|
Наши проекты
Ветераны
НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 1
От пятой роты, возможно, ждали гибели. Очень ждали. Не могло быть иначе. Практика войны показывала, что в боях и в двадцать раз с меньшим противником роты просто стирались. Потом можно было сказать, что зашла рота не туда, рацию у неё сразу накрыло, и передать рота ничего не успела. Всю вину можно было спихнуть на саму роту.
Прочее
23.01.2014
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины»
Автор новости: Д. ЛОБАШОВ; фото автора
Высоко над облаками
В 50-й смешанной авиационной базе идет интенсивная подготовка летного состава самолета Ил-76Мд на допуск к полетам.
…Размах крыла — 50,5 метра, длина фюзеляжа — около 46 метров, максимальный взлетный вес — 190 тонн. Имя крылатого гиганта: Ил76МД…
…10.00, аэродром 50‑й смешанной авиационной базы Мачулищи. Технический состав готовит самолет Ил76МД к полетам. Авиаспециалисты сметают снег с фюзеляжа, чистят рулежную дорожку. Проверяются системы самолета, происходит его дозаправка. В небе — разведчик погоды Ми-8МТ.
— На вооружении нашей авиабазы состоят различные летательные аппараты, в том числе военно-транспортный самолет Ил76МД,— отметил командир 50й смешанной авиационной базы полковник Андрей Лукьянович.— Это уникальный, единственный в своем роде самолет. Он позволяет перевозить до 225 пассажиров, десантировать 126 десантников, перевозить до 49 тонн груза. За период прохождения службы я освоил все типы советских транспортных самолетов. Один из лучших — безусловно, Ил76. Он очень надежен и удобен в управлении. В нем пилот чувствует себя комфортно. Думаю, и военнослужащие наших сил специальных операций довольны. Еще со времен Советского Союза негласно бытует такое мнение: настоящим десантником становится лишь тот, кто выполнит прыжок с Ил76. На сегодняшний день альтернатив данному самолету нет, в том числе и в Российской Федерации. В перспективах развития транспортной авиации России — использование именно этого самолета. Сейчас производят его модернизацию, так как удачна сама конструкция самолета, надежны и планер, и двигатели…
В 13.00 — начало предполетных указаний летному составу в группе руководства и обеспечения. Полковник Андрей Лукьянович принимает доклады о готовности к полетам и дает экипажам предполетные указания.
— Пять… Четыре… Три… Два… Один… Точное время — 13 часов 17 минут,— докладывает старший штурман авиабазы. Летчики сверяют часы.
Звучит команда: «Товарищи офицеры!». Все расходятся по рабочим местам… В 14.00 начнутся полеты.
У борта самолета — короткий инструктаж членов экипажа. Вместе с экипажем Ил76МД на борт воздушного гиганта поднимаюсь и я.
Пилоты проверяют приборы, запускают двигатели… Еще несколько минут — и многотонный трудяга Ил76 выруливает на взлетно-посадочную полосу аэродрома.
Ил76 готов к взлету. Рев турбин — и он, словно гоночный болид, стремительно набирает скорость. Затем плавно отрывается от земли, быстро набирая высоту. От перепада давления закладывает уши. Внизу проплывают игрушечные строения, тонкая полоска дороги, деревья…
Поднимаемся над облаками и словно застываем над белой периной. На высоте нескольких километров крейсерская скорость 800 километров в час совсем не ощущается.
Разговариваю с бортовым техником майором Павлом Громовичем. В авиации офицер служит с 1989 года. Окончил Васильковское военное авиационно-техническое училище, затем переучился на бортинженера. Служил в 339м транспортном полку. С 1996 года — в 50й смешанной авиационной базе.
— Самолет Ил76 очень надежный, все системы — двойного-тройного резервирования,— рассказал офицер Громович.— Если первый канал отказал, можно использовать второй.
Конструкторы заложили в этот самолет хороший запас прочности. При грамотной эксплуатации он может служить долгие годы. Хранится прямо на аэродроме под открытым небом, только зачехляются некоторые его части.
В надежности самолета офицер убеждался не раз. Особый случай произошел в 2007 году. Тогда Ил76МД
взлетел с аэродрома Мачулищи с курсом на полигон Российской Федерации Телемба. На борту находились 150 военнослужащих, в том числе тогдашний командующий ВВС и войсками ПВО генерал-лейтенант Олег Паферов. Через полтора часа полета на высоте около 10 километров произошел отказ одного из двигателей… Командир экипажа принял решение возвращаться на родной аэродром. Долетели и благополучно приземлились.
К слову, этот самолет способен приземлиться даже с двумя работающими двигателями из четырех.
…Летчики отрабатывают посадку на аэродроме в Барановичах.
Самолет садится мягко. По словам авиаторов, конструкция шасси Ил76 устроена таким образом, что он может взлетать и садиться также на грунтовую взлетно-посадочную полосу или заснеженную — российские летчики на Ил76 летают в Антарктиду и сажают самолет прямо на лед…
Во время короткой остановки места помощника командира корабля и бортового техника в целях подготовки занимают другие пилоты. И снова взлет, курс — на Минск.
Основное предназначение Ил76МД — десантирование личного состава и техники. Как правило, оно осуществляется с высоты 600–900 метров на скорости от 260 до 300 километров в час. Из-за высокой степени сложности прыжков с Ила экипаж должен зайти на боевой курс с максимальной точностью.
На самолете — четыре точки отделения: две боковые двери и два прохода на рампе. Для безопасного десантирования личного состава в нем установлены тросы для принудительного раскрытия парашютов (ПРП). Боковые двери защищают парашютистов от набегающего потока. Одновременно с борта могут десантироваться 126 человек. Время отделения парашютиста всего 0,7–0,8 секунды.
Во время учения «Взаимодействие 2013» на Осиповичском полигоне я наблюдал за тем, как пять Ил76 один за другим десантировали смешанные батальонные тактические группы контингента Коллективных сил оперативного реагирования и БМД2 на парашютных бесплатформенных системах. Практически одновременно борта покинули несколько сотен десантников и несколько единиц техники. Когда небо заслоняют сотни парашютов — зрелище завораживающее!
…Полеты идут непрерывно. Самолет кружит над аэродромом, садится и снова взлетает. Затем небольшой перерыв до наступления сумерек — и снова в небо: экипажи будут выполнять полеты без визуальной видимости — по приборам.
Наша справка
В настоящее время Ил76МД — основной военно-транспортный самолет ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Беларуси. Он способен транспортировать всю номенклатуру боевой техники сил специальных операций нашей страны и большую часть техники механизированных бригад, включая танк Т72Б. Предназначен также для десантирования грузов и боевой техники с высоты до 4.000 метров и личного состава с высоты до 8.000 метров.
Ил76 — первый отечественный транспортный самолет с реактивными двигателями. Первоначально он предназначался для замены Ан12. Разрабатывался в ОКБ имени Ильюшина с конца 1960х годов. В конструкции самолета применены 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты.
Первый полет состоялся 25 марта 1971 года. К серийному производству на Ташкентском авиационном заводе приступили в 1975м. Через год самолет был официально принят на вооружение ВВС. В 1977 году началась его регулярная эксплуатация Аэрофлотом.
На Ил76 были установлены 25 мировых рекордов. Для международного авиарынка, в том числе для Индии, Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, построено более 900 самолетов.
Летно-технические характеристики самолета Ил76МД
Размах крыла — 50,5 метра
Длина самолета — 46,59 метра (Ил76МФ — 53,2 метра)
Высота самолета — 14,76 метра
Площадь крыла — 300 квадратных метров
Длина грузового отсека — 20 метров
Крейсерская скорость — 750–800 км/ч
Посадочная скорость — 210 км/ч
Высота полета — 9.000–12.000 метров
Практическая дальность полета — 4.500 километров
Максимальная загрузка — 49.000 кг, или 225 пассажиров (в двухпалубном варианте). Возможность десантирования — 126 парашютистов, боевая техника и грузы на платформах весом до 21 тонны
Максимальный взлетный вес — 190.000 килограммов
Экипаж — 7 человек
Силовая установка состоит из 4 двигателей (Д30КП)
Взлетная тяга одного двигателя — 12.000 кгс
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины»
Автор новости: Д. ЛОБАШОВ; фото автора
Руслан Шадиев
| ||
О работе экипажей Ил-76 видео ВоенТВ Беларуси:
| ||
Руслан Шадиев
|
|