В теме "Религия и ВДВ" стержнем разговора является вопрос-поможет ли религия поднять боевой дух солдата, решить проблемы взаимоотношений и тд. Придти к однозначному выводу, наверное, сложно. Как решение вопроса просматриваются три кандидатуры-замполит(воспитатель),священник и психолог.О двух первых сказано уже немало. Остается психолог.Который зачастую просто формально решает- доверить оружие или нет? В-первую очередь меня интересует вопрос в плане адаптации молодого солдата к суровым условиям армейской жизни. Из разговора с несколькими курсантами учебки выяснилось, что в голове,у них постоянно стучит мысль-"Куда я попал?-бежать надо!". Но сознавая то,что попали туда куда вообще-то сами хотели- конечно этого не делают (за редким исключением <_< ). Вопрос- так может ли кто-то помочь молодому солдату? Или такая психологическая нагрузка необходимый элемент воспитания?
Интервью - Протоиерей Михаил Васильев: мы идем в армию не за деньги, а за Родину
Руководитель сектора Воздушно-десантных войск Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил Васильев более десятка лет разделяет трудности службы военных. В преддверии дня Воздушно-десантных войск отец Михаил рассказал об особенностях работы военного священника в ВДВ, о ситуации с введением института военного духовенства и в целом о служении пастыря в современной российской армии.
- Отец Михаил, какое направление в работе с военнослужащими ВДВ для вас приоритетное?
- Воздушно-десантные войска неофициально расшифровываются как войска для войны, основная задача которых – помогать тем, кто рискует жизнью в тяжелых повседневных условиях военной службы. Наша задача – сделать так, чтобы то время, которое было проведено военнослужащими в ВДВ, имело проекцию в жизнь вечную. То есть, конечная цель – Царство Небесное. Мы, священники, помогаем стать им крепче, лучше, чище, чтобы жене и Родине не изменяли, и чтобы процесс профессионального возрастания сопровождался духовным ростом, а не нравственной деградацией.
- Как вы достигаете этой цели?
- Конституционное право на реализацию своего вероисповедания предполагает самые разные формы. Для человека церковного, знакомого с Таинствами и сознательно в них участвующего, мы совершаем Божественную Литургию, служим молебны, освещаем вооружение и технику, благословляем перед прыжками. Для тех, кто еще невоцерковлен, ставим нравственные ориентиры, помогаем освоить такую науку как жизнь. Мы стараемся научить военнослужащих отвращаться от греха, чтобы, сталкиваясь в жизни со злом, они не унывали и не отчаивались, понимая, что Россия – это не какие-то продажные чиновники или многозвездные генералы.
Ребята рискуют своей жизнью, проводят время вдали от родных и близких, но мы объясняем на исторических примерах, что во все времена служить России было трудно, но почетно. Думаете, когда поляки в Кремле сидели, правила семибоярщина, было легче, чем сейчас? Или когда полчища Гитлера стояли в 20 км от Красной площади, или когда Наполеон был в Кремле? Таких переломных моментов в истории нашего Отечества за тысячу лет было много, но Господь сохранил Россию. Мы верим и молимся, так будет и в дальнейшем.
Этой верой мы «заражаем» сердца военнослужащих, чтобы они не унывали. Сейчас самый большой грех в российских Вооруженных Силах – это даже не сквернословие, как было раньше, а именно уныние. Я считаю, что военные реформы необходимы, но не в тех формах и методах и не в те сроки, в которые они проводятся. Возникает много проблем и необходимо людям помогать «за деревьями увидеть лес», за сегодняшней несправедливостью увидеть какой-то высокий смысл и важность происходящего. Мы этот смысл видим и пытаемся донести его до военнослужащих.
Невоцерковленных военнослужащих в ВДВ большинство, хотя практически нет людей, которые позиционируют себя атеистами, в основном это люди, в сердце которых вера заменена суевериями. Тем не менее, когда они сталкиваются с реальной опасностью, рискуют жизнью, начинают задумываться над извечными вопросами зачем, почему и для кого. Мы, отвечая на эти вопросы, даем образ, пример, как с волками жить, но по волчьи не выть. Уже девять наших священников совершают прыжки, в составе подразделений, которые окормляют.
Все эти годы вместе с военнослужащими мы разделяли опасности. За последние 13 лет наши священнослужители находились в семи горячих точках. Последний раз это было в Киргизии, где мне довелось видеть трагедию межэтнического конфликта, возить туда гуманитарную помощь, наблюдать вооруженное противостояние в непосредственной близости беснующейся толпы с одной и другой стороны. Само присутствие десантников в этой республике помогло сохранить не только жизнь и здоровье военнослужащим российской армии на наших базах, но и отрезвляюще подействовать на ситуацию в регионе в целом.
Мы знаем, что в ВДВ очень многие военнослужащие совершенно сознательно носят нательный крестик. Не секрет, что на сайте чеченских боевиков ВДВ именуются нацистским формированием для лиц славянской национальности. Это неправда, у нас есть и военнослужащие-мусульмане, которые честно и порядочно служат, хотя их не так много: в целом по ВДВ не набирается и 10%. В соединении в Поволжье, где военнослужащих-мусульман несколько больше, чем в других, трудится войсковой мулла. Пока это происходит не на штатной основе, хотя не сомневаюсь, со временем это случится. Войсковой ахун окормляет военнослужащих-мусульман и даже способствует выявлению в их рядах ваххабитов. Так или иначе, эта работа в добром соработничестве продолжается и мы, священники ВДВ, рады тому, что и военнослужащие-мусульмане могут общаться со своими духовными наставниками.
Что касается практических форм, то мы опробовали все форматы священнической деятельности в войсках, начиная от командно-штабных учений и заканчивая непосредственной работой в подразделениях. Знаем, как организовать работу в воинском коллективе, который занимается повседневной деятельностью в пункте постоянной дислокации, на полигоне, в пункте временной дислокации или даже в зоне боевых действий. Везде есть свои особенности работы. Мы их обязательно учитываем, берем во внимание и возрастной ценз и интеллектуальные особенности. Если это коллектив, укомплектованный военнослужащими контрактной службы, там работа имеет свои специфические формы и методы.
В Рязанском воздушно-десантном училище, где проходят учебу курсанты, которые еще не стали офицерами, но готовятся к этому, трудятся замечательные священники – отец Сергий и отец Вячеслав, сами офицеры запаса. У отца Сергия около 60 прыжков, у отца Вячеслава 125. Исходя из своего офицерского жизненного опыта – каждый из них отслужил более 25 лет в Вооруженных силах – они рассказывают, как и с чем предстоит столкнуться в офицерской жизни. Один из священников, который окормляет Центральный спортивный клуб ВДВ – протоиерей Савва Щербина, имеет за эти годы свыше 560 прыжков с десантниками, и этот опыт, конечно, важен. Есть только начинающие священнослужители, которые имеют по два-три прыжка, есть такие как я, который не прыгает, «сломавшись» на 11 прыжке. Мы все прекрасно осознаем, что основной принцип в войсках – это не делай, как я сказал, а делай, как я. Мы стараемся являть собой пример. Уже стало доброй традицией в 45 полку спецназа ВДВ то, что с солдатами молодого пополнения прыгает наш священник отец Сергий Архипов, который участвует в курсе молодого бойца, проводит с военнослужащими занятия.
- И все же какое практическое значение имеет прыжок священника для военнослужащих?
- Дело в том, что этот прыжок – один из элементов, пример того, что батюшка не теоретик, а практик. Но все же основная работа проходит в казармах, в учебных классах, где мы проводим занятия. Неделю назад в воинском учебном центре ВДД в Омске, где готовятся механики-водители и сержанты, я проводил с утра и до вечера занятия с теми солдатами, которые только через три месяца закончат учебный центр. Священник отец Александр, который постоянно находится в учебном центре ВДВ, расположенном в поселке Светлый, проводит эту работу постоянно. Я выезжал на несколько дней в это место и провел занятия с несколькими тысячами военнослужащих.
- Это общение не воспринимается как навязчивое?
- Если бы это было так, такая практика быстро закончила бы свое существование. Понимаете, нас нет в правовом поле, ни один священник ВДВ не назначен на должность, не получает жалованья, все разговоры, которые ведутся на уровне Верховного Главнокомандующего, Министра Обороны и ниже о военном духовенстве, пока не имеют никаких плодов для нас.
- То есть те девять священников, которые уже назначены на штатные должности, к ВДВ не имеют отношения?
- Ни малейшего. Более того, в ВДВ планируется в целом назначить на эти должности только пять священников. В нашем случае получится один священник примерно на восемь тысяч военнослужащих, разбросанных как минимум по трем регионам. Поэтому в случае с ВДВ переход на штатные должности не будет иметь сколько-нибудь серьезного эффекта, да и зарплата в 12 тысяч рублей, которую нам обещали, глобально не поможет нашим семьям. Эта работа для энтузиастов. Человек, который надеется таким образом поднять благосостояние своей семьи или хотя бы обеспечить ее физическое существование, не должен идти в военные священники, там это пока невозможно.
- А вы не делаете попыток увеличить квоту на штатное военное духовенство в ВДВ?
- Это не в моей компетенции. Я могу сказать одно: для окормления ВДВ эти должности ничего существенного не изменят и системы не создадут. Поэтому, как раньше нештатные священники в свободное от приходского служения трудились в войсках, так это будет происходить и далее. Хотя по нашим подсчетам, необходимо 32 должности штатных священников из расчета один священник на полк. Тогда это будет реальная помощь для улучшения нравственного облика воинского коллектива.
- Куда уйдут остальные выделенные штатные единицы?
- Они уйдут в те места, где это нужно, но, скажем, в полку спецназа ВДВ, где десантники рискуют жизнью больше всего, первыми пребывая в горячие точки в составе спецподразделений, вообще должность священника не предусмотрена. Также, во многих других частях российской армии, которые реально выполняют боевые задачи, должности не предусмотрены. Например, в некоторых частях морской пехоты.
- На данный момент вы занимаетесь подготовкой кадров военного духовенства?
- Мы поднимали эту проблему еще два года назад перед руководством Министерства Обороны, но пока с его стороны никакого решения не принято. Понятно, что прежде, чем фельдшера направлять в фельдшерский пункт на постоянную работу, его надо обучить, иначе, медицинскую помощь он будет оказывать неквалиф.качественно. Что касается военных священнослужителей, ситуация такая же. Нам говорят: вы сначала встаньте на должности, а со временем мы вас сможем обучать. Но до того, как это произойдет, священники могут совершить немало пастырских ошибок, цена которых – душа человека. Чтобы как-то ориентироваться в работе военного священника, в 2005 году я окончил курсы в Академии Генерального Штаба, кроме того, постепенно собираю практический опыт из своих командировок. Но на это ушло 13 лет жизни, ежедневно в режиме он-лайн.
Мы знаем, что на зарубежных военных базах священники получили штатные должности. Но там их, слава Богу, заняли те пастыри, которые уже там работали нештатно. В дальнейшем, такие священники кончатся и придут люди, которых с бору по сосенке наберут из разных епархий. И я не могу стопроцентно утверждать, что это будут лучшие представители духовенства. Лучших никто не отдаст. Поэтому, прежде всего, необходимо учить лучших священнослужителей, необходимо предоставить им возможность получать специальные знания и только после этого направлять в воинские части.
- Желающих нести служение военных священников много?
- Они есть, но опять же, все упирается в организационные и материальные вопросы. Очевидно, что если священнослужители будут оставаться в епархиальном подчинении и его начальниками, помимо Синодального отдела и светских чиновников Минобороны, будут еще и местный епископ, благочинный плюс командир части, здравомыслящий священник не захочет трудиться при таком количестве начальников, каждый из которых будет требовать отчетности и особенного внимания. Пока эта модель несовершенна, но я считаю, что это переходный период и радуюсь самому факту признания необходимости военных священников в Вооруженных силах. Будем трудиться не за деньги, а за Родину и дальше. Мы не унываем, я уверен, пройдет лет пять и все станет на свои места.
A2S тогда, можно сказать, что у новоявленных солдат или матросов слишком много времени, чтобы о таком думать. Попами можно конечно заткнуть определённые дыры, но это тоже не выход. Церкавь должна быть отделена от государства. Роль психолога, должен исполнять по идеи офицер по воспитательной работе, но это звучит забавно. Я считаю, что необходимо призывать не с 18, а с 20 лет и в школах вести предмет НВП.
SAT пишет: Я считаю, что необходимо призывать не с 18, а с 20 лет и в школах вести предмет НВП.
что за бред компьютерного хомячка ? исходя из чего с 20 ? во многих странах странах с 17.то , что вообще может дать НВП в школе примерно эквивалентно двум дням армии.
Цитата
SAT пишет: но это звучит забавно.
что вас забавляет ? я , например , крестился в возрасте 32 лет перед третьей командировкой и носил в кармане иконку , не надевая бронежилета , никого это не забавляло .
юрий яковлев пишет: что за бред компьютерного хомячка ? исходя из чего с 20 ? во многих странах странах с 17.то , что вообще может дать НВП в школе примерно эквивалентно двум дням армии.
1. Как-бы это лучше обозвать, ну наверное "уровень взрослости". Так вот этот "уровень" у большинства нынешней молодежи таков, что примерно 20-22 летний юноша соответствует 17-18 летнему 80-х годов прошлого века. И что за мода постоянно кивать на другие страны, в других странах жизнь другая. 2. НВП в школе может дать общие понятия о том, что такое ВС, а то ведь многие (в том числе и взрослые), и даже некоторые нынешние работники РВК понятия не имеют об элементарном устройстве ВС страны. Кстати вот именно в рамках этой НВП и были-бы полезны эти самые священнослужители. Лучше заранее психологически готовить (что и делалось во времена СССР), а не только прибегать к помощи священника когда возникают мысли, которые описывает автор темы:
Цитата
выяснилось, что в голове,у них постоянно стучит мысль-"Куда я попал?-бежать надо!"
Александр Викторов (Sanuch) пишет: у большинства нынешней молодежи таков, что примерно 20-22 летний юноша соответствует 17-18 летнему 80-х годов прошлого века. И что за мода постоянно кивать на другие страны, в других странах жизнь другая.
во - первых : чем человек моложе - тем лучше усваивает во- вторых может хватит искать "особый русский путь" ? все люди одинаковые и все придумано до нас а особенно впечатляет услышать подобное от человека , который , если я не ошибаюсь принял присягу в 17 лет:Dа сына во сколько в армию отправил ?
юрий яковлев пишет: во - первых : чем человек моложе - тем лучше усваивает
Усваивает, но не осознает, то, что усвоил.
Цитата
во- вторых может хватит искать "особый русский путь" ? все люди одинаковые и все придумано до нас
Хватит тупо перенимать, надо своей головой думать.
Цитата
а особенно впечатляет услышать подобное от человека , который , если я не ошибаюсь принял присягу в 17 лет:Dа сына во сколько в армию отправил ?
Практически в 18 лет, а если точнее то за 45 дней до 18 летия. Но я и написал ранее:
Цитата
"уровень" у большинства нынешней молодежи таков, что примерно 20-22 летний юноша соответствует 17-18 летнему 80-х годов прошлого века.
А сын отправился служить в 19 лет, так вот осознавать что делает, более менее как раз и начал в 20 лет (в чем сам мне и признался). А вот ребята постарше, которые с ним призывались и вели себя иначе.
Александр Викторов (Sanuch) пишет: А сын отправился служить в 19 лет, так вот осознавать что делает, более менее как раз и начал в 20 лет (в чем сам мне и признался). А вот ребята постарше, которые с ним призывались и вели себя иначе.
нет , недостаточно аргументов. я наблюдал другие картины - те , кто призвался не со своим годом обычно тяжелее переносят службу.
Цитата
Александр Викторов (Sanuch) пишет:
Цитата
юрий яковлев пишет: во - первых : чем человек моложе - тем лучше усваивает
Усваивает, но не осознает, то, что усвоил.
а это аргумент - наоборот , навык на таком уровне лучше , спроси у любого педагога .
юрий яковлев пишет: нет , недостаточно аргументов. я наблюдал другие картины - те , кто призвался не со своим годом обычно тяжелее переносят службу.
Это ты когда наблюдал? Я пишу про сегодняшнее время, когда служат год. С сыном служило довольно большое количество тех, кто призывался не в 18 лет (летний призыв, как раз после техникумов и училищ, или как-там они сейчас называются), так вот этих ребят командиры после КМБ и ставили в основном на наиболее сложные специальности.
Цитата
а это аргумент - наоборот , навык на таком уровне лучше , спроси у любого педагога .
Какой наоборот, и зачем мне педагог? Каждые полгода приходят устраиваться на работу пацаны после службы, весьма интересно с ними беседовать, так вот я всем задаю вопрос: "Ну и как служилось, какие дальнейшие планы?", основная масса тех, кто призывался в 18 лет отвечает практически одинаково: "А я и не понял что это было", и о своем дальнейшем будущем смутное представление. Те кто постарше, дают более ясные ответы о службе, типа - "год прозанимался херней", или "служидось нормально, но побольше-бы занятий и учений", и у них есть желание дальше учиться. Так, что от реальности никуда не денешься.
Александр Викторов (Sanuch) пишет: Так, что от реальности никуда не денешься.
согласен - но есть очень простой выход , опять же давно придуманный . уменьшить сроки срочки и увеличить количество сборов , например . стрелка можно готовить и за три месяца , доучивать потом как хочешь есть и другие варианты . но чем меньше возраст обучаемого - тем лучше усвоены навыки , ты же с ними только разговариваешь , не тестируешь. а увеличив возраст однозначно количество уклонистов увеличишь и другие проблемы появятся :(минусов однозначно больше.
юрий яковлев пишет: согласен - но есть очень простой выход , опять же давно придуманный . уменьшить сроки срочки и увеличить количество сборов , например . стрелка можно готовить и за три месяца , доучивать потом как хочешь есть и другие варианты . но чем меньше возраст обучаемого - тем лучше усвоены навыки , ты же с ними только разговариваешь , не тестируешь. а увеличив возраст однозначно количество уклонистов увеличишь и другие проблемы появятся :(минусов однозначно больше.
Мы о чем ведем речь, об идеальных условиях или о нынешнем времени? И посмотри на название темы, когда адаптация проходит лучше? Со сборами вообще утопия, особенно сейчас, думаешь уклонистов от сборов будет мало? Да еще в советское время, когда нахождение на сборах реально оплачивалось предприятием, служа в ОГВК мы отлавливали этих самых уклонистов. А зачем тестировать, если человек отслужив в армии, даже не понял, что с ним произошло.
юрий яковлев пишет: РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО. все придумано до нас !!!! а сейчас - швейцарская система , по - моему близка к идеалу.
Насчет казачества согласен, там НВП практически с рождения, и никакой адаптации не требуется. А вот швейцарская система однозначно не годиться для нынешнего времени.
Александр Викторов (Sanuch) пишет: А вот швейцарская система однозначно не годиться для нынешнего времени.
предложи лучше , только давай забудем СССР , его больше нет
вот так выглядит цитата
Цитата
Ural пишет:
Цитата
юрий яковлев пишет: предложи лучше , только давай забудем СССР , его больше нет
Про казачество тоже следует забыть. Как про систему подготовки к службе в современных условиях - точно. Ее больше нет. И это мы уже обсуждали.
а вот так ее видит уважаемый Урал . никто и не предлагал возрождать казачество и мы оба понимаем , что оно не имеет отношения к СССР. и здорово , что вы обсуждали но есть несколько вполне рабочих систем подготовки и мобилизации резервистов , их мы и обсуждаем .
Ненормальный компьютерный хомячк, здорово! Как бы человека оскорбили, а как бы нет, никто же не заметил.
Почему призывать с 20 лет и зачем в школах опять вводить НВП, на эти вопросы уже ответил Александр Викторов, повторятся смысла нет. (хоть можно поспорить, что сейчас молодёшь отстаёт от своих сверсников 80-х).
Цитата
юрий яковлев пишет: во - первых : чем человек моложе - тем лучше усваивает во- вторых может хватит искать "особый русский путь" ?
Чем моложе, тем лучше усваивает, а что лучше усваивает? Может Вы хотели написать, лучше поддаются дрессировке? А если призывать с 8 лет, то будут вообще как шелковые. В Республике Корея, если не ошибаюсь, призывают на военную службу с 20 лет, если молодой человек выразил желание служить, то он может пойти служить по контракту с 18 лет. Чем это модель плоха?
Цитата
юрий яковлев пишет: что вас забавляет ? я , например , крестился в возрасте 32 лет перед третьей командировкой и носил в кармане иконку , не надевая бронежилета , никого это не забавляло .
Я рад за Вас, что Вы крестились и пришли к вере осознано и Вам веру не навязали. Но если прочитаете не между строк, то поймёте почему я употребил слово "забавно". Представил такую картину, как молодое пополнение выстраивается в очередь к офицеру по воспитательной работе (политрук), он им предлагает поудобней расположиться в кресле, звучит релаксирующая музыка, пахнет благовониями и они ему рассказывают как им плохо служиться, что бросила девушка, что кормят плохо, что невысыпаются, что другие военослужащие "достают" и т.д., и самое главное, он их не посылает на ..., всё как у частного психоаналитика.
юрий яковлев пишет: но есть несколько вполне рабочих систем подготовки и мобилизации резервистов , их мы и обсуждаем .
Неправильно. Мы обсуждаем адаптацию к службе молодого солдата, и различные системы рассматриваем в плане того, как в них проходит адаптация этого самого солдата молодого. А вот сами системы надо обсуждать в других темах и не в этом разделе.
SAT пишет: Ненормальный компьютерный хомячк, здорово! Как бы человека оскорбили, а как бы нет, никто же не заметил.
а вы давайте развернутый ответ : сам я в ВДВ не служил ( укажите причину - мама не пустила ,или пацифист по убеждениям, или нога деревянная ,или просто закосил ) откуда появилась мысль ( сигнал из космоса ,или голоса в голове, или на картах гадали ) и почему именно на этот форум ( никто больше не хочет это слушать или живу на необитаемом острове) и тогда свою ахинею излагайте , а то пока поймешь.... а Саныч чтобы поддержать общение как модератор может и не такую ..... обсудить .
SAT пишет: Ненормальный компьютерный хомячк, здорово! Как бы человека оскорбили, а как бы нет, никто же не заметил.
а вы давайте развернутый ответ : сам я в ВДВ не служил ( укажите причину - мама не пустила ,или пацифист по убеждениям, или нога деревянная ,или просто закосил ) откуда появилась мысль ( сигнал из космоса ,или голоса в голове, или на картах гадали ) и почему именно на этот форум ( никто больше не хочет это слушать или живу на необитаемом острове) и тогда свою ахинею излагайте , а то пока поймешь.... а Саныч чтобы поддержать общение как модератор может и не такую ..... обсудить .
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Здесь обсуждаем разве меня или необходимость привлечения в Армию попов и (или) психологов для помощи в адаптации к службе молодых солдат? Александр Викторов как модератор, да и просто как человек мог вообще не отвечать в этой теме. А если Вы оскорбляете человека и заранее говорите, что он написан ахинею, не спрашивая даже его доводы, почему он так думает, то это характеризует Вас как человека.
Цитата
юрий яковлев пишет:
Цитата
Александр Викторов (Sanuch) пишет: А сын отправился служить в 19 лет, так вот осознавать что делает, более менее как раз и начал в 20 лет (в чем сам мне и признался). А вот ребята постарше, которые с ним призывались и вели себя иначе.
нет , недостаточно аргументов. я наблюдал другие картины - те , кто призвался не со своим годом обычно тяжелее переносят службу.
А Вы не задумывались? Одна из причин, что 20 летние и старше уже осознают что такое жизнь и понимают уже, что они хотят от неё получить.(попадающие в Армию в возрасте 20 и более лет в основном уже имеющие среднее, высшее или не законченное высшее образование), а другая причина, что 18 летних на порядок больше и отношение к более старшему по возросту такому же солдату, не как к более опытному, а как к белой вороне, на которой можно отыграться и поднять своё положение в обществе (типа я младше, драчу старшего).
я точно не обсуждаю высосанные из пальца или другого места аргументы:Dподелитесь ими с женой , если она готова слушать , еще раз - то , что вы излагаете - БРЕД и прикладного значения не имеет.
я точно не обсуждаю высосанные из пальца или другого места аргументы:Dподелитесь ими с женой , если она готова слушать , еще раз - то , что вы излагаете - БРЕД и прикладного значения не имеет.
Правильно, Вы не обсуждаете и мимо не проходите, а только обсираете. "Фитолакс" Вам в помощь!