|
Наши проекты
Ветераны
Дважды погибший
После высадки на берег мы буквально на плечах противника начали быстро продвигаться вглубь его обороны. Но наше быстрое продвижение вскоре было остановлено шквальным огнем в районе деревни Назарьевская. Мы вынуждены были залечь и окопаться. Попытки поднять нас в атаку не увенчались успехом, мы только понесли потери и ни на шаг не продвинулись вперед. Пришлось ждать поддержки от артиллеристов, но вместо пушек по Назарьевской ударили наши знаменитые «Катюши». Но с «Катюшами» нам не повезло. Наш батальон довольно близко продвинулся к Назарьевской и «Катюши», ударив по позициям финнов, задели и наши окопы...
Спецподготовка маргеловцев
До сих пор нигде, кроме как в наших Воздушно-десантных войсках, не десантируют боевые машины с личным составом внутри. В некоторых других странах попытки были, но безуспешные. До этого военнослужащие десантировались за бронемашинами с парашютами, но из-за разброса в несколько километров уходило слишком много времени, чтобы найти свою машину и привести её в боеготовность. Смелая идея принадлежала командующему ВДВ генералу армии Василию Маргелову.
Тогда мало кто верил, что задумка осуществится. Риск был огромным. Но 5 января 1973 года сын Василия Филипповича старший лейтенант Александр Маргелов и подполковник Леонид Зуев совершили первое в истории парашютное десантирование внутри БМД-1.
С того момента прошло много времени. Теперь всему тому, что надо знать при таком виде десантирования, обучают в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище на кафедре воздушно-десантной подготовки. Преподавателями у курсантов являются люди, которые не понаслышке знают, каково это – быть внутри БМД при её свободном падении, а затем – при спуске соцветием белых куполов.
Наглядный пример в таком обучении необходим, уверен доцент кафедры воздушно-десантной подготовки подполковник Дмитрий Хаританович. Одно дело – читать про это в справочниках, а другое – разговаривать с человеком, который на себе испытал эти ощущения.
Всего состоялось 51 десантирование личного состава внутри БМД различных модификаций. И все прошли в штатном режиме. Это доказывает, что наша техника и системы десантирования совершенны и постоянно модернизируются, считает подполковник Хаританович. В среднем десантирование происходит с 600 – 800 метров. Однако парашютные системы на БМД-2 и БМД-3 позволяют десантировать технику с высоты от 300 до 1500 метров.
Хаританович десантировался внутри БМД-3 в сентябре 2003 года, будучи майором в должности заместителя командира самоходного артиллерийского дивизиона воздушно-десантного полка, дислоцируемого в Рязани. В одной машине с ним находился и будущий начальник кафедры ВДП полковник Олег Гайдаренко. За это десантирование их наградили медалями «За отвагу», а позже оба офицера получили назначение в воздушно-десантное училище.
– Волнение перед неизвестными ощущениями, конечно, было. Это же не обычные прыжки с парашютом. Ты находишься в закрытом пространстве, не видишь происходящее, не можешь что-то предпринять? – рассказывает подполковник Хаританович. – Когда в БМД стало светлее, мы поняли, что открылся грузовой люк, значит, через минуту произойдёт выброска. После выхода машины из самолёта чувствуется резкий нырок вниз, будто на американских горках. Действие парашютной системы сопровождается ощущением скатывания с горы и выравниванием бронемашины. В салоне слышна работа блоков надува амортизирующей системы. Сидящий с нами полковник увидел в триплексы горизонт – понимаем, что скоро приземление. Ну а момент удара машины о землю не спутаешь ни с чем.
Когда офицеру предложили десантироваться таким способом, то он согласился не раздумывая:
– Я выпускник Рязанского военного автомобильного училища, и, как его представитель, я же должен был когда-нибудь такое попробовать!
До сих пор для десантирования внутри боевых машин выбирают желающих, а не назначают по приказу. Экипаж могут составлять не только офицеры, но и военнослужащие контрактной службы. А в 1998 году было совершено десантирование курсантов воздушно-десантного училища, за что молодых ребят наградили орденом Мужества. Крайнее десантирование состоялось в марте 2010 года в Пскове. В экипаже были и выпускники РВВДКУ.
Но одного желания всё равно недостаточно. Рост членов экипажа должен не превышать 190 сантиметров, а весить экипированный военнослужащий должен не больше 100 кг. Все кандидаты проходят строгий медицинский и морально-психологический отбор. Для подстраховки всегда готовят дублирующий экипаж.
Старший преподаватель кафедры воздушно-десантной подготовки подполковник Геннадий Винник объясняет, что к десантированию допускается личный состав, прошедший специальную подготовку, лично принимавший участие в укладке многокупольной парашютной системы и подготовке боевой машины и средств десантирования. Всему этому как раз и обучает их кафедра, добавляет подполковник Винник.
– Я десантировался на БМД-1, ещё будучи лейтенантом, командиром парашютно-десантного взвода рязанского воздушно-десантного полка, – рассказывает подполковник Винник. – Это не просто сесть в боевую машину и ждать выброски. Совместно с бронетанковой службой мы проверяем техническое состояние машины, кронштейны, к которым крепятся средства десантирования, участвуем в подготовке средств десантирования и в их крепеже на машину, укладываем многокупольную парашютную систему. Мы подготавливаем БМД к десантированию и загрузке в самолёт. Экипаж самостоятельно даже наводит порядок в салоне, чтобы ничего во время свободного падения не отвалилось. Всё это входит в так называемую специальную подготовку.
В эту же подготовку входит и тренировка по размещению, по принятию необходимого положения в кресле БМД. Курсанты проводят там минимум полтора часа, оттачивая навык закрепления в привязной системе. Во время учёбы курсанты изучают действия по сигналам и командам выпускающего после загрузки БМД, в полёте, при приземлении, поясняет подполковник Геннадий Винник. Ведь во время всего полёта экипаж поддерживает постоянную связь с выпускающим.
Но и это ещё не всё. После того как члены экипажа оказались на земле, им необходимо произвести расшвартовку БМД и подготовить боевую машину к движению.
Программа обучения с тех пор осталась такой же. Меняются только боевые машины и средства десантирования. Сейчас уже проходят войсковые испытания по десантированию парашютным способом новейших БМД-4М, и, возможно, скоро внутри неё смогут десантироваться бывшие курсанты Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.
Источник: Газета «Красная звезда»
Автор новости: Кристина Уколова, фото автора