|
Наши проекты
Ветераны
7-я гв. дшд в Абхазии
Зато у пирса были пришвартованы 4 легких боевых корабля, вооруженных малокалиберными орудиями и ракетными установками. А еще контрастировавший с ними белый пограничный корабль. Если те были уже, что называется, не первой свежести, кое-где и с ржавчиной, то этот, напичканный дорогущей аппаратурой, новехонький! Затопить бы их сразу, но тротила с собой - всего ящик. Отправлялись ведь не корабли взрывать. Демонтировав вооружение, которое смогли снять (а некоторые корабельные пушки почему-то уже лежали на берегу), наложили на оставшиеся орудия и ракетные аппараты тротиловые шашки и взорвали. Но, повредив корабли, потопить их, конечно же, не смогли. Поэтому вернулись на эту базу на следующий день...
«Богатырь Илюша»: 45 лет первому полету Ил-76
Этот проект, который по праву считается одной из жемчужин отечественного самолетостроения, разрабатывался при участии знаменитого конструктора Сергея Владимировича Ильюшина и «отца-основателя» Воздушно-десантных войск Василия Филипповича Маргелова.
О том, как родился и впервые полетел «богатырь Илюша», - в специальном материале ТАСС
Как все начиналось
Советник генерального директора ОАО «Ил» по науке Генрих Новожилов, трудившийся в середине 1960-х годов в КБ Ильюшина на должности первого заместителя генконструктора, вспоминает, как его вызвал к себе министр авиационной промышленности Петр Дементьев.
Он сказал: «Мне надоели эти «ветряные мельницы». Петр Васильевич имел в виду турбовинтовые Ан-12 и Ан-22. Нужно было сделать реактивный самолет (Генрих Новожилов Советник генерального директора ОАО «Ил» по науке).
По его словам, Дементьев выбрал для этой задачи КБ Ильюшина, потому что хотел, чтобы в Военно-транспортную авиацию пришла «культура, присущая пассажирским самолетам».
Сроки выполнения работ и требования к новому воздушному судну были очень жесткими. Самолет должен был получиться надежным и простым, при этом первый его вариант разрабатывался для эксплуатации только на грунтовых аэродромах.
Военные предполагали, что во время (вероятной) войны все взлетно-посадочные полосы будут мгновенно уничтожены, поэтому нам был задан самолет Ил-76, который перевозил бы 20 т десантной нагрузки на расстояние 5 тыс. км и предназначался для относительно небольшой полосы длиной до 2,2 тыс. м (Генрих Новожилов).
Задан был и размер кабины: 3,45 м шириной, 3,4 высотой и 20 м в длину. Однако самым главным, в чем нуждался Ил-76, был принципиально новый двигатель, который смог бы поднять в воздух такого «здоровяка».
За выполнение неординарной задачи взялся руководитель Пермского конструкторского бюро Павел Соловьев, который создал Д-30КП с тягой в 12 т. Новожилов отметил, что этот двигатель оказался «вполне успешным», что нечасто бывает при разработках с нуля.
Об уникальных свойствах самолета
Если вы посмотрите на самолет, то увидите шасси необыкновенного вида. Обычно колеса многоколесного шасси ставятся по оси самолета, у нас две стойки, каждая из них несет с одного и другого борта по четыре колеса низкого давления (Генрих Новожилов).
Такая конструкция создана для того, чтобы сохранить грунтовую полосу в целости и избежать образования глубокой колеи, когда друг за другом взлетают несколько самолетов.
Кроме того, была поставлена задача сделать так, чтобы створки на «брюхе» самолета закрывались при выпущенных шасси. Это было связано с грунтовой полосой: песок, камешки и грязь могли проникнуть в раскрытые створки и повредить механизм убирания и выпуска шасси. По мнению Новожилова, больше ни у одного самолета в мире нет такого нововведения.
Заданные взлетно-посадочные характеристики потребовали и создания нового крыла с мощной механизацией, над которым ильюшинцы работали несколько лет. Была создана стальная модель крыла, и «продували» ее в гигантской аэродинамической трубе ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского).
Всего в аэродинамических трубах института были отработаны 28 различных моделей Ил-76. Сам Ильюшин, несмотря на болезнь, тоже участвовал в работе над самолетом. Упорный труд конструкторов позволил достичь максимального коэффициента подъемной силы крыла машины.
Над грузовым люком тоже повозились: родилась достаточно сложная, но надежная конструкция из четырех створок. Одна из них обеспечивает герметичность кабины, а три другие убираются вверх и по бокам (Генрих Новожилов).
Новожилов также отметил, что рампа Ил-76 имеет возможность работать как подъемное приспособление при погрузке в самолет.
Сложные системы нового самолета должны были работать «с надежностью затвора трехлинейной винтовки», отмечает Новожилов. Он убежден, что ни у одного самолета в мире нет такой системы управления, как у Ил-76.
Самолет делался для того, чтобы обеспечить работу Воздушно-десантных войск. Я должен низко поклониться памяти Василия Филипповича Маргелова, который поставил задачу сбрасывать десант в четыре потока. Он очень любил солдат и понимал, что главная задача – обеспечить быстрый сброс десанта и техники на минимальной площади (Генрих Новожилов).
Первый полет
Опытный образец Ил-76 был создан в Москве, в КБ Ильюшина, при участии Ташкентского авиационного завода.
Потребная полоса для этого самолета невелика. Если он пустой, то нам, в принципе, для взлета хватало полосы Московского центрального аэродрома им. Фрунзе - 1800 метров, ныне не существующий аэродром на Ходынском поле - прим. ТАСС (Генрих Новожилов).
С аэродрома на Ходынке в свое время взлетал Ил-18, садились сюда и Ил-38. Затем аэродром был практически закрыт. Конструкторы КБ Ильюшина рассчитали, что даже при отказе одного двигателя самолет Ил-76 мог бы спокойно уйти в полет.
В феврале 1971 года Сергей Владимирович Ильюшин приходит в сборочный цех, посмотрел машину. Вышли мы с ним на центральный аэродром в сумерках. Я ему докладываю, что мы можем отработанный самолет разобрать и перевезти в Раменское. Это тоже операция очень сложная. И второй вариант: мы можем взлететь с этой полосы. Доложил ему все наши расчеты, Сергей Владимирович задумался и спросил: «Почему нет? Только надо получить разрешение военных» (Генрих Новожилов).
Все соображения ильюшинцы изложили на заседании методического совета министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям руководителю совета, выдающемуся летчику-испытателю Марку Галлаю.
Если говорить откровенно, Марк Лазаревич заколебался. Потом спрашивает шеф-пилота КБ Ильюшина Эдуарда Кузнецова: «Эдик, а ты давно на этот аэродром садился?» Тот отвечает: «Вообще-то давно». Но, в конце концов, Марк Лазаревич взлет разрешил (Генрих Новожилов).
25 марта 1971 года, в прекрасную погоду, самолет Ил-76 благополучно взлетел с аэродрома на Ходынском поле, приземлившись в Раменском. До сих пор в архиве ОАО «Ил» хранится фотография, запечатлевшая миг отрыва Ил-76 от земли. Ее автор – старейший сотрудник КБ Ильюшина, фотограф Николай Нилов.
Наши самолеты Ил-76 еще не сказали своего последнего слова. Прошло 45 лет, и самолет летает. Он серийно строился в Ташкенте, было выпущено 950 различных машин, а сейчас его «перезапустили» в Ульяновске(Генрих Новожилов).
Он добавил, что все основные конструктивные элементы, давшие Ил-76 такую длинную жизнь и безоговорочную надежность, сохранены и в Ил-76МД-90А.
Новая жизнь
Ил-76, может быть, не самый большой в мире по размерам, но по многофункциональности его не превзошел никто. Транспортник, заправщик, десантник, летающий госпиталь, самолет связи, носитель лазерного оружия, поисково-спасательный – множество его «профессий» продолжают приносить пользу как в армии, так и «на гражданке».
Как рассказал Новожилов, сейчас рассматривается возможность создания версии военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А с удлиненной грузовой кабиной, где можно будет размещать не три, а четыре боевые машины десанта.
Мы на сегодняшний день запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию - Ил-76МФ (Генрих Новожилов).
Длина грузовой кабины у такой модели будет на 6,6 метра больше, чем у серийного Ил-76. Конструктивные особенности самолета и заложенные в него возможности позволяют сделать подобную модификацию.
В свою очередь, генконструктор ОАО «Ил» Николай Таликов рассказал, что новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А может быть модифицирован для борьбы с пожарами.
Одно из применений Ил-76 - пожарный вариант самолета. Без доработок, при условии установки определенного оборудования самолет может тушить пожары. В него вмещается 42 тонны (огнегасящего состава - прим. ТАСС), на базе Ил-76МД-90А мы рассчитываем сделать 60-тонный самолет (Николай Таликов Генеральный конструктор ОАО «Ил»).
По его словам, сегодня «находятся в работе» различные варианты использования новой модификации Ил-76, «все они обсуждены» с Минобороны РФ.
Предшественник Ил-76МД-90А, известный под названием Ил-76МД, как напомнил Таликов, существует в нескольких вариантах. Помимо различных версий для перевозки и десантирования грузов и личного состава, а также эвакуации больных и раненых, существуют модификации самолета-заправщика Ил-78, самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а также коммерческий грузовой вариант Ил-76ТД.
Ил-76МД-90А отличается от базовой модели новыми двигателями, системами связи и обороны, пилотажно-навигационным комплексом, оснащается «стеклянной кабиной». Кроме того, обновленный вариант также снабжен модифицированным крылом и усиленным шасси. Ресурс самолета достигает 30 лет с возможностью продления.
Минобороны РФ до 2020 года должно получить 39 самолетов Ил-76МД-90А. На данный момент готовы уже четыре машины, две из них переданы Военно-транспортной авиации ВКС РФ.
На базе нового самолета создается также заправщик Ил-78М-90А, первый представитель этой модификации уже находится в стадии производства.
Источник: ТАСС
Автор новости: Анна Юдина
Руслан Шадиев
|
|