|
Наши проекты
Ветераны
Мы были как все, нас война изменила...
Боевики были всего в трёх метрах, так близко, что я слышал их смех, издёвки, подколы, было очень страшно. Комбат по рации огонь артиллерии на себя стал вызывать, а я в какой-то момент не выдержал, и решил покончить с собой, лучше смерть, чем плен. Спасла артиллерия. Снаряды артиллеристов попридержали "духов", у меня возродилась надежда, я пришёл в себя, воспрянул, снова стал стрелять по боевикам. Когда погибли Доставалов и Евтюхин, я пересчитал свои оставшиеся боеприпасы, оказалось - 6 патронов... Романов, вставив последний рожок с патронами в автомат, сказал: "Кто-то должен выжить и рассказать о нас правду. Уходите, пацаны, я вас прикрою"...
Самоходки для десанта
СУ-85
| ||
| ||
|
Легкая 85-мм самоходка разрабатывалась после войны для решения задач сопровождения и ПТО мотострелковых и танковых подразделений (несколько позже 90-мм САУ "Ягдпанцер" схожего назначения появилась в бундесвере ФРГ), а также в качестве противотанковой САУ воздушно-десантных подразделений. Но основной для нее стала роль именно авиадесантной. Работы над машиной, именовавшейся "объект 573", развернулись в 1953 г. Самоходка была создана на оригинальной базе также под руководством Н.А. Астрова на Мытищинском машиностроительном заводе и принята на вооружение в 1956 г. под обозначением СУ-85 (иногда упоминается также как АСУ-85).
На этот раз выбрали схему компоновки с передним расположением боевого отделения (по-прежнему совмещенного с отделением управления) в неподвижной рубке и задним - МТО. В передней части рубки справа от пушки размещался механик-водитель, за ним - командир и заряжающий, слева от пушки - наводчик.
В лобовом листе рубки с небольшим смещением влево от продольной оси машины в раме со сферической маской, укрытой чехлом, крепилась 85-мм пушка Д-70. Пушка была создана под руководством Ф.Ф. Петрова в ОКБ завода №9, ее серийное производство вел завод №75 в г. Юрга. Пушка имела ствол-моноблок, эжектор для продувки канала ствола, двухкамерный активный дульный тормоз, вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник, оснащенный клапаном для дополнительного торможения наката. Заряжание пушки ручное. Углы наведения по горизонтали составляли +/-15°, по вертикали - от -4,5 до +15°, механизм наведения по горизонтали винтовой, по вертикали секторный. Маховик подъемного механизма располагался под правой рукой наводчика, поворотного механизма – под левой. Рычаг электроспуска находился на рукоятке маховика подъемного механизма. Электроспуск дублировался ручным.
Для стрельбы прямой наводкой служил телескопический шарнирный прицел ТШК2-79-11, мог использоваться и механический прицел С-71-79 с орудийной панорамой ПГ-1 для стрельбы с закрытых позиций. Оба прицела имели шкалы для различных типов выстрелов. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 6000 м, наибольшая прицельная дальность стрельбы при максимальном угле возвышения - 10000 м, максимальная дальность стрельбы (осколочно-фугасным снарядом) - 13400 м. Кроме того, машина оснащалась активным (подсветным) ночным танковым прицелом ТПН1-79-11 с ИК-осветителем Л-2.
Боекомплект включал унитарные выстрелы нескольких типов, аналогичные боекомплекту противотанковой пушки Д-48, но ствол Д-70 был на 6 калибров короче ствола Д-48, что, разумеется, сказывалось на баллистике.
Выстрел УБР-372 включал бронебойно-трассирующий снаряд БР-372 массой 9,3 кг, пробивавший при начальной скорости 1005 м/с броню толщиной 180-200 мм под углом 60° на дистанции 1000 м.
Выстрел 3УБК5 нес кумулятивный снаряд 3БК7 массой 7,22 кг, пробивавший броню толщиной до 150 мм, что давало возможность бороться с такими танками, как М48А2 "Патон III" или "Центурион" Mk III.
Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 массой 9,6 кг, входящий в состав выстрела УОФ-372, предназначен для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника, УОФ-72У – такой же снаряд, но при значительно уменьшенном метательном заряде, УОФ-372ВУ – снаряд ОФ-372В и уменьшенный заряд.
Имелись также выстрелы с дымовыми и практическими снарядами.
Масса одного выстрела не превышала 21,9 кг. Выстрелы размещались в боевом отделении: 14 – в нише у перегородки МТО, 8 – вдоль перегородки, 7 – у левого борта корпуса, 5 – в нише левого борта, 6 – в нише правого борта, 5 – впереди наводчика.
Отметим, что по огневой мощи СУ-85 была практически равна средним танкам, а ее меньшая защищенность компенсировалась небольшими размерами. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Ленты к пулемету по 250 патронов размещались в восьми магазинах-коробках. Внутри машины в укладке возились один автомат АКМ с 300 патронами, 15 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом патронов.
Сварной корпус имел рациональные углы наклона лобовых и бортовых бронелистов и обеспечивал защиту экипажа от бронебойных снарядов малого, а также среднего калибров. Дополнительную жесткость корпусу придавало гофрированное днище корытообразной в поперечном сечении формы. В днище выполнялся люк для аварийной эвакуации экипажа. На кронштейнах верхнего лобового листа крепилась доска в качестве грязеотбойного щитка.
Силовой блок был выполнен быстросменным. Сохранявшиеся жесткие требования использования агрегатов автомобильной промышленности заставили конструкторов взять автомобильный двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-206В (ЯМЗ-206В), развивавший мощность 210 л.с. при частоте вращения 1800 об/мин. Вынужденный выбор такого двигателя несколько уменьшил удельную мощность по сравнению с АСУ-57. Двигатель устанавливался поперек корпуса со смещением к правому борту (пушка и двигатель уравновешивали друг друга). Для уменьшения потерь его мощности использовали сравнительно габаритную, но не требующую отбора мощности жидкостную систему охлаждения с эжекционной вентиляцией. Имелись три воздушных фильтра типа "Мультициклон", форсуночный предпусковой подогреватель. Основной способ запуска двигателя – электростартером. Доступ к двигателю обеспечивали откидные верхние крышки МТО.
В состав механической трансмиссии входили главный фрикцион, редуктор (гитара), карданный вал, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи (одноступенчатые редукторы). Главный фрикцион поначалу был однодисковым, но в процессе эксплуатации на части машин установили более надежные многодисковые фрикционы.
Коробка передач была автомобильная, но настолько модифицированная, что в результате процент использования в самоходке автомобильных агрегатов оказался не столь уж значительным. Коробка передач обеспечивала пять скоростей переднего и одну заднего хода. Планетарные механизмы поворота (ПМП) были двухступенчатыми, с блокировочными фрикционами и тормозами. С правым ПМП коробка передач соединялась полуосью, с левым – зубчаткой с муфтой. Для управления машиной механик-водитель пользовался рычагами управления ПМП, рычагом коробки передач, рычагом масляного насоса и остановки двигателя, педалями тормоза, главного фрикциона и подачи топлива.
Ходовая часть включала на борт шесть одинарных обрезиненных опорных катков (по типу танка ПТ-76) с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия на первом и шестом узлах подвески, без поддерживающих роликов. Ведущие колеса были заднего расположения. Каждый торсионный вал шел от борта до борта.
Гусеница металлическая, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с двумя гребнями, каждая лента состояла из 93 штампованных стальных траков.
Для наблюдения СУ-85 оснащалась смотровыми блоками Б-1 (два у механика-водителя, по одному у заряжающего и наводчика), активными приборами ночного видения ТКН-1Т (у командира) и ТВН-2 (у механика-водителя). ИК-осветители крепились над маской пушки и над местом механика-водителя. Для внутренней связи служило ТПУ Р-120, для внешней - радиостанция Р-113, обеспечивавшая связь в движении на дальности до 20 км при работе на штыревую антенну высотой от 1 до 4 м, установленную на правом борту рубки. Напряжение бортовой сети 24 В. Для постановки дымовых завес использовались две дымовые шашки БДШ-5, которые были смонтированы на кормовом листе корпуса и сбрасывались без выхода экипажа из боевого отделения. Здесь же, в корме, крепились два дополнительных топливных бака для увеличения запаса хода. ЗИП частью укладывался на бортах корпуса, частью - в боевом отделении. В боевом отделении размещался и огнетушитель ОУ-5.
Серийное производство СУ-85 продолжалось до 1966 г. Каждая воздушно-десантная дивизия по штату имела дивизион, включавший 31 СУ-85.
Первоначально рубка СУ-85 для облегчения и уменьшения высоты выполнялась открытой сверху. Но в 1960 г. для лучшей защиты (включая защиту от ОМП – это требование стало обязательным) установили крышу с четырьмя люками и фильтровентиляционную установку. Колпак приточного вентилятора помещался над амбразурой орудийной установки, за ним - корпус воздухозаборника двигателя. Для командира в крыше монтировался перископический прибор наблюдения ТНПК-240А с оптической системой 8-кратного увеличения. Поскольку создавалась СУ-85 как полузакрытая, введение крыши стеснило боевое отделение. Тем не менее войскам авиадесантная СУ-85 нравилась благодаря неплохой подвижности и надежности. Кроме борьбы с танками и бронемашинами она могла решать задачи непосредственной огневой поддержки, перевозить десант "на броне": до появления собственных транспортно-боевых машин десантники охотно пользовались таким транспортом.
Когда СУ-85 только поступала на вооружение, уже готовился к первому полету транспортный самолет Ан-12, способный перевозить такую машину. При погрузке в самолет торсионная подвеска выключалась с помощью приспособления, имевшегося в ЗИП машины, после выгрузки самоходка переводилась из походного в боевое положение за 1-1,5 м. СУ-85 рассчитывалась прежде всего на посадочное десантирование – выгрузку из самолета на ВПП, что ограничивало возможности ее боевого применения. Боеприпасы десанту с самоходками СУ-85 могли сбрасываться с самолета Ан-12Б: на платформе ПП-128-5000 с многокупольной системой МКС-5-128М мог, например, десантироваться автомобиль ГАЗ-66 с упакованными в ящики 85-мм выстрелами в кузове.
В 1960-е гг. воздушные десанты (в том числе высаживаемые в оперативную глубину построения противника) стали постоянным элементом оперативного построения армий. Возросла глубина десантирования, повысились требования к быстроте высадки, к продолжительности самостоятельных действий. Это требовало выброски бронемашин уже в составе парашютного десанта. С 1961 г. развернулись большие работы по расширению боевых возможностей средств десантирования и воздушной транспортировки боевой техники. С принятием платформы П-16 (полетный вес платформы до 21000 кг) появилась и возможность десантировать СУ-85 из самолета Ан-22 как посадочным способом, так и на платформе с многокупольной системой. Но на смену самим АСУ уже шли боевые машины нового поколения.
СУ-85 поставлялись в Польшу, а в 1967 г. участвовали (на арабской стороне, естественно) в арабо-израильской войне, известной как "Шестидневная". Опыт боевого применения показал необходимость самообороны машин от штурмовиков и вертолетов армейской авиации. И в 1970-е гг. на крыше СУ-85 устанавливали зенитные 12,7-мм пулеметы ДШКМ с коллиматорным прицелом. СУ-85 участвовали и в других военных событиях, включая и ввод войск в Чехословакию в 1968 г. (когда советские ВДВ, по общему признанию, продемонстрировали отличную выучку и умение действовать быстро и грамотно), и боевые действия в Афганистане. С вооружения СУ-85 были сняты только в 1993 г.
Развитие противотанковых САУ прекратилось в связи с возросшей эффективностью противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), а для огневой поддержки своих подразделений десантники получили позже совсем другую машину, рассказ о которой впереди.
Из зарубежных авиадесантных САУ упомянем американскую открытую 90-мм самоходную пушку М56 "Скорпион". Выпускавшаяся почти одновременно с АСУ-57 и СУ-85 (в 1953-1959 гг.), она демонстрирует иной подход: сравнительно мощная противотанковая пушка на легком шасси с бронезащитой, ограниченной только щитом. Можно заметить, что появившийся позже авиадесантный танк М551 "Шеридан" со 152-мм орудием-пусковой установкой также имел прежде всего характер "противотанкового орудия".
Страница
3 - 3 из 4
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
4
|
След. |
Конец
Автор: Семён ФЕДОСЕЕВ