Кажется, я понял откуда путаница. В состав афганской армии входила 38-я бригада коммандос ниже статья о ней
[I] [B]И.Шукуров: Вспоминая Афган. Как 2 мая 1983 г. погибла 38-я бригада "коммандос"[/B]
[B]Афганская драма[/B]
Ровно 25 лет назад в афганском приграничье с Пакистаном была практически полностью уничтожена 38-я бригада "коммандос". Немногим удалось выжить. Среди них был и наш земляк, душанбинец Исхок Шукуров, который и рассказал "АП" о подробностях трагедии.
НАШЕЙ бригаде поступил приказ обеспечить проход колонны с продовольствием и боеприпасами от Газни до Ургуна. Сам город Ургун, который находился в приграничной провинции Пактика (не путать с Пактией! - автор), пребывал около 9 месяцев в блокаде.
Даже вертолеты не решались летать в Ургун. Когда мы все-таки вошли в город, мы стали очевидцами множества подбитой и искореженной военной техники.
И вот 2 мая 1983 года 38 бригада "коммандос" в составе 536 человек личного состава из советских и афганских военнослужащих, состоящая из 3 батальонов, усиленной разведывательной ротой, тремя артдивизионами, двумя бронированными группами и одной единицей БТР-чайка (так называется бронетранспортер, оснащенный высоко секретными средствами связи) начала выполнять приказ. Кстати, потом из беседы с наводчиком, грузином Валико, я узнал, что личный состав БТР-чайка состоит из 3 человек. Водитель, наводчик и связист, на руках которого на все время продвижения находится 20 кг тротиловый ящик, на случай пленения личный состав и радиостанция должны подвергнуться самоуничтожению.
На пути к Ургуну нам пришлось бороться и с климатом. Днем температура достигала 60 градусов под Цельсию, а ночью вода замерзала. А в городе Гумаль от укуса скорпионов умерло двое солдат.
Таким образом, наступил последний этап выхода на Ургун. Дорога с Гумаль на Ургун пролегла по горной местности и по ущелью. Год назад моджахеды вчистую в этом ущелье уничтожили целый полк 3-го армейского корпуса Афганской армии. В 6 часов утра 18 мая 1983 года 38 бригада "коммандос" выстроившись в боевом порядке из 534 человек личного состава, 10 танков Т-154, 10 БТР, 6 БРДМ, 8 расчетов гаубиц 122 мм, 8 расчетов минометов 82 мм, 8 расчетов минометов 107мм, 1 БТР-чайка, 56 единиц автомобилей, из которых 42 с грузом из продовольствий и боеприпасами, начала движение в направлении Ургуна.
Как и положено, колонны формировались следующим образом. Впереди 2-3 бронемашины, столько же в середине и в конце.
В 7 часов утра, как только первый танк носовой части колонны вошел в ущелье, произошел подрыв на фугасе. К счастью, повреждены всего два ряда траков и без человеческих потерь. Механики в течение 20 минут поменяли траки, и колонна была готова к маршу. Тут из ущелья появился старик-пуштун с хворостом на спине и сказал командиру бригады Михаила Бородину, что в ущелье колонну ждет многочисленная засада и что не стоит туда въезжать. Командир всмотрелся в карту местности и принял решение идти на Ургун параллельным ущельем с выходом в 30км от конечной точки. Потом стало очевидным, что решение было принято правильное.
Вначале 6 танков выстроившись в ряд перед входом в первое ущелье (где колонну ждала засада), обстреляли горный хребет для отвлечения внимания моджахедов. В ответ выстрелов не последовало. Сомнений не было, что колонну ждут.
Сразу же после обстрела боевые машины заняли свои места в колонне, и началось движение. Как только замыкающая колонну бронемашина вошла во второе ущелье, произошли друг за другом подрывы и уничтожающие обстрелы первой, средней и последних бронемашин. Личный состав спешился и занял оборонительную позицию. По приказу командира, первому батальону поручено захватить левый хребет ущелья, второму - правый, третьему и приданым частям обеспечивать сохранность и продвижение колонны, освободить дорогу от искореженной техники для движения. И батальоны пошли….
Неся большие потери, первый батальон занял господствующие высоты левого хребта, а второй, с небольшими потерями правый хребет. Стало очевидным, что противник не успел полностью передислоцироваться из первого ущелья во второе и потому основной огневой напор приходился на колонну слева.
Командир запросил авиационную поддержку в Кабуле. В связи с низкой и густой облачностью авиация прикрытие и поддержку не оказала, хотя и летала где-то высоко.
Господствующие высоты вновь были оставлены противнику. Оставив раненых и убитых в машинах, первый батальон вновь пошел штурмовать высоты. К ним на помощь перебросили часть второго батальона с правого фланга. К полудню, неся большие потери, высоты с левого фланга были заняты. Танки оказывали в основном лишь устрашающее воздействие. Причина в том, что сопки высокие и расстояние до моджахедов короткое. В такой обстановке разрывами от кумулятивного снаряда можно поразить свой же танк и своих же людей.
Вновь начали эвакуацию раненых и убитых, противник наседал отовсюду. На колонну сыпалось море пуль. Выше чем ползком передвигаться становилось невозможным. Вновь высоты переходили к противнику. Остатки батальонов пошли на третий, и, как оказалось потом последний штурм. Моджахеды в черных халатах, в черных чалмах и с красной лентой уже выпрямившись во весь рост добивали колонну. Началась паника, "зеленые", оставив советских, и захватывая по пути военную технику, бросились бежать…
[B]Судьба однополчан[/B]
ВПОСЛЕДСТВИИ в некоторых российских СМИ были неверно представлены сведения о судьбе некоторых участников этой драмы. Они писали о том, что двое наших военных - командир Михаил Бородин и младший лейтенант Герман Кирюшкин попали в плен и погибли впоследствии во время восстания в одной из пакистанских тюрем.
Однако, со слов непосредственных участников данного эпизода, мне уже тогда было известно, что они погибли. Вот как это было.
Во время отступления командир Бородин сидел в люке своего БРДМ, за рулем сидел водитель Слава (фамилию не помню), за пулеметом Кирюшкин. В салоне БРДМ было еще три трупа эвакуированных с хребта. Бородин, как и подобает командиру, замыкал отступающую колонну. Тут пробивают правое переднее колесо БРДМ и машина начала крениться вправо. Чтоб не перевернуться, машину остановили. Командир по рации попросил начальника разведки бригады В. Моросина вернуть на помощь танки. Один танк выехал на помощь, но до БРДМ было около километра…
К приходу помощи Кирюшкин отстрелял весь боезапас. Даже ракетницы использовались через бойницы. Но враги все-таки побоялись приблизиться, возможно испугавшись пулемета КПВТ на БРДМ. Моджахеды просчитались в единственном. Когда они против войск использовали разрывающиеся пули, а не бронебойные. Триплексы (смотровые стекла) на БРДМ были разбиты. Видимость нулевая. На некоторое время установилась тишина.
Ее нарушил далекий звук приближающего танка. Бородин решается приоткрыть люк и убедиться в приближении помощи. В эту же секунду разрывная пуля попала ему в голову. Этой же разрывной пулей в запястье был ранен водитель Слава.
Кирюшкин выскакивает на БРДМ, моментально получает ранение в обе ноги и падает на землю. Подъезжает танк, и Герман ползет под прибывший танк, зная, что под ним находится десантный люк. Однако люк заклинило. В этот момент Герман закричал: "Ой, ногу оторвало, ногу оторвало, помогите я не хочу умирать, если умирать, то хочу умирать возле матери". Последние его слова были уже почти не слышны…
Из танка высунуться невозможно, как под пулевым дождем. Моросин принимает решение толкать БРДМ. Однако это не дало результата, БРДМ кренился вправо. Тогда танк прижался вплотную к БРДМ, двигатель заглушили, и начали переговариваться с попавшими беду солдатами. Из разговоров стало ясно, что Бородин убит, Слава ранен. Моросин просил Славу хоть как-нибудь вытащить тело Бородина или хотя бы вытолкнуть его на броню танка. Однако Славе это сделать не удалось.
Моджахеды тем временем вели массированный обстрел. Оставаться в таких условиях было невозможно. Моросин приказывает Славе одновременно закрыть оба люка. Немного переждать, открыть один люк. Будет массированная стрельба по открывшемуся люку, не высовываться. Как только немного приутихнет стрельба, открыть второй люк. Переждать и как только стрельба прекратится, то есть не дать возможность перезарядить оружие моджахедам, выпрыгнуть, и пересесть в танк. Вот именно таким образом спасли Славу. Времени на эвакуацию тел Бородина и Кирюшкина не оставалось. Приняли решение ехать. Танк, почихав, все-таки завелся и только на второй передаче тронулся в путь.
На утро стало известно, что живыми и раненными из ущелья вышло 104 человека, две машины Газ-66, два БТР, в том числе БТР-чайка и 1 танк. Все остальное осталось в ущелье…
Раненных отправили в госпитали в Кабул. Среди них был и младший лейтенант Олег Дедов. Интересно то, что разрывной пулей его бронежилет просто разрезало напополам, и стружки от него въелись в его спину. При выходе из Панджшер я этот свой жилет подарил Дедову Олегу. В свое время мне его подарил в Панджшере мой земляк из Душанбе Павел Максимов. Я был очень рад, когда этот жилет спас жизнь моему другу.
Зональный генерал докладывал Министру обороны СССР Устинову, что бригады как соединения, больше не существует, нарвались на подготовленную засаду из 1500 человек черных, около 500 моджахедов племени Задран и еще 500 местных моджахедов. Из личного состава бригады в строю 66 человек.
Министр обороны СССР приказал: "Вытащить тела Бородина и Кирюшкина, через сутки доложить!". Генерал вызвал на помощь отряд "Вымпел". Было решено на участке уничтожения БРДМ высадить вертолетный десант. План таков: отряд "Вымпел" на сопках обеспечивает охранение, эвакуационная группа из 10 человек извлекает тела Бородина и Кирюшкина и помещают их в вертолеты МИ-8. Авиационную поддержку обеспечивают 6 вертолетов МИ-24.
В эвакуационную группу добровольно вошли также Моросин и я.
На операцию прилетели 4 вертолета МИ-8 и 6 МИ-24. В транспортных вертолетах находилось 15 солдат отряда "Вымпел". Молодые по 25 лет, высокие, здоровенные парни, все вооружены винтовками с оптическим прицелом и ПБС (прибор бесшумной стрельбы). За 10 минут общения познакомились, будто знаем друг друга всю жизнь. Дают команду "по машинам", закрутились винты. Но через 5 минут нас высаживают. Ждем где-то полтора часа, и снова команда "по машинам". Опять завертелись винты и снова нас высаживают. Теперь уже нас предупреждают, что операция отменена. Дело в том что со стороны Гумаль для эвакуации тел погибших наших военных в ущелье вошла бронированная группа, подошедшая из Газни. Как только она вошла в ущелье, сразу была атакована моджахедами. На этот раз моджахеды применили бронебойные патроны, и группа, неся большие потери, отступила.
Начальством было решено: через агентов выкупить тела погибших за полтора миллиона афгани. Нас остальных этими же вертолетами отправили в Кабул на психологическую реабилитацию в госпиталь. В Кабуле жила супруга Бородина (имя ее я забыл) и полуторагодовалый Петр (его Михаил Иванович ласково называл Петрусей). От них я прятался, не зная, что сказать. Однажды утром она сама меня нашла и пригласила к себе домой. Сначала накормила, а потом просила рассказать всю правду. Я рассказал, что знал.
Долго мы ждали вестей, но их не было. Слышал, что агентура не сработала, и тогда пришлось весь этот участок заминировать с воздуха. Вот что я знаю о гибели своего командира и друга.
Позднее 38 бригаду "коммандос" у истоков которой стоял Бородин, передали в введение третьего Гардезского армейского корпуса и приказали пополнить личным составом. На ее долю, выпало еще одно испытание. В 1984 году ее ошибочно на операцию высадили на территорию Пакистана. Из 312 человек личного состава живыми вернулись 25 человек.
16.05.2008
Исхок ШУКУРОВ, воин-интернационалист, в настоящее время сотрудник налоговых органов
Уважаемый, Сергей Михайлович. Как Вы прокомментируете решение о закрытии Музея истории ВДВ в Рязани? Значит российская армия больше не нуждается в сохранении боевых традиций и памяти о тех, кто ковал Славу ВДВ?
Передача фондов музея гражданским властям приведёт лишь к "разбазариванию" накопленных уникальных материалов. Ведь не секрет, что при подобных переездах, всё наиболее ценное куда-то "пропадает"...
Жаль, что уникальный музей созданый стараниями Василия Филипповича Маргелова оказался ненужным современной России :(
Может быть в Правительстве есть ещё люди, которые смогут сохранить музей и его материалы? Неужели это настолько обременительно для такой огромной страны?
Парни, ужасно интересно читать в этой теме о том, как кто-то переслал деньги и переживает за их получение. Уже понаписали 36 страниц, а потом удивляемся, что люди не могут найти нужную инфу о знаке.
Может для этого будем пользоваться личной перепиской?
[QUOTE]Fuks пишет: Блин вот напрягли..., теперь придеться этот ролик искать и на форум загонять[/QUOTE] Тебя никто не напрягал. Просто твои комментарии и совсем другой видеоролик в теме добавил неразберихи. Скайлдин, смотрит видео и хочет там увидеть то, что ты написал.
А командованию ВС Украины следут хорошенько подумать, корреспондентов каких изданий приглашать на учения в следующий раз. Язвительный тон и откровенные издёвки корреспондентов (который наверняка откосил от армии) очень хорошо характеризуют все издание "АТВ".
[QUOTE]Дерево пишет: возможно, на мой вопрос отвечали уже здесь много раз, но читать 33 страницы в поисках ответа, честно говоря, не хочется[/QUOTE] Ага, ему не хочется читать, а нам тут всем хочется каждому одно и тоже объяснять. Супер! С таким подходом гарантированы ЖДВ.
[QUOTE]Skydjin пишет: Есть на Ютубе ролик "Спрут.avi". ТО что бахнулось там - вряд ли куда могло поехать своим ходом[/QUOTE] Ну так выложи сюда - посмотрим. Мой ролик тоже с Ютуба.
В приведённом ролике хорошо видно, что вторым десантируется массогабаритный макет. Т.е. ролик и вся серия фотографий сделаны в одно время 11-12.06.2007 года
о чём говорит [b]Fuks[/b] (вернее что показывали в передаче) я не знаю, возможно другое десантирование. В первом сообщении этой темы первое опытное десантирование.
[QUOTE]Skydjin пишет: А хотелось бы посмотреть на борту, как выталкивали эту "дуру" когда лопнул вытяжник. А жаль нету... [/QUOTE] Ну кто-же будет выкладывать техническую съёмку, да ещё с нештатной ситуацией 8) [QUOTE]Skydjin пишет: Так что и там результат, ИМХО, очевиден и печален. Не даром нет кадров того, что осталось после приземления. [/QUOTE] Почему же нет? В начале темы фотографий полно. Приземлили и поехали своим ходом.
[QUOTE]Skydjin пишет: Des! Ошибаешься! "Шельф" спокойно допускает посадку на воду, для него это штатный режим, прописано в ИЭ.[/QUOTE] Да, действительно. ПБС-915 "Шельф" допускает однократное применение на воду.
[QUOTE]Skydjin пишет: Но что-то он не торопиться пролить свет, так сказать. А ведь фото у него могут быть (если вместо БМД не считать ЛУАЗ с установкой АГС или СПГ).[/QUOTE] А у него кто-то спрашивал? или кто-то думает, что он все темы читает? Напишите ему в личку и спросите, если интересно.
Вертикальное размещение ПЗ изменили на горизонтальное для удобства группировки парашютиста. Т.к. из-за свисающего ранца ПЗ невозможно было подтянуть колени. Вот только к ПД-47 это не имеет никакого отношения
[QUOTE]-Владислав- пишет: Я вам расскажу. эти залетчики, которые в основном бойцы старослужащие[/QUOTE] Как правило, старослужащие имеют достаточно мозгов, чтобы не встревать. А если встряли таки старослужащие, то всю их работу выполнит наряд по роте, в помощь которому они предназначались, и никто "духов" поднимать не будет.
Нормальный командир роты это понимает, поэтому для старослужащих есть масса других наказаний, которые они будут нести сами.
А что удивительного? Много где служат женщины. Есть такая категория как вольнонаёмные - телефонистки, в продслужбе, в строевой части и т.д. И в советские времена служили - обычно сержанты или прапорщицы.
[QUOTE]джагран пишет: Без очереди-графика наряд вне очереди превращается в профанацию, когда каждый командир трактует эту дисциплинарную норму, как ему заблагорассудится.[/QUOTE] совершенно верно. У нас была очередь по взводам. Типа сначала наряд с первого взвода, потом со второго и т.д. В выходные и праздники - особо "отличившимся", типа "им доверено нести службу в праздничном наряде" :D
[QUOTE]sajan пишет: Чистка очка после отбоя,типа наряд вне очереди? [/QUOTE] не "типа", а просто в качестве воспитательной меры выделялась бригада залётчиков "в помощь наряду по роте".
А наряд вне очереди был нарядом вне очереди. Как уже писали выше, за пару часов до смены могли снять с наряда чтобы успел подшиться и побриться к разводу - и опять заступаешь.
[QUOTE]Александр Сергеевич пишет: Доброго времени суток, уважаемые! С прискорбием обнаружил на обновленном форуме отсутствие своих произведений. Льстили положительные отзывы, однако. Только не подумайте, что это гордыня smile:) просто было очень приятно. Посему, решив не сокрушаться по этому поводу (фигня, в самом деле, не смертельно), решил опять попробовать себя на стезе прозаика. [/QUOTE]
На самом деле раздел "Солдатское творчество" планируется перетащить в "Клуб однополчан", где создан раздел "[URL=http://club.desantura.ru/lit/]Литературные заметки[/URL]". Прошу свои произведения размещать там, редактировать загруженное можно из своего профиля. Всё что есть на форуме, в т.ч. и в временных скрытых разделах будет перенесено туда же
Насколько я помню, в книге нет ничего о Мироненко или Чепике - здесь обсуждаем книгу. "Исследование" автора книги по поводу гибели Мироненко и Чепика обсуждается [URL=http://desantura.ru/forum/forum9/topic6769/]в другой теме[/URL] - прошу не валить всё в одну кучу.
Гм, пишут "только военные", а сами навешали и МВД и "милицейский класс Шериф" (из обычной школы или колледжа) и военную кафедру гражданского ВУЗа...
PS Коллекцию нашивок на стену можно вешать, разве что в спортзале, т.к. обычно очень скоро в помещении заканчиваются место на стенах. Если средняя не очень большая коллекция 2000-3000 нашивок, то её уже на стену не повесишь ;)