Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

МОЙ АФГАН: хронология войны

После разгрома баз мятежников в ходе Панджшерской операции, проведенной 40-й Армией весной 1981 года, основной поток снабжения бандформирований, а также их проникновение в Афганистан из баз и лагерей на территории Пакистана, переместились к югу и осуществлялись через горные проходы Первалкатал и Хостинский. Перед 56-й десантно-штурмовой бригадой поставлена задача перекрыть эти направления, и не допустить прохождение бандформирований и караванов. Данная задача являлась первым элементом, зарождением плана операции «ЗАВЕСА», начатой 40-й Армией только в 1984 году.



Воздушно-десантная техника

01.05.2009

Предельно малые высоты. Работы по десантированию грузов и военной техники из военно-транспортного самолета Ил-76 с предельно малых высот

И еще об одном моменте этой сложной, но перспективной работы. Летом 1984 г., по просьбе командующего воздушно-десантными войсками генерала армии В.Ф. Маргелова, была выполнена еще одна довольно интересная работа, которая явилась продолжением темы десантирования боевой техники с предельно малых высот. Командование ВДВ поставило задачу перед разработчиками обеспечить десантирование боевой машины десанта БМД-1 на водную поверхность реки или озера с использованием тех же средств десантирования, которые были разработаны для десантирования с предельно малых высот.

Десантирование БМД-1 на водную поверхность, ноябрь 1984г.
На этом испытании присутствовал В.Ф. Маргелов.

Такую задачу удалось решить, и в ноябре 1984 г. в присутствии В.Ф. Маргелова было выполнено десантирование боевой машины десанта на поверхность Псковского озера. Десантирование прошло успешно, самолет и средства десантирования сработали нормально. Но была допущена одна принципиальная ошибка, которая никак не могла быть определена при десантировании на поверхность земли. Отверстия для водометов, которые обеспечивают движение машины при преодолении водных преград, остались открытыми. В результате гидроудара при приводнении машины в трубах водометов возникли трещины, через которые вода прошла в корпус машины и она через некоторое время стала погружаться в озеро. Естественно, были предприняты все меры и ее тут же вытащили на берег.

Кинограмма десантирования БМД-1 на поверхность Псковского озера в ноябре 1984г.

Но в целом вопрос возможности десантирования боевой машины десанта БМД-1 на водную поверхность с предельно малых высот оказался решен.

В настоящее время способ десантирования грузов и военной техники с предельно малых высот находится на вооружении и военно-транспортной авиации, и воздушно-десантных войск нашей страны. В связи с улучшением экономического положения в Вооруженных Силах, будем надеяться, что этот способ десантирования будет чаще применяться при решении различных задач. И не только военного характера, а, например, для доставки грузов при оказании помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Десантирование грузов может проводить как ВВС, так и авиация МЧС.

Если говорить о периоде середины 1970-х — 1980-х гг. с точки зрения работ по самолету Ил-76, то его можно охарактеризовать как период максимальной отдачи коллективов предприятий и армии, участвовавших в работах по расширению боевых возможностей самолета при максимальном благожелательном отношении руководства страны и промышленности. За это время возросли возможности самолета по максимальной взлетной массе — появились модификации Ил-76Т, Ил-76М, Ил-76ТД и Ил-76МД. Разработан целый ряд модификаций самолета: самолеты-заправщики Ил-78 и Ил-78М, самолеты-лаборатории для подготовки космонавтов Ил-76К и Ил-76МДК, самолет Ил-76ТДП для тушения площадных пожаров, поисково-спасательный самолет Ил-76МДПС, самолет-лаборатория Ил-76МД «Скальпель-МТ» и ряд других самолетов специального назначения. Реализована очень интересная и крайне необходимая работа по защите самолетов от ракет ПЗРК.

Наряду с десантированием с предельно малых высот разработаны:

- десантирование грузов и военной техники способом ЦУГ, который позволил сократить длину площадки десантирования в 1,5 раза;

- десантирование в режиме набора высоты;

- десантирование грузов с применением парашютно-грузовых систем типа ПГС-500 (работа, которая не нашла применения в армии, но результаты которой с успехом и огромным экономическим эффектом применяют авиакомпании в различных регионах мира, в том числе и в Антарктиде при доставке грузов на внутриконтинентальную станцию «Восток»);

- десантирование грузов беспарашютным способом с различных высот, вплоть до 7000 м (применяется сегодня в основном в Африке при доставке продуктов питания);

- десантирование грузов в интересах космических программ («Венера-Галлея», «Буран», «Союз-ТМ»). Уникальные работы по теме «Буран» позволили 22 июля 1990 г. установить неофициальный (к сожалению) отечественный авиационный рекорд: при выполнении этой работы был десантирован груз массой 44600 кг!

Кроме того, сделаны теоретические обоснования по выполнению очень серьезной работы — десантирование по теме «Воздушный старт». Проведены и внедрены в войска работы по десантированию новой техники, которая пришла на вооружение в ВДВ.

Ведущим летчиком на всех этих работах был достойный ученик А.М. Тюрюмина — И.Р. Закиров (9).

Да, есть что вспомнить о том благодатном, с точки зрения и творчества, и возможности работать, периоде, когда все мы трудились во имя одной цели — усиления могущества нашей Родины. И, поверьте, это не громкие слова. Как писал Главнокомандующий ВВС в 1991—1998 гг. генерал армии П.С. Дейнекин: «Восьмидесятые годы останутся самым могущественным периодом в истории Военно-воздушных сил. Нас тогда во всем мире уважали, а в НАТО — боялись как огня». И очень удачно дополняют эту мысль слова командующего 16-й воздушной армии в 1988—1993 гг. генерал-полковника А.Ф. Тарасенко: «Мы никому не угрожали, но и никого не боялись!».

Примечания:

  1. Отец К.В. Грибовского — В.К. Грибовский (1899—1977) был в свое время военным летчиком, а затем известным советским авиаконструктором. Участник Гражданской войны. В 1921 г. закончил Егорьевскую теоретическую школу военных летчиков. В начале 1930-х гг. был начальником Московской школы летчиков Осоавиахима, а затем начальником и главным конструктором ОКБ планерного завода. Под его руководством созданы учебно-тренировочные планеры Г-2бис, Г-6, Г-7, Г-9, Г-13, первый в СССР гидропланер Г-12, спортивно-тренировочные самолеты Г-10, Г-14, Г-22, Г-23, Г-25. Hа самолетах и планерах В.К. Грибовского установлен ряд мировых рекордов.

  2. Кузнецов Эдуард Иванович, генерал-майор авиации (1978 г.), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1972 г.), Герой Советского Союза (1966 г.), лауреат Ленинской премии (1978 г.). С 1957 — на испытательской работе в ОКБ С.В. Ильюшина. Проводил летные испытания самолетов Ил-18, Ил-62. Впервые поднял в небо и провел летные испытания самолетов Ил-76 и Ил-86.

  3. Тюрюмин Александр Михайлович, Герой Советского Союза (1976 г.), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1974 г.), заслуженный мастер спорта СССР. С 1960 г. — на летно-испытательной работе в ГосНИИ ГА, затем — в ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провел испытания первого серийного Ил-76, принимал участие в испытаниях самолетов Ил-18 «Полоса», Ил-38, Ил-62, Ил-76, Ил-86. В 1981 г. на Ил-76 выполнил первое в СССР десантирование груза с предельно малой высоты.

  4. После увольнения в 1979 г. в запасгенерал-полковник авиации Георгий Николаевич Пакилев работал в ОКБ им. С.В. Ильюшина: сначала в должности ведущего инженера, а затем в должности начальника комплексного отдела по самолету Ил-76. Пользовался огромным авторитетом и уважением не только среди сотрудников предприятия, но и среди сотрудников смежных предприятий и эксплуатантов, сохранив уважение к себе в войсках.

  5. Устройство для подвески и сброса танка Т-37А было разработано в проектно-конструкторском секторе Научно-исследовательского отдела Академии механизации и моторизации под руководством начальника сектора военинженера 3-го ранга Ж.Я. Котина по предложению инженера А.Ф. Кравцева.

  6. В мае 1994 г. при испытаниях нового военно-транспортного самолета С-17 «Глоубмастер III» (Globemaster III) выполнена программа испытаний по определению устойчивости и безопасности самолета при десантировании грузов с предельно малых высот.

  7. Егутко Алексей Дмитриевич (г.р. 1927 г.) — работал в ОКБ С.В. Ильюшина с 1962 по 1991 г. в должности ведущего инженера по летным испытаниям десантно-транспортного, грузового и аварийно-спасательного оборудования самолетов марки «Ил». Внес существенный вклад в разработку и испытания указанного оборудования. Автор ряда изобретений. По его предложениям и замечаниям проведен большой комплекс работ по совершенствованию как оборудования самолета Ил-76, так и средств десантирования грузов и боевой техники.

  8. Близнюк Станислав Григорьевич — Заслуженный летчик-испытатель СССР (1980 г.), Герой Советского Союза (1990 г.), Лауреат Государственной премии РФ (2000 г.), с 1965 г. на испытательной работе в ОКБ С.В. Ильюшина. Проводил летные испытания самолетов Ил-18, Ил-20, Ил-38, Ил-62, Ил-86. Поднял в небо и провел летные испытания самолетов Ил-102, Ил-96-300 и Ил-96МО.

  9. Закиров Игорь Рауфович — Заслуженный летчик-испытатель СССР (1990 г.), Герой Российской Федерации (1994 г.), капитан запаса. С 1973 г. — на летно-испытательной работе в ОКБ (с 1993 г. — Авиационном комплексе) им. С.В. Илюшина. Провел летные испытания самолетов Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96 и Ил-114.

Статья предоставлена редакцией журнала "Техника и вооружение".

Фото предоставлены ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина».


Страница 7 - 7 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все

Автор:  Николай ТАЛИКОВ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой