|
Наши проекты
Ветераны
Товарищи грузины, учитесь военному делу настоящим образом
А вот используемый не только в военных, но и в гражданских целях радар не тронули. Более того, чтобы Саакашвили не заявил потом, что русские его поломали, оставили в диспетчерской двух грузинских специалистов.
Кстати, как только выключили этот используемый и в интересах грузинской ПВО локатор, из Тбилиси по телефону сразу завопили: кто там отключил радар, на каком основании? Взяв у грузинского специалиста трубку, на вопрос из Тбилиси ответил кто-то из наших бойцов: «Радар отключил рядовой Свидригайло. Воздушно-десантные войска России. Претензии направлять министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову»...
Приказано найти и уничтожить
В лесных окрестностях Бреста с одинаковой вероятностью, пожалуй, можно встретить и грибника, и десантника. Да и полигон здешний «молчит» крайне редко. Как-никак боевая подготовка для воина сил спецопераций — что хлеб насущный.
Вот и сейчас, едва сошел снег, на полигоне Брестский уже отгремело очередное батальонное тактическое учение с боевой стрельбой. Около 900 военнослужащих, три десятка единиц бронетехники, свыше сотни автомобилей, армейские беспилотники… Много, скажете вы. А в 38‑й гвардейской отдельной мобильной бригаде с вами не согласятся: подобные «маневры» в городе на Буге в порядке вещей.
Правда, несколько важных отличий все-таки было. Во‑первых, в рамках учения совершенствовались вопросы управления ведением контрдиверсионных действий силами батальона. А во‑вторых, БТУ проводилось совместно с подразделением 234‑го гвардейского десантно-штурмового полка 76‑й гвардейской десантно-штурмовой дивизии Воздушно-десантных войск Вооруженных сил Российской Федерации.
1
Совместное белорусско-российское батальонное тактическое учение с боевой стрельбой проходило с 22 по 24 апреля под руководством командира 38‑й гвардейской омоббр гвардии полковника Дмитрия Пташника.
Из Пскова к нам прибыли 26 десантников. Российский взвод не стали включать в состав одной из белорусских рот, а передали в прямое подчинение командиру отдельного мобильного батальона 38‑й гвардейской омоббр гвардии майору Алексею Хузяхметову. Будучи в резерве комбата, псковским парням пришлось отработать, что называется, по полной.
Как, впрочем, и остальным участникам учения. Боевой работы с избытком хватило всем. Уже в 5 часов утра 22 апреля началась подготовка личного состава, вооружения и техники. Уяснение задач, принятие решений, отдача боевых приказов… и понеслось!
Пожалуй, одним из главных девизов учения был тезис «никакой шаблонности». Обстановка менялась так динамично, что практически на каждом шагу командирам, и прежде всего комбату, приходилось что-то корректировать, принимать новые решения, быть начеку и тщательно анализировать ситуацию. И обстановка непрерывно наращивалась.
Возьмем, к примеру, марш в район сосредоточения. Уже на этом этапе батальону пришлось совершать обход заблокированного участка. Непременным атрибутом маршрута стали засады (за противника «орудовала» разведрота бригады), отчего действия в составе походного и сторожевого охранения требовали особого внимания.
Отдельным пунктом в учении было взаимодействие с авиацией. На марше безопасность колонны обеспечивали вертолеты непосредственной авиационной поддержки Ми‑24 из 181‑й боевой вертолетной базы.
Прибыв в район сосредоточения, батальон взял под охрану мосты через канал и приступил к поиску «диверсантов». Вновь были засады, бесконечны вводные… В розыске «боевиков» серьезную помощь оказали беспилотники 927‑го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов (но об этом чуть позже).
Разумеется, «противнику» не удалось скрыться в белорусских лесах. «Диверсанты» были блокированы. А наш батальон уже глубокой ночью совершил еще один марш в очередной район сосредоточения…
Второй день учения готовил не меньшие испытания, а времени на отдых было лишь пару часов. По своей интенсивности и закрученности сюжета учение было сродни лихому боевику. Но это лишь со стороны казалось, что ловким десантникам все давалось легко и просто, как и положено героям экрана. За видимой легкостью скрывались месяцы усиленной боевой подготовки и тяжелый солдатский труд. Очень сомневаюсь, что киношный Рэмбо или терминатор в таких условиях оказался бы круче обычного солдата из 38‑й гвардейской…
2
Не раз доводилось слышать шуточное утверждение, что нормальный человек на ходу из самолета не выходит. Искренне смеяться над этой остротой может лишь тот, кто не знает и не понимает, что такое приказ. Десантникам приказано атаковать с неба, и они прекрасно с этим справляются. Со свойственной лишь им смелостью и самоотверженностью.
Второй день учения начался в облаках. Разведчики доложили, что «боевики» вырвались из кольца и уходят от преследования. Но от десантников так просто не уйдешь. В небесах распустились 63 белоснежных купола…
Никто не сможет равнодушно наблюдать, как с винтокрылых работяг Ми‑8 прыгают «голубые береты». Еще минуту назад они казались белыми точками в синеве, а едва коснувшись площадки десантирования, обратились в мощное и предельно организованное подразделение.
Белорусские парашюты опробовали и псковские десантники. Погасив купола, они тут же ушли на марш. Задача российского взвода — выйти в район переправы и взять ее под охрану, чтобы обеспечить безопасное преодоление водной преграды мобильной роте на бронетранспортерах. От площадки десантирования до водоема мы, журналисты, добирались на машинах. Десантники же передвигались своим ходом. И ненамного от нас отстали. В считанные минуты они взяли оба берега под охрану. Никто уже не мог помешать бронетехнике переправиться на противоположный берег.
Из леса по очереди стали появляться БТР‑80. Всего 15– 20 минут потребовалось водителям, чтобы в 150 метрах от берега подготовить девять машин к переправе. Бронетранспортеры смело «ныряли» в воду и уверенно шли к противоположному берегу. И лишь напряженные лица «рулевых» напоминали о том, что управление одиннадцатитонным колесным «кораблем» требует немалых усилий и высокого водительского мастерства.
Переправа прошла на одном дыхании, и десантники снова скрылись в лесу. Где-то там, на площади в десятки квадратных километров, шла интенсивная боевая учеба, уследить за которой, не будучи ее участником, не представлялось возможным.
Хотя…
3
Был один крайне эффективный способ понаблюдать за десантниками со стороны. А если быть точнее — сверху, с высоты птичьего полета. Дело в том, что бок о бок с «голубыми беретами» на учении работали спецы из 927‑го центра подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов. Более того, расчеты центра придавались не только батальону, но и разведгруппам, имитировавшим действия «противника».
Нам удалось посмотреть, как работают беспилотники, и убедиться в высочайшей эффективности этого пока еще нового для нас оружия. Подготовка к полету БПЛА «Иркут‑3» (именно этот аппарат применялся над брестскими лесами) занимает всего 15 минут. А в боевых условиях это время можно сократить вдвое. Взлетно-посадочная полоса беспилотнику не требуется — запускается он с руки, а приземляется по-парашютному.
Включив свой двигатель, «Иркут‑3» вырвался из человеческих рук и устремился ввысь. В воздушной стихии он вел себя так же уверенно, как рыба в воде. В сотнях метров от места пуска в тихой уютной палатке беспилотником «командовал» начальник группы управления беспилотными авиационными комплексами майор Виктор Каспирович. Наземная станция управления была размером с небольшой чемоданчик и больше походила на ноутбук. Картинка на экран выдавалась в режиме реального времени.
—Основная задача наших расчетов — ведение воздушной разведки в оптическом и инфракрасном диапазоне, — рассказал журналистам подполковник Олег Еремин, командир эскадрильи беспилотных авиационных комплексов 927‑го центра подготовки и применения БАК. — И, что самое важное, выдача информации производится в реальном режиме времени заинтересованным пользователям. В данный момент мы ведем воздушную разведку на высоте 250– 300 метров с целью обнаружения личного состава «противника». Самолет оборудован инфракрасной целевой нагрузкой, что в значительной степени повышает вероятность обнаружения «противника» в лесу…
Рассказ Олега Витальевича прервал доклад с наземной станции управления — в лесу обнаружена группа «боевиков» из 5 человек. Информация об этом тут же была отправлена командиру мобильного батальона. Так мы оказались свидетелями того, как один небольшой беспилотник всего за 20 минут выполнил работу, на которую десантники затратили бы несколько часов рискованного поиска.
—Применение беспилотных авиационных комплексов крайне эффективно, — продолжил подполковник Олег Еремин. — Особенно когда мы используем инфракрасные целевые нагрузки. Самолеты выполняют полет по заранее запрограммированному маршруту, что позволяет оператору все свое внимание сосредоточить на поиске назначенных целей. Немаловажно и то, что во время полета экипаж находится на земле, а не в воздухе и мы не можем потерять людей. А заодно помогаем сберечь десантников.
По словам Олега Витальевича, «Иркут‑3» способен вести разведку в течение часа в радиусе до 15 километров на высоте от 100 до 3.000 метров. Помимо инфракрасной, он может нести телевизионную целевую нагрузку, а также фотоаппарат.
—Наиболее активно, почти ежемесячно, мы участвуем в учениях сил специальных операций, — сообщил подполковник Олег Еремин. — Также часто работаем во взаимодействии с ракетными войсками и артиллерией, летаем с МВД, МЧС, КГБ. За два года мы накопили большой опыт эксплуатации БПЛА. Кроме «Иркут‑3», на вооружении центра состоят комплексы «Иркут‑10». Свою авиационную технику мы применяли при температуре от — 30 до +30 градусов. И не только в Беларуси, но и в условиях пустыни — в Катаре и Ашулуке.
…Отработав программу полета, «Иркут‑3» вернулся к месту старта и стал кружить над нами. Вскоре он выпустил парашют, опустился на весеннюю траву и терпеливо ждал, когда его подберут. Такой маленький аппарат, а столько пользы от него! Поневоле согласишься, что будущее — за беспилотной авиацией.
4
День третий. «Боевики» были надежно блокированы, но сдаваться не собирались. Десантники приступили к их уничтожению. В учении начался этап боевой стрельбы.
Нет смысла рассказывать о том, как «голубые береты» «валили» мишени — здесь придраться было не к чему. Фанерные листы разлетались в щепки. Гранатометные выстрелы ложились точно в цель…
Руководители учения отметили эффективную стрельбу российского взвода — даже незнакомый полигон не смутил псковских десантников. Когда все закончилось, парни очень тепло отзывались и об учении, и о своих белорусских товарищах, и о нашей стране в целом.
—Белорусские десантники — такие же, как и мы, — уверен командир отделения 76‑й гвардейской дшд гвардии сержант Роман Трекозов. — Трудностей в совместной работе не было. Все друг друга прекрасно понимали.
Командир парашютно-десантного взвода 76‑й гвардейской дшд гвардии лейтенант Антон Кротик отметил, что в таком совместном учении участвовал в первый раз и получил очень ценный опыт и хорошую практику. Особенно в том, что касается действий взвода в прямом подчинении командиру батальона.
—Могу сказать однозначно, что всем военнослужащим моего взвода очень понравилось в Беларуси, — рассказал гвардии лейтенант Антон Кротик. — Нас очень хорошо встретили. Интересными были экскурсии по Брестской крепости и самому Бресту. Это теплый и очень чистый город.
—Прошедшее совместное учение — это один из шагов сотрудничества российских и белорусских вооруженных сил, — уверен начальник отделения боевой подготовки 76‑й гвардейской десантно-штурмовой дивизии гвардии подполковник Сергей Еремин. — В прошлом году взвод из Республики Беларусь приезжал к нам в дивизию, где также участвовал в батальонном тактическом учении.
Российский офицер подчеркнул, что БТУ было очень интересным. В особенности он отметил отличную работу штаба батальона во главе с его командиром гвардии майором Алексеем Хузяхметовым.
Возрастающая роль террористической угрозы требует как от командиров, так и от подчиненных определенной подготовки. И белорусские воины, по мнению подполковника Сергея Еремина, продемонстрировали достойный уровень. Хорошие результаты показал и российский взвод. С управлением батальона и 38‑й гвардейской омоббр россияне легко находили общий язык, понимали друг друга с полуслова.
—Мы частично подобные учения тоже проводим, — сообщил гвардии подполковник Сергей Еремин. — Но в таком объеме, чтобы все было направлено на контртеррористические действия, учения у нас еще не проходили. Между тем выполнение единой задачи, в данном случае борьба с террористическими незаконными вооруженными формированиями, на благо обоих государств. Мы всегда готовы к сотрудничеству с белорусской стороной.
Доволен итогом учения и действиями своих подчиненных командир 38‑й гвардейской отдельной мобильной бригады гвардии полковник Дмитрий Пташник:
—Прошедшее БТУ стало итогом слаживания батальона. Мы успешно проверили подготовку личного состава, а также умения и навыки командира батальона и его штаба. Подобные учения и батальонные контрольные тактические занятия мы проводим раз в полгода.
Гвардии полковник Дмитрий Пташник отметил, что в бригаде имеется богатая практика сотрудничества с российскими коллегами:
—Проблем с взаимодействием не было. Да и откуда им взяться? Нам не нужны переводчики. Подготовка личного состава как у россиян, так и у нас — на высоком уровне. Нет резких отличий и в тактике действий — что в совершении прыжков, что на поле боя, что в работе командиров. На протяжении всего учения шел обмен опытом, в том числе и боевым, которого в 76‑й гвардейской десантно-штурмовой дивизии накоплено немало.
Очень душевно комбриг высказался о действиях российского взвода:
—Парни молодцы. Они постоянно были в деле и показали достойный результат. Я оцениваю их работу на отлично. Отдельно отмечу работу командира парашютно-десантного взвода 76‑й гвардейской дшд гвардии лейтенанта Антона Кротика.
***
После учения на полигоне Брестский установилось временное затишье. Десантники вернулись в свои расположения, чтобы немного отдохнуть, обслужить технику. И с новой силой развернуть учебные сражения.
—А насколько это сегодня актуально? — спросила девушка-журналист гвардии полковника Дмитрия Пташника.
Комбриг ответил по-военному коротко и емко:
—Мы обязаны быть готовы к выполнению любой задачи, исходя из тех событий, которые происходят в мире.
Что ж, полигон должен гореть от пороха, чтобы огонь не коснулся мирной земли.
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины»
Автор новости: А. ХОЛОД; фото А. Артюховского