|
Наши проекты
Руда в химии: что такое руды
www.techade.ru
Ветераны
Началось все с трагедии
Вскоре наш батальон определили, как десантируемый парашютным способом, пришлось делать переукладку парашютов: ночью, при минус 10, при свете фар «Уралов» и ураганном ветре. Меня, как хорошо знавшего технику, определили старшим группы в Ан-22 «Антей». Любопытно, что у меня, лейтенанта, целый подполковник был в подчинении! Согласно уставу, все войска обеспечения подчиняются десанту. И командир корабля, подполковник, тоже. Вот он мне и докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет к вылету готов». Борт был загружен сверх всяких нормативов: семь боевых машин десанта разных модификаций. Между ними зашвартованы ящики с боеприпасами, сухими пайками...
Уважаемые ветераны-десантники - участники военных конфликтов и миротворческих операций! В этом разделе, мы хотим собрать ваши воспоминания.
Ведь человеческая память не вечна, а с годами забываются подробности. Давайте вместе сохраним для будущих поколений нашу Память. |
МОЙ АФГАН: хронология войны
ИЛЬЧЕНКО Александр Андреевич
Родился 4 сентября 1948 года в селе Апанасенковское Ставропольского края.
С ноября 1981 г. по декабрь 1983 г. участвовал в боевых действиях в Афганистане в составе 56-й гв.ОДШБр. Службу проходил на должностях начальника штаба 4-го ДШБ и командира 3-го ДШБ.
Принимал участие в нескольких десятках боевых операций, выходов, рейдов и сопровождений колонн.
Имеет ранение, полученное в бою под г.Гардез в июне 1983 года.
Выпускник Бакинского высшего общевойскового командного училища, 37-й выпуск 1970 года.
Кавалер двух орденов Красной Звезды..
По прибытию в Афганистан в ноябре 1981 года в штабе 40-й Армии я получил назначение в 56-ю гвардейскую десантно-штурмовую бригаду, образованную в 1979 году на базе Чирчикского 351-го ПДП моей родной 105-й Ферганской гв. ВДД, и дислоцированную в ДРА в гарнизоне Кундуз. Замена прямая – с должности начальника штаба 3-го десантно-штурмового батальона Брестской 38-й гв.ОДШБр, назначен начальником штаба 4-го десантно-штурмового батальона 56-й гв.ДШБр. Поменял Василия Нужного, получившего в будущем звание Героя России.
В начале декабря 1981 года бригада передислоцируется из Кундуза в приграничные с Пакистаном провинции Пактия и Логар. После разгрома баз мятежников в ходе Панджшерской операции, проведенной 40-й Армией весной 1981 года, основной поток снабжения бандформирований, а также их проникновение в Афганистан из баз и лагерей на территории Пакистана, переместились к югу и осуществлялись через горные проходы Первалкатал и Хостинский. Перед 56-й десантно-штурмовой бригадой поставлена задача перекрыть эти направления, и не допустить прохождение бандформирований и караванов. Данная задача являлась первым элементом, зарождением плана операции «ЗАВЕСА», начатой 40-й Армией только в 1984 году.
Основные боевые подразделения 56-й бригады – 1-й парашютно-десантный и 4-й десантно-штурмовой батальоны передислоцированы в провинцию Пактия в предгорья восточнее г. Гардез, и 3-й десантно-штурмовой батальон - в провинцию Логар, н.п. Бараки (Суфла). Материальное обеспечение (продовольствие, боеприпасы, ГСМ, вещевое имущество) - всё доставлялось автомобильным транспортом по маршруту Кабул (Тёплый Стан) - Бараки (Логар) - Гардез. Доставка и отправка людей, а также некоторых грузов осуществлялась вертолетами. Выполнение боевой задачи проводили поэтапно:
- с декабря 1981 г. и до средины января 1982 г. провели «чистку» по кишлакам в предгорьях вокруг Гардеза. Цели и задачи определялись на основе разведданных 40-й Армии и местного ХАДа. Расширялся радиус боевых действий и их направленность. Усложнилась и моя служба - после первой проведённой 4-м ДШБ реализации разведданных в предгорьях южнее г. Гардез (для меня - ознакомительно-показательной, ставшей моим боевым крещением), командир батальона убывает в отпуск в Союз на 2 месяца, а я приступаю к исполнению обязанностей командира 4-го ДШБ.
- с 16 по 26 января 1982 г. силами 4-го ДШБ, совместно с подразделениями 3-го Армейского корпуса армии ДРА и ХАДа, провели чистку районов вдоль маршрута движения колонн снабжения: Гардез - Бараки - ущелье Вагджан – населенный пункт Мухамед-ага и далее до пригородов Кабула.
Не буду перечислять населённые пункты, в которых проводились чистки. Их названия не дадут ничего. Но приведу разведданные 40-й Армии, имеющиеся у меня на карте того периода, по наличию банд моджахедов в районе между ущельем Вагджан и н.п. Мухамед-ага (всего 16 км от всего маршрута): ДИРА - 35 чел.; ИПА - 35 чел.; ДИРА - 50 чел.; ДИРА-95 чел.; ИПА -35 чел.; ИПА -20 чел.; ИОА - 40 чел.; ИПА - 35 чел.; НФСА- 50 чел.; ИОА -35 чел.; НСА-70 чел.; ИПА – 40 чел.
Управление 4-го ДШБ 56-й ДШБр, зима 1981-1982г. Гардез. Слева направо Александр Ильченко – ио |
Гардез, лето 1982 года. Слева направо: Павел Тютюн – зам.командира 4-го ДШБ по ВДС, Павел Сироткин - |
В феврале 1982 г. 4-й ДШБ 56-й бригады, усиленный разведротой, артиллерийской батареей 122-мм гаубиц, танковым взводом, инженерно-саперной ротой, взводом реактивной батареи БМ-21 «Град», совместно с подразделениями 3-го Армейского корпуса армии ДРА, участвует в двух рейдах по горным проходам к перевалу Первалкатал в районе населенного пункта Алихейль и в районе горы Нарай - стратегически важный район на стыке трёх горных проходов. Задача обоих рейдов - уничтожение перевалочных баз мятежников, зачистка районов от бандформирований, разведка местности, проверка дорог. Эти рейды являлись подготовкой к участию батальона в важной операции государственного значения по проводке колонны обеспечения из Кабула в приграничный н.п. Гульгундай.
Операция на Алихейль, боковое охранение, так по горам по всему маршруту движения бронетехники с сентября |
С 14 марта 1982 г. 4-й ДШБ 56-й бригады, усиленный взводом реактивной батареи, танковым взводом, разведывательной ротой бригады, во взаимодействии с подразделениями 3-го Армейского корпуса и бригады спецназ армии ДРА, приняв под охрану более 300 автомобилей правительственной колонны обеспечения, начал операцию. Это была одна из трудных по исполнению задач. В горной теснине, двигающуюся по прижатой к громаде скал то ли тропинке, то ли грунтовке, по руслу реки, растянувшуюся многокилометровым ревущим, грохочущим железным монстром, но в основе своей беззащитную снабженческую колонну, обеспечить охраной.
Конкретная разработка действий подразделений на определённых участках маршрута (основанная на данных разведки), хорошая организация взаимодействия и огневое прикрытие обеспечили безопасность продвижения колонны. К вечеру 19 марта 1982 г. поставленная командованием 40 Армии и правительством ДРА задача была выполнена - колонна прибыла в Гульгундай.
Более сложным и кровопролитным получился завершающий этап этой операции - возвращение. Мы, командиры, понимали, что близость лагерей подготовки мятежников на территории Пакистана, количество обученных и приведённых к единому командованию, управляемых, хорошо вооруженных мятежников, представляет для нас серьёзную угрозу. Данные разведки 40-й Армии подтвердили это. Главари мятежников поклялись уничтожить нас всех в этих горах, преподнести «подарок» Кабульским властям в «честь годовщины Саурской (апрельской) революции». В помощь духам подключились отряды пакистанского спецназа. Учитывая сложившуюся ситуацию, командование 40-й Армии усилило прикрытие наших подразделений с воздуха, и вертолетами, и штурмовой авиацией. Принятые меры, мужество, смелость и самоотверженность офицеров и солдат обеспечили возможность успешно завершить операцию. 25 марта 1982 г. 4-й ДШБ прибыл в пункт постоянной дислокации. Командир батальона гвардии майор Михаил Коновалов убывает в предакадемический отпуск в Союз, приказом командира бригады, до прибытия комбата, я снова исполняю обязанности командира 4-го ДШБ.
С 25 мая по 4 июня 1982 г. 4-й ДШБ с приданными подразделениями (РР, ИСР, 3 арт.бат. АДН, взвод ЗУ-23-2) участвует в армейской операции, охватывающей обширный район вдоль дороги Кабул – Гардез – Газни. Цель - зачистка района вдоль маршрута движения колонн Кабул - Газни, ликвидация банд мятежников и их опорных баз.
За личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями, способствовавшими успеху в уничтожении бандформирований и в выполнении важной государственной задачи, командованием бригады я был представлен к награждению орденом Красная Звезда (исходящий секретной почты в/ч п/п 44585 (56 ОДШБр) №01055 от 21.06.1982 г.). По данному представлению к награде, орден я так и не получил.
Дороги Афгана: Гульгундай, Алихейль, Хост, Газни |
По возвращению в ППД наш 4-й батальон в течении десяти дней обслуживает технику, до-укомплектовывается боеприпасами, продовольствием, водой, и выдвигается в провинцию Логар - в зону ответственности 3-го ДШБ 56 гв.ОДШБр, где c 17 по 24 июня 1982 года во взаимодействии с 3-м ДШБ, РР, Реабатр., 2-й арт.батареей артиллерийского гаубичного дивизиона 56-й бригады и подразделениями 103-й ВДД участвуем в войсковой операции 40-й Армии в Центральной зоне - районы вокруг Кабула, зелёнка реки Логар, Мухамед-ага, Бараки - Барак и предгорья в сторону Алихейля. Я уже выполняю обязанности непосредственно начальника штаба 4-го ДШБ, по замене М.Коновалова на должность командира батальона из Союза прибыл майор Рустамов Владимир Мухтарович, и на данной операции он проходит своё «боевое крещение».
Хост 1982 г. Слева нач.штаба 4-го ДШБ Александр Ильченко, справа командир 4-го ДШБ Владимир Рустамов |
Небольшое отступление по выпускникам нашего славного БВОКУ в 56-й гв.ОДШБр: с 1979 г. и по декабрь 1981 г. командиром 1-го ПДБ был Фёдор Кастрюлин, кавалер орденов Красного Знамени и Красная Звезда, выпускник 5-й роты 2-го КБ БВОКУ полковника Костина Н.Ф.– 37-й выпуск 1970 года - мой однокурсник. После Ф.Кастрюлина 1-м парашютно-десантным батальоном командовал Виктор Шлёпкин – 38-й выпуск БВОКУ 1971 года. И вот теперь командиром 4-го ДШБ прибыл ещё один выпускник БВОКУ, мой однокурсник, выпускник 37-го выпуска 1970 года Владимир Рустамов. Разведгруппой 40-й Армии командовал выпускник БВОКУ майор Бугров Олег. Пятым выпускником БВОКУ за период 1979 – 1983 гг. в 56-й гв. ДШБр стал автор этих воспоминаний. После 1983 года в бригаде воевали выпускники БВОКУ: гвардии старший лейтенант Валерий Ионин, гвардии старший лейтенант Афкан Гусейнов, гвардии старший лейтенант Тамаз Чадунели - выпускники 1984 г. (все трое служили в 3-м ДШБ и все трое в 8-й десантно-штурмовой роте); гвардии подполковник Александр Зубков, выпускник 1970 г. Вот так на «перекрёстках войны» встретились выпускники нашего Бакинского ВОКУ!
Страница
1 - 1 из 2
Начало | Пред. |
1
2
|
След. |
Конец