|
Наши проекты
Ветераны
НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 2
ВВС РККА и воздушно-десантные операции 1930-1940 гг.
Был создан широкий ассортимент специального снаряжения, включая подвески для перевозки и сброса тяжелой техники. В 1935 г. приняли на вооружение подвеску ПГ-12 ("универсальная рама образца 1935 г."). Она серийно выпускалась на заводе №47 в вариантах ПГ-12 (для посадочного десанта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). ПГ-12П могла комплектоваться парашютом Г-42, рассчитанным на вес груза до 1,5т или Г-43 (на 2 т). Всего заказали 500 таких подвесок, но фактически сделали 150. В округа эти подвески поступили к октябрю 1936 г.
Автомобиль ГАЗ-АА подготовленный для крепления на подвеске ДПТ-2 под ТБ-3. В кузове автомашины 45-мм противотанковая пушка. |
76-мм и 45-мм пушки с передками на десантной платформе ГП-1, подвешенной под ТБ-3. |
К ПГ-12 крепилась грузовая платформа ГП-1 ферменной конструкции, которая позволяла перевозить и сбрасывать с парашютами автомобили, бронемашины, легкие танки или артиллерийские орудия весом до 3 т. К примеру, на платформе можно было закрепить пикап (на базе ГАЗ-А или М-1), "полуторку" ГАЗ-АА (с обрезанной верхней частью кабины) или одновременно четыре пушки - две 76-мм полковые образца 1927 г. и две 45-мм противотанковые с передками. Из бронетехники пробовали грузить танк-амфибию Т-37 и броневик Д-12.
Как ни странно, труднее всего было летать с грузовичком ГАЗ-АА. Он создавал наибольшее сопротивление и вынуждал пилота самолета-носителя бороться с тенденцией к пикированию. Скорость ТБ-3 с наружной подвеской уменьшалась на 10-20 км/ч. В 1937 г. ПГ-12 модернизировали, приспособив к поздним модификациям ТБ-3.
Подвешивание автомобиля-пикапа под самолёт ТБ-3 на киевских манёврах, 1935г. |
Три 76-мм пушки подвешены под ТБ-3. У одной из них для уменьшения габаритов снят щит. |
Лёгкий танк Т-38 на подвеске ДПТ-2 под ТБ-3, 1939г. |
Все это опробовали на многочисленных маневрах Красной армии. В 1934 г. на летних учениях был высажен десант из 900 бойцов. Годом позже размах еще более увеличился. Во время летних маневров 1935 г. "синие" форсировали Днепр и успешно продвигались к Киеву. В ответ "красная" сторона высадила десант в районе Бровар. С ТБ-1 и ТБ-3 сбросили 1200 парашютистов под командованием комбрига Индзера. Вместе с людьми с неба опустились пулеметы и безоткатные пушки. Затем на "захваченную" площадку начали приземляться самолеты с посадочным десантом. Менее чем за два часа выгрузили около 3000 человек, танки, броневики, артиллерию и автомобили. Десант выдвинулся к реке и захватил переправы. "Синим", отрезанным от баз снабжения, пришлось отойти.
Маневры под Киевом были откровенно демонстративными. На них пригласили военных наблюдателей из разных стран мира. Выгрузку посадочного десанта производили вблизи заранее построенных трибун, где разместили гостей и иностранные делегации. Об учениях сняли кинофильм, показавший всем мощь Красной армии. Но в то же время в Белоруссии без всякой помпы шли другие маневры, где воздушно-десантные войска действовали еще более впечатляюще. Там в общей сложности перебросили и высадили 5700 человек. Для этого пришлось задействовать большую часть тяжелых бомбардировщиков, имевшихся на тот момент в ВВС.
Первые крупные десанты с массовой перевозкой людей и техники выявили и неизвестные ранее недостатки. Например, оказалось, что быстрый выезд танков и автомашин из-под самолета невозможен. Смазка от холода на высоте замерзала так, что мотор заводился только через 15-20 минут. Из-за недостаточного количества люков и дверей на ТБ-3 десантников разбрасывало по большой территории. Как уже говорилось, в то время парашютисты обычно прыгали без оружия, приземлявшегося отдельно, в грузовых мешках. Бывали случаи, когда десантникам приходилось долго искать свое имущество или "топать" за ним 5-7 километров.
Учения с высадкой воздушных десантов проводились не только в Европейской части страны. 29-я тбаб (тяжелобомбардировочная авиабригада) весной 1936 г. в районе станции Оловянная в Забайкалье десантировала комбинированным способом (на парашютах и посадочным методом на захваченные площадки) целый полк со станковыми пулеметами, противотанковыми, полевыми и безоткатными пушками.
В июне того же года большой десант высаживали на учениях Московского военного округа. Для этого привлекли три тяжелобомбардировочных бригады - 4-ю, 11-ю и 23-ю, всего 111 ТБ-3. Под Выездом сбросили 2000 парашютистов, у города Сейм приземлился посадочный десант - 3000 человек с техникой. Посадочный десант состоял из обычной пехоты. На высоте бойцы в своих шинелях сначала сильно замерзли, затем многих из них укачало. О гигиенических пакетах заранее не подумали, и самолеты после учений пришлось долго отмывать...
Довольно типичными были маневры под Харьковом летом 1937 г. ТБ-3 из 21-й и 15-й авиабригад доставили парашютистов, которые захватили небольшой аэродром. Десантников с воздуха поддерживали истребители-штурмовики ИП-1. На "захваченной" площадке приземлились бипланы Р-5, которые привезли станковые пулеметы и три 45-мм противотанковые пушки.
Массовые парашютные прыжки в то время являлись обязательным элементом любого авиационного праздника. Например, на воздушном параде 18 августа 1934 г. демонстрировали сброс 100 парашютистов с трех ТБ-3, групповой прыжок команды женщин с АНТ-9 и даже приземление на парашютах животных - собак, кошек и свиней. С неба спустился передвижной буфет, в котором всех желающих кормили горячим обедом из трех блюд.
Плавающий танк Т-37 на парашютной подвеске под самолётом ТБ-3. |
Опробовали три варианта амортизационных приспособлений. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили елового лапника) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили.
В декабре 1938 г. завод "Подъёмник" изготовил первую партию подвесок ДПТ-2. Эту конструкцию разработали инженеры Троицкий, Рогов и Зуев. Крепить ее было проще, чем ПГ-12, и на загрузку техники уходило меньше времени. В ассортимент нагрузки вошли танк Т-38, бронеавтомобили БА-20 и ФАИ, бронированный гусеничный тягач "Комсомолец", передвижная радиостанция 5АК на шасси пикапа ГАЗ-А. Новая подвеска позволяла брать грузовик ГАЗ-АА с обычной кабиной и даже трехосный ГАЗ-ААА. В отчете об испытаниях указали, что ДПТ-2 "обладает большими преимуществами по сравнению со старой подвеской ПГ-12". В 1939 г. ДПТ-2 приняли на вооружение.
Между тем, рост воздушно-десантных войск слабо сочетался с возможностями транспортной авиации. Основная ставка по-прежнему делалась на самолеты ТБ-3, которые к тому времени явно устарели. Уже на учениях МВО в 1936 г. возникли сомнения в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов.
Вот что записал в своем отчете комбриг Татарченко, посредник при соединении тяжелых бомбардировщиков: "Такую машину можно посылать в глубокий тыл противника лишь при условии неоспоримого превосходства в воздухе хотя бы лишь на время операции. В противном случае можно летать только ночью. Но в короткие летние ночи тихоходный ТБ-3 далеко в тыл не улетит".
В 1940 г. начальник ВВС РККА докладывал в Кремль: "Существующие на вооружении самолеты ТБ-3 не удовлетворяют всем требованиям десантно-транспортного самолета и, кроме того, они имеются в ограниченных количествах".
Положение усугублялось тем, что в связи с приближением "большой войны" из-за нехватки современных бомбардировщиков старые самолеты решили вновь использовать по прямому назначению. Уже в 1938 г. у воздушно-десантных бригад изъяли всю авиационную технику. ТБ-3 из транспортных эскадрилий и отрядов начали возвращать в тяжелобомбардировочные части. А этих машин и раньше-то было немного. Во всей европейской части страны ТБ-3 хватило бы для одновременной перевозки всего одной десантной бригады, на Дальнем Востоке - батальона.
Для выброски десантов хотели приспособить новые дальние бомбардировщики Ильюшина ДБ-3. Поскольку объем фюзеляжа не позволял использовать всю грузоподъемность машины, пошли по привычному пути создания десантных кабин. Но до воплощения этих идей в жизнь дело так и не дошло.
С 1938 г. советские ВВС получили небольшое количество американских пассажирских самолетов "Дуглас" DC-3. Но их использовали в основном для специальных заданий и перевозки высшего командного состава. Скопированный с "Дугласа" ПС-84 (в войну переименованный в Ли-2) фактически поступил в строевые части лишь в 1940 году. Поэтому все боевые десантные операции до начала Великой Отечественной войны проводились с использованием все тех же "старичков" ТБ-3.
Впервые контейнеры для сброса грузов опробовали в реальной боевой обстановке во время короткой польско-советской войны в сентябре 1939 г. Тогда из-за отсутствия организованного сопротивления противника темпы наступления Красной армии намного превышали запланированные. Передовые отряды далеко оторвались от баз снабжения. Перелетевшие на захваченные аэродромы авиаполки быстро остались без горючего и боеприпасов. Вот тут-то и пригодились парашютные мешки и баки.
Так, для конно-механизированной группы им. Дзержинского, двигавшейся на Гродно, самолеты 3-го тбап в течение четырех дней, с 20 по 24 сентября, сбросили на парашютах или доставили посадочным способом 100 т горючего. Сам штаб ВВС Белорусского фронта после перебазирования в Волковысск 18 суток питался продуктами, сброшенными на парашютах. На Украинском фронте подобными перевозками занимался 14-й тбап. Операции в Польше закончились к середине октября 1939 г.
Страница
6 - 6 из 7
Начало
|
Пред.
|
3
4
5
6
7
|
След. |
Конец
Автор: Владимир КОТЕЛЬНИКОВ
Руслан Шадиев
| ||
| ||
Н-ский
|
Камень на месте высадки первого десанта стоит неподалеку от нового (2010 г.) памятника "Воронеж-родина ВДВ". Камень возник подарком по причине утраты терпения от многолетних обещаний обозначения властями принадлежности города к истории ВДВ. Памятник поставят только через 13 лет. Поставит губернатор Гордеев А.В. (На днях назначен полпредом президента РФ в ЦФО) |