|
Наши проекты
Ветераны
Кодорское ущелье
После ухода основных сил полка я со своей ротой остался контролировать вход в Кодорское ущелье у населенного пункта Хаиши. В одну из ночей к нам вышел потрепанного вида мужчина. Сказал, что родом из Харькова и в 1986 году приехал в Кодоры на заработки, но местные жители - сваны - отобрали у него паспорт, и все это время он, по сути, был у них в рабстве, работая за выпивку и еду. Он рассказал, что на нескольких базах в ущелье находились порядка 2,5 тысячи грузинских военных и большое количество техники, включая танки, «Шилки», американские внедорожники «хаммер» и минометы. И что всю зиму грузины с помощью техники чистили ведущую в Кодорское ущелье дорогу, чтобы в любой момент можно было перебросить туда подкрепление и боеприпасы...
ВВС РККА и воздушно-десантные операции 1930-1940 гг.
В 30-х годах XX века командование Красной армии в военном планировании придерживалось наступательной доктрины в чистом виде. Популярный лозунг, выдвинутый самим И. В. Сталиным, гласил, что "воевать мы будем малой кровью и на чужой территории". Всерьез рассматривались только два основных сценария боевых действий. Согласно первому враг нападает на СССР, тут же получает сокрушительный отпор и катится обратно, а за ним по пятам стремительно наступает Красная армия, пока от агрессора не останутся "рожки да ножки". По второму все начинается с восстаний "угнетенных трудящихся масс" в сопредельных странах, а Советский Союз спешит оказать помощь братьям по классу.
В обоих случаях наступление Красной армии разворачивается по схеме "блицкрига" - недаром некоторые наши маршалы учились в немецкой академии Генерального штаба. При этом учитывались новейшие достижения техники того времени.
Все должно было начаться с ударов стратегической авиации: гигантские бомбовозы обрушивают на противника всевозможные бомбы, неуправляемые и радиоуправляемые крылатые снаряды, заливают землю отравляющими веществами. Советские истребители быстро завоевывают господство в воздухе. Затем после артподготовки вперед рвутся танки и танкетки. Их поддерживают легкие бомбардировщики и штурмовики.
Наступление развивают броневики, мотоциклисты и грузовики с мотопехотой. Основания для столь оптимистичных прогнозов были. Красная армия активно готовилась к "войне моторов". Хотя конница продолжала гарцевать на парадах, цоканье подков постепенно сменялось лязганьем гусениц. Огромные деньги, истраченные на оснащение армии, обеспечили то, что наша страна по количеству военной техники начала выходить в мировые лидеры. Обладая численным перевесом в основных видах вооружений, можно было и наступать.
Немаловажная роль в наступательной доктрине РККА отводилась воздушным десантам. Им предстояло захватывать мосты и переправы, аэродромы, узлы дорог, важные промышленные объекты, а также поддерживать партизан и подпольщиков в тылу врага.
Как известно, еще в Первую мировую войну немцы, французы и англичане доставляли на аэропланах шпионов и диверсантов за линию фронта. Это были первые боевые посадочные десанты. Но участвовало в них по два-три человека, не более. В 20-х годах англичане приобрели некоторый опыт переброски войск по воздуху. В ходе "поддержания порядка" в колониях они перевозили на самолетах небольшие подразделения, оружие и боеприпасы для них, а также пробовали снабжать по воздуху отдаленные посты и гарнизоны.
У нас размах был совсем другим. Именно в Советском Союзе первыми по-настоящему взялись за подготовку к широкомасштабному воздушному десантированию крупных воинских контингентов и военной техники.
Начинали примерно с того же, что и англичане. В ходе борьбы с басмачами в Средней Азии авиацию использовали для оперативной переброски подкреплений. Куда коню тягаться в скорости с самолетом... В 1927 г. на трех аэропланах перевезли 15 красноармейцев, а два года спустя в район города Гарм доставили на шести самолетах 45 человек. Но в обоих случаях они не являлись специально обученными воздушными десантниками.
Самолеты того времени были неприхотливы: они вполне обходились без аэродромов, хватало простой ровной площадки. Но садиться под огнем врага небезопасно. Выход нашли в применении парашютов. Шелковые купола со стропами уже тогда довольно прочно вошли в практику авиации, но рассматривались исключительно как спасательное средство. И вот появилась идея сбрасывать с парашютами солдат. Парашютист приземлится там, где не сядет самолет, да и уничтожить группу десантников труднее, чем поразить заходящую на посадку или стоящую на земле машину.
Применение парашютов для высадки воздушных десантов активно пропагандировал Л. Г. Минов. Прибыв летом 1930г. в Воронеж для обучения парашютным прыжкам экипажей 11-й авиабригады, он организовал небольшой десантный отряд из добровольцев. 2 августа в ходе учений Московского военного округа с самолета Фарман "Голиаф" в два приема выбросили десант из 12 человек. Командовал группой сам Минов, самолет пилотировал летчик Громов (однофамилец знаменитого испытателя). Высадка происходила в районе хутора Клочково.
После приземления парашютистов три биплана Р-1 сбросили им оружие и боеприпасы в специальных контейнерах. Десантники были вооружены револьверами, карабинами и гранатами, а в состав сброшенного груза входили два ручных пулемета. Это был первый в мире парашютный десант.
Киевские манёвры 1935г. Самолёты ТБ-3 готовят к вылету с десантом. На внешней подвеске закреплён автомобиль-пикап ГАЗ-А. |
Инициатива Минова привлекла к себе внимание на самом верху. В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 г. говорилось: "В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов..." Энтузиасты получили возможность развивать свое начинание. Активно разрабатывались как специальное снаряжение, так и тактика действий будущих десантов. Несколько коллективов подготовили множество проектов и предложений. В конструкторском отделе НИИ ВВС в этом направлении работали группы Гроховского и Благина. Их идеи подверглись обсуждению на совещании в НИИ ВВС 25 мая 1931 г. и в большинстве своем были одобрены.
Десантников требовалось оснастить всем необходимым. Начнем с парашютов. Их производство в нашей стране тогда только налаживалось. До революции Баллонная мастерская в Москве в небольшом количестве изготавливала парашюты для экипажей привязных аэростатов наблюдения - французские системы Жюкмеса и отечественные - Котельникова. И те, и другие были громоздкими и неудобными. Например, купол парашюта РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова укладывался в большой алюминиевый короб-ранец и выбрасывался в воздух подпружиненной пластиной. А парашют Жюкмеса в специальном кожаном мешке крепился с наружной стороны корзины аэростата. С 1921 г. использование парашютов у нас вообще не практиковалось. Их считали недостаточно надежными.
Лишь в 1927 году за парашюты взялись вновь. Их покупали в Германии, Италии, Франции и даже в Японии. Затем в качестве стандартного приняли американский парашют "Ирвин", который укладывался как подушка в чашку пилотского сиденья. Этот парашют стал образцом для двух первых советских, сделанных на заводе "Каучук" в июле 1929 г. Они потом получили обозначение НИИ-1.
В стране не хватало шелка, из которого в то время шили купола, к тому же отечественная ткань была не такой плотной и прочной, как импортная. Технологию раскроя и сшивания осваивали методом проб и ошибок. Вытяжные тросики и трубки для них покупали за границей. Тем не менее, к концу 1930 г. постепенно начали производство парашютов для летчиков - боевых и учебных. В стране появилась первая парашютная фабрика. Но десантникам требовались не совсем такие парашюты, как пилотам. Десантник должен быть готов вступить в бой еще в воздухе, значит, его надо сбрасывать с оружием и боеприпасами. Группа парашютистов может несколько дней действовать самостоятельно, за линией фронта, поэтому десантнику необходимы продовольствие, медикаменты, шанцевый инструмент. Отсюда следует, что десантный парашют требуется рассчитывать на больший вес с учетом полного снаряжения. В то же время он должен быть по возможности дешевым, одноразовым, ведь его, скорее всего, бросят в тылу врага.
П. И. Гроховский демонстрирует десантный парашют Г-1 |
П. И. Гроховский, 1935г. |
Еще до революции в Баллонной мастерской экспериментировали с перкалем - хлопчатобумажным полотном для обтяжки самолетов. В 1930 г. по инициативе П. И. Гроховского изготовили образцы парашютов из перкаля. Они были не такими прочными, как шелковые, при длительном хранении слеживались. Стропы для них делали фактически из бельевых веревок. Однако стоило все это очень дешево.
Летом 1930 г. на перкалевых "эрзац-парашютах" с ТБ-1 сбрасывали манекены. Испытания прошли успешно. В 1931 г. десантников экипировали наспинными перкалевыми парашютами ПД-1 конструкции М. А. Савицкого, за основу которых взяли один из американских образцов. Однако практика показала неоспоримые преимущества шелковых куполов, хоть и более дорогих, зато надежных и прочных. Работы по тканям-заменителям прекратили. ПД-1 пробыл на вооружении недолго, его сменили более совершенные парашюты из шелка типа ПН.
Думали и об обмундировании. Сначала парашютисты прыгали в обычных летных комбинезонах и шлемах. Позднее появилось специальное обмундирование, опять же попроще и подешевле. Гроховский предлагал и особые ботинки - с подпружиненной или "надувной"- пневматической подошвой, чтобы снизить риск травмирования ног при приземлении. Их благополучно испытали, но принять на снабжение армии отказались. Ведь после приземления бойцу придется немало ходить и бегать, а в громоздких башмаках Гроховского делать это неудобно. Не приняли и специальный комбинезон с уже вшитой внутрь подвесной системой парашюта.
Десанту необходимо легкое, но достаточно мощное оружие. Поэтому в его вооружении решили значительно увеличить долю ручных пулеметов. Для разрушения опорных пунктов врага и борьбы с танками парашютисты могли использовать динамореактивные (безоткатные) орудия, весившие ненамного больше станкового пулемета. Думали и об обеспечении десанта классической артиллерией - противотанковыми и полковыми пушками.
Кроме того, нужны были боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие. Все это сбрасывалось вместе с людьми. Разработкой специальной тары занимался конструкторский отдел при НИИ ВВС, развернутый затем в Особое конструкторское бюро (Осконбюро) ВВС. Его руководителем назначили П. И. Гроховского.
Павел Игнатьевич Гроховский родился в 1899 году в Вязьме в семье потомков ссыльных польских революционеров. В Первую мировую войну служил матросом на Балтике, затем, как тогда говорили, "ушел в революцию", участвовал в штурме Зимнего и воевал на стороне красных в Гражданской войне. После увлекся авиацией и изобретательством.
Гроховский был типичным изобретателем-самоучкой. Ему явно не хватало научных знаний, что и неудивительно, ведь все его образование ограничивалось тремя классами церковноприходской школы и курсом лекций в летном училище. Серьезной проблемой для Павла Игнатьевича являлась элементарная школьная физика, не говоря уж о таких вещах, как сопромат. Вдобавок он не имел никакого представления о реальных возможностях отечественной промышленности.
Недостаток знаний Гроховский компенсировал буйством фантазии, искрометным темпераментом и организаторскими способностями. Многие его разработки оказывались бесплодными, а то и просто нереальными, но в то же время некоторые идеи Гроховского явно предвосхищали будущее воздушно-десантных войск. В довольно бедной и технически отсталой стране энергичный человек грезил многотысячными десантами с обилием различной техники, и ему удалось увлечь своими проектами не только собственный коллектив, но и руководство ВВС. Он обещал доставить в тыл врага все, что может понадобиться десантникам.
Осконбюро быстро превратилось из маленькой группы энтузиастов в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского". В "труппу цирка" в разное время входили знаменитые летчики В. П. Чкалов и М. С. Каминский. В марте 1934 г. Осконбюро передали Наркомату тяжелой промышленности (сокращенно - Наркомтяжпрому или НКТП), где его переименовали в Экспериментальный институт НКТП, но направленность его работы не изменилась.
Страница
1 - 1 из 7
Начало | Пред. |
1
2
3
4
5
|
След. |
Конец
Автор: Владимир КОТЕЛЬНИКОВ
Руслан Шадиев
| ||
| ||
Н-ский
|
Камень на месте высадки первого десанта стоит неподалеку от нового (2010 г.) памятника "Воронеж-родина ВДВ". Камень возник подарком по причине утраты терпения от многолетних обещаний обозначения властями принадлежности города к истории ВДВ. Памятник поставят только через 13 лет. Поставит губернатор Гордеев А.В. (На днях назначен полпредом президента РФ в ЦФО) |