|
Наши проекты
Ветераны
МОЙ АФГАН: хронология войны
После разгрома баз мятежников в ходе Панджшерской операции, проведенной 40-й Армией весной 1981 года, основной поток снабжения бандформирований, а также их проникновение в Афганистан из баз и лагерей на территории Пакистана, переместились к югу и осуществлялись через горные проходы Первалкатал и Хостинский. Перед 56-й десантно-штурмовой бригадой поставлена задача перекрыть эти направления, и не допустить прохождение бандформирований и караванов. Данная задача являлась первым элементом, зарождением плана операции «ЗАВЕСА», начатой 40-й Армией только в 1984 году.
Послание в бутылке
Военнослужащие разбирали старый армейский склад. Между плитами фундамента нашли обычную стеклянную бутылку. Впрочем, нет — не совсем обычную… Во‑первых, она не просто валялась под ногами, а была когда-то замурована в этот самый фундамент. Во‑вторых, она была не пуста: внутри лежала записка. Солдаты, конечно, разбили бутылку, извлекли тетрадный листок бумаги, исписанный красивым каллиграфическим почерком…
«Это помещение строил гвардейский десантный взвод в/ч 89417.
Командир взвода — мл.сержант Тутберидзе Алекс., 1941 г. р., грузин.
Секретарь ВЛКСМ — Синицын Валерий, 1943 г. р., белорус (далее еще 13 фамилий).
Не знаем, скоро ли будут разрушать это здание, кто и когда будет это делать, сообщите по таким адресам (адреса командира и секретаря ВЛКСМ указаны).
Но если пройдет с этого дня, как мы положили записку, лет 50, не стоит писать на эти адреса. Пишите лучше в газету.
С комсомольским красногвардейским десантным приветом к вам весь наш взвод. 20.06.1963 года.
Первый кирпич был заложен 14.06.63.
Ждем от вас вестей».
С удивлением, с интересом, с улыбкой читали эти строки нынешние спецназовцы 5‑й отдельной бригады специального назначения. Вроде бы ничего особенного в этом тексте, как и в самом факте, нет. Но отчего же тогда даже у меня трепетно на сердце от этих простых незатейливых строк? Значит, что-то все же есть в этом чудом сохранившемся листке бумаги?
Конечно, есть! Стоит только представить на минуту, что с этим посланием словно запущена машина времени, в мгновение переносящая нас как раз на эти самые без малого пятьдесят лет назад. Воображение легко рисует бойцов, которые где-то в шутку, а где-то и всерьез вдруг решают оставить память о себе, а потому, на время оставив стройку, дружно садятся писать записку потомкам — вернее, будущим спецназовцам.
Ничего, казалось бы, глобального не строили те солдаты, но спустя 49 лет эта записка, написанная ими, стала хорошим поводом вернуться назад, к истокам, к первым дням становления «пятерки», которая скоро отметит свое пятидесятилетие.
50 лет… Такой срок был отмерен авторами послания тем, кто найдет бутылку. Не могли знать первые спецназовцы о том, что спустя пять десятилетий не будет уже той большой страны, нашей общей родины, на верность которой они присягали, не будет комсомольских организаций, не будет и общих всесоюзных газет, через которые было бы легко найти авторов письма.
И все же тот, кто ищет, тот находит. К счастью, совсем немного времени понадобилось ветеранам бригады, чтобы разыскать восьмого в списке бойца — белоруса Владимира Федоровича Прудильника, который живет сегодня под Минском.
С улыбкой набираю телефонный номер Владимира Федоровича. Представляю, что и он улыбнется, когда вспомнит, как они, молодые ребята, писали эту записку в будущее.
Владимир Федорович, чувствую по голосу, действительно улыбается:
— Да, было такое, помню. Удивительно, что эта бутылка нашлась. И, смотрите, как будто специально к пятидесятилетию бригады. Кто из нас мог представить такое?!
За несколько минут нашего телефонного разговора В. Ф. Прудильник вспомнил самые яркие эпизоды службы в спецназе, армейских друзей.
Все они были солдатами первого призыва. С них начиналась история бригады.
— Я призывался из Витебской области, — рассказывает Владимир Федорович. — Как и другие ребята, даже не представлял, в какую часть попал. Информации на тот момент было очень мало. Только на месте поняли, что бригада, где нам предстояло служить, особенная. И служба тоже.
Сегодня спецназовца каждый отличит по голубому берету и тельняшке. А в те годы все ходили в черной форме. И молчали о том, где служат и чему учатся.
А учились многому. Армейские дни были насыщенными. Боевая подготовка была организована на самом высоком уровне.
— За время службы я совершил без малого три десятка прыжков с парашютом, — говорит В. Ф. Прудильник. — Прыгали в Витебске, в Литве. Днем, ночью… Я и сегодня, если надо будет, прыгну. Школу мы все прошли очень хорошую. Многие даже связали свою жизнь с армией и стали профессиональными военными. Я, правда, не из их числа: 45 лет отработал на Минском тракторном заводе. Сегодня нахожусь на заслуженном отдыхе.
Армия, считает Владимир Федорович, дала ему многое. Повзрослел, возмужал, узнал немало нового для себя. Самое простое: впервые увидел самолет во время службы. Более того, десантировался из него.
Воспоминания о службе поэтому остались самые теплые.
— Мы были одним целым. Защищали друг друга, помогали тем, кому нужна была помощь. Никаких проявлений дедовщины в то время не было. Мы с интересом и огромным желанием осваивали воинские дисциплины: учились защищать Родину…
Первые солдаты, правда, были еще и строителями. В первые годы существования бригады активно формировалась и ее материальная база: шло строительство казарм, складов, служебных помещений. На одном из объектов и работал взвод, в котором служил В. Ф. Прудильник.
Я называю ему перечисленные в записке фамилии. Владимир Федорович помнит практически каждого сослуживца. Правда, за столько лет связь потеряна со всеми. Однако спустя десятилетия найденная записка оживила воспоминания об армейской молодости, армейских друзьях и времени, проведенном в городе с таким красивым названием — в Марьиной Горке, где и сегодня дислоцируется 5‑я бригада специального назначения.
Здесь Владимира Федоровича, безусловно, будут ждать на мероприятия, приуроченные к юбилею бригады. Будут ждать его и других первых…
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины»
Автор новости: Е. Шантыко