Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация



Парашутки - парашютные шутки

Ветераны

Последние солдаты империи

Оценка обстановки была недолгой. БМД плавно вошли прямо в визжащую и ревущую толпу. Механики-водители превзошли сами себя - никто из обалдевших от безнаказанности "правоверных" не был намотан на траки боевых машин десанта.
По командам ротных десантура прыгала с брони прямо в ревущую толпу. Пожалуй, это больше щекочет нервы, чем прыжок с парашютом... "Ходу, пацаны!" Уже через несколько минут бойцам 5-й и 4-й рот удалось разрезать кипящую лавину надвое (в который раз пригодились приемы рукопашного боя)...



Воздушно-десантная техника

01.05.2009

Предельно малые высоты. Работы по десантированию грузов и военной техники из военно-транспортного самолета Ил-76 с предельно малых высот

Еще в начале Великой Отечественной войны беспарашютное сбрасывание с самолетов различных воинских грузов показало такие обнадеживающие результаты, что была выпущена специальная инструкция для армии по беспарашютному сбрасыванию грузов.

Очень многие грузы, требующиеся для обеспечения мощных военных операций в огромных количествах (некоторые виды оружия, боеприпасов, саперно-инженерного и медицинского имущества, провиант, обмундирование и т.п.), остаются пригодными для использования по прямому назначению после удара о землю со скоростью 50—70 м/с, будучи при этом упакованными самым простым и дешевым образом (в своей стандартной укупорке, дополненной простым или более плотным мешком). Это позволяет сбрасывать их с летящих самолетов без парашютов и других сложных и дорогих парашютно-десантных средств. Однако, естественно, не все грузы выдерживают приземление со столь высокой скоростью.

Самые первые опыты по беспарашютному десантированию были проведены еще за десять лет до начала Великой Отечественной войны. Впервые всерьез за идею беспарашютного десантирования грузов и людей взялся П.И. Гроховский с группой энтузиастов еще в начале 1930-х гг. — в конструкторском отделе НИИ ВВС, (с 1932 г. — ОКБ ВВС, с 1934 г. — Экспериментальный институт НКТП). Во второй половине 1930-х гг. воздушно-десантные войска росли количественно и качественно. Однако отсутствие транспортных самолетов заставляло создавать новую спецтехнику для перевозки тяжелых грузов и техники самолетами бомбардировочной авиации. В те предвоенные годы для транспортирования техники применяли специальные внешние грузовые подвески, при помощи которых техника и грузы крепились под фюзеляжем самолета-носителя. Были сконструированы подвески и для сброса перевозимого груза как с парашютом, так и без парашюта.

В октябре 1936 г. на Медвежьих озерах испытали систему беспарашютного сброса плавающего танка Т-37 прямо на воду. Специальную подвеску ТВД-2 для самолета ТБ-3 придумали в Академии механизации и моторизации РККА (5). Танк сбрасывали на озеро с высоты 5—6 м на скорости 160 км/ч. После касания поверхности воды машина прыгала 25—30 м. Опробовали три варианта амортизационных приспособлений. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили елового лапника для дополнительной амортизации) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае у амфибии промяло тонкобронное днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем случаях танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили. Тем не менее тема грузовых подвесок продолжала развиваться, однако уже в направлении парашютного десантирования грузов.

После окончания Второй мировой войны беспарашютное десантирование грузов практически не развивалось. Считалось, что для первой волны десанта вполне подойдут десантные планеры, которые способны бесшумно и точно доставить в нужное место людей, оружие и технику. Именно таким образом и действовали уже в начале войны немецкие десантники в Европе. К теме беспарашютного десантирования грузов и боевой техники вернулись вновь в середине 1960-х гг.

Материально-техническое обеспечение войск в районах ведения боевых действий, в которых отсутствуют подготовленные взлетно-посадочные площадки, всегда представляло и представляет серьезную проблему. Много лет применялся ряд методов доставки грузов по воздуху, включая обычное парашютное десантирование, а также высадку десантов. Каждый из этих методов был связан с решением своих собственных проблем, таких как подготовка площадок для приземления грузов или для посадки самолетов, выполнение трудоемких операций по погрузке грузов и укладке парашютных систем или снижение нагрузок на конструкцию самолета при выполнении посадки.

Проблемы, связанные с высадкой десанта, маневрированием самолета на земле и разгрузкой его на неподготовленных взлетно-посадочных полосах могут значительно ограничить зону охвата боевой операции, а также уменьшить ресурс и срок службы самолета.

Поэтому в Тактико-техническом задании ВВС на военно-транспортный самолет Ил-76 было указано, что «самолет должен обеспечивать десантирование воинских грузов и техники с предельно малых высот». Предельно малой высотой считается высота полета военно-транспортного самолета, когда расстояние между колесами выпущенного шасси и поверхностью площадки десантирования составляет порядка 3—5 м.

При рассмотрении материалов макетной комиссии по самолету в мае 1969 г. было записано: «К вопросу обеспечения десантирования воинских грузов и техники с предельно малых высот приступить после окончания Государственных испытаний самолета». И это было абсолютно правильным решением, поскольку необходимо было сначала создать самолет и научить его выполнять стандартные боевые задачи, а только потом перейти к более сложным вопросам, одним из которых является задача десантирования с предельно малых высот.

В сентябре 1979 г. ОКБ получило от ВВС техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию системы десантирования с предельно малых высот, в которое входили создание методики пилотирования самолета Ил-76 при десантировании, а также создание средств десантирования воинских (снабженческих) грузов и боевой техники с этих высот.

Методику пилотирования самолета разрабатывали в ОКБ им. С.В. Ильюшина, а средства десантирования создавались специалистами московского агрегатного завода «Универсал» и НИИ АУ.

Любой конструктор, приступая к разработке чего-то нового, всегда рассматривает, а что в этом вопросе существовало до него. В данном случае конструкторы ОКБ им. С.В. Ильюшина знали, что в 1960-х гг. большой комплекс работ по обеспечению десантирования с предельно малых высот выполнили американцы. По этому вопросу в периодической печати было довольно много сообщений и фотографий. Кроме того, здесь очень помогли упомянутые работы К.В. Грибовского, проведенные им в 30 ЦHИИ МО.

В США разработка систем десантирования грузов с малых высот началась в начале 1962 г. Испытательные сбросы были проведены на лед замерзших Канадских озер. Проверка систем проводилась на ряде учений, особенно во второй половине 1964 г. Американцы разработали три схемы маловысотного десантирования из военно-транспортных самолетов С-130 фирмы «Локхид».

Первая — это беспарашютный сброс грузов с помощью наземной тормозной установки — система GРES (Ground Рroximity Extraction Systems).

Вторая — система беспарашютного сброса с помощью вытяжного парашюта — система LAРES (Low-Altitude Рarachute Extraction Systems).

Третья — парашютная маловысотная система доставки грузов — система РLADS (Рarachute Low-Altitude Delivery Systems).

Американцы, используя эти схемы десантирования, обеспечили десантирование грузов массой до 7700 кг с высот полета самолета от 0 м (при применении системы GРES) до 4,5 м (система LAРES).

При десантировании грузов по схеме РLADS высота десантирования составляет порядка 60 м, но это уже парашютный метод сброса грузов и его можно применить даже на самолетах более тяжелого класса — типа С-141, С-5А или С-17.

Эти схемы десантирования неоднократно применялись во время различных учений воздушно-десантных подразделений и ВВС США, а также широко применялись во время войны в Южном Вьетнаме. Под эту программу было создано специальное подразделение в ВВС США — 109 Quar-termaster Company (Air Delivery). К примеру, только в сентябре—октябре 1967 г. оно доставило американским подразделениям, которые вели ожесточенные бои в районе Кхесань (Khe Sanh), 2883 т грузов (6).

Десантирование груза из самолета С-130А с использованием системы беспарашютного сброса с помощью вытяжного парашюта (система LAРES).

Десантирование груза из самолета С-130А с помощью наземной тормозной установки
(система GРES).

Поэтому, всесторонне изучив работы американцев, мы пришли к выводу, что наиболее предпочтительным со всех точек зрения, в том числе с точки зрения тактики применения самолета и автономности десантирования, является беспарашютный способ сброса грузов с помощью вытяжного парашюта, который у американцев идет под обозначением LAРES. Данный способ десантирования грузов был разработан командованием Тактической авиации США (TAD) и фирмой «Аэронаутикс Системз Дивижн» (Aeronautics Systems Division).

Помимо того что данный метод обладает достаточной надежностью, он может использоваться при наличии узких неподготовленных участков поверхности приземления грузов, таких как дороги, открытые луга, отлогие морские и речные берега и т.д.

Здесь необходимо отметить, что аналогичные работы были начаты в ОКБ О.К. Антонова. Кроме теоретических изысканий были выполнены несколько полетов по десантированию грузов из самолета Ан-12. Теперь же, после всестороннего изучения опыта американцев, специалистам авиационной промышленности нашей страны предстояла нелегкая задача создания собственной системы десантирования грузов и военной техники с предельно малых высот из самолета Ил-76. При этом, кроме разработки методики пилотирования самолета при низковысотном десантировании, необходимо было создать и свои, отечественные средства десантирования, так как стоящие в то время на вооружении наших воздушно-десантных войск средства десантирования для выполнения этих задач использовать было невозможно.

Десантирование груза из самолета Ан-12.

По результатам ранее проведенных работ самолет Ил-76 и средства десантирования позволяли выполнять парашютное десантирование грузов в диапазоне высот 300—4000 м. Для обеспечения скрытности полета к точке десантирования маршрутный полет разрешается выполнять на предельно низкой высоте, равной 100 м над рельефом местности, а затем перед сбросом грузов необходимо произвести набор высоты до 300 и более метров, что существенно повышает вероятность обнаружения самолета средствами противовоздушной обороны противника. Способ десантирования грузов с предельно малых высот позволяет повысить скрытность подхода самолета к точке десантирования, а также существенно увеличивает точность десантирования. Кроме того, данный способ снижает общую стоимость средств десантирования, так как при этом способе применяется только вытяжной парашют.

Специалисты ОКБ под руководством В.И. Егорова и В.В. Смирнова выполнили огромный объем теоретических изысканий и расчетов по определению устойчивости и управляемости самолета при выполнении десантирования грузов и техники с предельно малых высот. Эти расчеты определили принципиальную возможность выполнения таких полетов, но в то же время показали, что это будут достаточно сложные полеты и что они будут доступны летчикам весьма высокой квалификации при их высокой натренированности для выполнения этой задачи.

Не дожидаясь окончания создания средств десантирования, экипажем заслуженного летчика-испытателя СССР А.М. Тюрюмина на первом серийном самолете Ил-76 (СССР-76500) была выполнена серия испытательных полетов над взлетно-посадочной полосой по определению возможности пилотирования тяжелого военно-транспортного самолета. При этом самолет выполнял проходы над ВПП на высоте 2—7 м при скорости полета самолета 240—300 км/ч в течение 20—30 с. Результаты этих полетов целиком и полностью подтвердили расчетные данные, но одновременно показали необходимость установки дополнительного высотомера, который даст летчику возможность фиксировать высоту полета самолета в диапазоне менее 10 метров с очень большой точностью. По рекомендации экипажа, выполнявшего эти полеты, над приборной доской пилотов был установлен дополнительный радиовысотомер А-037, который позволил фиксировать высоту полета самолета от 0 м до 10 м с интервалом 1 м, причем диапазон высот от 0 м до 5 м был растянут до 2/3 круговой шкалы прибора.

Разработку средств десантирования на агрегатном заводе «Универсал» выполняли специалисты под руководством заместителя главного конструктора П.Р. Шевчука, начальника отдела Г.В. Петкуса и ведущего конструктора Ю.Н. Коровочкина, а в НИИ АУ — под руководством начальника отдела А.А. Белавского и ведущего конструктора Э.Д. Никонова. Расчеты, выполненные специалистами этих организаций, показали, что для десантирования грузов необходимо было создать вытяжную парашютную систему площадью 50 м2, которая должна обеспечить извлечение груза из самолета, соприкосновение его с поверхностью земли под определенным углом, исключающим его зарывание в поверхность площадки приземления, а также способствовать торможению груза при его движении по площадке приземления с созданием приемлемых перегрузок, обеспечивающих сохранность грузов.

В очень короткие сроки была создана однокупольная вытяжная парашютная система ПГПВ-50 (парашютная грузовая предельных высот) площадью 50 м2. Причем для десантирования воинских грузов достаточно было применять однокупольную вытяжную систему, а для десантирования боевой машины десанта БМД-1 с этих же высот требовалось использовать уже трехкупольную вытяжную систему с площадью каждого из парашютов также 50 м2 (ПГПВ-3-50).


Страница 2 - 2 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


Автор:  Николай ТАЛИКОВ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой