Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Захват аэродрома Слатина в Косово

К пяти часам утра 12 июня аэродром был взят. Теперь главная задача - закрепиться, создать систему охраны и обороны. Солдаты валятся с ног, но надо держаться, надо "закопаться" в землю, укрыть технику, подготовить запасные позиции. В 7.30 утра поступил с наблюдательного поста первый доклад о выдвижении английской колонны. Вот и дождались. Чуть позже начальник одного из постов, старший лейтенант Н. Яцыков, докладывает, что боевое охранение англичан пытается прорваться к аэродрому, но не таков Яцыков, чтобы кого-то пропустить. Выдвигаюсь к посту и наблюдаю картину: стоит поперек дороги наш БТР-80, преграждая дорогу английскому парашютно-десантному батальону...



Оружие и боевая техника

04.10.2008

Средства связи ВДВ

Жуков Борис Георгиевич, полковник

ветеран Великой Отечественной войны, в ВДВ с 1956 г., имеет более 300 парашютных прыжков, участник испытаний «Кентавр-1» и «Реактавр-1». В 1960 г. он получил звание «Почетный радист СССР», в 1977 г. стал «Заслуженным рационализатором РСФСР».
Служил в  научно-техническом комитете ВДВ в отделе опытной техники  в 1962 году, затем старший инженер НТК до 1981г.


На сборах вы должны продемонстрировать такое, чтобы у всех «волосы встали дыбом» ...

Рассказывает Жуков Борис Георгиевич:

В период прохождения службы в отделе опытной техники и НТК (1962-1970) я занимался разработкой средств связи (примерно 15 единиц).
В этот период появились платформы П-128 и возникла возможность разработки для ВДВ десантируемых автомобильных средств связи (средств связи на бронебазе). Наиболее подходящим был автомобиль ГАЗ-66. Но для этой цели следовало разработать кузов, выдерживающий десантирование с АН-12 (Ан-8) и обеспечивающий монтаж в нем средств связи (в последующем получили название Р-141, Р-142, КШМ «Зонд» и др.).
Кузов был разработан и изготовлен силами Центрального научно-исследовательского института связи МО. В кузове были смонтированы (силами ЦНИИС МО) радиостанция Р-140 (в дальнейшем, после принятия на вооружение, - Р-141).
В присутствии представителей промышленности радиостанция была десантирована из самолета АН-12 в Медвежьих Озерах.

В указанный период закончена разработка и принятие на вооружение носимой, десантируемой радиостанции Р-129. Разработана и принята на вооружение десантируемая в ГК-30 аппаратура быстродействия Р-014П, Р-014Д. В этот период модернизированы радион аппаратура для сбора десанта (Р-255МП, Р-255ПП), а маркерный передатчик Р-128 размещен на платформе П-128.
Силами ВДВ создана носимая, десантируемая в ГК-30, зарядная станция ЭСБ-0,5-ВЗ, которая в последующем выпускалась промышленностью.
Кроме основной работы мне иногда ставились задачи разработки изделий, не связанных со средствами связи. Так, например, я разрабатывал автомат запасного парашюта - АЗП.

После перевода меня из НТК в отдел начальника связи ВДВ, я завершил разработку средств связи, начатых в НТК.

 Переноска ЭСКБ-05-В3

Готовность к швартовке в ГК-30

Так,  на базе  БМД-1  (или бронетранспортера) были завершены    работы    с    принятием средств связи на вооружение:

  • командно-штабной машины БМД-1КШ;
  • мощной радиостанции (типа Р-141) - БМД-1Р;
  • спутниковой станции «Кристалл-БД» и др.

Много энергии потрачено на создание воздушного пункта управления (ВзПУ) на самолете Ан-10, Ан-10КП. ВзПУ Ан-10КП был изготовлен КБ авиационного конструктора Антонова О.К. (Киев) по нашим чертежам и эскизам с поставкой в КБ всех радиостанций и др. оборудования.
В работе мне помогал дружный коллектив НТК: Доронин Н.Д., Коленко Л.З., Островерхов Б.М., Шадрин М.И., Лопатин В.З., Парийский В.К., Сметанников В.И., Бражников Ю.А., Петриченко А.А., Маргелов А.В., Соловьев А.В.

С начала становления ВДВ и до 1950 г. специально для Воздушно-десантных войск средства связи не разрабатывались, а применялись средства связи специального назначения (в основном, сухопутных войск).

До 1936 г. в ВДВ применялась первая носимая коротковолновая радиостанция (р/ст.) «6ПК». В дальнейшем она была заменена на р/ст. «3-Р», имеющую по сравнению с «6ПК» большее количество частот и большую дальность связи, а также резервный источник питания — ручной динамопривод (генератор).

С 1938 г. в ВДВ поступили первые автомобильные радиостанции «РАВ-КВ» и «РСБ-Ф». В этот же период радиостанции «6ПК» и «3-Р» заменены на коротковолновые рации «РБ» (в дальнейшем РБМ-1, РБМ-5). Появление этих станций позволило увеличить количество радиосетей в тактическом звене управления.
В парк КВ-радиостанций начала войны входили малогабаритные р/ст., разработанные для связи с подразделениями, действующими в тылу противника: «Север», «Прима», «Партизанка».
В период боевых действий под Вязьмой и на Днепре радиостанции «Север» являлись единственным средством, которое обеспечивало связь воздушного десанта со штабом фронта.

В 1950-х гг. к ВДВ предъявлены новые, более жесткие требования:

  • ВДВ стали средством ГШ, увеличилась глубина их десантирования и объем задач;
  • необходимость действовать в условиях применения атомного (ядерного) оружия.

В соответствии с этим потребовалась разработка радиосредств специально для ВДВ.

Эта задача решалась по трем направлениям:

  1. Применение станций общего назначения.
  2. Приспособление станций Сухопутных войск и ВВС для ВДВ  силами личного состава ВДВ, а также начальника войск связи МО и ЦАВТУ МО.
  3. Разработка и изготовление радиосредств промышленностью.

В связи с этим ВДВ и войсками связи МО выполнено следующее:

  • разработан, изготовлен, испытан на связь и десантирование макет р/ст. Р-141 (передан промышленности для серийного выпуска);
  • разработана и изготовлена (на ремонтных предприятиях ЦАВТУ МО) КШМ   на базе АСУ-57;
  • в р/ст. Р-830-Д получено надежное буквопечатание (в машину введен приемник Р-154);
  • радиопередатчик Р-128 приспособлен для крепления на парашютной платформе.

Большое значение для ВДВ имела принятая на вооружение в 1950 г. р/ст. Р-115 (в дальнейшем заменена р/ст. Р-129).

Благодаря вниманию ГШ, НВС МО, ВДВ, ВПК и Госплана к 1980-м годам. ВДВ имели современные (по тем временам) радиостанции, десантируемые из самолетов парашютным (парашютно-реактивным) способом, что обеспечило высокую боеготовность ВДВ: Р-830Д, Р-141, Р-843, БМД-1КШ, Р-142, БМД-1Р, Р-152, устройства быстродействия, Р-440, аппаратура для сбора десанта и др.

Следует отметить, что вопросам разработки средств связи большое внимание уделял бывший командующий ВДВ генерал армии Маргелов В.Ф.

Из книги "Десантник №1" Маргелова Александра Васильевича:

В 1950-х годах двадцатого века в Советской Армии начался бум по механизации стрельбищ. Ранее в период стрельб мишени показывались и убирались личным составом, находящимся в специально вырытой для этого траншее по команде с огневого рубежа. Необходимые команды передавались по телефону, результаты стрельб докладывались таким же способом.

Уже в 1950 г. появились устройства, которые с помощью электродвигателя поднимали и опускали мишени. Для этой цели на пульте управления достаточно было нажать кнопку.
При поражении мишень автоматически опускалась - срабатывал закрепленный на ней датчик, который реагировал на «вздрагивание» мишени в момент попадания в нее.

Воздушно-десантные войска были пионерами механизация стрельбищ, а Командующий ВДВ придавал этому большое значение. Посещая войска в новой для себя должности Командуюшего, генерал-лейтенант Маргелов В.Ф. обязательно знакомился с состоянием стрельбищ. По его приказу в полку Тульской воздушно-десантной дивизии, расположенном в г. Кострома, было создано показное (оно же - опытное) механизированное стрельбище ВДВ. Для управления мишенями к каждой из них прокладывалась проводная линия из телефонного кабеля.

 
Командно-штабная машина БМД-1КШ на базе БТР-Д

Летом 1956 г. капитан Жуков Б.Г., помощник начальника по радиосвязи Псковской дивизии, сконструировал устройство для дистанционного управления по радио мишенными установками. Это обеспечивало следующие преимущества при управлении ими:

  • не надо было прокладывать проводные линии для управления мишенями;
  • мишенная обстановка могла быстро меняться;
  • в период учений с боевой стрельбой руководитель стрельбами мог управлять мишенями, находясь в движении (на автомобиле или в БМД).

В октябре 1956 г. капитана Жукова вызвал к себе полковник Корбут И.В., который в то время исполнял обязанности командира дивизии (вместо отсутствующего генерала Евдана А.А.).
- Товарищ Жуков, завтра к нам прилетает Командующий
ВДВ. Он обязательно будет проверять, как выполняются его указания по механизации стрельбищ. Ваша задача - продемонстрировать возможности управления мишенями по вашей рационализации. К 10 часам утра все должно быть готово к показу.
- Вас понял, товарищ полковник.
- Можете идти...

 

На другой день к указанному времени Жуков все подготовил к работе: в ста метрах от рубежа огня он присоединил к мишени (через приставку) радиоприемник Р-254, а на рубеже огня установил маркерный передатчик Р-128 с пультом управления. Проверил. Все работало отлично: мишень управлялась с огневого рубежа, а при поражении — опускалась.
На стрельбище Командующему многое не понравилось. Он приказал послать в Тулу людей для ознакомления с новшествами.

 Р-141
1972г.

 Швартовка Р-141 на платформе П-128

 Маркерный передатчик Р-128
1958г.

Выслушав приказ, полковник Корбут И.В. ответил: «Есть!», после чего решил похвалиться своими достижениями:
- Товарищ Командующий! У нас есть мишень, которая «ни отчего» поднимается.
Командующий с удивлением посмотрел на полковника и сказал:
- Ты, Ваня, говоришь чепуху. У мужчины его «устройство» и то от мысли поднимается, а у тебя мишень - «ни отчего».
Вот ведь как неудачно сформулировал заместитель командира дивизии суть дистанционного управления по радио - изобретения капитана Жукова, и как остроумно реагировал на это Командующий!

После этого демонстрировалось мишенное устройство, доставленное самолетом Командующего. Эта мишень поднималась и опускалась с помощью... обыкновенной веревки, проложенной от огневого рубежа к мишени. Однако при поражении мишень не опускалась.
На это генерал Маргелов В.Ф. сказал:
- Эту недоработку не трудно устранить, устройство хорошо тем, что его можно сделать в каждой роте.
Лично капитану Жукову Б.Г. Командующий приказал:
- Как можно быстрее представить в штаб ВДВ описание устройства, обеспечивающего управление по радио.
Пожав руку капитану и пожелав ему дальнейших успехов, Командующий уехал.
Через два дня приказ Командующего был выполнен.

Следует заметить, что радиоприемник Р-254 и передатчик Р-128 использовались в Воздушно-десантных войсках для сбора десанта на площадке приземления, и этих радиосредств в частях было достаточно много.

Другой случай относится тому периоду, когда Жуков Б.Г. служил в Москве в Управлении Командующего ВДВ. Как-то он сидел за столом и работал с документами. Раздался телефонный звонок. Звонил начальник связи ВДВ генерал-майор Яценюк Г.М.: «Зайдите ко мне».
Яценюк сообщил, что его Жукова, вызывает Командующий.
- Вы не скажете, с чем это связано? — спросил он.
Жуков ответил, что не знает.
- Идите, только по вопросам связи  ничего  не  предлагайте. Прежде посоветуйтесь со мной.
Через пару минут Жуков был в кабинете Командующего.
- Товарищ Командующий полковник Жуков по вашему приказанию прибыл.
Маргелов поздоровался сказал:
- Садитесь. Через месяц в Кировабаде будут проходить сборы командного состава ВДВ. На сборы приглашен Алиев, первый секретарь ЦК КП Азербайджана. К нам обязательно прилетит генерал армии Соколов, первый заместитель Министра обороны. На сборах Вы должны продемонстрировать такое,  чтобы у всех «волосы встали дыбом». Идите и не позднее чем через час доложите свои предложения.

Выйдя из кабинета командующего, Жуков направился в оперативный отдел уточнить дату начала сборов. В отделе шло занятие по изучению ядерного оружия вероятного противника. Проводивший занятие полковник Мушенков Н.Д. указал ему жестом на свободный стул. Пришлось Жукову прослушать лекцию.
Ему врезалось в память, что модернизированная ракета с ядерной боеголовкой «Першинг-2», ближайшее место базирования которой находилось в Западной Германии, имеет дальность полета, которая обеспечивает поражение всех мест дислокации дивизий ВДВ. А Мушенков продолжал: «Например, до Кировабада, где дислоцировалась 104-я вдд, ракета долетит за 10-15 минут».
Тут Жукова осенила мысль: путем автоматизации добиться того, чтобы все подразделения дивизии покинули город по сигналу тревоги из Москвы через такой же промежуток времени. Основная проблема состояла в том, чтобы все боевые машины десанта БМД-1 и бронетранспортеры БТР-Д (а их только в одном полку было более ста единиц) необходимо завести и прогреть (особенно это важно в зимнее время) перед тем, как начать движение.

Свои предложения Жуков сложил Командующему, который проблеме сокращения времени сбора по тревоге уделял большое внимание. Маргелов одобрил предложение и сказал:
- Времени осталось немного, а потому такой показ организуем на базе одного из батальонов. Завтра утром представить мне на подпись необходимые распоряжения по данному вопросу. Можете идти.

Уже через 10 минут у себя на рабочем месте Жуков начертил блок-схему «автоматизации». Идея заключалась в том, что при получении сигнала о пуске ракет дежурный по управлению ВДВ нажимает соответствующую кнопку на пульте управления, после чего в частях раздается сигнал «тревоги»: сирена, световые транспаранты и т.д., по этому же сигналу сразу же заводятся все БМД, бронетранспортеры и даже автомобили. Одновременно открываются ворота боксов, где хранится техника, и включаются мощные вентиляторы для отсасывания выхлопных газов.

До конца рабочего дня принципиальная схема «приставок» для всей указанной техники была разработана. Был также отработан вариант передачи сигнала тревоги в Кировабад с помощью телеграфного аппарата СТ-35.
Идея так захватила Бориса Георгиевича, что он продолжал работу и дома. В час ночи он изготовил саму «приставку».

На другой день полковник Жуков отправился в Тульскую дивизию, где на одной из БМД-1 он проверил работу «приставки».
После его возвращения из Тулы были даны соответствующие указания в Псков и Кировабад по изготовлению по 15 «приставок» в каждой дивизии. С «нарочным» туда были отправлены схемы и необходимые детали.

Через 15 дней после постановки командующим задачи в Кировабад выехали бригады из указанных дивизий для монтажа «приставок». Одновременно с монтажными работами под руководством Жукова Б.Г. были решены и другие сопутствующие важные вопросы, в том числе - практическая реализация прохождения сигнала из Москвы. За пять дней до начала сборов все было выполнено. Проведенные накануне тренировки полностью подтвердили возможность покидания города через 10-15 минут с момента получения сигнала «тревоги».

На второй день сборов в 9.00 перед парком, где находилась бронетехника, выстроились в две шеренги приглашенные. Перед строем отдельно стояли Алиев, Соколов и Маргелов.

Командующий ВДВ объявил: «реальное время - 9.00, условное время 3 часа ночи. Батальон условно спит, весь личный состав раздет и находится в койках. С минуты на минуту последует из Москвы сигнал «тревоги». После сигнала менее чем через 15 минут батальон покинет военный городок».
Алиев высказал сомнение, на что Маргелов предложил им самим в этом убедиться.

Вдруг завыли сирены, немедленно открылись двери боксов, внутри боксов послышался шум, раздался грохот. Командующий спокойно давал разъяснения: после сигнала автоматически завелись машины.
Через 3-4 минуты появилась колонна бегущих десантников - это были механики-водители. Частично они были полуодеты, многие и них держали в руках гимнастерки и портянки. «Одеться можно и потом, -сказал Маргелов, - главное, вывести машины из парка».

Помощник дежурного по полку с красным флажком уже руководил выходом машин. Дежурный по полку, находясь наверху первой БМД, повёл колонну из городка. Через 12 минут ни одной машины в боксах не осталось! А Командующий объяснял дальше, что личный состав находится в пути к месту дислокации, в ходе выдвижения десантники занимают места в своих боевых машинах.

После этого участники сборов ознакомились с оборудованием в боксах, на одной специально оставленной боевой машине был показан процесс монтажа «приставки».

Источник информации:  А.П. Колмаков, Ю.В. Назаренко, В.В. Погодин, "Военно-научный (научно-технический) комитет Воздушно-десантных войск", - Фонд содействия обеспечению национальных интересов "Отчизна", Москва, 2004


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Автор:  Борис Григорьевич ЖУКОВ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой