[QUOTE]olegbear пишет За время службы самый трагический случай был в Казлухе. В карантине весна 1985 г., при прыжках с учебной вышки погиб парнишка из соседней роты. Вошел головой в землю(естественно до присяги). Все ПДСники были в растерянности, такое приземление было впервые, говорили они.[/QUOTE] Вероятная ситуация, у нас двое спецом внизу стояли и страховали приземляющегося с вышки и неповерите кто-то (фамилию не помню) призимлился таки на голову - хорошо подстраховали... так что ничего удивительного. ...
всем советую книгу знаменитого Александра Ильича Родимцева "Твои отечество сыны" в книге его жизненный путь от последних предвоенных дней и до Сталинграда.
Подобный случай имел место быть в Гайжунае зимой в начала 1987 (или конца 86г). Боец просвистел в болото и отделался легкой травмой. Случай этот уже был описан на этом форуме, т.ч. советую воспользоваться поиском. ;)
Стрелять в противогазе и ОЗК - стрелял,.. а вот с парашютом не прыгал (да и если честно, то и не слышал о подобных прыгах)... и по поводу статьи, - что-то я для себя так и не определил, воздушный десант был парашютным или посадочным??
Такие события надо не только помнить, но и внимательно изучать всем, кто связан с предупреждением и ликвидацией техногенных ЧС. Однако сегодня слово «Ионава», в отличие от слова «Припять», ничего не говорит не только обывателю, но даже большинству сотрудников МЧС. А зря!
20 марта 1989 года в 11.15 на производственном объединении «Азот» в городе Ионава, тогда еще Литовской ССР, произошла авария, до сих пор не имеющая аналога в мире по масштабам выброса АХОВ. То, что авария не переросла в масштабную трагедию с сотнями, а то и тысячами жертв — в большой степени вопрос везения. О тех событиях рассказывает их непосредственный участник, бывший в те годы заместителем начальника ВНИИ ГО, а ныне главный специалист Центра стратегических исследований МЧС России, полковник в отставке, доктор химических наук Владлен Платонович Малышев.
— Я узнал о случившемся от Николая Николаевича Долгина, заместителя начальника войск ГО СССР, вместе с которым 20 марта выехал в Литву в составе группы специалистов по ГО как эксперт-химик.
Что произошло? ПО «Азот» было одним из крупнейших в стране азотно-туковых комбинатов, выпускавших удобрения, в частности нитрофоску, в производстве которой используется аммиак. А хранили его тогда, как и на многих подобных предприятиях, в одном месте в огромных резервуарах. И вот в Ионаве такая емкость, заполненная 7000 тонн жидкого аммиака с температурой минус 340С, внезапно рванула. Наиболее вероятная причина — каверна в куполообразной крышке бака, образовавшаяся вследствие усталости металла или дефекта литья.
...Для мощной струи аммиака под давлением предохранительные клапаны оказались бесполезны, равно как и железобетонный заградительный стакан, в котором стоял резервуар. Оторванный от днища многотонный бак отлетел на 25 метров в сторону, сметя стакан, разрушив эстакаду с трубопроводами, в числе которых была «нитка» с природным газом. Неподалеку от хранилища аммиака стояла компрессорная установка с автоматическим факелом дожигания… СПРАВКА
Аммиак — бесцветный токсичный газ с характерным острым запахом. Предельная безопасная концентрация для человека в воздухе — 0,15 мг/л (пребывание не более 30 минут). Концентрации 0,3 мг/л и выше немедленно приносят острые отравления и, в зависимости от времени пребывания, смерть. Симптомы отравления аммиаком — раздражение слизистых оболочек глаз, дыхательных путей, кашель, кровавая мокрота, расстройство дыхания и кровообращения, психические и неврологические отклонения, потеря сознания, судороги, отек легких.
Что произошло дальше, наверное, не нужно объяснять. Столб огня, по словам очевидцев, взмыл на десятки метров ввысь. Пламя бушевало сначала только вокруг разрушенного хранилища, но каждую минуту готово было перекинуться дальше. А вокруг по всей территории комбината разливался парящий «морозный» аммиак. Настоящий ад! Площадь ядовитого озера составила 10 тысяч квадратных метров, глубина местами полметра. И люди, выскакивавшие из цехов под истошный вой аварийных сирен, были вынуждены бежать к выходу по колено в жидком аммиаке…
— Скажу сразу, — продолжает Владлен Платонович, — что трагические последствия аварии были минимальны из-за трех причин: грамотные действия дежурного диспетчера, наличие у подавляющего числа работников комбината надежных промышленных фильтрующих противогазов (марок КД и М) и, наконец, безветрие. В этот день погибли пять работников комбината — те, кто по каким-то причинам не имел при себе положенного техникой безопасности противогаза. Остальным 57 пострадавшим (и это тоже один из положительных уроков ЧС) уже через семь–десять минут после взрыва была оказана медицинская помощь двумя мобильными врачебно-сестринскими бригадами комбината. 42 пострадавших через час госпитализировали в больницы Ионавы, а потом Каунаса.
…На случай химической аварии на ПО «Азот» в Ионавском и республиканском штабах ГО существовал четкий план действий. Но четким, как выяснилось, он был не для всех.
Передав по внутренней связи экстренный аварийный сигнал «газы-аммиак», диспетчер комбината немедленно набрала номер дежурных АТС и ОВД г. Ионава и сообщила условный сигнал «аммиак-15». Увы, ионавская АТС была не вполне автоматической, и литовская телефонистка, взявшая трубку, отказалась передать сигнал начальству, так как не знала, что он значит. Подумала ли она, что звонят телефонные хулиганы, или просто вредничала, услышав взволнованную русскую речь (в Прибалтике уже вовсю шумели народные фронты), мы не знаем. Но часы начали отстукивать минуты промедления, которое могло стать преступным.
[IMG]http://www.himbat.ru/gallery/albums/userpics/10002/1688_2.jpg[/IMG] В советское время В.П. Малышев служил в химических войсках, испытывая химическое оружие на спецполигоне. Принимал участие в уничтожении трофейных химических боеприпасов, найденных в г. Барановичи в 1978 г., в ликвидации нескольких крупных техногенных аварий, в частности засекреченной тогда аварии 1982 г., когда МБР с неразорвавшимся ракетным топливом — гептилом, стартовавшая с космодрома Плесецк, упала в одной из деревень Архангельской области.
Всердцах диспетчер «Азота» позвонила в городской военкомат и передала открытым текстом информацию об аварии. Военком Ионавы сообщил о ЧС выше — в республиканский военный комиссариат в Вильнюсе, откуда весть о случившемся поползла по телефонным проводам в республиканский, а затем уже и в городской штаб ГО Ионавы.
На эту телефонную эпопею ушло 25 минут. Метеорологическая обстановка была тогда еще не известна. Если бы ветер дул на город, жилые массивы которого отделяло от комбината открытое четырехкилометровое пространство, то ядовитое облако за это время успело бы накрыть 40-тысячную Ионаву. Последствия были бы катастрофическими!
К счастью для всех, день выдался солнечным и безветренным, и пары аммиака с конвективным потоком поначалу беспрепятственно поднимались в верхние слои атмосферы.
Впрочем, вздыхать с облегчением было еще рано.
— Уже через несколько минут после возгорания бойцы противопожарной службы объекта приступили к тушению, — рассказывает В.П. Малышев. — Сработали они отлично. Тушили водой, которая легко соединяется с жидким аммиаком, снижая испарение. Так была нейтрализована часть ядовитого озера. Но дальше случилось вот что. Неподалеку от злополучного аммиачного резервуара располагалось хранилище нитрофоски, где находилось 24 000 тонн удобрения. Почему так много? В сезон внесения удобрений в почву нитрофоска со склада объединения вывозилась прямо на поля, таким образом Агропром экономил деньги на строительстве дополнительных хранилищ.
Надо сказать, — продолжает Владлен Платонович, — что нитрофоска самовозгорается при хранении в результате местного перегрева. Для этого бывает достаточно и 400С. А тут рядом полыхает пожар! И хранилище загорелось.
Горит нитрофоска, выделяя очень вредную смесь аммиака, окислов азота и соляной кислоты. Поскольку в ее состав входит и горючее и окислитель, пожар самоподдерживается, и простая изоляция хранилища от атмосферного кислорода бесполезна. Для ликвидации пожара нужно было вылить на склад такое количество воды, чтобы ею пропиталась вся гора мешков с нитрофоской. На это ушло четыре дня. 21 марта, упав в горящее удобрение, погиб пожарный, став шестой жертвой этой аварии. Седьмой и последней жертвой был работник комбината из числа госпитализированных 20 марта.
Но тогда этого никто еще не знал. Ядовитое облако продуктов разложения нитрофоски стояло над комбинатом, постепенно увеличиваясь в размерах. И каждую минуту с возникновением ветра грозило пойти на город, соединившись с облаком продолжавшего испаряться аммиака.
При этом возникла серьезная экологическая проблема утилизации вытекающей со склада ядовитой пульпы — смеси брандспойтной воды и удобрения. А еще нужно было куда-то девать с территории завода аммиачное озеро…
Все эти проблемы пришлось решать одновременно. Республиканский и местные штабы ГО после первоначальной заминки быстро опомнились и как организаторы сработали весьма эффективно.
На комбинат приехали ведомственные газоспасатели Минхимпрома, эксперты химических войск СССР, большой отряд пожарных МВД СССР и Литвы. Задействовали воинские части Прибалтийского военного округа и невоенизированные формирования ГО. Было создано несколько оперативных групп управления ликвидации последствий аварии, объединенных координационным центром во главе с Н.Н. Долгиным и министром химической промышленности Н.М. Ольшанским.
Все это было на другой день, а к вечеру 20 марта обстановка вокруг «Азота» начала обостряться…
Продолжение следует.[/QUOTE]
Цитата("Начхим")Катастрофы конца XX века. Владимиров В.А. (Ред.) 1998.
В книге рассказывается о ряде катастроф, имевших место на территории СССР и Российской Федерации во второй половине 1980-х и 1990-х годов. Описаны чрезвычайные ситуации, обусловленные катастрофическими природными явлениями и крупными авариями, общий ход работ по их ликвидации.
Авария на производственном объединении "Азот" в г. Ионава (1989 г.)
1. Общая характеристика производственного объединения "Азот" 2. Динамика химической обстановки и возможные причины аварии 3. Действия органов управления и сил гражданской обороны по ликвидации последствий аварии Оповещение производственного персонала и населения Организация и ведение разведки в зоне химического заражения~ Организация управления Защита производственного персонала и населения от АХОВ~ Ликвидация последствий аварии Медицинская помощь пострадавшим~ Защита животных и растений Водоохранные мероприятия~ 4. Уроки, вытекающие из опыта ликвидации последствий аварии[/QUOTE]
к сказаному,.. - от себя добавлю:
1. с объемом я действительно мог напутать 2. ветерок был, но не сильный и постоянный, спасибо тем, кто при строительстве учел розу ветров, т.к. облако смещалось не в сторону жд станции Гайжюнай (ветерок дул от туда) не на г. Ионаву (слева) не на наши в/ч и городок Рукла (справа), а на леса, да и еще, день не был солнечным. 3. нитрофоска была, и белый фосфор был (вот что он там делал я не знаю) пожарных не видел, и что они там тушили - не знаю, а вот то, что на следующий день после разведки (л-нт Гурнов и ... вот точно не помню, или с-нт Шеховцов (более вероятно) или ст. с-нт Лизюра) тушили взрывами и с вертолетов знаю точно. 4. первое время ГО бездействовало, а вот когда обстановка стабилизировалась, вот тогда и наехало множество проверяющих, разных начальников и генералов. .... .... а вообще, мне собственно и не удивительно, что о химиках ВДВ дислоцировавшихся в 2-4км от эпицентра аварии и не вспоминают. Уже тогда, после аварии о нас тут-же забыли, и небыло ни наград, ни поощрений даже тем, кто ходил на разведку в эпицентр аварии... а лавры все достались прапору из местной ГО, которого мы за время аварии ни разу и не видили ;)
[QUOTE]"Валера"-(85) пишет [QUOTE]mixal пишет "Валера"-(85), в смысле вернулся? Из армии или так в отпуск приехал? :D[/QUOTE] В смысле что в отпуск и то что я попал в ВДВ. Прошол почти целый год. [/QUOTE] Молоток! Как служба??
[QUOTE]andpower пишет ТОчно помню, что выброска на одном заходе в Гайжюнае была 19.5 сек. Получается - приблизительно 0.5 сек. на брата. ;)[/QUOTE] ага! значет не у меня одного в мозгу засело! :) да и годы службы те же! ;)
[B]салават[/B] - зайди в эту темку [URL=http://desantura.ru/forums/index.php?showtopic=3023&st=15&hl=]http://desantura.ru/forums/index.php?showt...=3023&st=15&hl=[/URL][URL=http://desantura.ru/forums/index.php?showtopic=3023&st=15&hl=]http://desantura.ru/forums/index.php?showt...=3023&st=15&hl=[/URL]
будет время - стукни в личку, фамилия Вершинин у нас где-то мелькала... правда я курок химроты осень 88го- весна 89го ;)
[QUOTE]Voland пишет прочитал и страшно стало самому. Вот если об этом десанте сделать фильм... страшно :([/QUOTE] ага, ты еще представь, что это будет за фильм если его снимет гвардии кавалерист Федя Бондарчук... :( наверное после высадки выжевет всего один, которого возьмут в плен и весь фильм будут таскать из лагеря в лагерь (включая и советские) ... :(
Личное ИМХО (как простого зрителя) после просмотра фильма: [B]Главное - фильм НЕ НАШ. [/B] Учился Федя явно не у Папы, а в голливуде. ...печально... Скажу больше, утверждать, что фильм основан на реальных событиях, равносильно тому же, что и сказать, будто ВМВ выиграли пиндосы да еще и в гордом одиночестве... Короче - меня НЕ ВСТАВИЛО. Более того, возникло ощущение, что фильм склеен из какой-то солянки голливудских заготовок... нет ни целости образов героев фильма, ни их души (несмотря на все потуги)... а жаль. ...
[QUOTE]хохол пишет [QUOTE]skiff пишет было дело с ИЛ-76 - кидали в два потока в двери. ощущения - самое оно! ;) 4 потока только для боевых и на супер показухах, если не ошибаюсь, при боевых в 4 потока на потери сразу списывалось 25 процентов л/с (скорее всего под потерями подразумевались 200е и 300е)[/QUOTE] мне инструктор по парашютному спорту говорил что при массовых учениях когда десантировались в 4 потока списывалось 5%...
Вот ту читал ребята многие прыгают до прибора... а ведь это может привести к печальным последствиям раскрытие по прибору всегда считалось аварийным или я не прав? [/QUOTE] 1. я так понимаю, что подобных нормативов просто не существует, а цифры озвучиваются или сказанные командирами или товарищами по службе. 2. не сравнивайте гражданские и военные прыги, - это как минимум не корректно.
И обратка танком и напалм (от этого напалма, потом руки неделю отмывал) и напалмовая полоса, все это было, вот только чем обкатывали ни как не вспомню... железяка и железяка... мы ж прибежали, быстренько обкатались и убежали... упомнишь тут... :(