Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Кодорское ущелье

После ухода основных сил полка я со своей ротой остался контролировать вход в Кодорское ущелье у населенного пункта Хаиши. В одну из ночей к нам вышел потрепанного вида мужчина. Сказал, что родом из Харькова и в 1986 году приехал в Кодоры на заработки, но местные жители - сваны - отобрали у него паспорт, и все это время он, по сути, был у них в рабстве, работая за выпивку и еду. Он рассказал, что на нескольких базах в ущелье находились порядка 2,5 тысячи грузинских военных и большое количество техники, включая танки, «Шилки», американские внедорожники «хаммер» и минометы. И что всю зиму грузины с помощью техники чистили ведущую в Кодорское ущелье дорогу, чтобы в любой момент можно было перебросить туда подкрепление и боеприпасы...



Архив online-конференций на нашем форуме

Архив on-line конференции с участием Петкуса Г.В.

На фото: Конструктор ВДТ Петкус Генрих Владимирович. 18 декабря 2005 года.


Архив on-line конференции для участников форума сайта "Десантура.ру" с участием конструктора воздушно-десантной техники Петкуса Генриха Владимировича

18 декабря 2005 года была проведена четвёртая on-line конференция в истории нашего сайта. В этот раз мы пригласили на форум уникального человека, конструктора воздушно-десантной техники, который стоял у истоков создания современных Воздушно-десантных войск и работал с ВДВ более 50 лет - Петкуса Генриха Владимировича.
Он автор целого ряда изобретений многие из которых уже используются в войсках.

Инициативная группа в следующем составе: Des и Viktor-films наладила связь с форумом прямо из квартиры Генриха Владимировича в Москве, где наш гость и отвечал на вопросы форумчан.

Вашему вниманию предлагается архив этой конференции который оформлен в виде "вопрос-ответ".


Краткая биографическая справка:

КОНСТРУКТОР ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ТЕХНИКИ,  ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
ПЕТКУС Генрих Владимирович

Генрих Владимирович Петкус родился в Москве в 1924 году.

Закончил МАИ. Мобилизован в 1943 году. Был направлен на разработку новых месторождений марганца в Сибири для оборонной промышленности. С 1951 по 2005 год работал на заводе "Универсал" (сейчас это предприятие именуется РОСАВИАКОСМОС ГП МКПК "Универсал"). Начинал работать инженером-конструктором. Закончил работу на должности зам. главного конструктора.

Работал над всеми проектами, которые внедрял в войска тогдашний Командующий ВДВ В.Ф. Маргелов:

  • проект "Кентавр" (1970-73),
  • проект "Реактавр" (1973-76),
  • 3П-170 - безплатформенное средство десантирования БМД-1 с экипажем (1978).
  • Крайний проект - система десантирования для 2С25 "Спрут".

Кроме этого работал над десантированием грузовых капсул на Марс, разрабатывал спасательные капсулы для подводников (авария подлодки "Комсомолец") и над многим другим.

Награжден 20 правительственными наградами.


Вопросы из онлайна.

Вопрос: (Des @ Воскресенье, 11 Декабря 2005, 12:54)
Уважаемый Генрих Владимирович! Расскажите пожалуйста, как Вы стали работать на ВДВ?
Какой проект (для ВДВ) был у Вас первым?
А что стало самым запоминающимся?

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 13:30)
Здравствуйте уважаемые участники форума!

Очень просто. Попал после института на завод "Универсал" в 1951 году. Т.к. завод занимался ВДТ, я тоже стал этим заниматься.
А первый мой проект - это работы с парашютно-реактивными системами. Я занимался системой включения двигателей.
Долго пробовали различные системы - жёсткий щуп, радиощуп, фотоэлементы и многое другое. Этим занимались специальные институты-подрядчики.
Но самый лучший результат показал только жёсткий щуп, который сделали телескопическим. Он срабатывает в любых условиях, даже при приземлении на воду.
Все остальные варианты были отвергнуты по различным причинам, например из-за излишней чувствительности.

И потом в это время в ВДВ были на вооружении ПДММ-47 для десантирования грузов (примерно 150кг) с парашютом ОКС-5.
Мне дали задание поработать с парашютом - чтобы он был меньше объёмом, легче и мог работать на больших скоростях. Я никогда не занимался этой темой, мне это было "в новинку", но парашют получился удачным. 


Вопрос: (Alex @ Вторник, 13 Декабря 2005, 7:43)
Уважаемый Генрих Владимирович !
Расскажите о проектах, которые не пошли в жизнь, но запомнились Вам.
 

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 13:46)
Таких проектов было очень мало, потому что когда давали тему на разработку, она уже была реально востребована.
Но были и такие. Например, тяжёлые транспортные машины, такие как Ан-12, Ил-76 и Ан-22, при определённой модернизации, могли использоваться в качестве бомбардировщиков.
Для Ан-12 мы сделали такую систему:
В самолёте использовали транспортёр, на который укладывали группы бомб или морских мин. Преимущество самолёта в том, что они могли брать гораздо большее кол-во бомб, чем серийные бомбардировщики. Бомбы можно брать разного калибра и укладывать группами.
Их можно было сыпать группами или все сразу. "Включались" они при помощи вытяжного парашюта.
Транспортёр в Ан-12 использовался тот же, что и для десантирования грузов.

Для других самолётов ВТА, эта система в серию не пошла, но для Ан-12 работы были закончены и система была принята на снабжение войск.


Конференция в разгаре.

Вопрос: (Kuzia @ Четверг, 15 Декабря 2005, 6:39)
Уважаемый Генрих Владимирович!
Очень хотелось бы знать, кого из создателей парашютной техники Вы смогли бы отметить, как людей внёсших наиболее весомый вклад в разработку средств десантирования. Хочется, что бы страна знала своих героев (если конечно это не является "Государственной тайной").

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:05)
Это уже давно не является тайной, тем более что большинство их этих людей уже ушли из жизни.
В первую очередь это заместитель главного конструктора "Универсала" Дрязгов Михаил Павлович и конечно Привалов Алексей Иванович (главный конструктор и создатель завода "Универсал")
Борис Фёдорович Лукашов - десантирование с внешних подвесок и транспортёр для Ан-12
Кавардай Михаил Васильевич - платформа в пределах 3,5тн ПП-127
Сацков Борис Алексеевич - платформа в пределах 5тн ПП-128.

Когда появился Ан-22 "Антей", была впервые разработана система рольгангового оборудования с центральным монорельсом. Её разработкой занимался непосредственно я. Все старые конструкторы были за транспортёр, но я посчитал что это было выгоднее и после долгих споров главный конструктор принял мой вариант рольгангового оборудования, несмотря на то, что он сам был за транспортёр.
Помимо меня работал над рольгангом ведущий инженер Коровочкин Юрий Николаевич, также он участвовал в разработке платформы П-16. В разработке П-16 активное участие принимал Жебровский Валерий Викторович.

Теперь данное оборудование с центральным монорельсом является повсеместным в отечественной ВТА.
Для всех существующих современных самолётов данное оборудование разрабатывал Диков Дмитрий Васильевич.

Баринов Юрий Николаевич - разработчик всей тары для десантирования средств спасения на воду.

Когда начали заниматься десантированием БМД-1 из Ан-12 и платформу пришлось переделывать с 5тн, до 8-10 тн. Модернизацией её занимался Баринов Ю.Н. и Сацков Б.А.. В итоге появилась ПП-128-5000.
В дальнейшем её модернизировали в П-7.

Всю электрику на парашютных системах разрабатывали два человека - Рабинович Михаил и Велько Василий Иосифович.

Была расчётная группа - Шевчук Пётр Романович и Филлер Михаил Самуилович. Занимались расчётами надёжность.
А также начальник лётно-испытательного отдела Павел Васильевич Гончаров

Королёв Александр, Баринов и я - работали над 3П-170 (безплатформенная система десантирования БМД-1 с экипажем).


Вопрос: (объект 925 @ Четверг, 15 Декабря 2005, 9:05)
Генрих Владимирович,
Может сможете прояснить, стояли или нет КСД на вооружении в ВДВ. Если да то, примерно в каких количествах. Имеется в виду в "товарных" или просто "баловство" было.
Спасибо. 

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:09)
КСД на вооружении в ВДВ стояли. И в довольно приличных количествах, что-то около 150 шт.
Временной период - примерно тогда, когда стали отрабатывать десантировать П-7М с "Антея", т.е. примерно с 1968 по 1973 году. После этого срока, в течение 5лет, промышленность снабжала войска КСД.


Вопрос: (Юлиус @ Суббота, 17 Декабря 2005, 13:36)
Генрих Владимирович!
Пересекались когда-нибудь пути Вашего конструкторского бюро и конструкторского бюро Калабуховой? Если - да, что запомнилось Вам по совместному сотрудничеству? Простите за нескромный вопрос. Расскажите, пожалуйста о Вашем образе жизни в настоящее время. С пожеланием крепкого здоровья и долгих лет жизни. С искреннем уважением.

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:13)
Нет, кроме конструктора Лобанова по людским парашютам мы ни с кем не пересекались.


Вопрос: (братан @ Воскресенье, 18 Декабря 2005, 10:15)
Уважаемый Генрих Владимирович!
При просмотре хроники увидел вот такую боевую машину (фото здесь).
Что это? Стояла ли такая на вооружении?
Крепкого Вам здоровья.

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:30)
Такие машины нам не приходилось десантировать. Более того, даже не было задания на разработку средств десантирования для неё. .


Генрих Владимирович нас уже ждал и приготовил интересные документы.

Вопрос: (Старик @ Воскресенье, 18 Декабря 2005, 9:33)
Меня интересует, в свете последних событий: Терроризм, стихийные бедствия, ведутся ли разработки и усовершенствования десантируемых мобильных госпиталей?

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:32)
Пока нет, если Вы имеете ввиду самоходный госпиталь на базе какого образца техники ВДВ. Если даже разработка и будет идти, разрабатывать госпиталь будут разрабатывать специализированное предприятие. Но только потом нам дадут задание для разработке средств десантирования.

Сейчас готовятся летные испытание систем десантирования для "Ракушки". На её базе разработаны медицинские машины.

К сожалению, в списке разрабатываемой техники "Ракушка" отсутствует. Из генерального штаба какой-то чиновник из министерства обороны прислал бумагу, что "Ракушку" исключают из списка разрабатываемых машин для уменьшения расходов...
Но мы работу не прекратили и сейчас возможно примут на вооружение.


Вопрос: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:32)
Уважаемый Генрих Владимирович, какая Ваш самая незабываемая разработка, для Вас в первую очередь?

Ответ: (SOBR @ Четверг, 15 Декабря 2005, 10:55)
Это проект "Кентавр" и дальнейшее десантирование людей в машинах.
Этот проект затмил всё остальное.


Вопрос: (прапор @ Четверг, 15 Декабря 2005, 12:42)
Добрый день, Уважаемый Генрих Владимирович.
Скажите пожалуйста, помните ли Вы тот день, когда познакомились с В.Ф. Маргеловым, и как это было? 

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:39)
По настоящему близко я с ним познакомился в 1971 году. Тогда мы готовились к десантированию Александра Маргелова. Мы собрались в Туле для того, чтобы обсудить предстоящее десантирование по инициативе командующего.


Вопрос: (Viktor-films @ Суббота, 17 Декабря 2005, 13:21)
Уважаемый Генрих Владимирович!
Вопрос: кто был главным зарубежным конкурентом для Вашего конструкторского бюро? Присутствовал ли фактор в работе - быть первыми на мировом рынке ВДТ?


Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:42)
За зарубежными проектами мы конечно следили, но не имели никаких дел с ними. Зарубежные конструктора нас пытались догнать по разработкам.

Основным конкурентом был НИИ ПС. Они делали системы десантирования, хотя не должны были, а мы делали парашюты, хотя тоже не должны были. Это позволяло внести некий элемент конкуренции в разработки.


Интересный вопрос.

Вопрос: (братан @ Воскресенье, 18 Декабря 2005, 9:34)
Добрый день Уважаемый Генрих Владимирович!
В Вашей практике были испытания десантирования катера с командой и без.
Было 2 способа десантирования со сверхмалой высоты и на МКС.
При каком случае присутствовали люди в катере ?
Как они размещались внутри катера?
На специальных креслах?
Для каких служб или родов войск разрабатывалась эта система?
С уважением Александр.
 

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:50)
Катер "Гагара" десантировался только нормально. С предельно малых высот катер не десантировали, да и такого задания не было.

Экипаж катера 3 человека, а после приводнения он мог вместить ещё 30 человек. Нам надо было десантировать катер с 3 человеками.
Сначала мы отдесантировали катер с манекенами. Там сидения почти такие как на "Бахче", но более упрощённые, с подвесной системой и подножкой для ног и ремнями-наколенниками.
После того как закончили испытания с манекенами, провели испытания с экипажем - 1 человек и 2 манекена.
Десантирование прошло нормально.

Разрабатывалась система не для ВДВ, а как спасательное средство для чрезвычайных случаев на море.


Вопрос: (Alex @ Пятница, 16 Декабря 2005, 7:41)

  1. Помню конструктор Калашников рассказывал о международных оружейных конкурсах. Проводилось ли что-то подобное по парашютам и парашютным системам?
  2. Есть ли в России парашютный музей, где можно увидеть парашюты РК, ПД и прочие?

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:56)

  1. Нет, более того всё новое тщательно скрывалось.
  2. Самый полный музей - музей ВДВ в Рязани. Кое что есть в музее НИИ ПС, кое что есть в нашем музее завода "Универсал".


Вопрос: (опер @ Суббота, 17 Декабря 2005, 19:28)
Уважаемый Генрих Владимирович !
Вы же наверняка изучали зарубежный опыт - так всё-таки кроме СССР/СНГ в ВС каких-либо стран десантнируют ли л/с внутри боевой машины? Расскажите.

Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:56)
По нашим сведениям, внутри боевой машины никто кроме нас экипажи не десантирует.


Ответ: (Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 15:09)
Спасибо за интересные вопросы.
С уважением ко всем форумчанам..
Генрих Владимирович Петкус.
 

Всё, конференция подошла к завершению.

Фотографии предоставил: Viktor-films


Страница 1 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку

Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой