Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация



Парашутки - парашютные шутки

Ветераны

Началось все с трагедии

Вскоре наш батальон определили, как десантируемый парашютным способом, пришлось делать переукладку парашютов: ночью, при минус 10, при свете фар «Уралов» и ураганном ветре. Меня, как хорошо знавшего технику, определили старшим группы в Ан-22 «Антей». Любопытно, что у меня, лейтенанта, целый подполковник был в подчинении! Согласно уставу, все войска обеспечения подчиняются десанту. И командир корабля, подполковник, тоже. Вот он мне и докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет к вылету готов». Борт был загружен сверх всяких нормативов: семь боевых машин десанта разных модификаций. Между ними зашвартованы ящики с боеприпасами, сухими пайками...



Страницы истории

28.10.2004

Десантно-штурмовые войска СССР

От автора

В данной статье, автор постарался просуммировать свои знания по десантно-штурмовым частям Советской Армии и, кратко сформулировав, выложить их для всеобщего обозрения и изучения. Сразу же оговорюсь, что данное исследование не является окончательным. Прежде всего, это связано с тем, что до сих пор нет ни одной официальной открытой (т.е. не секретной) публикации по истории ДШВ, их боевому составу, не говоря уже об их организационно-штатных структурах, способах и методах боевого применения и т.п. Всё что вы здесь прочтёте, было собрано натурально по крупицам, из множества различных источников – в подавляющем большинстве работа базируется на основе опросов ветеранов ДШВ, людей с ними соприкасавшимися по роду службы, а также ряда официальных документов.
Поэтому, прошу судить меня строго, но по справедливости ибо "...аще где в книге сей грубостию моей пропись или небрежением писано, молю Вас: не зазрите моему окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не ангел Божий, но человек грешен и зело исполнен неведения ...".

Автор выражает огромную признательность всем, кто ему помог, предоставив свою память, и потратил время на ответы.
Автор будет благодарен всем, кто выскажет своё мнение о статье, укажет на неточности, неправильности или наоборот, сможет подтвердить авторский анализ (без которого было не обойтись).

Ниже представлена третья редакция статьи.

Содержание

  1. О СУЩНОСТИ ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТОВ.
  2. ПРЕДЫСТОРИЯ.
  3. ПРОБНЫЙ ШАГ.
    • У капиталистов.
    • У нас.
  4. ИДЕЯ ПРОКЛАДЫВАЕТ СЕБЕ ДОРОГУ.
    • "Объёмники"
    • Новая волна.
    • Подчинённость.
    • Комплектование.
    • Обмундирование и снаряжение.
  5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ.
    • Оргструктура 11, 13 и 21 одшбр на 1970-е гг.
    • Оргструктура 23, 35 гв., 36, 37, 38 гв, 39, 40, 57, 58 и 128 одшбр на 1979-88гг.
    • Оргструктура 11, 13 и 21 одшбр на 1979-88гг.
    • Оргструктура 11, 13, 21, 23, 35 гв., 36, 37, 38 гв, 40, 56 гв., 83 овдбр на 1990-91гг.
    • Оргструктура 224 УЦ на 1990-91гг.
  6. ВЕРТОЛЁТЫ - ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА.
    • Количество.
    • Качество
  7. ИТОГИ.
    • Бригады и полки в период 1988-91гг
    • Отдельные батальоны в период 1988-91гг.

"… Природа войны может оказывать существенное влияние на соотношение различных родов войск."
К. Клаузевиц, "О войне"

О СУЩНОСТИ ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТОВ

Момент появление идеи воздушных десантов, как засылки воинских формирований в тыл противника по воздуху возникла не известно когда. Однако, долгое время она носила строго фантастический характер и только в годы Первой мировой войны, смогла получила хоть какой-то материальный базис в виде создания воздушного транспортного средства – самолёта-аэроплана. И если сначала, идея носила исключительно диверсионно-разведывательный характер, то вскоре, в связи с бурным развитием авиации в годы войны, с созданием достаточно надёжных и вместительных воздушных судов, стала приобретать более масштабный вид логический приведший к митчеловской идее высадки в тылу германских войск сначала дивизии, а затем и целой "воздушно-десантной" армии. Впрочем, мы можем только гадать, был бы реализован этот прожект, продлись война ещё на год-другой, или нет. Во всяком случае, после окончания войны, данная идея хоть и не получила серьёзного материального воплощения, но продолжала витать в воздухе будоража умы. "Позиционный кошмар" Западного фронта у всех был на виду, и многие, отличающиеся страстью к новаторству военные теоретики (или считающие себя таковыми) настойчиво искали инновационные пути способные предотвратить такую ситуацию в дальнейшем.

Таким образом, для воздушно-десантных войск (ВДВ), сразу выявилась главная, определяющая цель – содействие наступающим группировкам наземных войск. Почти вся последующая история применения воздушных десантов (ВД), подтверждает этот тезис*.

* Особое положения занимают ВД на острова. Как правило, они проводятся в рамках содействия морскому десанту или вообще в рамках разномасштабных военных действий на море. Т.е., роль Сухопутных войск в этом случае играют ВМС.
Абсолютным исключением является скандальная Критская ВД операция (ВДО) не имевшая жёсткой увязки с действиями ни наземных, ни морских сил; имевшая, таким образом, строго самостоятельный характер. Впрочем, если увязка с Сухопутными войсками была не возможной по вполне понятным и объективным причинам, то слабая связь с флотом была вынужденной.
В рамах такой цели, перед ВДВ ставилась и задача, заключавшаяся, как правило, в захвате некоего участка местности (обычно - за линией соприкосновения сторон) с последующим его удержанием на некоторое время (например – до подхода наступающих наземных сил).

Конкретная боевая задача определяет способы и методы действия ВДВ заключающиеся в десантировании (выброске, высадке), наступлении (атаке, штурме) и обороне.

Это приводит к общему определению боевых возможностей ВД формирования, которые заключаются:

  1. в способности захватить определённую территорию (участок местности, объект), в т.ч. атаковать и уничтожить (выбить) находящегося там противника;
  2. в способности организовать действенную оборону захваченной территории (объекта) на некоторый период;
  3. но, всё это - при соблюдении условия наличия способности быть переброшенным по воздуху.

Столь пространное вступление мне потребовалось для того, что бы читатель (быть может, совсем посторонний, но интересующийся вопросом) сразу уловил суть боевого применения воздушных десантов.

Теперь же, обратимся, к собственно теме статьи.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Появление ДШВ жёстко увязано с появлением вертолётов, точнее, с созданием образцов имеющих необходимый комплекс свойств. Так уже было в военной истории, когда технический прогресс выводил на арену битв новые рода и виды вооруженных сил. Однако, была и другая предтеча заключающаяся в особенностях форм боевого применения ВД выразившаяся в их применении в качестве составной части операций оперативно-тактического масштаба.

… Увы, но видимо стоит признать, что первые десантно-штурмовые операции (действия) связанные с высадкой сравнительно небольших десантов были проведены немцами в ходе Второй мировой войны. Вот их список некоторых из них: Вордингборгский мост (Дания, 1940г.), форт Эбен-Эмаель (Бельгия, 1940г.), мосты через канал Альберта (Бельгия, 1940г.), комплекс мостов через Маас (Голландия, 1940г.), мосты через Зап. Двину и Березину (СССР, 1941г.). Все они полностью попадают под определение десантно-штурмовых операций хотя и проводились силами германских ВДВ и спецназа. Все они были проведены в рамках макроцели – обеспечить максимально быстрое продвижение своих наземных войск, блокировать (задержать) войска противника на их позициях и т.д. Способы десантирования при этом были самые разные: парашютный, посадочный на планерах, посадочный на самолётах. Но в последующие годы войны, такие десанты фактически не использовались. Воюющие стороны заинтересовались более крупномасштабными ВДО, которые, способны уже сами по себе повлиять на общую оперативно-стратегическую обстановку на фронте. В этом же русле продолжалось и послевоенное развитие, в т.ч. и советской, теории применения ВДВ.

Причины, по которым советское военное командование не проводило тактических воздушных десантов в период наступлений 1944-45 гг. не ясны. Скорее всего, здесь задействованы три основных фактора.

Во-первых, неудачи крупномасштабных ВДО несколько подорвали веру в эффективность десантов вообще (во всяком случае - при имевшейся материально-технической базе и общем уровне организации).

Во-вторых, сама идея мелких десантов, вероятно, представлялась неверной; их возможные результаты не виделись действенными (хотя таковые и предусматривались "Инструкцией по боевому применению ВДВ" 1943 г*).

В-третьих, командование просто не считало необходимым их применять – т.е. считало, что лучше обходится отработанными и поверенными чисто наземными методами.

Но это всё только предположения. Лично автору, представляется вполне возможным выделять из уже имевшихся к 1944 многих сотен (на 1945 г. более 1000 ед.) отличных военно-транспортных самолётов Ли-2 и С-47 несколько десятков машин и выбрасывать по парашютно-десантному батальону на те же пути снабжения или для захвата речных плацдармов – уже это могло в ряде случаев существенно облегчить действия наземным войскам. Но – что было, то было.

…В кон. 1940-х, неожиданно для всех, на сцену просто таки вырываются вертолёты – новый класс летательных аппаратов. Вертолёты (которые этому моменту достигает достаточного для боевого применения уровня технического совершенства) с успехом зарекомендовали себя в Инчхонской морской десантной операции (МДО) и в последующих действиях американских войск в Корее. Подсуетившиеся отечественные конструкторы представляют довольно удачную машину – Ми-4 – которая начинает с 1953г. массово поступать в войска.
Уже в 1954 было проведено первое крупное экспериментальное десантирование с 36 вертолётов пехоты с автомобилями и артиллерией. Были также проведены ряд опытных учений (в т.ч. и с реальным применением ядерного оружия) по высадке в тыл противника вертолётных десантов батальонного и полкового масштаба… Однако, на том дело и заглохло. То есть, никаких оргмер по созданию специализированных формирований не было принято.
Причины тому видятся следующие:

Во-первых, отрицательную роль играл "хрущёвско-ракетный" фактор.

Во-вторых, переразмеренность ВДВ – они в первой половине 1950-х гг. насчитывают целых 15 дивизий; а иметь ещё какие-то десантные части – это уже наглость, тем более что началось "хрущёвское" общее сокращение ВС.

В-третьих, окончательно поразившая к этому времени мир ядерная паранойя не оставляла места в боевых порядках чистым (без защиты брони БТР) стрелкам-пехотинцам; вертолёт же виделся слишком "хрупкой" по сравнению с БТРом машиной.

В-четвёртых, помимо парашютно-десантных частей ВДВ в обилии имелись до 1957 г. и стрелковые дивизии, подразделения и тех и других, могли в случае постановки такой задачи быть десантированы с вертолётов в тыл противника.

Ну и, наконец, в-пятых, воспитанным на мощи танковых бронекулаков советским военачальникам аляповатые, медлительные и слабозащищённые летающие каракатицы с пропеллером на макушке (это в век "реактивных скоростей" и стремительной зализанной аэродинамики!) не представлялись тем средством, которое смогло бы придать войскам новые невиданные доселе возможности.


Страница 1 - 1 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


Автор:  Олег КОВШАРЬ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой