гиростабилизированной платформе с устройством оцифровки видеоизображения и записи.
По информации компании-разработчика, беспилотник может находиться в воздухе не менее 7 часов. Полученная информация передается на пункт управления, расположенный на удалении до 70 км в режиме реального времени.
По словам представителей компании ZALA, новый пакет программного обеспечения VIZA значительно облегчает работу оператора-дешифровщика.
На вопросыuav.ru согласился ответить Президент ОАК Алексей Федоров
Алексей Иннокентьевич, первый вопрос - определилась ли ОАК с модельным рядом БЛА?
В части беспилотных авиационных комплексов военного назначения взгляды ОАК на модельный ряд полностью соответствуют взглядам Минобороны России, как основного заказчика.
В части гражданских беспилотных авиационных систем мы идем от простого к сложному, поскольку создаем эту технику за счет собственных средств. Финансовые средства от продажи более простых систем идут на разработку более сложных. В настоящее время первый приоритет в этой области у нас составляют продажи мини-БЛА и БЛА ближней дальности для мониторинга протяженных и площадных объектов с радиусом действий до 30 км. На втором месте стоит разработка беспилотных авиационных систем малой и средней дальности с досягаемостью 100-200 км, предназначенных для мониторинга газо- и нефтепроводов.
В течение нескольких последних лет неоднократно говорилось о необходимости создания концепции применения БЛА российскими ВС, которая послужила бы ориентиром для разработчиков. Она появилась?
В настоящее время на уровне Минобороны России утверждена Концепция боевого применения комплексов с БЛА. В ней перечислены все типы беспилотной авиационной техники, в которых нуждается Минобороны России. К сожалению, до обеспечения достаточного финансирования разработки и производства данных комплексов дело зачастую не доходит. Поэтому утвержденная Концепция является лишь предварительным ориентиром для разработчиков и производителей беспилотных систем.
Системы БЛА эксплуатируются не только в ВС РФ, но и в других силовых структурах (МВД, ФСБ, МЧС) и гражданских организациях. Как предполагается осуществлять межведомственную координацию работ?
К сожалению, кроме Минобороны России в настоящее время ни одна из силовых структур не финансирует разработку беспилотной авиационной техники. Политика этих структур направлена на закупку готовых изделий. В связи с этим, при разработке беспилотных систем военного назначения мы ориентируемся на требования Минобороны России. Другие же силовые структуры покупают технику либо произведенную под требования Минобороны, либо за рубежом, либо российские образцы гражданского назначения, созданные в инициативном порядке. К сожалению, в России в данной сфере не существует координирующего органа, обладающего необходимым административным и финансовым потенциалом.
По словам генерала Поповкина, за последние годы МО РФ потратило на программы в области беспилотных летательных аппаратов около 1 млрд. рублей. На что были потрачены эти деньги? Каковы результаты?
ОАК не участвовал в этих программах. Все, что мы создали в данной области к настоящему времени, было создано за счет собственных средств. В связи с этим, не берусь комментировать, на что были потрачены финансовые средства Минобороны России и какова эффективность их вложения.
Не секрет, что головное предприятие по комплексам БЛА с России – Концерн радиостроения «ВЕГА» имеет опыт в создании лишь легких тактических БЛА. Не планируется ли каким-то образом разграничить полномочия «ВЕГИ» и ОАК в части разработки перспективных систем БЛА?
В настоящее время между ОАК и «ВЕГА» достигнуты договоренности о разграничении ответственности за разработку и производство перспективной беспилотной авиационной техники. Работы в этой области хватит всем, и мы будем всегда оставаться партнерами, независимо от того, кто будет головным при создании того или иного образца беспилотной техники.
Как Вы полагаете, существует ли отставание России в этой области от других технологически развитых стран? Если да, то в каких именно областях и сколь значительно оно?
Отставание, конечно, существует. В первую очередь, это относится к малогабаритным обзорным системам, поршневым и электрическим силовым установкам, источникам питания большой емкости. У нас слабо развито производство дешевых перспективных композиционных материалов, необходимых для производства планеров. Конечно, пока не будут созданы отечественные образцы отдельных элементов беспилотных комплексов, мы будем вынуждены закупать их за рубежом.
Как предполагается преодолевать отставание?
По гражданским беспилотным системам мы проводим работы по организации международной кооперации в части их создания и производства на взаимовыгодных условиях.
Считаю, что при соответствующем внимании к проблеме развития отечественной беспилотной техники со стороны федеральных органов исполнительной власти преодолеть техническое и технологическое отставание возможно за 5-8 лет.
Весной текущего года получил известность факт приобретения Россией беспилотных систем в Израиле. Что нового могут почерпнуть российские специалисты в этих системах?
Я тоже слышал об этом. Однако считаю, что закупка израильских беспилотных систем не позволит нам существенно продвинуться в направлении развития собственных беспилотных систем. В этом вопросе, как и в любой другой технической области, самое важное – это владение технологиями, а не изделием, созданным с их помощью. Это видно на примере некоторых других российских отраслей промышленности. В России эксплуатируются миллионы зарубежных автомобилей, однако уровень отечественной промышленность пока ниже мировых лидеров.
Если эти системы предполагается поставить в войска, кто из российских компаний будет участвовать в их «русификации», адаптации их под российские условия?
ЗАО "Аэрокон" (г. Жуковский) создало малогабаритный беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Инспектор 101" стартовой массой всего 250 граммов, сообщил "АвиаПорту" главный конструктор предприятия Александр Корнушенко.
"Самый компактный и мобильный комплекс на базе микро-БЛА предназначен для оперативного и незаметного наблюдения окружающего пространства и отдельных объектов в стесненных условиях - жилые и промышленные кварталы, сложный рельеф местности и т.д.", - пояснил А.Корнушенко.
Проект этого БЛА был запущен в разработку примерно три года назад. "Создание БЛА "Инспектор 101" осуществлено в качестве инвестиционного проекта - проект не финансируется из внешних источников", - отметил собеседник.
"Инспектор 101" способен нести полезную нагрузку в виде цифровой малогабаритной неподвижной TV-камеры переднего либо планового обзора. В состав комплекса входят два микро-БЛА, наземная станция управления (ноутбук-планшет) и компактная катапульта. Время развертывания комплекса - 10 мин, радиус действия - 1500 м, время полета - 30-40 минут при скорости 8-20 м/с на высоте от 25 до 500 м. Комплекс может эксплуатироваться при ветре до 10 м/c, температурах окружающего воздуха от -30 до +50 град. С, в умеренный дождь и снегопад. http://www.uav.ru/news.php?cod=1928
Redav пишет ЗАО "Аэрокон" (г. Жуковский) создало малогабаритный беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Инспектор 101" стартовой массой всего 250 граммов, сообщил "АвиаПорту" главный конструктор предприятия Александр Корнушенко.
"Самый компактный и мобильный комплекс на базе микро-БЛА предназначен для оперативного и незаметного наблюдения окружающего пространства и отдельных объектов в стесненных условиях - жилые и промышленные кварталы, сложный рельеф местности и т.д.", - пояснил А.Корнушенко.
Проект этого БЛА был запущен в разработку примерно три года назад. "Создание БЛА "Инспектор 101" осуществлено в качестве инвестиционного проекта - проект не финансируется из внешних источников", - отметил собеседник.
"Инспектор 101" способен нести полезную нагрузку в виде цифровой малогабаритной неподвижной TV-камеры переднего либо планового обзора. В состав комплекса входят два микро-БЛА, наземная станция управления (ноутбук-планшет) и компактная катапульта. Время развертывания комплекса - 10 мин, радиус действия - 1500 м, время полета - 30-40 минут при скорости 8-20 м/с на высоте от 25 до 500 м. Комплекс может эксплуатироваться при ветре до 10 м/c, температурах окружающего воздуха от -30 до +50 град. С, в умеренный дождь и снегопад. http://www.uav.ru/news.php?cod=1928
Взводным, группам СпН такая "фича" нужна?
А может и не нужна !!! На одной из выставок в Аравии был показан новый укр. безпилотник, хотя и так для него это слишком громкое название!! ПАредставлял собой ракетницу, которая выстреливала камеру на парашюте, а на руке у бойца приемник с винтом!!! И все , что тот показал - можно посмотреть не один раз!! А стоимость - реально копейки!!!!! Разберу архив - обязательно выложу!!!!!!!!
ИМХо на уровне взвода беспилотник лишний. Для того чтобы скажем в городском бою понять что за соседним домом/в доме сидят духи БПЛА взводнику не нужен. Все решается хорошей связью с ротным, а ротного с комбатом. Тогда при наличии беспилотника с ИК камерой, висящего над полосой ответственности батальона добрые много часов и отслеживающего перемещение групп противника, взводник от ротного будет информирован о наличии суппостата . Беспилотники в современных российских условиях в общевойсковых и десантных подразделениях актуальны пока на уровне батальона и выше. И ключевые качества здесь вовсе не миниатюрность, а продолжительность полета, вес полезной нагрузки и бесшумность.
Группам СпН такая ракетница тем паче не нужна - демаскирует. Маленький бесшумный электрический беспилотник вещь стоящая, но его применение вследствие рисков засвета группы будет ограниченно ночью. Как следствие на нем должна стоять только ИК-камера и плата ГЛОНАСС-GPS. Наша промышленность делать миниатюрные ИК камеры с хорошим разрешением пока не в состоянии. Значит будем закупать за рубежом.
Концерн Вега - КБ Луч представил три различных варианта комплекса БПЛА Типчак. На фото самый большой из них с транспортно-пусковой машиной на шасси КАМАЗ-53501.
Еще один вариант комплекса Типчак с наземным пусковым устройством
И самый маленький из вариантов комплекса Типчак
Машина управления для комплекса Типчак на базе Volkswagen Crafter
Интересная новая защита на форуме, которая выдает сообщения вида "С вероятностью в 64% ваше сообщение является дублем сообщения 320055". Что не может не радовать.
И серия Дозоров
Цитата
Дозор-2
Дозор-100/Дозор-5 в соответствии со старым наименованием
Redav пишет Визуально для не вооруженного глаза может и STELS, но не для ПУ-12М7
В "Типчаке" Поповкину и Шаманову не понравилась "шумность", а у этого аппарата она будет даже больше.
А ты уверен, что ПУ-12М7 отсекает все низкоскоростные цели??? Парашютиста видыт только станции СБР, да и то если в нежном направлении направить! А ПВО-шные станции парашютиста не видят (сами делали опыты и консультировались у ПВО), так как ничего бы на экране не было видно от гусей-лебедей и всякой другой крупной птицы! Низкоскоростные цели отсекаются специальным фильтром!!!
Skydjin пишет А ты уверен, что ПУ-12М7 отсекает все низкоскоростные цели??? Парашютиста видыт только станции СБР, да и то если в нежном направлении направить! А ПВО-шные станции парашютиста не видят (сами делали опыты и консультировались у ПВО), так как ничего бы на экране не было видно от гусей-лебедей и всякой другой крупной птицы! Низкоскоростные цели отсекаются специальным фильтром!!!
Оптико-электронная система для борьбы с БПЛА для ПУ-12-М7
Большее разрешение Хотя на максе была версия с другой оптической системой
Skydjin пишет На одной из выставок в Аравии был показан новый укр. безпилотник, хотя и так для него это слишком громкое название!! ПАредставлял собой ракетницу, которая выстреливала камеру на парашюте, а на руке у бойца приемник с винтом!!! И все , что тот показал - можно посмотреть не один раз!! А стоимость - реально копейки!!!!! Разберу архив - обязательно выложу!!!!!!!!
Основная проблема подобных систем - постоянно меняющийся масштаб изображения и, соответсвенно, разрешение на местности. Даже если знаем куда выстреливать, результат будет следующий: - красивая панорама (квадраты полей, пятна деревень и т.д.) - изображение уменьшилось до размера небольшой деревеньки, стали различаться домики - в кадре несколько домов и техника неизвестного типа - в кадре четко различается одинокий танк, но где он стоит уже непонятно - злобное лицо наводчика, которому на голову упала подобная хрень В действительности все будет даже не так радужно из-за проблем с качеством оптики.
4epexa (ego) пишет ИМХо на уровне взвода беспилотник лишний. Для того чтобы скажем в городском бою понять что за соседним домом/в доме сидят духи БПЛА взводнику не нужен. Все решается хорошей связью с ротным, а ротного с комбатом. Тогда при наличии беспилотника с ИК камерой, висящего над полосой ответственности батальона добрые много часов и отслеживающего перемещение групп противника, взводник от ротного будет информирован о наличии суппостата . Беспилотники в современных российских условиях в общевойсковых и десантных подразделениях актуальны пока на уровне батальона и выше. И ключевые качества здесь вовсе не миниатюрность, а продолжительность полета, вес полезной нагрузки и бесшумность.
Группам СпН такая ракетница тем паче не нужна - демаскирует. Маленький бесшумный электрический беспилотник вещь стоящая, но его применение вследствие рисков засвета группы будет ограниченно ночью. Как следствие на нем должна стоять только ИК-камера и плата ГЛОНАСС-GPS. Наша промышленность делать миниатюрные ИК камеры с хорошим разрешением пока не в состоянии. Значит будем закупать за рубежом.
В городе вообще развертывать пункт управления БЛА довольно сторемно. Из-за большого затухания и переотражения сигнала на частотах линии управления и передачи данных вероятность устойчивого управления стремится к нулю. На счет отслеживания перемещения групп противника тоже не все просто. Большие углы закрытия от городских строений и неспособность ИК и ТВ камеры видеть через стены существенно ограничивают возможности (если только противник не бредет медленно и грустно вдоль улицы). То, что израильские СМИ дают для всеобщего обозрения - чистой воды постановка (мы случайно пролетали в тот момент, когда они выходили из подъезда). Да и количество БЛА с наземными средствами обработки должно быть соизимеримо с количеством камер ГИБДД в Москве. Так что работа в городе скорее всего адресная (где жарче).
Группам СпН БЛА наверное нужен при выходе на объект напичканый техническими средствами охраны (близко не подойти, а любопытство мучает). Правда при наличии станции помех СНС требования к навигационной системе БЛА ужесточаются. На счет возможного засвета группы согласен полностью. Да и не настолько бесшумен беспилотник с электрическим двигателям, как это объявляется. При пролете над головой, особенно ночью, достаточно хорошо слышен звук мотороа и винта. Обороты и мощность двигателя там не маленькие.
Оператор пишет Группам СпН БЛА наверное нужен при выходе на объект напичканый техническими средствами охраны (близко не подойти, а любопытство мучает). Правда при наличии станции помех СНС требования к навигационной системе БЛА ужесточаются. На счет возможного засвета группы согласен полностью. Да и не настолько бесшумен беспилотник с электрическим двигателям, как это объявляется. При пролете над головой, особенно ночью, достаточно хорошо слышен звук мотороа и винта. Обороты и мощность двигателя там не маленькие.
Согласен. Если вспомнить рев который стоит над местами где соревнуются авиамоделисты ))) У электродвигателей шумность намного поменьше, но и продолжительность страдает из-за невысокой емкости современных батарей.
4epexa (ego) пишет У электродвигателей шумность намного поменьше, но и продолжительность страдает из-за невысокой емкости современных батарей.
Для меня вообще до сих пор загадка, как фирмы декларирующие носимые (не переносные!!!) комплексы обеспечивают нормальную работу аккумуляторов в зимних условиях (не в варианте достали из теплой машины, а почестному - часов несколько укладку на морозе поносили). Да и с зарядом в полевых условиях вопрос не решается. Ну если только дизелек с собой прихватили или Камазовский аккумулятор. С солнечных батарей не зарядишь, ток зарада слишком для них велик.
Оператор пишет Для меня вообще до сих пор загадка, ...
попробую предположить (только не пинайте) 1. аккамуляторы буржуйские, а значит надежные и их хватает ох как на долго. 2. ну-у-у-у у аппарат работает в интересах командования, а у него есть КШМ и там можно подзарядить без проблем. 3. вобщем-то можно оборудовать спецмашину... закажите у автостроителей и оснастите ее
Оператор пишет Для меня вообще до сих пор загадка, как фирмы декларирующие носимые (не переносные!!!) комплексы обеспечивают нормальную работу аккумуляторов в зимних условиях (не в варианте достали из теплой машины, а почестному - часов несколько укладку на морозе поносили). Да и с зарядом в полевых условиях вопрос не решается. Ну если только дизелек с собой прихватили или Камазовский аккумулятор. С солнечных батарей не зарядишь, ток зарада слишком для них велик.
Вопрос не праздный, а очень актуальный. Если вспомнить геморрой в подобных ситуациях с аккумуляторами для радиостанций, то можно предположить что в суровых зимних условиях носимый БПЛА после первого же применения станет обузой. К тому же возникает проблема его ловли/посадки группой СпН действующей в тылу противника. Мы пока не делаем даже одноразовых магазинов, а про БПЛА и мечтать не приходится. Значит БПЛА нужно будет приземлять и ловить. Носимые БПЛА никаких иных средств посадки кроме парашютов не имеют. Значит надо умудриться ночью найти спустившийся на парашютике БПЛА. Представив что это происходит в горах Чечни я понимаю что это утопия.
Вывод один - в интересах группы/групп СпН действует беспилотник запускаемый и управляемый с базы. А у командиров групп есть терминал который принимает картинку объекта с БПЛА. Это кстати решает еще одну проблему - риск засвета группы по излучению аппаратуры управляющей БПЛА.
4epexa (ego) пишет Вывод один - в интересах группы/групп СпН действует беспилотник запускаемый и управляемый с базы. А у командиров групп есть терминал который принимает картинку объекта с БПЛА. Это кстати решает еще одну проблему - риск засвета группы по излучению аппаратуры управляющей БПЛА.
Тогда возникает другая проблемма- дальность действия БПЛА тем более в горах где существуют определенные проблеммы по прохождению радиосигналов.
S.A.I. пишет Тогда возникает другая проблемма- дальность действия БПЛА тем более в горах где существуют определенные проблеммы по прохождению радиосигналов.
для этого придуманы ретрансляторы. В т.ч. и на других БПЛА.
S.A.I. пишет Тогда возникает другая проблемма- дальность действия БПЛА тем более в горах где существуют определенные проблеммы по прохождению радиосигналов.
Он будет лететь в автоматическом режиме. Надо предусмотреть (если еще нет) программую возможность в нужной точке "сбросить" инфу. Группа просто должна быть в нужное время в нужном месте (в зоне прохождения радиосигнала). Другое дело, что группе придется ноут с собой таскать, но оно стоит того...
А что тут обосновывать? Кто служил не знает проблем с электроснабжением в полевых условиях? Офицерские палатки светом обеспечивать (про солдатские молчу), штабные палатки, хозблок, узел связи. У взводов связи для зарядки батарей для радиек свой дырчик вечно занятый. У нас в Чиче в горах под Хатуни постоянно в штабе работали компьютеры и принтеры, телевизоры, магнитофоны. Нагрузка на сеть и так на пределе. А тут еще хотите аппаратуру для зарядки аккумуляторов к дрону присобачить... Договариваться с комендачами или связистами заипетесь. Так прям и видится картина - комбат запрашивает дрон, а ему разведчики говорят - извините батареи не зарядили... )))
Не получится. Дальность действия упадет в разы. Кто-же сам себе подлянку делать будет и это от начальства не спрятать, что глубина проведения разведполетов... "туточки недолеча"
4epexa (ego) пишет Вывод один - в интересах группы/групп СпН действует беспилотник запускаемый и управляемый с базы. А у командиров групп есть терминал который принимает картинку объекта с БПЛА. Это кстати решает еще одну проблему - риск засвета группы по излучению аппаратуры управляющей БПЛА.
А вто тут уже тактический вопрос. Если БЛА (с ретранслятором или без него) способен долететь до нужной точки, то зачем туда группу СпН гонять. Во первых, задача разведки объекта уже решена, и дело за нанесением удара какими-либо средствами поражения (при всем уважении к группе СпН нанесение БШУ, артиллерия, РСЗО, ОТР имеют более высокие возможности по поражению, если только не требуется "ювилирная" работа). Во вторых, сам факт ведения разведки по объекту должен перевести его силы и средства в соответствующую степень готовности. Группу будут просто "встречать".