|
Наши проекты
Ветераны
Началось все с трагедии
Вскоре наш батальон определили, как десантируемый парашютным способом, пришлось делать переукладку парашютов: ночью, при минус 10, при свете фар «Уралов» и ураганном ветре. Меня, как хорошо знавшего технику, определили старшим группы в Ан-22 «Антей». Любопытно, что у меня, лейтенанта, целый подполковник был в подчинении! Согласно уставу, все войска обеспечения подчиняются десанту. И командир корабля, подполковник, тоже. Вот он мне и докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет к вылету готов». Борт был загружен сверх всяких нормативов: семь боевых машин десанта разных модификаций. Между ними зашвартованы ящики с боеприпасами, сухими пайками...
Ювелирная работа. Точное приземление
В силах специальных операций впервые за всю историю суверенных Вооруженных Сил нашей страны прошло десантирование 122‑мм гаубицы Д‑30.
Орудие с дополнительным грузом общей массой около шести тонн было успешно доставлено на полигон Брестский. Десантирование осуществлялось из военно-транспортного самолета Ил‑76МД смешанной авиационной базы.
…Аэродром Мачулищи. На часах — полдевятого утра. Легкая освежающая прохлада и яркое солнышко начинают осенний день. Ветра практически нет. Погода шепчет.
Привычная предполетная суета завершается, и трудяга Ильюша выруливает на взлетно-посадочную полосу. Гул турбин нарастает так, что аж уши закладывает! Еще десяток секунд, и огромная машина резко начинает разгон. Самолет отрывается от взлетки и устремляется вверх. Курс — на юг, на аэропорт Брест.
На борт я поднялся вместе с заместителем командующего по воздушно-десантной подготовке — начальником отдела воздушно-десантной подготовки и обеспечения командования сил специальных операций Вооруженных Сил полковником Владиславом Степанюком.
— Ну, что? Отправляемся покорять очередную высоту? — шутит Владислав Владимирович.
— Еще бы! Никто, кроме вас!
Напомню, что десантирование тяжелой техники в силах специальных операций возобновилось в этом феврале — впервые с 2005 года. Первопроходцем в деле покорения небес стал автомобиль ГАЗ‑66. Затем в рамках батальонного тактического учения было произведено десантирование зенитной установки ЗУ‑23-2. Выброска в тех случаях осуществлялась на площадку приземления Шумилино, что в Витебской области. Теперь эстафета «принимать» тяжелые грузы перешла к полигону Брестский.
— Анализ последних военных конфликтов показывает, что для группировок войск, ведущих боевые действия в окружении или в отрыве от основных сил, это, пожалуй, единственный способ доставлять боевую технику, грузы, боеприпасы и продовольствие, — рассказывает полковник Владислав Степанюк. — Десантирование гаубицы Д‑30 мы рассматриваем как этап подготовки к предстоящему совместному тактическому учению подразделений ВДВ России и белорусских сил специальных операций. Маневры пройдут на следующей неделе в нескольких районах Брестской области.
За беседой с Владиславом Владимировичем вспоминаем десантирования военной техники, которые проходили на Витебщине в начале этого года. «Шишигу», кстати, бросали при минус 20 °С!
Тем временем самолет идет на посадку. В аэропорту Брест борт уже ждут специалисты воздушно-десантной службы 38‑й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады. К самолету подъезжает военный тягач с парашютной платформой, на которой зашвартована гаубица Д‑30.
Открывается рампа — и начинается загрузка орудия.
— Самое сложное — это подготовка к десантированию. Все сделаешь правильно — и выброска пройдет в штатном режиме. Сейчас мы видим, как с платформы снимается колесный ход и все узлы готовятся к погрузке, — поясняет полковник Степанюк. — В погрузке задействованы как военнослужащие сил специальных операций, так и экипаж военно-транспортного самолета.
— Что происходило до этого? — спрашиваю у офицера.
— Накануне специалисты воздушно-десантной службы 38 одшбр подготовили блоки основных парашютов, вытяжную парашютную систему, автоматику. Приготовили платформу П‑7 к повторному применению, проверили и подготовили расходные материалы, которые предназначены для использования парашютной системы. После загрузки платформы проводится ее контрольная проверка и предполетный осмотр. Ну а дальше — дело за летчиками.
Работа между тем в самом разгаре. Парашютная платформа с гаубицей и дополнительными грузами загружается экипажем на борт, закрепляется на рольганговое оборудование. Специалисты воздушно-десантной службы 38 одшбр прокладывают трос вытяжной парашютной системы по борту самолета, крепят ее на заднюю створку. Командир экипажа с борттехником по авиационно-десантному оборудованию контролируют правильность укладки и крепления.
Проходит еще немного времени. Вот и все! Чеки сняты — объект готов к десантированию. Командир экипажа принимает доклад от старшего команды ВДС гвардии подполковника Андрея Власенкова об окончании погрузки. Майор Виктор Бурка докладывает, что платформу с объектом принял. Десантники прощаются с экипажем и желают ему успеха в небе.
Запуск двигателей — и самолет важно выруливает на взлетную полосу аэропорта Брест.
— Режим взлетный! — отдает приказ командир экипажа.
Самолет разгоняется и, «отталкивая» от себя землю, устремляется в небо.
Высота выброски — 900 метров, скорость — 300 км/ч. Штурман зачитывает карту. Командир работает с руководителем выброски на земле. Получает от него условия выброски: направление и скорость ветра у земли, давление на площадке приземления.
Штурман производит расчеты, докладывает командиру экипажа полученные результаты. Теперь командиру экипажа необходимо точно выдержать расчетные параметры, штурману — точно прицелиться. Ведь от этого напрямую зависит место приземления платформы с объектом.
Томительные минуты ожидания. Полковник Владислав Степанюк приник к иллюминатору.
— До точки выброски осталась пара минут! — перекрикивая гул двигателей, произносит Владислав Владимирович.
И вот он — звук пронизывающей сирены! Открывается аппарель — и выпускается вытяжная парашютная система. Она крепится к звену ВПС, длина которого составляет 50 метров. Оно и вытягивает платформу с грузом.
Две-три секунды — и гаубица, шурша по рольгангам, покидает грузовую кабину военно-транспортного самолета. После выброски срабатывает многокупольная парашютная система МКС‑5-128Р, и начинается снижение платформы с орудием. После приземления груз расшвартуют и гаубица будет готова к применению по предназначению.
— Ну, вот и очередного «тяжеловеса» отправили в небо, — говорю полковнику Владиславу Степанюку.
— Да. Все прошло в штатном режиме. Все четыре блока основных парашютов раскрылись как надо. Кстати, общая площадь всех куполов парашютной системы составляет… около 3.000 квадратных метров. А вообще, учитывая простоту, качество, грузоподъемность и запас прочности платформы П‑7, ее можно эксплуатировать на протяжении многих лет. Оборудование проверенное и надежное, — говорит Владислав Владимирович.
Впереди у сил специальных операций — следующий шаг в освоении тяжелой десантной техники. В ближайшей перспективе ожидается поставка парашютной многокупольной системы следующего поколения — МКС‑350-9. Это позволит увеличить грузовую нагрузку и десантировать более тяжелые объекты.
Меж тем самолет Ил‑76МД заходит на посадку. Спустя пару минут шасси летательного аппарата касаются «родной» взлетки, и крылатая машина не спеша направляется на стоянку.
После остановки не упускаю возможность побеседовать с командиром смешанной авиационной базы военным летчиком-снайпером полковником Андреем Лукьяновичем.
— Сегодня мы в очередной раз осуществили десантирование тяжелой техники. Гаубица Д‑30 была доставлена на полигон Брестский, — говорит Андрей Юльянович. — Одна из основных задач военно-транспортной авиации — десантирование личного состава, боевой техники и грузов. Поэтому в рамках боевой подготовки мы плотно взаимодействуем с силами специальных операций.
— Знаю, что в авиабазе большое внимание уделяется подготовке молодого летного состава.
— Вы правы. Имея на вооружении новую и глубоко модернизированную технику, к которой относится самолет Ил‑76МД, работаем в этом направлении планомерно. Я сегодня осуществлял полет в качестве инструктора. В качестве командира экипажа действовал майор Виктор Бурка. Сегодня он впервые десантировал грузовую платформу с боевой техникой. В ближайшем будущем мы ждем возвращения в наш строй второго самолета Ил‑76МД. Тогда мы сможем работать двумя экипажами.
— Как оцениваете сегодняшнее десантирование?
— Четко сработали расчет сил специальных операций на загрузке и наш летный экипаж. Если сравнивать с первым десантированием тяжелой техники, которое было в начале этого года, то сегодня мы действовали более оперативно и слаженно.
— Какие особенности нужно учитывать летчикам при выброске техники?
— Если десантирование личного состава проходит постепенно и плавно, в несколько заходов, то выброска техники — процесс одномоментный, занимает считаные секунды. К тому же когда шеститонная платформа начинает движение по грузовой кабине за вытяжным парашютом, меняется центровка самолета. Поэтому летчикам необходимо своевременно реагировать на движение платформы и уметь действовать в нештатных ситуациях. Это ювелирная работа, требующая от пилотов высочайшего мастерства и концентрации. Летчики нашей авиабазы всеми этими качествами обладают. В целом же отмечу, что освоение десантирования тяжелой военной техники мы можем назвать значительным шагом вперед и очередным этапом в развитии нашей авиационной базы, — убежден полковник Андрей Лукьянович.
…Впереди у авиаторов — покорение очередных высот. Следующим экзаменом для экипажа военно-транспортного самолета Ил‑76МД станет предстоящее учение, которое пройдет на Брестчине на следующей неделе. Там летчикам предстоит десантировать сразу два объекта, причем работать экипаж будет в едином боевом порядке с российскими коллегами.
Верим, что у наших земляков все получится!
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины», выпуск № 182
Автор новости: подполковник Александр Политаев, фото автора