|
Наши проекты
Ветераны
Последние солдаты империи
Оценка обстановки была недолгой. БМД плавно вошли прямо в визжащую и ревущую толпу. Механики-водители превзошли сами себя - никто из обалдевших от безнаказанности "правоверных" не был намотан на траки боевых машин десанта.
По командам ротных десантура прыгала с брони прямо в ревущую толпу. Пожалуй, это больше щекочет нервы, чем прыжок с парашютом... "Ходу, пацаны!" Уже через несколько минут бойцам 5-й и 4-й рот удалось разрезать кипящую лавину надвое (в который раз пригодились приемы рукопашного боя)...
Холодная точка: послесловие
Как известно, на Северном полюсе мозговая деятельность человека несколько замедляется — прежде всего ввиду дефицита кислорода. К тому же мыслительным процессам не самым лучшим образом способствует полярный убивающий холод, разносимый кровью и норовящий пробраться во все уголки твоего тела.
И вот сидишь на макушке Земли под неустанным незаходящим солнцем, и самые разные мысли дрейфуют в голове. Тогда, к примеру, рассуждаешь: ну зачем белорусам, людям, как оказалось, далеко не самым северным, этот полюс? Что здесь потерял наш военный человек? Зачем отправился в царство белых медведей?..
Сложно было разом и четко для себя ответить на этот вопрос. К тому же страна наша точно не собирается вести в Арктике боевые действия. Но, быть может, уметь побеждать в самых сложных, даже фантастически нереальных ситуациях — и есть некий ориентир совершенства для человека в погонах? Не знаю, но, пожалуй, самая опасная на планете профессия где-то подразумевает близость к самым сложным, даже запредельным условиям.
Кстати, о пределах. Сегодня можно смело сказать: белорусам удалось вписать яркую страницу в историю освоения Арктики, существенно расширив в ней пределы обеспечения безопасности. На планете Земля никогда еще не проводились столь сложные спасательные операции. Ведь даже статус учебной миссии в таких обстоятельствах — весьма условный. Уметь действовать здесь — значит быть способным спасать жизни везде.
К тому же было бы недальновидным считать гуманитарную тематику этого учения — оказание помощи потерпевшему во льдах бедствие лайнеру — неактуальной для Беларуси. Кроссполярные перелеты и сегодня пользуются спросом, а в перспективе они могут стать, по оценке экспертов, одними из самых востребованных ввиду сокращения до минимума маршрутов перелетов с материка на материк. А ведь в таких самолетах могут оказаться и белорусы. И если произойдет нештатная ситуация — страна сможет (теперь об этом можно говорить без гипотетической составляющей) вытащить своих граждан из самой труднодоступной точки Земли. А стран, способных на подобные миссии, должен вам доложить, — всего-то было шесть: Россия, Норвегия, США, Канада, Дания, Исландия. Теперь — благодаря нашим десантникам — еще и мы. Правда, есть чем гордиться?
Впрочем, практически на всех этапах маневров в Арктике соотечественники проявили себя с лучшей стороны, несмотря на то, что к большинству элементов этого учения применимо определение «впервые». Впервые белорусские военные отправились покорять Крайний Север, где они побывали, к слову, не только на полюсе, но и в таком экзотическом месте, как архипелаг Земля Франца Иосифа. Впервые — участвовали в самом массовом в истории десантировании на дрейфующую льдину. К тому же это была первая операция союзников по ОДКБ за пределами стран, входящих в эту организацию. Вообще за пределами каких-нибудь стран: ведь полюс ни к какому государству не относится.
А чего стоит то, что первыми борт самолета при выброске десанта покинули именно «голубые береты» из синеокой? А ведь для старта руководство операции определяло наиболее подготовленных специалистов. И ими оказались те, кто вообще к оси Земли, в отличие от имеющих опыт десантирования на полюс россиян, на тысячу километров не приближались.
И зря не приближались. Места-то тут какие!.. Несмотря на то что все на полюсе однообразно и не изобилует достопримечательностями, передать словами красу местных пейзажей мне крайне сложно. Насыщенность красками, оттенками — потрясающая. Вот возьмем торос. Образовался он при столкновении льдин — и превратился в гряду причудливого льда. А лед тут переливается всеми цветами северного сияния — и голубым, и фиолетовым, и синим…
Новые, глубокие оттенки приобретают на Крайнем Севере и человеческие качества — открытость, широта, мужество, готовность к самопожертвованию. Люди тут, надо сказать, отличаются искренностью и какой-то непостижимой, бескрайней теплотой друг к другу. Никогда не расстраиваются! Смеются самой заурядной шутке, помогают без намека на просьбу в этом. Я несколько раз с ужасом обнаруживал отсутствие у самолета своих вещей — их просто кто-то уже загрузил в салон.
Перелеты в Арктике — особая история. Однажды в Оленегорске мы за день трижды загружались-разгружались из военно-транспортного судна из-за резко меняющихся погодных условий. И никто не выказал неудовольствия и не посетовал на судьбу! «Загружаемся!» — и кипит общая работа. «Отбой!» — и рюкзаки вновь кто-то выносит из самолета.
Ну и, конечно, Россия есть Россия. Когда мы, глядя как-то на самолет, заполненный до верха экипировкой, техникой и даже клетками с живыми собаками (сибирские хаски, самоеды, аляскинские маламуты, чукотские ездовые, которые использовались на полюсе для передвижения в упряжках), спросили у летчиков, а не слишком ли много загрузили, те спокойно ответили: «Когда с войны улетали, солдаты друг друга на руках держали… Так что не опасайтесь — все в порядке, полетели!».
Вот такой запомнилась эта командировка.
И еще: Север открывается не всем. Но уж если это случилось, человек находит в себе свой собственный полюс, видит свою вершину, чистую высоту, к которой будет стремиться всю жизнь.
Источник: vsr.mil.by
Автор новости: К. Гагарин; фото автора