|
Наши проекты
Доставка букетов цветов Доставка цветов ставрополь
Доставка букетов цветов Доставка цветов ставрополь.
stavropol-dostavka-cvetov.ru
Ветераны
А начиналось все так…
Из-за поворота с 3-4 метров от бедра дух дал очередь. Я не мог стрелять, находясь за радистом, но Акбаров не растерялся и очередью свалил духа. Сделали остановку на перекур, говорю радисту: "Давай связь - "Компас" "взял" еще один АК", - а он в ответ: "Товарищ ст.л-нт, станция не работает!". Осмотрели станцию, а в ней два пулевых отверстия. Примерил станцию на себя - радист стоял ко мне перпендикулярно - одна пуля была бы в груди, другая в животе....
Самоходки для десанта
| ||
| ||
|
Для уменьшения массы бронезащиту оставили минимальной и применили алюминиевые сплавы. Корпус собирался из стальных броневых (в наиболее ответственных местах) и алюминиевых (днище и кормовой лист корпуса) листов, соединенных сваркой и частично клепкой. Верхние лобовые и бортовые листы рубки могли откидываться на петлях для уменьшения высоты машины. В нишах боевого отделения, расположенных на надгусеничных полках, выполнялись отсеки для части боекомплекта (с правого борта рубки), аккумуляторов и части ЗИП (с левого борта). Как и на других подобных машинах, сверху боевое отделение можно было закрыть брезентовым тентом с задним смотровым окном в нем.
Сохранился старый и проверенный принцип использования в легких бронемашинах автомобильных агрегатов. Компактный четырехцилиндровый двигатель М-20Е являлся прямым потомком двигателя легковой "Победы" и развивал мощность 50 л.с. при частоте вращения 3600 об/мин (такой же двигатель ставился на полноприводный автомобиль ГАЗ-69). Двигатель размещался поперек корпуса в едином блоке с главным фрикционом сухого трения, четырехскоростной механической коробкой передач и бортовыми фрикционами с ленточными тормозами. Силовой блок устанавливался в корпусе на четыре подпружиненные опоры, а крепление всего четырьмя болтами ускоряло его замену. Бортовые передачи – простые редукторы.
Двигатель был смещен к правому борту и закрывался откидной бронекрышкой с жалюзи, выхлопная труба с глушителем выводилась с правого борта в передней части корпуса. Слева в передней части корпуса размещались также водяной и масляный радиаторы и вентилятор с приводом, также закрытые откидной крышкой с жалюзи воздухозаборника. В средней части верхнего лобового бронелиста корпуса находилась крышка коробки передач. Воздухоочиститель комбинированный. Машина оборудовалась предпусковым подогревателем.
Ходовая часть в целом повторяла схему АСУ-76 и включала на один борт четыре обрезиненных одинарных опорных катка и два поддерживающих ролика. Подвеска катков индивидуальная трубчато-стержневая торсионная, на передних узлах установлены гидравлические амортизаторы, связанные тягами с балансирами катков. Торсионы первых трех опорных катков правого борта смещены относительно торсионов левого борта на 70 мм. Ведущее колесо переднего расположения, направляющее опущено на землю и служит четвертым опорным катком, в его балансир встроен винтовой механизм регулировки натяжения гусеницы. Гусеничная цепь металлическая, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с двумя гребнями, состоит из 80 траков шириной 204 мм.
Снижение массы самоходки позволило улучшить проходимость АСУ-57 по сравнению с АСУ-76 даже при уменьшении ширины гусеницы: среднее давление на грунт 0,35 кгс/см2 обеспечивало высокую проходимость по болотистой местности и по снежному покрову. Спереди гусеницу прикрывало съемное крыло.
Для наблюдения из-за брони служили смотровые блоки Б-2 в лобовом листе рубки и смотровые окна с бронещитками в бортовых бронелистах. Машина оснащалась танковым переговорным устройством ТПУ-47 на три абонента, радиостанцией 10РТ-12. Радиостанция размещалась перед сиденьем командира и работала на штыревую антенну высотой от 1 до 4 м, вывод антенны находился перед рубкой у левого борта. С 1961 г. машина оснащалась ТПУ Р-120 и радиостанцией Р-113 с дальностью радиосвязи до 20 км. Напряжение бортовой сети машины составляло 12 В.
В АСУ-57 сочетались малые размеры и хорошая подвижность с достаточной огневой мощью. Можно сказать, что Астров наконец решил задачу, над которой трудились многие конструкторы еще в 1930-е гг., – совместить танкетку с противотанковой пушкой.
Низкий силуэт способствовал не только транспортировке АСУ-57, но и ее маскировке на местности. В противотанковую роту парашютно-десантного полка входило девять таких установок. Малая заметность в сочетании с 57-мм пушкой с подкалиберным бронебойным снарядом в боекомплекте позволяли бороться со средними танками, составлявшими в то время основу танкового парка потенциального противника. На броне АСУ-57 могли разместиться четверо десантников, использовалась она и в качестве легкого тягача.
В 1954 г. АСУ-57 перевооружили модифицированной пушкой Ч-51М под те же выстрелы: пушку снабдили эжектором и двухкамерным активным дульным тормозом, уменьшив общую длину установки на 0,75 м. Кроме того, открывание затвора и экстракция гильз производились теперь в конце наката, а не в конце отката, как у Ч-51. В поворотный механизм ввели тормозное устройство. АСУ-57 последних серий оснащались приборами ночного видения подсветного типа для механика-водителя (фара с ИК-фильтром крепилась над правой надгусеничной полкой) и дополнительным топливным баком.
Плавающий вариант
|
С сентября 1951 г. ОКБ Астрова работало над плавающей модификацией АСУ-57 (еще в 1949 г. появился опытный плавающий вариант АСУ-76). Первый опытный образец "объекта 574", или АСУ-57П, был построен в ноябре 1952 г., а в течение 1953-1954 гг. собрали и испытали еще четыре опытных образца. 3,35-тонная АСУ-57П отличалась от прототипа удлиненным до 4,255 м корпусом обтекаемой формы (плавучесть обеспечивалась водоизмещением корпуса) с откидным волноотбойным щитом на верхнем лобовом листе, форсированным до 60 л.с. двигателем, наличием водоходного движителя, несколько измененной пушкой. Пушка Ч-51П отличалась от Ч-51М более технологичным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизма полуавтоматики и подъемного механизма, перенесенными на 22 мм вперед цапфами люльки, скорострельность достигала 11-12 выстр/мин.
Водоходным движителем поначалу служили два гребных винта в кормовой части, приводившиеся во вращение от направляющих колес, но при выходе такой машины на берег не хватало тяги на гусеницы. Поэтому остановились на схеме с отбором мощности от коробки передач на гребной винт, размещенный в специальной нише днища корпуса. В едином тоннеле с винтом в его потоке ставился руль – по аналогии с танком Т-40, разработанным Н.А. Астровым накануне войны. В систему охлаждения был добавлен теплообменник, который при движении на плаву обеспечивал отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду.
В 1955 г. машина была готова к принятию на вооружение, но в серийное производство ее так и не передали, ограничившись выпуском четырех экземпляров: мощность 57-мм пушки была уже недостаточна, впрочем, как и предельно облегченное бронирование. В это же время сворачивали серийное производство АСУ-57. Было понятно, что усиление роли воздушных десантов и развитие бронетанковой техники потенциального противника требуют новой боевой машины с более мощным вооружением.
В опытном порядке в ОКБ-40 на АСУ-57 вместо 57-мм пушки установили 107-мм безоткатное орудие Б-11 разработки ОКБ Б.И. Шавырина. В боекомплект экспериментальной 3,3-т установки БСУ-11-57Ф входили выстрелы с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами, для стрельбы использовался оптический или механический (резервный) прицел, дальность стрельбы достигала 4500 м. И хотя безоткатные орудия как вооружение десантов вызывали в те годы широкий интерес, развитие авиадесантных самоходок вполне обоснованно пошло по пути "классических" артсистем.
После замены на более мощные самоходки АСУ-57 не были забыты: часть их использовали как учебные, часть переделали в тягачи (узлы ходовой части АСУ-57 еще раньше применяли в тягаче АТ-П).
Способы десантирования АСУ-57
|
Из различных способов высадки воздушных десантов основными после Второй мировой войны считались три: посадочный, парашютный и планерный. Десантирование АСУ-57 могло осуществляться посадочным способом (из самолета на ВПП), на платформе с многокупольной парашютной системой или планером Як-14.
Тяжелый транспортный планер Як-14 был разработан в ОКБ А.С. Яковлева в том же 1948 г., когда появился опытный образец АСУ-57, и мог перебрасывать самоходку с двумя членами экипажа (вес полностью укомплектованной боекомплектом АСУ-57 с экипажем составлял около 3600 кг). В планер АСУ-57 заезжала по трапам через носовой люк при откинутой вбок носовой части фюзеляжа (для облегчения загрузки воздух из опор шасси планера стравливался, и фюзеляж опускался), внутри крепилась тросами. Для предотвращения раскачивания машины при транспортировке в планере или самолете крайние узлы ее подвески блокировались на корпус. Буксировался планер Як-14 самолетом Ил-12Д. В качестве буксировщика рассматривался и опытный Ту-4Т.
Отсутствие или недостаток десантных средств средней грузоподъемности заставляли столь жестко ограничивать массу авиадесантных самоходок. Это проявилось в небольшом по размерам корпусе (высота бортов и лобового листа рубки была маловата) и толщине бронирования.
К транспортно-десантному самолету Ту-4Д (1956 г.) разработали подвесную кабину П-98М для десантирования АСУ-57, вскоре, однако, эту кабину переделали под 85-мм пушку СД-44. Но на смену "десантным" модификациям пассажирских самолетов и бомбардировщиков уже шли специально разработанные транспортные самолеты.
Принятие в 1959 г. на вооружение транспортного Ан-12, созданного в ГСОКБ-473 О.К. Антонова, изменило ситуацию. Новый самолет намного расширил возможности десантов, уверенно обеспечивая посадочное или парашютное десантирование личного состава и техники, включая АСУ-57. Для сброса грузовых десантных систем самолет Ан-12Б оснащался роликовым транспортером ТГ-12. Для парашютного десантирования АСУ-57 использовались парашютные платформы, разработанные под руководством А.И. Привалова в КБ завода №468 (Московского агрегатного завода "Универсал"), с многокупольными системами МКС-4-127 или МКС-5-128Р. Самоходка крепилась тросами со швартовочными приспособлениями на парашютной платформе ПП-128-500 (для десантирования из самолетов Ан-12Б), а позже – на платформе П-7 (из Ан-12Б, Ан-22 и Ил-76), а для предотвращения деформации и других повреждений фиксировалась опорами под днищем. Полный полетный вес платформы ПП-128-5000 с АСУ-57 с боекомплектом составлял 5160 кг. Ан-12Б мог брать на борт две АСУ-57 на платформах.
Десантирование включало несколько этапов: извлечение платформы с грузом из самолета вытяжным парашютом и введение в действие стабилизирующего парашюта, снижение на стабилизирующем парашюте и зарифованных основных куполах; разрифление основных куполов, наполнение их воздухом и снижение на них, приземление. В момент касания платформой земли срабатывала амортизация, а автоматическая отцепка отсоединяла основные парашюты. Возможная высота десантирования с МКС-5-128Р составляла от 500 до 8000 м, а скорость снижения – около 7 м/с. Для обнаружения после приземления платформа могла снабжаться маркерным радиопередатчиком Р-128.
Самоходку мог перебрасывать и появившийся в том же 1959 г. тяжелый вертолет Ми-6 ОКБ М.Л. Миля.
АСУ-57 участвовали во всех крупных учениях ВДВ. В "Российской газете" упоминалось использование АСУ-57 в войсковых учениях с реальным применением ядерного оружия, проведенных 10 сентября 1956 г. на Семипалатинском полигоне. АСУ-57 поставлялись также в Египет.
АСУ-57 стала своего рода "испытательным стендом" для дальнейшей разработки авиадесантной бронетехники. Так, в 1953-1954 гг. в 22 НИИ ПБТТ (ныне 38 НИИИ, пос. Кубинка) провели копровые испытания АСУ-57 – с использованием крана КТ-12 провели серию сбросов самоходки для определения максимально допустимой перегрузки при различных вариантах приземления. Тогда была установлена предельная перегрузка в 20g, позднее вошедшая в ГОСТ по десантным системам.
Стоит отметить, что в том же 1951 г., когда АСУ-57 поступила на вооружение, Летно-испытательный отряд ВДВ был преобразован в Технический комитет Командования ВДВ, один из отделов которого занимался наземной техникой (бронетанковой, автомобильной артиллерийской, инженерной). Это само по себе свидетельствовало о возросшем внимании к техническому оснащению десантов. А в 1954 г. командующим ВДВ стал генерал В.Ф. Маргелов. Четверть века, пока он – с небольшим перерывом – оставался на этом посту, стали временем стремительного развития ВДВ, качественного совершенствования их вооружения и военной техники.
В 1962 г. Технический комитет был преобразован в Отдел опытной техники Управления командующего ВДВ, а в 1964 г. Отдел преобразовали в Научно-технический комитет ВДВ.
Страница
2 - 2 из 4
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
4
|
След. |
Конец
Автор: Семён ФЕДОСЕЕВ