|
Наши проекты
Https://samp.world
https://samp.world гта самп скачать и установить samp.
samp.world
Ветераны
НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 3
Средства связи ВДВ
Жуков Борис Георгиевич, полковник
ветеран Великой Отечественной войны, в ВДВ с 1956 г., имеет более 300 парашютных прыжков, участник испытаний «Кентавр-1» и «Реактавр-1». В 1960 г. он получил звание «Почетный радист СССР», в 1977 г. стал «Заслуженным рационализатором РСФСР».
Служил в научно-техническом комитете ВДВ в отделе опытной техники в 1962 году, затем старший инженер НТК до 1981г.
На сборах вы должны продемонстрировать такое, чтобы у всех «волосы встали дыбом» ...
Рассказывает Жуков Борис Георгиевич:
В период прохождения службы в отделе опытной техники и НТК (1962-1970) я занимался разработкой средств связи (примерно 15 единиц).
В этот период появились платформы П-128 и возникла возможность разработки для ВДВ десантируемых автомобильных средств связи (средств связи на бронебазе). Наиболее подходящим был автомобиль ГАЗ-66. Но для этой цели следовало разработать кузов, выдерживающий десантирование с АН-12 (Ан-8) и обеспечивающий монтаж в нем средств связи (в последующем получили название Р-141, Р-142, КШМ «Зонд» и др.).
Кузов был разработан и изготовлен силами Центрального научно-исследовательского института связи МО. В кузове были смонтированы (силами ЦНИИС МО) радиостанция Р-140 (в дальнейшем, после принятия на вооружение, - Р-141).
В присутствии представителей промышленности радиостанция была десантирована из самолета АН-12 в Медвежьих Озерах.
В указанный период закончена разработка и принятие на вооружение носимой, десантируемой радиостанции Р-129. Разработана и принята на вооружение десантируемая в ГК-30 аппаратура быстродействия Р-014П, Р-014Д. В этот период модернизированы радион аппаратура для сбора десанта (Р-255МП, Р-255ПП), а маркерный передатчик Р-128 размещен на платформе П-128.
Силами ВДВ создана носимая, десантируемая в ГК-30, зарядная станция ЭСБ-0,5-ВЗ, которая в последующем выпускалась промышленностью.
Кроме основной работы мне иногда ставились задачи разработки изделий, не связанных со средствами связи. Так, например, я разрабатывал автомат запасного парашюта - АЗП.
После перевода меня из НТК в отдел начальника связи ВДВ, я завершил разработку средств связи, начатых в НТК.
Переноска ЭСКБ-05-В3 |
Готовность к швартовке в ГК-30 |
-
командно-штабной машины БМД-1КШ;
-
мощной радиостанции (типа Р-141) - БМД-1Р;
-
спутниковой станции «Кристалл-БД» и др.
Много энергии потрачено на создание воздушного пункта управления (ВзПУ) на самолете Ан-10, Ан-10КП. ВзПУ Ан-10КП был изготовлен КБ авиационного конструктора Антонова О.К. (Киев) по нашим чертежам и эскизам с поставкой в КБ всех радиостанций и др. оборудования.
В работе мне помогал дружный коллектив НТК: Доронин Н.Д., Коленко Л.З., Островерхов Б.М., Шадрин М.И., Лопатин В.З., Парийский В.К., Сметанников В.И., Бражников Ю.А., Петриченко А.А., Маргелов А.В., Соловьев А.В.
С начала становления ВДВ и до 1950 г. специально для Воздушно-десантных войск средства связи не разрабатывались, а применялись средства связи специального назначения (в основном, сухопутных войск).
До 1936 г. в ВДВ применялась первая носимая коротковолновая радиостанция (р/ст.) «6ПК». В дальнейшем она была заменена на р/ст. «3-Р», имеющую по сравнению с «6ПК» большее количество частот и большую дальность связи, а также резервный источник питания — ручной динамопривод (генератор).
С 1938 г. в ВДВ поступили первые автомобильные радиостанции «РАВ-КВ» и «РСБ-Ф». В этот же период радиостанции «6ПК» и «3-Р» заменены на коротковолновые рации «РБ» (в дальнейшем РБМ-1, РБМ-5). Появление этих станций позволило увеличить количество радиосетей в тактическом звене управления.
В парк КВ-радиостанций начала войны входили малогабаритные р/ст., разработанные для связи с подразделениями, действующими в тылу противника: «Север», «Прима», «Партизанка».
В период боевых действий под Вязьмой и на Днепре радиостанции «Север» являлись единственным средством, которое обеспечивало связь воздушного десанта со штабом фронта.
В 1950-х гг. к ВДВ предъявлены новые, более жесткие требования:
-
ВДВ стали средством ГШ, увеличилась глубина их десантирования и объем задач;
-
необходимость действовать в условиях применения атомного (ядерного) оружия.
В соответствии с этим потребовалась разработка радиосредств специально для ВДВ.
Эта задача решалась по трем направлениям:
-
Применение станций общего назначения.
-
Приспособление станций Сухопутных войск и ВВС для ВДВ силами личного состава ВДВ, а также начальника войск связи МО и ЦАВТУ МО.
-
Разработка и изготовление радиосредств промышленностью.
В связи с этим ВДВ и войсками связи МО выполнено следующее:
-
разработан, изготовлен, испытан на связь и десантирование макет р/ст. Р-141 (передан промышленности для серийного выпуска);
-
разработана и изготовлена (на ремонтных предприятиях ЦАВТУ МО) КШМ на базе АСУ-57;
-
в р/ст. Р-830-Д получено надежное буквопечатание (в машину введен приемник Р-154);
-
радиопередатчик Р-128 приспособлен для крепления на парашютной платформе.
Большое значение для ВДВ имела принятая на вооружение в 1950 г. р/ст. Р-115 (в дальнейшем заменена р/ст. Р-129).
Благодаря вниманию ГШ, НВС МО, ВДВ, ВПК и Госплана к 1980-м годам. ВДВ имели современные (по тем временам) радиостанции, десантируемые из самолетов парашютным (парашютно-реактивным) способом, что обеспечило высокую боеготовность ВДВ: Р-830Д, Р-141, Р-843, БМД-1КШ, Р-142, БМД-1Р, Р-152, устройства быстродействия, Р-440, аппаратура для сбора десанта и др.
Следует отметить, что вопросам разработки средств связи большое внимание уделял бывший командующий ВДВ генерал армии Маргелов В.Ф.
Из книги "Десантник №1" Маргелова Александра Васильевича:
В 1950-х годах двадцатого века в Советской Армии начался бум по механизации стрельбищ. Ранее в период стрельб мишени показывались и убирались личным составом, находящимся в специально вырытой для этого траншее по команде с огневого рубежа. Необходимые команды передавались по телефону, результаты стрельб докладывались таким же способом.
Уже в 1950 г. появились устройства, которые с помощью электродвигателя поднимали и опускали мишени. Для этой цели на пульте управления достаточно было нажать кнопку.
При поражении мишень автоматически опускалась - срабатывал закрепленный на ней датчик, который реагировал на «вздрагивание» мишени в момент попадания в нее.
Воздушно-десантные войска были пионерами механизация стрельбищ, а Командующий ВДВ придавал этому большое значение. Посещая войска в новой для себя должности Командуюшего, генерал-лейтенант Маргелов В.Ф. обязательно знакомился с состоянием стрельбищ. По его приказу в полку Тульской воздушно-десантной дивизии, расположенном в г. Кострома, было создано показное (оно же - опытное) механизированное стрельбище ВДВ. Для управления мишенями к каждой из них прокладывалась проводная линия из телефонного кабеля.
|
-
не надо было прокладывать проводные линии для управления мишенями;
-
мишенная обстановка могла быстро меняться;
-
в период учений с боевой стрельбой руководитель стрельбами мог управлять мишенями, находясь в движении (на автомобиле или в БМД).
В октябре 1956 г. капитана Жукова вызвал к себе полковник Корбут И.В., который в то время исполнял обязанности командира дивизии (вместо отсутствующего генерала Евдана А.А.).
- Товарищ Жуков, завтра к нам прилетает Командующий
ВДВ. Он обязательно будет проверять, как выполняются его указания по механизации стрельбищ. Ваша задача - продемонстрировать возможности управления мишенями по вашей рационализации. К 10 часам утра все должно быть готово к показу.
- Вас понял, товарищ полковник.
- Можете идти...
Страница
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |
1
2
|
След. |
Конец
Автор: Борис Григорьевич ЖУКОВ