|
Наши проекты
Ветераны
Мы штурмовали Гори
В районе населенного пункта Хетагурово мы перешли границу, и из "зеленки" по нам открыли огонь грузинские танки. По счастливой случайности, видимо, Бог нас охранял, разрывы ложились близко, но не могли попасть ни в одну машину. Данные об обстановке отсутствовали. Что впереди, не знали. Ни одной российской части, ни одного разведчика. Мы первые. Шли в боевых порядках на большой скорости. Я дал приказ зенитчикам открыть огонь по "зелёнке". Трава была сухая - и загорелась. Всё в дыму, их танки прекратили огонь, все их приборы и прицелы ослепли от дыма...
Культура
19.12.2013
Источник: http://www.domostroymedia.ru
Автор новости: Д. АБРАКОВ
Степан Таненя – летописец российских ВДВ
До того как возглавить уникальный по общемировым меркам музей, герой этой публикации сменил 17 мест службы – от Монголии до Германии. Оба его сына пошли по стопам отца и не раз бывали в горячих точках, в реальном бою испытав силу десантного братства. В редкие часы досуга наш собеседник увлекается рыбалкой и игрой в нарды, но главной своей заботой считает развитие и пополнение уникальных экспозиций.
Сегодняшний гость – начальник Музея истории Воздушно-десантных войск полковник Степан Иванович ТАНЕНЯ.
С уважаемым офицером-десантником мы беседуем в одном из старейших кирпичных здании Рязани, где когда-то располагалась духовная семинария. В этих стенах, возведенных почти два века назад, невольно проникаешься духом героической истории русского воинства. Да и сам музей и его впечатляющие экспозиции заставляют автора начать этот материал с небольшого экскурса в прошлое.
Сокровищница «крылатой пехоты»
К ратному труду и подвигам десантников в России всегда относились с особым вниманием и почтением, сохраняя память о них для подрастающего поколения. Так, общими усилиями командования ВДВ, учебного комбината Министерства обороны, фотоцеха Выставки достижений народного хозяйства СССР, студии военных художников им. М. Б. Грекова, мастерских воздушно-десантных соединений и воздушно-десантного училища, ветеранов ВДВ 28 июля 1972 года, в день 91-го выпуска молодых офицеров-десантников из Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, Музей истории ВДВ торжественно распахнул свои двери для приема посетителей.
Музей, как мы уже отметили в начале публикации, располагается в здании бывшей духовной семинарии, построенном в 1816 году по проекту архитектора Михайлова в стиле позднего классицизма. Сегодня оно охраняется законом как памятник культуры.
В фондах музея находится более 50 тысяч единиц хранения музейных предметов, из них 15 тысяч единиц составляют основной фонд, более 6,5 тысяч музейных предметов, документов, фотографий представлены в экспозициях.
Основу собрания фондов Музея истории ВДВ составляют реликвии: это знамена воздушно-десантных дивизий и бригад, участвовавших в Великой Отечественной войне, боевые ордена и медали воинов-десантников, образцы отечественного и иностранного стрелкового оружия, коллекции парашютов и боевой парашютно-десантной техники, предметы военной формы, личные вещи, редкие документы.
Здесь хранятся архивы командного состава ВДВ, испытателей воздушно-десантной техники, выдающихся спортсменов-парашютистов, фронтовые газеты, письма, фотонегативы, фотографии жизни и боевой учебы десантников, боевые документы участия личного состава ВДВ в миротворческих процессах в Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, в контртеррористических операциях в Чечне.
Также в музее можно увидеть произведения живописи и скульптуры, кубки и призы, завоеванные спортсменами-десантниками, предметы форменной одежды личного состава армий иностранных государств, их десантное снаряжение, раритетная литература по боевой подготовке личного состава ВДВ, другие реликвии и музейные экспонаты.
На сегодняшний день после многочисленных реорганизаций последних лет Музей истории Воздушно-десантных войск наконец-то обрел подобающий статус – филиала Федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации. Всю историю своего существования музей ВДВ только укрупнялся – это и сейчас самое большое в стране собрание экспонатов, связанное с «крылатой гвардией».
Сегодня Музей истории Воздушно-десантных войск включает в себя бывший музей военной автомобильной техники, бывший музей истории Рязанского военного автомобильного института (его раритетные экспонаты вскоре должны вернуться в родные стены), бывший музей истории средств связи и Рязанского высшего военного командного училища связи.
Забота о сохранении и приумножении всего этого комплекса площадью более 3 гектаров лежит на плечах полковника Танени.
Офицер по зову крови
– Степан Иванович, Вы в детстве мечтали о карьере военного?
– Да, конечно. Именно поэтому после восьмого класса поступил в Минское суворовское училище.
– Что же послужило главным импульсом к выбору профессии?
– Тема войны для нашей семьи всегда имела особое звучание. Мой папа бился с немцами на фронтах Великой Отечественной, дядя погиб на фронте. Во времена моего детства очень часто я слышал рассказы о сражениях, армейском быте и героях недавней войны из уст родных и близких. Мы жили в белорусском селе, половина жителей которого погибла во время боевых действий, другим посчастливилось вернуться с фронта. Воспоминания о событиях 1941-1945 годов были в центре внимания во время деревенских посиделок под гармошку и рюмочку, которые иногда случались после рабочего дня.
– А где воевал Ваш папа?
– После освобождения Белоруссии ему исполнилось 17 лет, и отца призвали в действующую армию. Он служил старшим разведчиком в отдельной тяжелой гаубичной бригаде. Его боевая задача состояла в получении сведений о расположении позиций противника, чтобы легендарные «Катюши» потом нанесли по ним мощный и прицельный удар.
– Очень рискованная миссия…
– Именно за эти рейды папа получил четыре медали «За отвагу». Тяга к военному ремеслу для многих представителей моего поколения усиливалась и во время военно-патриотических игр «Зарница», которые регулярно проводились на уровне школы либо между несколькими учебными заведениями. В отличие от последующих десятилетий, подход к проведению таких мероприятий был ответственный и системный. Классы соревновались между собой за то, чтобы выйти в финальную часть соревнований.
– Сложно было поступить в Суворовское училище?
– Конечно. Конкурс был большой, и, пожалуй, благодаря хорошей успеваемости в школе мне удалось успешно сдать экзамены. Учиться было интересно, многие преподаватели были фронтовиками, которые не только владели своим предметом, но и имели серьезный жизненный опыт. На занятиях часто приводились примеры из жизни, которые помогали быстрее усвоить материал. С отстающими педагоги охотно занимались без ограничения времени. Естественно, ни о какой плате за эти дополнительные уроки не могло быть и речи.
– Как дальше складывался Ваш армейский путь?
– Сначала я планировал поступить на горный факультет командного училища в Орджоникидзе. Хорошая физическая подготовка и восторженное отношения к частям, для службы в которых требовались альпинистские навыки, обуславливали такой выбор. Но из-за ограниченного количества мест и огромного потока желающих стать курсантом было очень сложно, и в итоге я пересмотрел свои планы и оказался в стенах Ленинградского общевойскового училища. После его окончания служил в мотострелковых войсках. В итоге стал командиром роты и перешел в воздушно-десантные войска.
– Такой переход был возможен?
– Да. Я служил в десантно-штурмовых частях в Забайкалье, на Дальнем Востоке, в Монголии и Германии. А в Рязань на должность заместителя начальника десантного училища меня пригласил Альберт Евдокимович Слюсарь. Я сначала колебался, а потом ответил согласием. До этого постоянно служил в отдаленных гарнизонах, жили в казармах, и вся семья – жена и двое сыновей – на себе испытали всю суровость военного быта. Рязань стала 17-м местом службы, и здесь нам впервые предоставили полноценное комфортное жилье.
– Чем занимается Ваша супруга?
– Она тоже военный человек – старшина воздушно десантных войск.
– А сыновья пошли по Вашим стопам?
– Оба окончили наше десантное училище, воевали в Чечне, а старший участвовал в миротворческой операции в Югославии. Сейчас они продолжают службу в десантных войсках, один подполковник, преподает в академии имени Фрунзе, другой – майор, учится на первом курсе того же учебного заведения.
Хранитель славных традиций
– А как Вы пришли в Музей истории ВДВ?
– После увольнения в запас в 90-е годы я, как и многие отставные офицеры, пробовал заниматься бизнесом, но вскоре понял, что это явно не моя стихия. Поэтому над предложением в 2000-м году возглавить единственный в мире Музей истории ВДВ размышлял недолго. Работа очень интересная, творческая, постоянно требующая новых подходов и динамичного развития. На сегодняшний день Ваш покорный слуга – единственный руководитель музея в Вооруженных Силах России, который пришел на эту должность не из культурной сферы и не являлся политработником, а командовал различными боевыми частями.
За эти 13 лет мы на 80% обновили фонды, на треть увеличили площадь самого музея. Сейчас планируется значительное расширение штата и закупка современного музейного оборудования.
– Для этого нужно серьезное финансирование…
– Самое главное даже не финансирование, а расширение штата. Без притока компетентных помощников и сотрудников мы не сможем сделать музей истории ВДВ современным, эффективно работающим и привлекательным не только для абитуриентов, курсантов, десантников, ветеранов Вооруженных Сил, но и для туристов из России и зарубежных стран, многие из которых приезжают в Рязань специально, чтобы посмотреть наши уникальные экспозиции. Достаточно часто в музее бывают делегации из Америки, Франции, Германии, Дании и других стран.
Под впечатлением от наших экспозиций во французском городе ПО был создан суперсовременный музей истории ВДВ, в американском музее ВВС открылся зал, посвященный воздушно-десантным войскам.
Кроме того, к нам приезжают представители 17 государств, граждане которых являются курсантами училища. Два раза в год на базе вуза проходят сборы военных атташе со всего мира, и, разумеется, эти высокопоставленные военачальники не обходят вниманием и наше здание. Естественно, в разные годы музей посещали и руководители нашей страны.
Любитель нардов и рыбалки
– Сейчас в музейные фонды поступают новые экспонаты?
– Регулярно. Благодаря Интернету мы получаем информацию более оперативно, и таким образом можно очень эффективно взаимодействовать с нашими постоянными партнерами. Сейчас мы активно используем новые технологии и в ближайшее время планируем разместить в Интернете обильно иллюстрированные материалы не только о Музее истории ВДВ, но и о наших филиалах на базе бывшего автомобильного училища и училища связи.
Но, повторюсь еще раз, для того, чтобы музей активно посещался тысячами туристов из России и со всего мира, необходимо существенное расширение нашего штата. Нынешние экспозиции охватывают лишь 15% от нашего сегодняшнего фонда. Думаю, чтоб благодаря поддержке министра обороны Сергея Шойгу и главкома ВДВ Владимира Шаманова нам удастся достичь поставленных целей.
– А чем в свободное время занимается полковник Таненя?
– Люблю рыбалку, и летнюю, и зимнюю. Иногда выезжаем всей семьей, ведь она у нас большая: мы с женой, двое сыновей и четверо внуков. Иногда играю с друзьями в нарды.
– Степан Иванович, есть ли у Вас настольная книга?
– «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова. Пусть она и написана в жанре научной фантастики, но в этом романе находишь ответы на многие вечные вопросы.
– Какая у Вас самая сокровенная мечта?
– Чтобы наш музей кипел от нашествия посетителей и мы могли бы качественно показать историю ВДВ с использованием всех передовых технических новаций.
Источник: http://www.domostroymedia.ru
Автор новости: Д. АБРАКОВ
гв.р. Alexey
|
|
rexvdv
|
РЕСПЕКТ ТЕБЕ КОМБРИГ!!!! |