Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Мы нашли брошенные знамена грузинской бригады и ее батальонов...

В 16.00 8 августа мы получили задачу на выдвижение в порт для загрузки на большие десантные корабли. И хотя большая часть батальона находилась в это время на полигоне Раевское, мы уложились в самые сжатые сроки: в 20.30 вся техника была уже на месте погрузки. Однако начать погрузку основных сил на большой десантный корабль «Саратов» удалось лишь через два с половиной часа: задачу по переброске десанта в Абхазию «Саратов» получил, выполняя переход с грузом в Севастополь, и теперь, прежде чем взять нас на борт, ему надо было разгрузиться. Загрузка на «двухэтажный» БДК оказалась, прямо скажем, непростым делом, ведь опыта таких морских походов полк не имел...



Прочее

26.03.2016

«Богатырь Илюша»: 45 лет первому полету Ил-76

Этот проект, который по праву считается одной из жемчужин отечественного самолетостроения, разрабатывался при участии знаменитого конструктора Сергея Владимировича Ильюшина и «отца-основателя» Воздушно-десантных войск Василия Филипповича Маргелова.

О том, как родился и впервые полетел «богатырь Илюша», - в специальном материале ТАСС

Как все начиналось

Советник генерального директора ОАО «Ил» по науке Генрих Новожилов, трудившийся в середине 1960-х годов в КБ Ильюшина на должности первого заместителя генконструктора, вспоминает, как его вызвал к себе министр авиационной промышленности Петр Дементьев.

Он сказал: «Мне надоели эти «ветряные мельницы». Петр Васильевич имел в виду турбовинтовые Ан-12 и Ан-22. Нужно было сделать реактивный самолет (Генрих Новожилов Советник генерального директора ОАО «Ил» по науке).

По его словам, Дементьев выбрал для этой задачи КБ Ильюшина, потому что хотел, чтобы в Военно-транспортную авиацию пришла «культура, присущая пассажирским самолетам».

Сроки выполнения работ и требования к новому воздушному судну были очень жесткими. Самолет должен был получиться надежным и простым, при этом первый его вариант разрабатывался для эксплуатации только на грунтовых аэродромах.

Военные предполагали, что во время (вероятной) войны все взлетно-посадочные полосы будут мгновенно уничтожены, поэтому нам был задан самолет Ил-76, который перевозил бы 20 т десантной нагрузки на расстояние 5 тыс. км и предназначался для относительно небольшой полосы длиной до 2,2 тыс. м (Генрих Новожилов).

Задан был и размер кабины: 3,45 м шириной, 3,4 высотой и 20 м в длину. Однако самым главным, в чем нуждался Ил-76, был принципиально новый двигатель, который смог бы поднять в воздух такого «здоровяка».

За выполнение неординарной задачи взялся руководитель Пермского конструкторского бюро Павел Соловьев, который создал Д-30КП с тягой в 12 т. Новожилов отметил, что этот двигатель оказался «вполне успешным», что нечасто бывает при разработках с нуля.



Об уникальных свойствах самолета

Если вы посмотрите на самолет, то увидите шасси необыкновенного вида. Обычно колеса многоколесного шасси ставятся по оси самолета, у нас две стойки, каждая из них несет с одного и другого борта по четыре колеса низкого давления (Генрих Новожилов).

Такая конструкция создана для того, чтобы сохранить грунтовую полосу в целости и избежать образования глубокой колеи, когда друг за другом взлетают несколько самолетов.

Кроме того, была поставлена задача сделать так, чтобы створки на «брюхе» самолета закрывались при выпущенных шасси. Это было связано с грунтовой полосой: песок, камешки и грязь могли проникнуть в раскрытые створки и повредить механизм убирания и выпуска шасси. По мнению Новожилова, больше ни у одного самолета в мире нет такого нововведения.

Заданные взлетно-посадочные характеристики потребовали и создания нового крыла с мощной механизацией, над которым ильюшинцы работали несколько лет. Была создана стальная модель крыла, и «продували» ее в гигантской аэродинамической трубе ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского).

Всего в аэродинамических трубах института были отработаны 28 различных моделей Ил-76. Сам Ильюшин, несмотря на болезнь, тоже участвовал в работе над самолетом. Упорный труд конструкторов позволил достичь максимального коэффициента подъемной силы крыла машины.

Над грузовым люком тоже повозились: родилась достаточно сложная, но надежная конструкция из четырех створок. Одна из них обеспечивает герметичность кабины, а три другие убираются вверх и по бокам (Генрих Новожилов).

Новожилов также отметил, что рампа Ил-76 имеет возможность работать как подъемное приспособление при погрузке в самолет.

Сложные системы нового самолета должны были работать «с надежностью затвора трехлинейной винтовки», отмечает Новожилов. Он убежден, что ни у одного самолета в мире нет такой системы управления, как у Ил-76.

Самолет делался для того, чтобы обеспечить работу Воздушно-десантных войск. Я должен низко поклониться памяти Василия Филипповича Маргелова, который поставил задачу сбрасывать десант в четыре потока. Он очень любил солдат и понимал, что главная задача – обеспечить быстрый сброс десанта и техники на минимальной площади (Генрих Новожилов).



Первый полет

Опытный образец Ил-76 был создан в Москве, в КБ Ильюшина, при участии Ташкентского авиационного завода.

Потребная полоса для этого самолета невелика. Если он пустой, то нам, в принципе, для взлета хватало полосы Московского центрального аэродрома им. Фрунзе - 1800 метров, ныне не существующий аэродром на Ходынском поле - прим. ТАСС (Генрих Новожилов).

С аэродрома на Ходынке в свое время взлетал Ил-18, садились сюда и Ил-38. Затем аэродром был практически закрыт. Конструкторы КБ Ильюшина рассчитали, что даже при отказе одного двигателя самолет Ил-76 мог бы спокойно уйти в полет.

В феврале 1971 года Сергей Владимирович Ильюшин приходит в сборочный цех, посмотрел машину. Вышли мы с ним на центральный аэродром в сумерках. Я ему докладываю, что мы можем отработанный самолет разобрать и перевезти в Раменское. Это тоже операция очень сложная. И второй вариант: мы можем взлететь с этой полосы. Доложил ему все наши расчеты, Сергей Владимирович задумался и спросил: «Почему нет? Только надо получить разрешение военных» (Генрих Новожилов).

Все соображения ильюшинцы изложили на заседании методического совета министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям руководителю совета, выдающемуся летчику-испытателю Марку Галлаю.

Если говорить откровенно, Марк Лазаревич заколебался. Потом спрашивает шеф-пилота КБ Ильюшина Эдуарда Кузнецова: «Эдик, а ты давно на этот аэродром садился?» Тот отвечает: «Вообще-то давно». Но, в конце концов, Марк Лазаревич взлет разрешил (Генрих Новожилов).

25 марта 1971 года, в прекрасную погоду, самолет Ил-76 благополучно взлетел с аэродрома на Ходынском поле, приземлившись в Раменском. До сих пор в архиве ОАО «Ил» хранится фотография, запечатлевшая миг отрыва Ил-76 от земли. Ее автор – старейший сотрудник КБ Ильюшина, фотограф Николай Нилов.

Наши самолеты Ил-76 еще не сказали своего последнего слова. Прошло 45 лет, и самолет летает. Он серийно строился в Ташкенте, было выпущено 950 различных машин, а сейчас его «перезапустили» в Ульяновске(Генрих Новожилов).

Он добавил, что все основные конструктивные элементы, давшие Ил-76 такую длинную жизнь и безоговорочную надежность, сохранены и в Ил-76МД-90А.



Новая жизнь

Ил-76, может быть, не самый большой в мире по размерам, но по многофункциональности его не превзошел никто. Транспортник, заправщик, десантник, летающий госпиталь, самолет связи, носитель лазерного оружия, поисково-спасательный – множество его «профессий» продолжают приносить пользу как в армии, так и «на гражданке».

Как рассказал Новожилов, сейчас рассматривается возможность создания версии военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А с удлиненной грузовой кабиной, где можно будет размещать не три, а четыре боевые машины десанта.

Мы на сегодняшний день запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию - Ил-76МФ (Генрих Новожилов). 

Длина грузовой кабины у такой модели будет на 6,6 метра больше, чем у серийного Ил-76. Конструктивные особенности самолета и заложенные в него возможности позволяют сделать подобную модификацию.

В свою очередь, генконструктор ОАО «Ил» Николай Таликов рассказал, что новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А может быть модифицирован для борьбы с пожарами.

Одно из применений Ил-76 - пожарный вариант самолета. Без доработок, при условии установки определенного оборудования самолет может тушить пожары. В него вмещается 42 тонны (огнегасящего состава - прим. ТАСС), на базе Ил-76МД-90А мы рассчитываем сделать 60-тонный самолет (Николай Таликов Генеральный конструктор ОАО «Ил»).

По его словам, сегодня «находятся в работе» различные варианты использования новой модификации Ил-76, «все они обсуждены» с Минобороны РФ.

Предшественник Ил-76МД-90А, известный под названием Ил-76МД, как напомнил Таликов, существует в нескольких вариантах. Помимо различных версий для перевозки и десантирования грузов и личного состава, а также эвакуации больных и раненых, существуют модификации самолета-заправщика Ил-78, самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а также коммерческий грузовой вариант Ил-76ТД.

Ил-76МД-90А отличается от базовой модели новыми двигателями, системами связи и обороны, пилотажно-навигационным комплексом, оснащается «стеклянной кабиной». Кроме того, обновленный вариант также снабжен модифицированным крылом и усиленным шасси. Ресурс самолета достигает 30 лет с возможностью продления.

Минобороны РФ до 2020 года должно получить 39 самолетов Ил-76МД-90А. На данный момент готовы уже четыре машины, две из них переданы Военно-транспортной авиации ВКС РФ.

На базе нового самолета создается также заправщик Ил-78М-90А, первый представитель этой модификации уже находится в стадии производства.


Источник:  ТАСС

Автор новости:  Анна Юдина

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Руслан Шадиев


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой