Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Полковые школы снайперов


Поделитесь с друзьями:

Страницы: 1 2 3 4 5 След.
RSS
Полковые школы снайперов, ваше мнение.
 
Тема начата по предложению beerrat, материалы с "Солдат Удачи" №6 (129) июнь 2005.

Вот первая часть статьи

Люди старшего поколения, прошедшие службу в рядах Советской Армии, хорошо помнят времена, когда подготовка специалистов для частей происходила в так называемых полковых школах, В этой практике был один несомненный плюс - командование частей понимало, что обучало специалистов непосредственно для своих подразделений, а потому относилось к организации этого процесса со всей серьезностью.

Сегодня мы публикуем письмо, которое предлагает по-новому взглянуть на данную проблему.

Здравствуйте, редакция «Солдата удачи».
Хотелось бы высказаться по поводу подготовки снайперов в войсках. Тема эта часто обсуждается в журнале — значит, вопрос актуальный.
Хороших снайперов в частях недостаточно. Хоть и существуют в армии учебные центры, они физически не в состоянии подготовить необходимое количество кадров. Что же сегодня можно (и нужно) предпринять, чтобы дать в войска достаточное количество
классных специалистов? Ответ очевиден - надо обучать их непосредственно в частях. Но вот здесь-то и начинаются проблемы.

Добрые (и, наверное, умные) дяди в высоких штабах без устали пишут многочисленные директивы, приказы и инструкции, призванные облегчить жизнь Ваньке-взводному, хотят научить его всему, что необходимо в работе. Но после того, как эти директивы проходят сверху вниз через многочисленные инстанции военной «вертикали власти», все «разумное, доброе, вечное» из них выхолащивается и эффект получается совсем обратный. Приведу конкретный пример. Рассказ пойдет о том, как обычно проходили сборы снайперов у нас в полку.

Один-единственный офицер назначался руководить сборами снайперов мотострелкового полка (вместо положенных пяти офицеров и одного прапорщика). Ему об этом сообщалось уже в ходе этих самых сборов {хорошо, если в первый день). Он сразу же подвергался жесткой критике за то, что... план-конспекты и расписание занятий не были подготовлены за две недели до их проведения, и за отсутствие учебно-материальной базы (УМБ).
 
Тут необходимо отметить, что у него в подразделении (рота связи) по штату снайперов нет, соответственно и снайперской УМБ взяться неоткуда. А на сборы он назначен за свои былые спортивные заслуги в пулевой стрельбе и за то, что лучше всех других младших офицеров полка (и большинства старших офицеров) разбирается в предмете и горит желанием работать именно со снайперами. Офицер этот — лейтенант-двухгодичник, отслуживший к тому моменту пять месяцев в полку (это для тех, кто любит ругать качество подготовки офицеров на военных кафедрах гражданских вузов).

Начинается формирование УМБ с миру по нитке. Ни от кого из командования полка или из управления батальонов никакой помощи, естественно, не было. Даже наоборот. Отношение к сборам было такое, как будто снайперов готовят не для полка, а для незаконных вооруженных формирований. Помогали только женщины из библиотеки — похоже, единственные, кто искренне переживал за боеготовность части.

Единственное учебное пособие, которое удалось найти, — Наставление по стрелковому делу (НСД) по АК и ПК. НСД по СВД, - оказывается, большой раритет, и достать его за все время так и не удалось. Необходимая для занятий информация добывалась в различных военных журналах, в том числе и в «Солдате удачи», а также в Интернете. Немного позже в книжном магазине попалась пара неплохих изданий. И это - все.

Добросовестный офицер, желающий все-таки дать какие-то знания бойцам за отведенное время сборов (полк ведь боевой - может пригодиться), вынужден был по ночам писать эти самые планы-конспекты и расписания, а днем проводить занятия. А если требовалось провести стрельбы, то надо было день потратить, бегая по кабинетам и подписывая соответствующие приказы. Естественно, занятиями при этом приходилось жертвовать. Бюрократия ведь важнее.

Кроме того, никто не снимал с него ответственности за его собственное штатное подразделение, которому он тоже должен был уделять внимание и соответственно время. Из-за нехватки офицеров в части он еще ходил в наряды (хотя во время сборов и не должен этого делать). А бойцов со сборов командование полка часто забирало на различные хозработы, опять же мотивируя это нехваткой людей (хорошо, если один взвод оставят). Из всего, о чем написано в директивах, командование помнило лишь о ежедневных двух часах ночных занятий и требовало их проводить обязательно. (Это и понятно: по ночам ведь хозработ обычно не бывает, значит, бойцы оказывались "свободными".)

Вот такое отношение было у нас в полку к подготовке снайперов.

Думаю, в других частях ситуация складывалась примерно такая же. Хотя, когда приезжали какие-то проверяющие начальники или телевидение, все вдруг вспоминали о сборах, начиналась беготня, суета, и создавалась видимость кипучей деятельности. Как-то раз зимой выдали даже новенькие маскхалаты и разгрузки, но сразу после съемок, естественно, отобрали.

И тем не менее занятия и стрельбы все-таки проводились.     Хотя, конечно,   не   на  таком высоком    уровне,    как могло бы быть, если бы командование не вмешивалось в процесс. Большинство бойцов горело желанием «учиться военному делу настоящим образом», а некоторые из них даже показывали очень неплохие результаты. Но, кроме руководителя сборов, это абсолютно никому не было нужно и интересно.

Теперь конкретно о том, как, по моему мнению, должна проводиться подготовка снайперов непосредственно в частях. Естественно, для Минобороны это не станет руководством к действию, но, может, кому-нибудь из читателей журнала будет интересно, и он выскажет свое мнение по этому поводу.

Прежде чем решать, как и к чему готовить снайперов, необходимо сначала определить, как и кем они будут использоваться в боевой обстановке, и очертить круг решаемых ими задач.

Считаю, что всех снайперов в батальоне целесообразно собрать в один взвод. Потому что, если их распылить по ротам (снайперское отделение в роте) и тем более по взводам (снайперская пара во взводе), никто не будет всерьез учитывать особенности и нюансы их боевой подготовки, и от других солдат они будут отличаться только вооружением (СВД вместо АК), но не какими-то особыми знаниями, навыками и умением.

Поскольку в боевой обстановке снайпер будет много времени проводить, наблюдая за передним краем противника, а иногда даже действуя в его ближайшем тылу, то имеет смысл, помимо его основных обязанностей, возложить на него также функции разведчика.

Снайпер-разведчик иногда может обнаружить цель, которую не в состоянии уничтожить самостоятельно, но которую нельзя оставить без внимания: колонна противника на марше, скопление бронетехники, артиллерия на огневой позиции и т.д. и т.п. Значит, ему надо уметь вызывать и наводить огонь полковой артиллерии и минометной батареи своего батальона. Соответственно он должен уметь обращаться с радиостанцией (и быть оснащен ею).

Взвод состоит из управления (2 человека) и трех снайперско-разведывательных отделений (по 6 человек в каждом). Командир взвода -старший инструктор (лейтенант/старший лейтенант), его заместитель -инструктор  (сержант-контрактник). Весь личный состав разбит на пары, то есть во взводе 10 пар. В
каждой паре один военнослужащий выполняет непосредственно функции снайпера, а второй обеспечивает этот процесс. То есть прикрывает снайпера, помогает определять дальность до цели и т.д.
 
Соответственно первый вооружен СВД, а второй - АК с ГП. Дополнительное вооружение пары: пистолет-пулемет (у первого) и пистолет (у второго), оборудованные приборами бесшумной и беспламенной стрельбы. В каждой паре хотя бы одна радиостанция (естественно, не Р-159, а что-нибудь поменьше и полегче), ночной прицел и лазерный дальномер. В ходе выполнения задачи бойцы могут меняться ролями и оружием. Это должно учитываться при их обучении.

Итак, во взводе 20 человек личного состава, из них один офицер и четыре сержанта. 10 снайперских винтовок, 10 автоматов с подствольниками, 10 пистолетов-пулеметов, 10 пистолетов, 10 радиостанций, 10 дальномеров и 10 «ночников».

Взвод может действовать в полном составе самостоятельно, в интересах командира батальона, или придаваться для усиления ротам - в каждую роту по отделению. Далее, отделение, в свою очередь, может попарно передаваться взводам. Или взвод в полном составе может придаваться одной из рот, смотря по обстановке. Желательно в мирное время закрепить за каждым взводом свою пару снайперов-разведчиков, которые будут придаваться взводу в случае необходимости.

Теперь о том, кто и как будет проводить первоначальное обучение снайперов-разведчиков.
В полку должна быть своя небольшая снайперская школя со своим штатом инструкторов и преподавателей. В штат должны быть включены офицер-артиллерист, офицер-разведчик и офицер-связист. Желательно наличие одного прапорщика (старшины), водителя, медика, повара, минометного расчета (с 82-мм минометом 2Б14) и полигонной команды — нескольких солдат-срочников. Начальник школы (капитан/майор) несет полную ответственность за качество подготовки снайперов-разведчиков в полку.

Откуда брать кадры для школы? Офицеры: артиллеристы, разведчики, связисты — это выпускники соответствующих военных вузов. Командиры снайперско-разведывательных взводов — это офицеры, прошедшие подготовку в снайперских учебных центрах или выпускники соответствующих факультетов (если они будут созданы) военных вузов. Из них в дальнейшем вырастают начальники школ. Солдаты-срочники из состава снайперско-разведывательных взводов (СРВ), по окончании срока службы изъявившие желание подписать контракт, назначаются на должности заместителей командиров СРВ и командиров отделений СРВ.

Школа представляет собой полевой лагерь, который находится за пределами пункта постоянной дислокации, по возможности в таком месте, ландшафт которого аналогичен тому, где предполагается вести боевые действия. В идеале там должны быть горы, поле, лес, водоем и какое-нибудь заброшенное здание, чтобы можно было отрабатывать различные задачи, в том числе со стрельбой. Вблизи лагеря не должно быть никаких населенных пунктов и дорог, за исключением, естественно, той, что ведет в лагерь.

Как только новобранцы прибывают в часть, они попадают в руки психологов. При изучении молодого пополнения психологи должны «брать на карандаш» наиболее подходящих с психологической точки зрения (тип характера, уровень IQ и т.д.) кандидатов и сообщать о них начальнику школы.

В дальнейшем начальник школы отбирает кандидатов из тех, кто предложены психологом уже по своим критериям: наличие стрелкового опыта (охотники, спортсмены), желание самого кандидата, уровень физической подготовки и т.д. Начальнику школы должно быть предоставлено приоритетное право отбора кандидатов, то есть он первым из командиров подразделений отбирает для себя людей, а все остальные — после него.
 
Как только кандидаты отобраны, из них формируется учебный взвод и начинается обучение. Заметьте, что все бойцы во взводе одного призыва - это исключает неуставные взаимоотношения.

Период обучения будущих снайперов в полку, имеющем в своем составе три мотострелковых батальона, длится пять месяцев. Почему именно пять? Потому что школа должна полностью удовлетворять потребность полка в снайперах. То есть в каждом батальоне постоянно должен быть полностью укомплектованный и обученный взвод. Для этого в течение периода службы солдата-срочника школа должна выпустить четыре взвода. И пять месяцев - это максимальный срок, который можно отвести на обучение одного взвода.

Таким образом, к моменту увольнения в запас личного состава снайперско-разведывательного взвода, например, первого мотострелкового батальона, в этот батальон приходит из школы новый взвод. Происходит торжественная церемония смены поколений, и счастливые «дембеля» садятся на паровоз, а не менее счастливые «слоны» приступают к службе.

Приведенная схема иллюстрирует временной график работы школы. Ось X - это период службы солдата-срочника, который, как правило, составляет 24 месяца минус 20 дней отпуска. Ось У отражает деятельность школы: либо идет обучение взвода для одного из батальонов, либо сотрудники школы находятся в отпуске. Из схемы видно, что с момента начала обучения одного учебного взвода для 1-го мсб до конца обучения следующего учебного взвода для того же 1-го мсб проходят те самые 24 месяца минус 20 дней.

Например. В часть прибыло пополнение. Из него отобрали людей в учебный взвод, и 1 декабря (точка начала отсчета на графике) с началом зимнего периода обучения начинается учебный процесс во взводе, предназначенном в 1-й мсб. Обучение длится 5 месяцев: с 1 декабря по 30 апреля. Затем взвод отправляется в батальон, а руководство школы в течение недели занимается восстановлением и усовершенствованием учебно-материальной базы. После этого сотрудники школы могут отправляться в отпуск продолжительностью до месяца (с учетом времени на дорогу).

В июне начинается летний период обучения. Из молодого пополнения набран новый учебный взвод уже для 2-го мсб, и 8 июня начинаются занятия в школе. Через 5 месяцев, 8 ноября, этот взвод, завершив обучение, убывает в батальон. До начала занятий со следующей группой (1 декабря) остается чуть больше трех недель. Это время используется руководством школы для восстановления и усовершенствования учебно-материальной базы, а военнослужащие, не догулявшие свой отпуск летом, могут наверстать упущенное.

Во время обучения учебного взвода ранее выпущенные в батальоны снайперско-разведывательные взводы тоже не бездельничают - с ними занятия проводят их командиры. И эти взводы, а также разведрота полка и лучшая (по уровню боевой подготовки) мотострелковая рота могут выступать в роли противника при обучении «школьников».

На заключительном этапе обучения каждого учебного взвода на базе снайперской школы проводятся сборы снайперов полка. Проводятся они в виде соревнований четырех команд: учебного взвода и трех снайперско-разведывательных взводов. Победители отправляются на аналогичные соревнования в дивизии. Если победят и там, то едут на армейские соревнования и т.д. Эти соревнования (дивизионные и армейские) желательно проводить в период «затишья» — с 8 ноября по 1 декабря, чтобы не отвлекать бойцов и командиров, привлекаемых на соревнования, от учебного процесса. Соревнования эти, помимо выявления сильнейших, будут нести и другую не менее важную функцию: лучшие специалисты будут перенимать друг у друга наиболее эффективные методики обучения, делиться опытом, демонстрировать какие-то свои разработки и т.д.

Профессия снайпера, казалось бы, самая военная профессия, на самом деле с тяжело вписывается в скрипучий армейский механизм: Как любая творческая работа не терпит вмешательств  извне. Поэтому инициатива здесь должна идти снизу, инструкции должны нести только рекомендательный характер. Для военного человека это звучит дико, поскольку любая проверяющая комиссия   будет смотреть,  в первую  очередь,  на то, как исполняются инструкции и приказы, а не на то, каких успехов добились   обучаемые,  забывая  о том, что инструкции - это средство,   а   не   цель. Впрочем,   чтобы доказать,   что   и члены  комиссий не зря свой хлеб едят, они в любом случае будут изо всех сил искать, к чему придраться.

Любое вмешательство вышестоящего командования в учебный процесс должно быть сведено к минимуму, поскольку приносит больше вреда, чем пользы. А единственным критерием оценки успешности работы снайперской школы должен быть уровень профессиональной подготовки ее выпускников, а не то, какого цвета камушками выложены дорожки в школе.
 
:P
 Не плохие результаты давала подготовка на сборах в 234 полку (Псков) перед второй Чечнёй. Руководил учебным процессом хороший гражданский дядька с солидным отытом стрельбы, да и командование болело за дело.
  За основу полковой школы можно взять опыт курсов выстрел, если Вам интересно можете туда прокатиться.
  По проведению итоговых проверок - соревнований даже между различными ведомствами есть в Общевойсковой академии ВС РФ.
От подчинённого необходимо требовать правильного уяснения задачи и предоставлять ему право самому решать как её выполнить!
 
Цитата
об 960  пишет
За основу полковой школы можно взять опыт курсов выстрел, если Вам интересно можете туда прокатиться.
  По проведению итоговых проверок - соревнований даже между различными ведомствами есть в Общевойсковой академии ВС РФ.
"Выстрел" за основу - это замечательно. Осталось узнать, где взять ПОЛК Обеспечения Учебного Процесса. И в Академии БОУП присутствует.
Родина прикажет - танки полетят!
 
... н-да-а, не очень понравилась эта тема народу ...

... попробую высказать СВОИ мысли...

1. Это уже где-то было...... по-моему, в Штатах.
2. Снайпер - не самая военная специальность. Творческая - да, необычная - да. Снайпер - это самая специфическая специальность, кто видел противника через оптический прицел, тот меня поймёт.
3. Не нужна конкретно снайперу рация. Если ты в группе, то связь нужна только с группой, есть командир, он разберётся со связью. Если ты в "самостоятельном плавании", то и так "делов полно", отвелекаясь, можно поставить под угрозу выполнение ближайшей задачи. Так-что рация - лишний груз.
4. Работа в паре - это полезно, однозначно так и делали фашисты, так делают амеры, даже чехи в большинстве своём. У нас - кому как повезёт, лично мне нравится в одиночку.
Бесшумное оружие тоже нормально (только дорого) и, в основном, - это лишнее (в зависимости от задачи, конечно).
Винтовки не только СВД, необходимо во взводе иметь и оружие мощнее (ОСВ-96, АСВК), винтовки для использования совместно с шумоподавляющими приборами СВУ, например.
5. Полигон. Для простого "оттачивания" достаточно одной готовой площадки, как описано, но для серьёзной подготовки необходимы выезды на "пикник". В СпН знают, что это такое.
По командной и бюрократической организации я не советчик. А так, что надумал, написал. Удачи.
Никто, кроме нас!
 
Полковая школа при современной безответственности за подготовку специалистов - это хорошо. Но отдельная полковая школа для снайперов с полигоном и штатом специалистов - это здорово, но нерентабельно. В ВДВ снайперы в штатах парашютно-десантных рот отсутствуют. В Афгане у меня в роте было 4 винтовки (2 СВД и 2 Мосина). Погоды во время боевых они не делали. В Чечне СВД были трофейные и после расформирования остались от рот огневой поддержки. Погоды они также не делали. Необходимость снайперов не отрицаю, но это штучный товар. Взвод снайперов в мсб? При определенных условиях - да. Но это можно обеспечить сосредоточением необходимого количества снайперов за счет вышестоящих организаций. А вообще хотелось бы пожелать не впадать в маниловщину. Помните монолог о раках по 3 и по 5. :D
Мы в любые шагали дали
 
Гы! Либо автор статьи меня любимого читает, либо организация и смысл снайперских подразделений лежит на поверхности.
В общем-то с основной мыслью следует согласится. Однако, для отечественной специфики, как мне теперь кажется, более подходит организация снайперской роты в полку/бригаде с приданием ей функций как боевого так и учебного подразделения. Т.е. такая рота могла бы включать в себя 3-4 боевых и 1-2 учебных взвода. Боевые взводы, при этом, ЗАРАНЕЕ (что важно) распределены для усиления батальонов полка/бригады. Такая ротная структура смогла бы и дать офицерам-снайперам определённую возможность карьерного роста (комвзвода, замкомроты, комроты).
Никакой особой учебной базы для снайперов и не надо - это чай не танковый полк которому вынь да полож и стрельбовые директрисы, и полигоны, и хранилища БТ и пр. и пр.

ЕАБ
А где тут маниловщина? Организация снайперских рот ил если хотите взводов, и школ НЕ ТРЕБУЕТ серьёзных капитальных затрат. Скажите уж прямо - вы НЕДООЦЕНИВАЕТЕ роль снайперов в современном бою. То что они в Афгане у нас погоды не делали говорит о недостаточной их подготовки и неправильности применения. Мне например известны и др. случае, обратные вашему мнению.
Война, это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает!
(С) Старшина Васьков из к/ф "А зори здесь тихие…"
 
Цитата
Рядовой-К  пишет
Гы! Либо автор статьи меня любимого читает, либо организация и смысл снайперских подразделений лежит на поверхности.
В общем-то с основной мыслью следует согласится. Однако, для отечественной специфики, как мне теперь кажется, более подходит организация снайперской роты в полку/бригаде с приданием ей функций как боевого так и учебного подразделения. Т.е. такая рота могла бы включать в себя 3-4 боевых и 1-2 учебных взвода. Боевые взводы, при этом, ЗАРАНЕЕ (что важно) распределены для усиления батальонов полка/бригады. Такая ротная структура смогла бы и дать офицерам-снайперам определённую возможность карьерного роста (комвзвода, замкомроты, комроты).
Никакой особой учебной базы для снайперов и не надо - это чай не танковый полк которому вынь да полож и стрельбовые директрисы, и полигоны, и хранилища БТ и пр. и пр.

ЕАБ
А где тут маниловщина? Организация снайперских рот ил если хотите взводов, и школ НЕ ТРЕБУЕТ серьёзных капитальных затрат. Скажите уж прямо - вы НЕДООЦЕНИВАЕТЕ роль снайперов в современном бою. То что они в Афгане у нас погоды не делали говорит о недостаточной их подготовки и неправильности применения. Мне например известны и др. случае, обратные вашему мнению.
Такие роты снайперов уже больше года, находяться в штате механизированных бригад ВС Украины.
 
Цитата
Рядовой-К  пишет
Скажите уж прямо - вы НЕДООЦЕНИВАЕТЕ роль снайперов в современном бою. То что они в Афгане у нас погоды не делали говорит о недостаточной их подготовки и неправильности применения.
ЕАБ, а Вы не задумывались над тем, как Ваш командир использовал снайперов? И были ли стрелки снайперами? Снайпер в группе - это огромный козырь, по опыту знаю.

Меня в 84-м на@бнули, торчал в ста метрах от вертушки около часа, от духов отбивался. Прилетела подмога, там в группе снайпер БЫЛ. За три минуты он располовинил десяток душманов. Мало? Вы взводом столько из-за укрытия огнем не выкурите.
Под пальцем горит гашетка,
Я вышел и вижу цели,
Пытаясь увидеть метки,
Но нервы мои на пределе

Подбит и иду домой,
Потерянный в настоящем,
А в сердце останется мой
Несгораемый чёрный ящик
 
MYR
Цитата

Такие роты снайперов уже больше года, находяться в штате механизированных бригад ВС Украины.
Полтора года как - не меньше. И правильно сделали. Хоть на какой-то результат можно надеться...
Война, это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает!
(С) Старшина Васьков из к/ф "А зори здесь тихие…"
 
<offtopic>



</offtopic>
Под пальцем горит гашетка,
Я вышел и вижу цели,
Пытаясь увидеть метки,
Но нервы мои на пределе

Подбит и иду домой,
Потерянный в настоящем,
А в сердце останется мой
Несгораемый чёрный ящик
 
Цитата
Рядовой-К  пишет
ЕАБ
А где тут маниловщина? Организация снайперских рот ил если хотите взводов, и школ НЕ ТРЕБУЕТ серьёзных капитальных затрат. Скажите уж прямо - вы НЕДООЦЕНИВАЕТЕ роль снайперов в современном бою. То что они в Афгане у нас погоды не делали говорит о недостаточной их подготовки и неправильности применения. Мне например известны и др. случае, обратные вашему мнению.
Уважаемый! Я в Афгане был ротным, а не начальником управления боевой подготовки СВ. Кроме того, из опыта ВОв, роль снайперов была высока в обороне (Сталинград - расцвет снайперского искусства).
  А по поводу маниловщины, не знаю как на Украине, а в ВС РФ огромный некомплект офицеров звена взвод-батальон, и хроническое недофинансирование.
Мы в любые шагали дали
 
Цитата
Ведомый  пишет
ЕАБ, а Вы не задумывались над тем, как Ваш командир использовал снайперов? И были ли стрелки снайперами? Снайпер в группе - это огромный козырь, по опыту знаю.

Меня в 84-м на@бнули, торчал в ста метрах от вертушки около часа, от духов отбивался. Прилетела подмога, там в группе снайпер БЫЛ. За три минуты он располовинил десяток душманов. Мало? Вы взводом столько из-за укрытия огнем не выкурите.
Я в таких случаях использовал снайперскую стрельбу артиллерии. На мой взгляд - это гораздо эффективнее.
 Я не отрицаю роль снайпера в бою, но ещё раз призываю не сыпать перца в борщ половником.
Мы в любые шагали дали
 
Цитата
MYR  пишет
Такие роты снайперов уже больше года, находяться в штате механизированных бригад ВС Украины.
А кто-нибудь может дать оценку практическому применению роты снайперов в составе мехбригады?
 На сколько я понимаю, такое подразделение самостоятельно бой не ведет, а придается боевым подразделениям. Есть ли какие данные о применение таких рот в ходе тактических учений с боевой стрельбой?
Мы в любые шагали дали
 
Цитата
ЕАБ  пишет
Цитата
MYR  пишет
Такие роты снайперов уже больше года, находяться в штате механизированных бригад ВС Украины.
А кто-нибудь может дать оценку практическому применению роты снайперов в составе мехбригады?
 На сколько я понимаю, такое подразделение самостоятельно бой не ведет, а придается боевым подразделениям. Есть ли какие данные о применение таких рот в ходе тактических учений с боевой стрельбой?
Всегда мечтал командовать такой ротой снайперов :)
Посудите сами.
Должность капитанская.
Упр роты - старшина, 2 водителя.
Два взвода - в каждом, КВ, два отделения по 4 снайпера.
Итого - 22 человека.
Техника - 2 Урал-4320, транспортный и строевой.

И самое хорошое, что в роте, всего одна специальность - снайпер.
И ненадо ломать голову, как в обычной роте, где и стрелки, и грнатометчики, и наводчики-операторы.........


Может придаваться, может вести самостоятельные действия, как в составе отделений, так и пар.
Данных по применению в тактических учениях нет, да я и не интересовался. Попробую уточнить.
 
ЕАБ
"Всё хреново" говорите? Да. Хреново. Но это не отменяет необходимости что-то делать. Хватит плакаться по потерянной имперской силе - сами просрали, сами виноваты. Надо танцевать от того что есть находя и те выгоды что появились сейчас.
А почему бы не формировать снайперские роты из пиджаков-офицеров?

MYR
Это на сколько я понимаю штат мирного времени? Слабоват он что-то... Я, например, исхожу из того что надо иметь снайперскую пару на каждый пех. взвод + резерв.
Война, это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает!
(С) Старшина Васьков из к/ф "А зори здесь тихие…"
 
Насчёт малой эффективности снайперов - это полный бред. Опытный снайпер в ряде случаев может просто господствовать на поле боя, особенно при работе на больших дистанциях и при отсутствии у противника тяжёлого вооружения. Кстати, по этому поводу в "Солдате удачи" приводился случай, когда в Афгане, в районе Пули-Хумри один снайпер заняв выгодную подицию полдня удерживал ДВА БАТАЛЬОНА (!!!) 149 МСП. Как пишет автор, кончилось это тем, что бойцы буквально на руках подняли на гору БМП-2, которая огнём своей 30-мм пушки размазала снайпера по камням. Вот что такое настоящий снайпер.
А по поводу подготовки снайперов в войсках, т.к. всё это можно огранизовать на самом низовом уровне, вплоть до роты, было бы желание. Я, например, случайно получил из молодого пополнения 2-х солдат, которые до службы занимались (как и я сам) стрелковым спортом по "Бегущему кабану" и решил, на свой страх и риск подготовить в своей роте снайперское отделение. Все были против (кроме начштаба батальона), а я всё равно снимал их с занятий и организовывал учебные стрельбы, сам руководя учебным процессом. К этим двум ещё присоединил 4-х человек, которые подавали надежды и через 4 месяца получил настоящее снайперское отделение (только винтовок СВД не хватало) и твёрдо знал, что в случае чего, мои ребята зря патрона не потратят (на 300 метров попадали в голову ростовой фигуры 100% пуль, даже на 600 метров пробовал обучать, но здесь было ещё куда расти). Так что никакой маниловщины! Кто хочет добиться результата - добьётся. А плохому танцору, как известно всё время что-то мешает...
И ещё. Не было у меня возможности научить солдат стрелять из крупнокалиберной винтовки (12,7-14,5 мм), т.к. не было таковой нигде в окрестностях, а как бы здорово было ещё и крупняк освоить. Мне приятель рассказывал (который воевал в Боснии в качестве русского добровольца с 1993 по 1995 гг), что группа русских добровольцев "Царские волки" завалила из крупнокалиберной снайперской винтовки зависший вертолёт мусликов, попав ему в двигатель с дистанции в 750 метров! Вот это работа!
 
Попасть не сложно в "мишень", сложнее оказаться в ситуации, когда Вам дадут оказаться с необходимым оружием на необходимом рубеже. Вы сами пишите, что делали всё на свой страх и риск, винтовок (СВД, не супер-пупер) - не хватало... Но Вы уверены... В чём? В том, что Ваших ребят в один день могли раскидать, не глядя на их подготовку, по разным должностям, где им (механик -водитель "шишиги"), как штатное оружие "шайтан-трубу" дадут? Или что те, кто был не "ЗА" Ваших занятий с ребятами, резко прозреют?
Дело в том, что нет в войсках единой системы подготовки и использования. А обученный Вами солдат без практики быстро утратит навыки.... Ежедневно военнослужащих распределяют по должностям не по ВУСу, а по наличию должностей в штатном расписании подразделения.
Родина прикажет - танки полетят!
 
Интересно посмотреть, хотя бы вкратце примерную программу подготовки снайперов (темы, кол-во часов, учебно-материальная база). Или такой не существует? Может кто-то сам составлял подобную программу?
Чужой земли не надо нам ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим![/COLOR]
 
Считаю снайпер-необходимая боевая еденица в войсках,тем более в ВДВ.К примеру "держать" площадку приземления.К сожалению в мою срочную(1986-88) нас специально для ведения снайперской стрелбы почти не тренировали (хотя служил в роте снайперов).Все срельбы были почти индентичными с упражнениями для АКС.Не понимал и до сих пор не понимаю,как снайпер,должен был перемещаться бегом по "полю боя" с СВД на перевес и стрелять с рубежей огня?Как?Это же не его "работа"!Самым эфективным обучением была пристрелка.Вот это было и интересно и полезно.Но пристрелку выполнял взводный,я как замок и кто-то из солдат("кто мог белке в глаз попасть")Видимо поэтому в Афгане наши снайпера и  брали АКС а не СВД.Контратник,Прапорщик,Офицер-снайпер-ДА!Срочник-для выевления потенциала,с дольнейшим контрактом.
Надеюсь за время с моей службы всё изменилось.Хотя бы упражнения на стрельбах.
Сила и честь
 
Цитата
SergantPils  пишет
Видимо поэтому в Афгане наши снайпера и  брали АКС а не СВД.Контратник,Прапорщик,Офицер-снайпер-ДА!Срочник-для выевления потенциала,с дольнейшим контрактом.
Надеюсь за время с моей службы всё изменилось.Хотя бы упражнения на стрельбах.
Надежды юношей питают.. (чьё изречение - не помню... У Ломоносова - "науки юношей питают..." )

К сожалению, как следует из начальной статьи о полковой школе, мы (ВС РФ) продолжаем жить не по Ломоносову.... :(
Родина прикажет - танки полетят!
 
Я дембельнулся всего 3 года назад и вот что скажу,как бегали с СВД по рубежам,так и продолжают это делать.Ни о каких спец.занятиях речи и не шло!
 
Статью недавно читал про учебную роту снайперов в СибВО. Грустно. Заметьте - "Красная звезда".

У снайпера пуля – не дура
Подполковник Тарас РУДЫК.
Фото Владимира СУЛЬЖЕНКО.

Его фигура окутана ореолом таинственности. Само поведение этого человека в определенных условиях чем-то напоминает повадки хищного зверя: скрытный, расчетливый, хладнокровный и необыкновенно терпеливый. Затаившись днем или ночью в болоте или лощине, а в принципе где угодно, он может ждать час, два, пять, десять часов, пока не увидит жертву. Его боятся гранатометчики и пулеметчики, расчеты ПТУРСов и радиолокационных станций, артиллерийские корректировщики... Его боятся все. Потому что в его руках винтовка с оптическим прицелом. Он снайпер.

В любом виде боевых действий снайпер – фигура особенная. И порой действительно его опасаются больше, чем организованного огня бронемашин или ударов артиллерии. Так, от огня танковых пушек можно укрыться хотя бы потому, что видишь, откуда они стреляют. А человек с винтовкой с оптическим прицелом невидим, он сеет страх, панику, парализует волю. Потому что хорошо подготовленный снайпер, как правило, не делает два выстрела по одной цели. Почти всегда его первый выстрел – это смерть. Во время ведения боевых действий в городе стрелок, вооруженный снайперской винтовкой, может держать под прицелом целую улицу. Такое не раз бывало еще во время первой чеченской кампании при штурме Грозного, взятии различных населенных пунктов. Не зря потом наши мотострелковые роты в Чечне стали комплектоваться отделениями снайперов.
    В некоторых армиях стран, входящих в блок НАТО, искусству меткой стрельбы обучают в специальных школах и учебных центрах. Занятия проводятся не только на оборудованных стрельбищах, но и с использованием лазерных стрелковых комплексов и тренажеров. Например, школы снайперов-разведчиков имеются при каждой мотопехотной дивизии армии США. Срок обучения в них 11 недель. Только за год одна такая школа проводит четыре выпуска по 40 специалистов.
    Ладно, это у них. А у нас?
    Искусство меткой стрельбы специально подготовленных воинов издавна практиковалось в боях и сражениях Русской армии. Так, в 1790 году при штурме крепости Измаил по приказу Александра Суворова отдельные группы отборных стрелков уничтожали солдат неприятеля, препятствующих штурмующим взбираться по лестницам на крепостные стены. В изданных в 1818 году штабом 1-й армии «Правилах рассыпного строя» предписывалось иметь специально обученных воинов, «доведенных преимущественно перед прочими до высшей степени совершенства искусства стрельбы в цель».
    Снайперское движение получило широкий размах в годы Великой Отечественной войны. Только в боях за Сталинград снайперы 62-й армии истребили более 6 тысяч гитлеровцев. Любителям военной истории знакомы фамилии прославленных снайперов – Зайцева, Смолячкова, Пчелинцева, Поливановой, Ковшовой, Голиченкова, Добрик. Например, на счету Героя Советского Союза Василия Зайцева 248 уничтоженных фашистов.
    В Великую Отечественную войну в нашей стране были созданы школы снайперов. В послевоенное время их упразднили и на должности снайперов назначали воинов, прослуживших год. Привлекали наиболее подготовленных солдат, которые, до того как взять в руки СВД, выполняли из автомата или пулемета все упражнения курса стрельб на «отлично». Через некоторое время этой специальности стали учить воинов, прослуживших полгода. Их объединяли в учебные группы и проводили месячные сборы. Позже аналогичные сборы в частях проходили каждое учебное полугодие, и в них участвовали все снайперы независимо от срока их службы.
    Сегодня есть школа снайперов в подмосковном городе Солнечногорске. Учат там хорошо, курсанты занимаются на базе ЦСКА с использованием специальных программ и компьютерного оборудования, а также на объектах учебного центра Общевойсковой академии ВС РФ. Выпускников этой школы в основном распределяют в части СКВО и подразделения специального назначения, причем различных силовых структур. Во всяком случае в Сибирский военный округ они не попадают. А созданная несколько лет тому назад в Учебном центре СибВО учебная рота снайперов не в состоянии удовлетворить потребности всех частей в этих специалистах.
    Одно время из каждого соединения Вооруженных Сил направлялись по два офицера на курсы снайперов, которые функционировали в солнечногорской школе. Окончивших курсы привлекали у себя на местах для проведения сборов, обучения воинов. К сожалению, сейчас офицеры за таким опытом никуда не ездят. Поэтому с недавних пор снайперов стали готовить в учебных батальонах при частях постоянной готовности. Есть такой батальон и в мотострелковом полку, которым командует подполковник Дмитрий Макаров. В учебном взводе снайперов, где командиром капитан Евгений Мельков, 27 курсантов. Их обучают не только взводный, но и его заместитель сержант Денис Вербицкий и командиры отделений младшие сержанты Александр Кравченко и Алексей Буераков.
    С подчиненными капитана Мелькова я встретился на полигоне. На одном из участков войскового стрельбища они занимались огневой подготовкой. Курсанты, что меня очень огорчило, стреляли плохо. Согласитесь, слова «снайпер» и «двойка», «неудовлетворительно» не увязываются по смыслу. Однако именно такие оценки получили рядовые Дмитрий Волков, Зандан Эрдынеев, другие воины.
    Если бы стреляли новобранцы, то на этих результатах можно было бы и не акцентировать внимания. После месяца общевойсковой подготовки курсанты занимались по специальности уже больше двух месяцев. Пора бы научиться стрелять. Почему же не умеют? Причин тому несколько.
    Во-первых, не каждый солдат годится для освоения данной специальности. При проведении профессионального отбора в учебный взвод снайперов должны направляться в первую очередь юноши, занимавшиеся до службы в армии стрелковым спортом, а также бывшие охотники. Я спросил у капитана Мелькова и его подчиненных, есть ли во взводе такие. Оказалось, что нет. Офицеры могли определить в этот взвод и тех солдат, кто на первом занятии по огневой подготовке, выполняя начальное упражнение из автомата, показал отличную и при этом, что особенно важно, кучную стрельбу.
    Уже давно военными психологами разработаны профессиограммы многих военных специальностей. У снайпера на фоне других качеств должны ярко доминировать сенсорные процессы – восприятие, ощущение и мышление. В своей классификации военные психологи отнесли данную специальность к разряду сенсорно-гностических. Что конкретно подразумевается под этим научным названием? А то, что снайпер должен обладать отличным зрением и слухом, быстротой мышления и реакцией на движущийся объект. Такой воин также должен иметь отличную зрительную память и правильный глазомер, точную координацию рук, быть эмоционально устойчивым, терпеливым и хладнокровным, собранным и сообразительным. Ну и, конечно, не обойтись ему без отличных физических качеств: умения плавать, быстро бегать и передвигаться на лыжах. Ведь в боевых условиях придется действовать не только в составе подразделения, но и самостоятельно. Но едва ли не во всех подразделениях не только этого полка, но и других частей СибВО нет лыж. Нонсенс: солдаты в Сибири без лыж. Сегодняшнее поколение защитников Отечества может только из документальной хроники, исторической и художественной литературы узнать о знаменитых рейдах сибирских лыжных батальонов в тыл противника в годы Великой Отечественной войны. Теперь даже не все молодые офицеры знают, что есть боевые приемы на лыжах. Сегодня на необъятных просторах Сибирского военного округа вы вряд ли услышите: «Сибиряк – значит, лыжник», «Лыжи – крылья воина-сибиряка». Но лучше продолжим разговор о снайперах.
    Во-вторых, важно, кто учит. Мягко говоря, при всей добросовестности капитана Мелькова и его сержантов их методическая и профессиональная подготовка в снайперском деле вызывает сомнения. Впрочем, они и сами в этом честно сознаются.
    - Меня еще самого нужно учить стрелять из СВД, - признавался командир учебного взвода снайперов. – Точно так же и моих сержантов.
    Капитан Мельков нигде специально стрельбе из СВД не учился, никаких школ и курсов по данному профилю не проходил. По окончании в 2001 году Дальневосточного военного института он, как и почти все лейтенанты – выпускники этого вуза, был назначен на должность командира мотострелкового взвода. Через два года Евгений принял командование гранатометным взводом (АГС-17), затем возглавил такой же взвод, но только учебный. Какое-то время прививал молодым воинам навыки ведения огня из ручных противотанковых гранатометов РПГ-7. И вот уже несколько месяцев он учит курсантов стрелять из снайперской винтовки.
    Не находите ли все эти перемещения молодого офицера по службе по меньшей мере бессистемными? Допустим, даже если у Мелькова были какие-то проблемы по службе, совершенно не понятно, зачем его нужно было перемещать из одного взвода в другой со сменой боевых специальностей?
    Младшие командиры тоже нигде стрельбе из СВД не учились. Замкомвзвода сержант Денис Вербицкий раньше приобретал навыки разведчика. Командир отделения младший сержант Александр Кравченко, до того как попасть в наставники снайперов, учился на связиста, а младший сержант Алексей Буераков – на наводчика пулемета Калашникова.
    В-третьих, для того чтобы учить, нужна материально-техническая база.
    – У нас нет снайперского снаряжения, нет стрелковых тренажеров, – с огорчением констатировал заместитель командира Ленинградско-Павловской мотострелковой дивизии полковник Андрей Лысенко.
    – Нет учебных винтовок СВД для отработки норматива по разборке и сборке оружия, нет специальной литературы, учебных видеофильмов, зимних и летних маскировочных халатов и прочей снайперской амуниции, – продолжал рисовать печальную картину капитан Мельков. – Нет элементарного, без чего в принципе обучение невозможно, – Наставления по стрельбе из СВД. Было одно такое наставление, но куда-то исчезло. Все, что у нас есть, – два плаката по изучению устройства снайперской винтовки и прицела.
    Нелишне будет напомнить отцам-командирам о позабытом и растерянном опыте подготовки снайперов. Раньше для этого привлекали спортсменов СКА СибВО. В свое время я был на таком сборе и видел, сколь умело и доходчиво мастера спорта по пулевой стрельбе прапорщики Анатолий Остапук и Андрей Селиванов передают секреты меткого огня воинам. Помню, мне тогда солдаты сказали, что эти прапорщики, если сильно захотят, могут из винтовки Драгунова на довольно приличном расстоянии положить пулю в пулю.
    За умением стрелять – десятки секретов, о которых даже не подозревают те из воинов, чей срок службы заканчивается. Не знают о некоторых нюансах меткого огня из СВД, автоматов, пулеметов и офицеры. Например, всем известно, что выстрел сопровождается резкой отдачей оружия. Некоторые воины, зная об этой отдаче, непроизвольно противодействуют ей перед очередным выстрелом, и отдельные мышцы рефлекторно сокращаются. В результате руки стрелка, его плечи в ожидании выстрела вздрагивают или сдвигаются. В итоге смещается точка прицеливания и следует закономерный промах. Как научить снайпера учитывать непроизвольную реакцию организма на ожидаемую отдачу винтовки при стрельбе?
    Если воин знает, что при нажатии на спусковой крючок выстрела не последует, то он и «не защищается» от отдачи. Поэтому те же спортсмены СКА отучали многих солдат от так называемых дерганий, снаряжая магазин боевыми патронами вперемешку с учебными. Например, семь холостых и три боевых, при этом стрелок не знает, в какой последовательности они снаряжены в магазин. Снайпер нажимал на спусковой крючок, но выстрела не следовало, и инструктор замечал, какое движение обучаемого сбило наводку орудия. Он указывал стреляющему, в чем его ошибка, что нужно контролировать, например, плечо, голову или левую руку. В дальнейшем под наблюдением инструктора усилием воли стрелок контролировал свои движения.
    Особое внимание – теоретической подготовке. Есть вопросы, без знания которых снайперу не обойтись. Например, на каком расстоянии пуля со стальным сердечником пробивает каску, бронежилет или определенной толщины кирпичную кладку. Снайпер должен знать превышения средних траекторий над линией прицеливания оптического прицела при стрельбе, характеристики рассеивания пуль при ведении огня в зависимости от дальности до целей и их высоты. А сколько секретов при изготовке, прикладке, прицеливании, спуске курка и удержания оружия при ведении огня! Словом, меткая стрельба – искусство настойчивых и терпеливых.
    Известно, что учеба после «учебки» не заканчивается. После контрольной проверки за полугодие подчиненных капитана Мелькова распределят по подразделениям полка. Кто в дальнейшем с ними будет заниматься? Командиры взводов или, может, сержанты? По словам начальника отдела боевой подготовки крупнейшего общевойскового объединения СибВО полковника Александра Макеева, командир мотострелкового взвода отвечает за профессиональную подготовку всех своих подчиненных – снайперов, гранатометчиков, пулеметчиков, наводчиков ПК, механиков-водителей боевой техники. И в целом в военном деле взводный – универсал, «профессор», но в снайперском отнюдь не авторитет. А о сержантах, прослуживших по полгода или год, вообще говорить не приходится. Не решат эту проблему, понятно, и спортсмены СКА. Откуда им знать такие вопросы, как действия снайпера в составе группы в разведке, засаде, при преследовании «противника», в боевом охранении, головной походной заставе, при прорыве «противником» обороны? Как должен действовать снайпер в наступательных уличных боях? Как ему стрелять в метель, в условиях дымовых завес или против солнца? Что делать в дуэли с вражеским снайпером? Вопросов множество, а все это – особая наука.
    Кто же все-таки занимается со снайперами по окончании ими таких вот учебных подразделений, где, как вы убедились, готовят подопечных слабо? Кто их учит в дальнейшем, когда батальоны постоянной боевой готовности выезжают для занятий на полигон? Обычно кто-то из заместителей командира батальона. А он разве самый искусный стрелок в подразделении?
    – Подготовкой снайперов должны заниматься специально подготовленные для этого люди, инструкторы, – убежденно заключил полковник Макеев. – Потому что специальность снайпера специфическая, требующая к обучению личного состава особых подходов, большого опыта. А такие инструкторы в общевойсковых частях, в том числе в частях постоянной готовности, не предусмотрены штатами. Ни в мотострелковой дивизии, ни в бригаде, ни в полку, ни в батальоне, ни в роте нет должностного лица, которое бы персонально отвечало за подготовку снайперов. Такие люди, полагаю, нужны, и это проблема армейского масштаба. Подготовка снайперов не какой-нибудь факультатив или ускоренные курсы, а целенаправленная сосредоточенная работа профессионалов, специально для этого подобранных. Есть же такие в частях спецназа.
    Аналогичного мнения придерживается заместитель командира Ленинградско-Павловской мотострелковой дивизии.
    – Можно подсчитать: в мотострелковом полку постоянной готовности более 50 снайперов, – говорил полковник Лысенко. – А это значит, что для такого количества специалистов должно быть как минимум два инструктора. Вообще пора поднять престиж снайпера как специалиста. Например, почему бы эту должность не сделать сержантской и не назначать на нее воинов контрактной службы?
    – Снайперскому делу должен обучать специально подготовленный для этого офицер, прапорщик или контрактник, – подтвердил командир мотострелкового батальона постоянной готовности майор Рафаэль Насыбулин. – Когда я учился в военной академии, видел, как обучают в школе снайперов в Солнечногорске. Остались очень памятные впечатления. Многие мне не верят, когда говорю, что офицеры-инструкторы этой школы с расстояния в 200 метров попадают из снайперской винтовки в подушечку жвачки «Дирол».
    У нас имеется хороший не только фронтовой, но и послевоенный опыт подготовки снайперов. Грамотно и жестко это дело было поставлено в бытность министром обороны Г.К. Жукова. Снайперов учили, не подстилая им под живот с ласковыми словами плащ-палатку, как сейчас, чтобы они, не замарав военной формы, с одного рубежа долбили по двум неподвижным мишеням. И так изо дня в день. В буквальном смысле курсантов выводили в чистое поле и давали команду на обнаружение и поражение целей. Обучение длилось восемь месяцев, причем последние из них бойцы в основном стреляли по движущимся целям. При этом расстояние до мишеней курсанты определяли только на глаз.
    Печальный вывод: подверженные, наверное, на генетичеcком уровне русскому «авось», мы по-прежнему не извлекаем полезных уроков из военной истории, не учимся ни на чужих, ни на своих ошибках.
    Неприятно и спустя многие десятилетия вспоминать советско-финскую войну с ее неоправданно большими потерями, но именно в ней нам преподнесли жестокие, тяжелые уроки чужие снайперы. Тогда наши командиры впервые столкнулись с так называемыми «кукушками», поскольку финны стреляли с деревьев и перекликались друг с другом птичьими голосами. Боевая тактика «кукушек» отличалась нестандартностью, коварством, для них не существовало таких понятий, как тыл или фронт. Подойти к «гнезду» снайпера тоже было не так просто, потому что подступы к нему минировались.
    А сколько проколов было в Чечне! Например, знакомый «трюк»: боевик-снайпер, ранив нашего бойца, потом расстреливал тех, кто, движимый благородными порывами войскового товарищества, пытался эвакуировать сослуживца с поля боя.
    …Покидал полигон я со смешанными чувствами, в которых преобладали горечь и обида. На соседнем участке войскового стрельбища занимались уже не курсанты учебного взвода снайперов, а воины одной из мотострелковых рот этого полка постоянной готовности. Увидев солдата со снайперской винтовкой, направился к нему.
    – Рядовой Кара-Оол, – представился солдат-тувинец.
    – Вы где-то учились на снайпера? – спросил я у него.
    – Нет, в прошлом году окончил военную школу поваров, но когда приехал в полк, то мне сказали, что плов и борщ я варить не буду, а буду стрелять из снайперской винтовки. Так и стал снайпером.
    – Ну и как, попадаешь? – поинтересовался я, осматривая в прицел СВД ближайшие окрестности.
    – Не очень… По-разному… Лучше бы борщ варил.
    Негоже забывать уроки, оплаченные кровью. Кто их забывает, тот в военное время получает возмездие. Уверен: в каждом полку можно вырастить стрелков, способных первым выстрелом попасть в винтовочную гильзу с расстояния 50 метров, как это делают инструкторы солнечногорской школы снайперов. И надо их растить, если мы всерьез думаем о профессиональной армии.

http://www.redstar.ru/2005/06/25_06/2_01.html
 
Даже матом ругаться нет охоты...
Больше всего понравилось про распределение в СКВО, это куда? Если в Чечено-Лягушатию, то там контрабасы, а если нет, то хоть в КДВО, толку от снайпера там, по распорядку мирного времени.
Кстати, а с какого боку в гильзу с 50 метров стало геройством из весла попадать? Я в детстве из калача с 50 м. карандаш перешыбал. И это не считалось чем то....
Родина прикажет - танки полетят!
 
Добрый день!
По снайперскому обучению есть книга Героя советского союза, В. Зайцева, служившего снайпером в ВОВ (41-45г.г.). Есть много толковых советов.
Пример:
" При обучении молодых снайперов рано или поздно наступает боевая практика в реальных боевых условиях. Главные враги молодого снайпера - чрезмерная эмоциональность и повышенное самомнение. Каждый из нас, взявшись за какое-то ремесло, через две-три недели уверен, что знает вое. Случайно выпавшая удача снижает способность критически мыслить. В состоянии эйфории от победы теряется осторожность. Совсем недавно в одной из горячих точек молодой снайпер-стажер удачно "свалил" снайпера на сопредельной стороне. Перед этим этот стажер долго и терпеливо наблюдал за предварительно вычисленной позицией противника и наконец-таки дождался, пока солнце не высветило прижавшийся к разбитому дымоходу бесформенный черно-бурый силуэт. После выстрела этот силуэт с кучей тряпья на нем рухнул вниз, а винтовка осталась на дымоходе, зацепившись ремнем за острые обломки. Все выглядело, как в американском кинобоевике. Стажер с очень довольной физиономией радостно завопил:
"Здорово я его достал!" Забыв про осторожность, он встал с винтовкой, но его наставник резко дернул этого салагу к себе, за угол. В стену, где только что стоял молодой снайпер, ударила пуля. Убитый снайпер был с напарником..."

Удачи!
 
Простите, а как эта книга называется?
"За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера" я знаю только одну его книгу, но относился к ней как к белетристике. Или Вы о чём то другом?
Родина прикажет - танки полетят!
 
Уважаемый beerrat, Вы совершенно правы.
Но, относиться к этой книге как полностью к белетристике, уж извините.
Но я не буду на эту тему долго и подробно дискутировать, так как я не снайпер, и могу судить только в той мере, в какой принимал участие в прикрытии нашего снайпера в чечне.
А указанную книгу я читал для понятия образов героев написанного рассказа "Охотник" на сайте ветеранов локальных войн www.artofwar.ru.

Удачи!
 
Прошу простить за флуд, но стало интересно.

Вы привели цитату, указав, что "...книга Героя советского союза, В. Зайцева, служившего снайпером в ВОВ (41-45г.г.). Есть много толковых советов.
Пример: ..."

Дальше посла цитата, которая взята не из книги Зайцева, а откуда то ещё. Если Вы хотите процитировать, то напишите автора или не указывайте вовсе. А то живописание СТОЯЩЕГО (если лежал, то почему "рухнул" или скатился?)  (и долго он так будет за дымоходом (кстати, это что?, труба на крыше? ) стоять?) снайпера на позиции, в "горячей точке" и ссылка на Зайцева были перебором.... :)

Мнение Пивного Крыса может подвергаться сомнению.... :)
Родина прикажет - танки полетят!
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)




Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой