|
Наши проекты
Ветераны
«Таджики» 35-ой гвардейской десантно-штурмовой бригады: Мурат Мухамеджанов
Кто будит десантников по утрам?
В казарме, как известно, утро начинается с команды «Подъем», которую подает дневальный по роте. А когда-то солдат по утрам будил сигнал горна или другого духового инструмента. Они использовались и для подачи других сигналов. Вы наверняка видели подобные эпизоды в исторических фильмах…
Команда «Подъем» или «Отбой» дублируется теперь чаще с помощью простейшего технического средства — звонка. Труба, горн или барабан для объявления подъема нынче используются разве что во время проведения полевых выходов, да и то лишь в некоторых воинских частях.
В прошлом году командир 103‑й гвардейской отдельной мобильной бригады гвардии полковник Владимир Белый решил возобновить традицию, которая ранее существовала в соединении. И теперь гвардейцев оповещает о подъеме и отбое трубач-сигналист.
Помню, очень удивился, когда впервые услышал ранним утром мелодичный звук трубы во время одной из командировок в это соединение. Казалось, вот-вот из-за угла казармы покажется бравая конница с саблями наголо…
Решил во что бы то ни стало пообщаться с трубачом перед очередной побудкой и познакомить вас, уважаемые читатели, с тем, кто будит по утрам витебских десантников. И кого вполне справедливо можно считать символом города Витебска — подобно трубачу с пожарной каланчи города Гродно или знаменитому брестскому фонарщику.
Итак, каждое утро в 103 гв. омоббр исправно трубит «Подъем» гвардии сержант Руслан Тарасенко. Как оказалось, он — профессиональный музыкант, служит в местном оркестре старшим музыкантом. Беседа с ним состоялась ранним утром, когда вся бригада, кроме дежурной службы, и город на Западной Двине еще спали мирным сном.
— В детстве я учился в школе с музыкальным уклоном. Там впервые познакомился с духовыми инструментами, играл на альте. После окончил Витебский государственный музыкальный колледж имени И. И. Соллертинского по классу валторны, — рассказал Руслан. — Я всегда любил музыку.
Именно поэтому он хотел попасть на службу в оркестр 103‑й гвардейской отдельной мобильной бригады. Оснований для препятствий этому не было. Так он стал гвардейцем-музыкантом, да к тому же десантником. Подготовку во время «курса молодого бойца» проходил такую же, как и все: прыжки с парашютом для него никто не отменял. Правда, в значительно меньшем объеме, чем для военнослужащих мобильных подразделений.
— Впечатления — незабываемые, — вспоминает пока единственный прыжок с вертолета Ми‑8 гвардии сержант. — У меня несколько иной профиль. Приходится постоянно заниматься, чтобы совершенствовать мастерство игры на музыкальном инструменте. И в этом деле мало иметь хороший слух. Игра на любом музыкальном инструменте — это прежде всего нелегкий труд и долгие часы ежедневных репетиций.
Придя служить в военный оркестр, Руслан переквалифицировался в трубача.
— Родина приказала играть на трубе, — пошутил гвардии сержант. — Валторна и труба — относительно схожие инструменты, однако отличия между ними имеются. Валторна — это инструмент для аккомпанемента, а труба — сольный. У него другая аппликатура, иная специфика игры, звук.
В составе оркестра гвардии сержант Тарасенко обеспечивает музыкальное сопровождение всех торжественных мероприятий, в которых участвует прославленное соединение, и не только: практически ни один государственный праздник не обходится в Витебске без военных музыкантов.
Парень благодарен за мудрое руководство начальнику оркестра и дирижеру гвардии старшему прапорщику Алексею Суровому.
— А моим непосредственным учителем игры на трубе является гвардии прапорщик Захар Лыфарь, которому я также многим обязан, — с благодарностью отозвался о наставниках гвардии сержант.
А что же касается подачи сигналов трубачом утром и вечером, то с такой почетной обязанностью парень справляется исправно. Причем как истинный десантник — в любую погоду.
— Сначала я подаю сигнал «Внимание», а затем «Подъем» или «Отбой». Первое время было непривычно. Многие интересовались, что я играю. Потом привыкли. Причем привыкли настолько, что теперь в мое отсутствие интересуются, почему не трубил. Например, однажды я заболел и попал в санчасть. Это заметили все, — поделился Руслан.
Кстати, военнослужащие соединения говорят, что под такие сигналы приятнее просыпаться. А музыкант прокомментировал:
— Не знаю, как реагируют жители близлежащих домов, но думаю, что им тоже нравится. По крайней мере, ни одной жалобы не поступало. Признаться, думаю, это и для них удобно. Ведь кого-то будит будильник, кого-то — радио. А тут под окном — персональный трубач-сигналист. Легче ориентироваться…
Кроме подачи сигналов в утреннее и вечернее время, трубач оркестра подает сигналы «Приступить к занятиям» и «Завершить занятия».
— Можно сказать, что в это время все по моим сигналам ходят. Остальным можно даже на часы не смотреть. А мне приходится четко следить за расписанием, — отметил гвардии сержант Тарасенко.
К слову, сам он пользуется обычными кварцевыми часами и регулярно их сверяет, чтобы они точно шли. Просыпаться по утрам ему приходится даже раньше заместителей командиров взводов, для которых подъем определен на десять минут раньше, чем остальному личному составу.
— Я встаю примерно на полчаса раньше остальных, чтобы успеть умыться, одеться, привести себя в порядок и приготовить инструмент, разыграться, — поделился музыкант.
Во время беседы с гвардии сержантом у меня на мобильном телефоне сработал будильник. Ровно шесть утра. Значит, Руслану пора трубить «Подъем».
Поворачиваясь в разные стороны, он просигналил побудку. Спустя пару минут из казарм для построения на утреннюю физическую зарядку потянулись вереницы десантников. Встретив с сигналом трубы очередной день, витебская гвардия приступила к выполнению повседневных задач.
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины», выпуск № 19
Автор новости: Евгений Довгаль, фото автора