Бурый пишет Парень из Гайджюнайской учебки, Андрей Зайков, год службы где-то 87-89, он застал еще Афган, рассказывал, что у них один боец не раскрылся, и просвистел в болото, да так удачно, что только ногу сломал. Гайджюнайские парни подтвердите или опровергните, пожалуйста.
Интересная история с этим гайжюнайским пареньком Мне ее первый раз рассказали в 1978 году утверждая что она произошла в 1977. Потом каждый год случай взрослел. А вот сегодня узнал, что она произошла в где-то в 1988. Легенда, однако
Бурый пишет Парень из Гайджюнайской учебки, Андрей Зайков, год службы где-то 87-89, он застал еще Афган, рассказывал, что у них один боец не раскрылся, и просвистел в болото, да так удачно, что только ногу сломал. Гайджюнайские парни подтвердите или опровергните, пожалуйста.
Интересная история с этим гайжюнайским пареньком Мне ее первый раз рассказали в 1978 году утверждая что она произошла в 1977. Потом каждый год случай взрослел. А вот сегодня узнал, что она произошла в где-то в 1988. Легенда, однако
Случай - реальный. Январь 1987 год. 301 полк. Парня зовут Борис Рудько! Свистел до болота. Потом парашюты выдавал на складе. Парень с 9-ой роты. Призыв 1986 осень.
Расскажу несколько случаев, которые сам видел и о которых слышал:
1. В 2001г. перед прыжками к нам в роту кодограмма пришла, зачитали на построении, что в Рязанском училище ( не точно, по памяти) погибло 7 человек-после приземления потащило по просеке с пнями. Весь состав роты в подавленном настроении несколько дней был. 2. У нас на прыжках паренек с ГК прыгал, летел над лесом рядом с площадкой приземления, командир в рупор орет -передние тяни, а он кольцо ГК дернул, ГК вниз на ветви намотался и парня как пружиной на деревья кинуло, весь ободрался, запутался и висел вниз головой. Вызывали пожарку с лестницей, чтобы снять. Ничего, только ушибы и царапины. 3. В тот же день двое пареньков первый прыжок совершали, начали сходиться -пытаются разойтись, а их как магнитом тянет друг к другу, так и кружились рядом, а метров за 150 до земли все-таки сошлись и приземлились в обнимку. К ним уже офицер один побежал, ну и от радости за удачное приземление навалял обоим по самые не балуйся. 4. Сослуживец мой Серега в свой День рождения прыгал (сам мне рассказывал) влетел в стропы прямо внутрь к впередиидущему с нераскрытым куполом, припобор на 3 сек стоял. Говорит сам не помню как успел за 3 секунды наружу выскочить, парашют раскрылся, приземлился нормально. можно сказать второй раз родился. 5. Сидим на траве около взлетки, борт ждем (на прыжках) и смотрим как прыгает предыдущая группа. Смотрим один отделился, раскрылся и все, больше никто не прыгает, а самолет разворачивается, думаем, что-то случилось. Оказывается второй отказался, его отцепили а самолет развернули. Но самое интересное, что того который первым прыгал в город унесло километров за 10-15 Он пешком пришел часа через 4, когда все уже отпрыгали.
Бурый пишет Парень из Гайджюнайской учебки, Андрей Зайков, год службы где-то 87-89, он застал еще Афган, рассказывал, что у них один боец не раскрылся, и просвистел в болото, да так удачно, что только ногу сломал. Гайджюнайские парни подтвердите или опровергните, пожалуйста.
Интересная история с этим гайжюнайским пареньком Мне ее первый раз рассказали в 1978 году утверждая что она произошла в 1977. Потом каждый год случай взрослел. А вот сегодня узнал, что она произошла в где-то в 1988. Легенда, однако
Случай - реальный. Январь 1987 год. 301 полк. Парня зовут Борис Рудько! Свистел до болота. Потом парашюты выдавал на складе. Парень с 9-ой роты. Призыв 1986 осень.
Еще служа в армии этак в году 87 или 88 читал об этом случае в журнале "Советский воин". Мы еще с пацанами смеялись, так как статья заканчивалась фразой: наградой за храбрость ему было то, что его оставили служить в ВДВ. Смеялись потому что представляли, какого ему после такого прыгнуть еще раз с парашютом. И еще помню, говорили что его из болота тянули Уралом, так глубоко увяз.
olegbear пишет За время службы самый трагический случай был в Казлухе. В карантине весна 1985 г., при прыжках с учебной вышки погиб парнишка из соседней роты. Вошел головой в землю(естественно до присяги). Все ПДСники были в растерянности, такое приземление было впервые, говорили они.
Вероятная ситуация, у нас двое спецом внизу стояли и страховали приземляющегося с вышки и неповерите кто-то (фамилию не помню) призимлился таки на голову - хорошо подстраховали... так что ничего удивительного. ...
Пузатый пишет Не знаю как в настоящее время,но раньше к предпрышковой подготовке были жесткие требования,при приземлении с трамплина между колен вставляли спичку и приземлении не дай боже она выпадет, будешь прыгать пока она будет остваться между ног.Вот иак пацаны.
у нас в 2000 в полях случай был прыгали с ан-2 стабилка зацепилась незнаю точно как то ли какого то обтикателя небыло то ли еще что то короче кусок вернее ее большая часть оторвалась и так осталась на хвосте но купол все равно вышел(д6-серии 4были у нас) а увидели когда самолет приземлился кусок ткани на хвосте висел.я сам на пятом прыжке на лес приземлился но обошлось
Пузатый пишет Не знаю как в настоящее время,но раньше к предпрышковой подготовке были жесткие требования,при приземлении с трамплина между колен вставляли спичку и приземлении не дай боже она выпадет, будешь прыгать пока она будет остваться между ног.Вот иак пацаны.
мы между колений вставляли небольшой камешек
38 ОДШБ-Брест Приветствую всех.У нас если предпрыжковую не прошел-прыгать не должен.Даже если прыжки перенесли на пару дней-по новой гонят.Духами гоняли с трамплина с 2 палочками-колени и голеностоп.Особенно весело проходили катания на каретках со стапелей-не дай бог застрянешь,то сразу почуствуешь сапог друга в спину. Прыжки у нас были в рампу с МИ-8 с Д-5.Погиб при мне только 1,да и то не по своей вине.Проблема старая-стропорезы у дембелей и сержантов,у других-штык.Бросали сержа 1 раз(прищел из другой учебки) с другой ротой,чтобы не позорить.Он рванул кольцо почти сразу,следущий влетел понятно в стропы-захлест,погас.Тому бы держать,приземлились бы-вместе в отпуск бы поехали.Нижний начал пилить штыком стропы-дело глухое.Верхний подождал-подождал,да и обрезал его.На земле уже с развернутуми столами бежали их ловить.Высоты не хватило-запаску открыл,а наполниться не успела. А так ноги-челюсти иногда летели.Один дух приземлился на плоскую крышу Командной вышки,помахал всем рукой вместо того чтобы купол гасить-тот его и сдернул со 2 этажа-хорошо башка крепкая.Больше всего меня прикалывали у нас бантики на плече при прыжках с оружием-нам привезли яркие розовые ленточки с детским рисунком(отход фабрики).Стоит строй мужиков с розовыми бантиками на оружии и ждет.Кто проходит из своих мимо-спрашивает-Чего ждете?Ему стандартный ответ-Когда музыка заиграет,тогда начнем хоровод водить.
На первом курсе(РКПУ) прыгали оружие за спиной. Рукоятка АКС-74 была совсем рядом с замком на ранце. И вот прыгает курок 1-го курса и .........3 сек. проходит а Д-6 молчит, на стабилке. Так он уже после рассказывал когда приземлился, как всегда 501..502..503 кольцо,а хрен! Вспомнил всю свою жизнь, земля быстро приблежаеться, но несдался, начал бороться со стихией уже хотел запаску и вдруг вышел Д-6. Потом разобрались, и нам сказали ,что рукоятка АКС зажала замок на ранце. А Д-6 раскрылся где-то за метров 400 до земли.
Сбили с ног - сражайся на коленях Встать не можешь - лёжа наступай (В. Ф. Маргелов)
На прошлой неделе погиб солдат при прыжках с Ми-8 в Улан -Уде. Кромка стабилизации каким-то образом зацепилась за болт крепления троса, в результате чего оборвались все стропы стабилизирующего парашюта. Солдат выдернул кольцо и перья стабилизации начали вводить основной в работу,но при отходе камеры они попали в затенение и провалились. при этом остатки строп стабилизации связали выходящие стропы основного парашюта. Запасным парашютист не воспользовался.
А у нас на прыжках был курьёзный случай. Один перворазник прыгал вторым или третим. Но перед дверью испугался сильно и уперся руками и ногами в стенки. И в некакую не идёт. Выпускающий был опытным инструктором, говорит ему: "Не хочешь не прыгай, отойди всторону пропусти других." Только тот отпустился инструктор под зад и полетел наш перворазник. Потом подходил к инструктору и спаибо говорил.
Был случай. Перворазник был пацан 17 лет. Взбалмашный был, шабутной, не серьёзный. Когда прыгал запаску не расчековал (а запаска была с прибором). На 300 метрах выстреливает второй купол. Он его не гасит из-за этого запасной входит в основной и оба купола затухают. Хорошо что перед самой землёй основной более менее наполнился. Но о землю стукнуло сильно обе ноги поломал.
После этого стал совсем другим человеком. Всегда собран, спокоен. С родителями помирился навсегда.
& Cерёга & пишет Был случай. Перворазник был пацан 17 лет. Взбалмашный был, шабутной, не серьёзный. Когда прыгал запаску не расчековал (а запаска была с прибором). На 300 метрах выстреливает второй купол. Он его не гасит из-за этого запасной входит в основной и оба купола затухают. Хорошо что перед самой землёй основной более менее наполнился. Но о землю стукнуло сильно обе ноги поломал.
В сиё высказывание не то, что верится с трудом, а не верится вовсе. Основной и запасной - это разноуровневые парашюты. То есть, стропы запаски короче строп основного парашюта. Эта и другие конструктивные особенности, в сочетании с устойчивой динамикой работы наполненного основного купола (тем более для первого прыжка) и предсказуемым процессом наполнения запаски, практически полностью исключает развитие ситуации в подобном направлении. Было, наверное, и сейчас есть, такое упражнение: "Учебный роспуск запасного парашюта", но из практики и многолетнего наблюдения выполнения роспусков ПЗ не знаю ни одного подобного случая. Тут другая опасность более реальна, когда стропа или группа строп проходит между ног или просто захлестывают конечность (ти), подвешивая парашютиста в неестественное положение. Также опасен большой развал куполов, который может существенно увеличивать вертикальную скорость. При наличии двух куполов, несколько затруднителен разворот в подвесной системе и возможно приземление спиной. Все это может приводить к травматическим последствиям. Для сведения к минимуму возможности подобных последствий проводились (ятся?) теоретические и практические занятия. P.S. Речь о наполненных классических куполах. С планирующими оболочками несколько другая ситуация. Запаска уходит назад и нормально открывается, при этом основной купол гасится. Два подобных случая свидетельствую.
Не помню второй или третий курс.У нас договор был кольца не дергать а доверяться прибору.Оттолкнулся и начинаю считать 501,502,503 -тишина, мелькнула мысль еще раз отсчитать но рванул кольцо- порядок.Приземлился нормально.Сначала подумал что считал не так но увы прыгал то я предпоследним а приземлился первым.Так и не понял в чем суть, толи прибор не стравил до 3 сек(но проверку то прошел),толи еще что-нибудь
ВДВ не шутка и не просто строй - парни жизни в ВДВ теряют а на дембель идут с сединой
кому очень интерестно. Так, начиная с 1990 года по 2004 год включительно в Российской Федерации при выполнении прыжков с парашютом погибло 148 человек. Прошедший год не стал этому исключением.
В 2005 году произошло 15 парашютных происшествий, в результате которых погибло 11человек, из них в ВВС - 1, в ВДВ - 1, в ФСБ - 1, в РОСТО (ДОСААФ) - 6, в других организациях - 2 и получили тяжелые травмы 4 человека (ВВС-1, ВДВ - 1, РОСТО-2).
5 февраля 2005 г. на аэродроме "Дягилево" (г. Рязань) во время проведения учебно-тренировочных прыжков с парашютом в войсковой части 41450 (ВДВ) при выполнении 2 прыжка с парашютом, 2 в текущем году, 1 в летную смену погиб рядовой Титовский Александр Владимирович, 1983 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ из самолета Ан-2 на скорости 160 км/ч с высоты 600 метров с парашютной системой Д-6 серии 4, запасная парашютная система 3-5, страхующий парашютный прибор АД-ЗУ-Д-165. Перед отделением от самолета удлинитель, пристегнутый к камере стабилизирующего парашюта, был захвачен левым предплечьем парашютиста. После отделения парашютиста удлинитель натянулся и камера стабилизирующего парашюта с перьями стабилизатора продернулись за удлинителем. В результате чего, часть стабилизирующей системы (стабилизатор со звеном) оказалась захваченной и зажатой левым предплечьем парашютиста. Это привело к нарушению каскадной схемы ввода в работу парашютной системы Д-6 сер.4, а также послужило причиной не включения страхующего парашютного прибора и полного отказа парашютной системы. Попыток к освобождению от захвата Титовский B.C. не предпринимал, запасной парашютной системой не воспользовался. При ударе о землю погиб. Причины происшествия: захват и зажатие парашютистом удлинителя предплечьем; потеря контроля, со стороны выпускающего, за отделением парашютиста от самолета; неудовлетворительная подготовка парашютиста к прыжку с парашютом, в т.ч. к действиям в особых случаях и к применению запасной парашютной системы.
6 марта 2005 г. на аэродроме "Новонежино" Владивостокского АТСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении первого прыжка с парашютом погибла парашютистка Больгуна Екатерина Сергеевна, 1985 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ из самолета Ан-2 с высоты 800 метров с парашютной системой Д-6 сер.4, запасная парашютная система З-5. Открытие парашютной системы происходило штатно, процесс снижения парашютистки под куполом шел нормально. На высоте, приблизительно 200 метров, произошла отцепка правой пары свободных концов подвесной системы, после чего купол парашютной системы вошел "во флаг", что привело к резкому увеличению скорости снижения. Попыток ввода в действие запасной парашютной системы Больгуна Е.С. не предпринимала. При ударе о землю погибла. Акт расследования парашютного происшествия в ФПСУ не представлен. Вероятными причинами парашютного происшествия явились: неправильные действия парашютистки в воздухе, приведшие к отсоединению правой пары свободных концов от подвесной системы при помощи расчековочного устройства, предназначенного для гашения купола при протаскивании после приземления; неудовлетворительная подготовка парашютистки к прыжку с парашютом.
8 марта 2005 г. на аэродроме "Коробчеево" в Коломенском АТСК "Аэроград" РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 734 прыжка с парашютом, 64 в текущем году, 1 в летную смену получила тяжелые травмы спортсменка-парашютистка Голосова Софья Андреевна, 1981 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ из вертолета Ми-8 с высоты 3900 метров с парашютной системой "Crossfire2-139", запасная парашютная система "Смарт 160", страхующий парашютный прибор "Сайпрес" в составе группы по упражнению 27 КПП-2003. Раскрытие основной парашютной происходило на высоте 1300-1200 метров. После чего, приблизительно на высоте 1000 метров, началось непроизвольное вращение купола. Предпринятые спортсменкой-парашютисткой попытки остановить вращение - результатов не дали. На высоте 250-200 метров Голосова С.А. произвела отцепку купола основной парашютной системы, затем, в течение 2-3 сек пыталась восстановить стабильное падение и только после этого (чуть раньше, чем сработал страхующий прибор "Сайпрес") ввела в действие запасную парашютную систему, которая успела наполниться приблизительно на 70 %. Приземление спортсменки-парашютистки произошло на не полностью наполненном куполе запасной парашютной системы с большой вертикальной скоростью в 10 метрах от автодороги Москва-Рязань в кювет, наполненный снегом. При приземлении Голосова С.А. вошла в снег на глубину более 1 метра и получила тяжелую травму. На месте ей была оказана первая помощь, после чего вертолетом она была эвакуирована в лечебное учреждение. Причины происшествия: потеря контроля за высотой при частичном отказе основной парашютной системы, отцепка основного купола и ввод запасной парашютной системы на недопустимо малой высоте; низкий уровень подготовки спортсменки-парашютистки к действиям в особых случаях. Кроме того, данная парашютная система скомплектована из отдельных частей разных типов парашютных систем (основная парашютная система "Crossfire2-139" производства США, запасная "Смарт 160" производства ЮАР, ранец с подвесной системой "Комфорт" производства ОАО "Полет"), на которую в целом конструкторской документации не существует. Парашютная система в данной комплектации соответствующие испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации.
2 апреля 2005 г. на аэродроме "Борки" Нижегородского АТСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 122 прыжка, 19 в текущем году, 2 в летную смену получила тяжелые травмы спортсменка-парашютистка Бажутина Ульяна Юрьевна, 1974 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ при силе ветра у земли 3-4 м/сек из самолета Ан-2 на скорости 140 км/час с высоты 2400 метров с парашютной системой По-16, запасная парашютная система 3-5, по упражнению 28 КПП-2003. После раскрытия основной парашютной системы, приблизительно на высоте 1000 метров, купол наполнился не полностью (из 7 секций две правые и одна левая не наполнились) и началось слабое вращение в правую сторону. Не выполнив действий, направленных на полное наполнение купола, на высоте приблизительно 700 метров, спортсменка-парашютистка произвела отцепку купола основной парашютной системы и ввела в действие запасную парашютную систему. На высоте 40-35 метров купол запасной парашютной системы начал раскачиваться. Приземление произошло в центре площадки приземления на мерзлый грунт со снежно-ледовым покрытием спиной по ветру, без подготовки к приземлению и без группировки. В результате чего Бажутина У.Ю. получила тяжелую черепно-мозговую травму и была эвакуирована в лечебное учреждение. Причины происшествия: низкий уровень подготовки спортсменки-парашютистки к действиям в особых случаях; неграмотные действия спортсменки-парашютистки на этапе приземления. Кроме этого, не выполнены рекомендации ФПСУ от 1994 года, об использовании с парашютной системой По-16 запасной парашютной системы ПЗ-81.
9 апреля 2005 г. на аэродроме "Труфаново" Вологодского АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении первого прыжка с парашютом погибла парашютистка Обвалиничева Виктория Сергеевна, 1988 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ при ветре у земли 3-5 м/сек из самолета Ан-2 с высоты 800 метров с парашютной системой Д-6 сер.4, запасная парашютная система 3-6п, по упражнению 3 КПП-2003. Раскрытие основной парашютной системы происходило штатно. Процесс снижения парашютистки под куполом парашюта шел нормально. На высоте, приблизительно 400 метров, из-за неразблокировки страхующего прибора, установленного на запасной парашютной системе, произошло его срабатывание и открытие запасного парашюта. В дальнейшем снижение парашютистки происходило под двумя наполненными куполами. Под воздействием ветра Обвалиничеву B.C. отнесло от расчетного места приземления. Парашютистка приземлилась в 240 метрах от ЛЭП, погасить купола основного и запасного парашюта не смогла. Расчековочным устройством для отсоединения правой пары свободных концов от подвесной системы не воспользовалась. В результате протаскивания купола основной и запасной парашютных систем запутались в проводах ЛЭП, и парашютистка зависла на высоте 5-6 метров над землей. Прибывшие к месту происшествия парашютисты и стартовый наряд обнаружили Обвалиничеву B.C. в бессознательном состоянии. После снятия парашютистки с проводов и оказания ей на месте первой медицинской помощи было принято решение на эвакуацию пострадавшей в лечебное учреждение вертолетом Ми-2. При выполнении посадки на ограниченную площадку, расположенную неподалеку от лечебного учреждения, вертолет столкнулся хвостовым винтом с препятствием, упал на землю и разрушился. Экипаж вертолета получил травмы различной степени тяжести, парашютистка погибла. Причины происшествия: неудовлетворительный анализ метеообстановки при принятии решения на проведение прыжков с парашютистами первоначального обучения; при подборе площадки приземления не были учтены требования, обязательного наличия за ее пределами 250 метровой зоны безопасности, не имеющей препятствий, опасных для приземления парашютистов; ошибка в расчете выброски; неудовлетворительная подготовка парашютистки к прыжку с парашютом; неотсоединение правой пары свободных концов от подвесной системы при протаскивании.
14 мая 2005 г. на аэродроме "Фролово" в Пермском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении первого прыжка с парашютом получила тяжелую травму, от которой в последствии скончалась, парашютистка Шурупова Карина Юрьевна, 1986 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ при среднем ветре по высотам 3-4 м/сек, у земли 3-5 м/сек, из самолета АН-2 с высоты 900 метров с парашютной системой Д-6 серии 4, запасная парашютная система З-5 серии 3, по упражнению 57 программы 8-1 (утверждена приказом РОСТО (ДОСААФ) от 18 июня 2004 г. 65). Раскрытие основной парашютной системы произошло сразу же после отделения парашютистки от самолета. Процесс ее снижения под куполом парашюта проходил нормально. На высоте, приблизительно 400 метров, из-за неразблокировки страхующего прибора, установленного на запасной парашютной системе, произошло его срабатывание и открытие запасного парашюта. В дальнейшем снижение Шуруповой К.Ю. происходило под двумя наполненными куполами. Ветром парашютистку отнесло за пределы площадки приземления на ЛЭП. В результате короткого замыкания проводов стропами парашютов, Шурупова К.Ю. была поражена электрическим током и в тяжёлом состоянии эвакуирована в лечебное учреждение, где 6 июня от полученной электротравмы скончалась. Причины происшествия: неудовлетворительный анализ метеообстановки при принятии решения на проведение прыжков с парашютистами первоначального обучения; при подборе площадки приземления не были учтены требования, обязательного наличия за ее пределами 250 метровой зоны безопасности, не имеющей препятствий, опасных для приземления парашютистов; ошибка в расчете выброски; преждевременное выдергивание парашютисткой звена ручного раскрытия; неудовлетворительная подготовка парашютистки к прыжку с парашютом;
21 мая 2005 г. на аэродроме "Корбчеево" (г. Коломна) в 6 СПК ВВС при выполнении 1706 прыжка с парашютом, 61 в текущем году, 3 в летную смену получил тяжелые травмы прапорщик Турков Вячеслав Васильевич, 1970 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ при ветре у земли 7-8 м/сек из вертолета Ми-8 на скорости 120 км/ч с высоты 1200 метров с парашютной системой "Квант", запасная парашютная система "Резерв". Раскрытие основной парашютной системы происходило штатно. На этапе снижения, перед приземлением парашютиста, изменилось направление ветра у земли, скорость его составляла 7-8 м/сек. Турков В.В. не проконтролировал изменение направления ветра и произвел приземление по ветру с большой вертикальной и горизонтальной скоростью, в результате чего получил тяжелые травмы и был эвакуирован в лечебное учреждение. Причины происшествия: невнимательность парашютиста на этапе снижения и построения захода на приземление; несоблюдение парашютистом мер безопасности и переоценка своих возможностей; Кроме того, парашютная система "Квант" производства ОАО "Полет" (г. Иваново), государственные испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации. Акт расследования парашютного происшествия в ФПСУ не представлен.
21 июня 2005 г. в отдельном Арктическом авиационном полку ФСБ России (г. Воркута) при выполнении первого прыжка с парашютом погиб бортовой техник самолета Ан-26 прапорщик Андреев Константин Петрович, 1977 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ из вертолета Ми-8 с высоты 600 метров с парашютной системой Д-10, запасная парашютная система З-5, по упражнению 3 КПП-2003. Прыжок выполнялся в боковую дверь вертолета, с применением в качестве удлинителя для зацепления камеры стабилизирующего парашюта вытяжной веревки от парашютной системы Д-1-5У. Предположительно при отделении от вертолета произошло заваливание парашютиста на спину через левую сторону. При натяжении вытяжной веревки (удлинителя), камера стабилизирующего парашюта с перьями стабилизатора продернулись за вытяжной веревкой, в результате чего часть стабилизирующей системы (стабилизатор со звеном) оказалась захваченной и зажатой левым предплечьем парашютиста. Это привело к нарушению каскадной схемы ввода в работу парашютной системы Д-10 и послужило причиной полного ее отказа. Попыток к освобождению от захвата Андреев К.П. не предпринимал, запасной парашютной системой не воспользовался. При ударе о землю погиб. Причины происшествия: грубое нарушение должностными лицами инструкции по летной эксплуатации вертолета Ми-8 в части, касающейся десантирования парашютистов (допуск парашютиста к выполнению прыжка с парашютом со стабилизацией в боковую дверь вертолета); нарушение указаний по выполнению упражнения 3 КПП-2003; неудовлетворительная подготовка парашютиста к прыжку с парашютом, в т.ч. к действиям в особых случаях и к применению запасной парашютной системы.
26 июня 2005 г. на аэродроме "Киржач" в АТСК "Стриж" РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 47 прыжка с парашютом, 17 в текущем году, 1 в летную смену получила тяжелые травмы, от которых в дальнейшем скончалась, парашютистка Новичкова Марина Сергеевна, 1985 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ из самолета Ан-28 с высоты 2700 метров с парашютной системой "Sentry-190", запасная парашютная система ПЗ-81, по упражнению 43 КПП-2003. Раскрытие парашютной системы происходило штатно, на высоте 1000 метров. Процесс снижения парашютистки под куполом проходил нормально. Перед приземлением, примерно на высоте 30-25 метров, Новичкова М.С. попыталась выполнить разворот на 360 градусов. В результате приземление произошло в процессе разворота с повышенной вертикальной скоростью. При ударе о землю парашютистка получила тяжелые травмы, после чего была доставлена в лечебное учреждение г. Киржач, где в дальнейшем от полученных травм скончалась. Причины происшествия: нарушение методики подготовки парашютистки (КПП-2003); допуск парашютистки с низким уровнем подготовки к выполнению прыжков с парашютной системой типа "Крыло"; выполнение парашютисткой разворота на недопустимо малой высоте, что привело к приземлению с большой вертикальной скоростью. Кроме того парашютная система скомплектована из отдельных частей разных типов парашютных систем (основная парашютная система "Sentry-190" производства США, запасная парашютная система ПЗ-81, ранец с подвесной системой из комплекта парашютной системы "Альянс" производства ОНР ПА "Аэродинамика"), на которую в целом конструкторской документации не существует. Парашютная система в данной комплектации соответствующие испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации. ОНР ПА "Аэродинамика" лицензии на разработку и производство парашютных систем не имеет. Ранец с подвесной системой от парашютной системы "Альянс" испытания не проходил. В результате расследования данного происшествия были вскрыты и другие грубые нарушения в организации полетов и прыжков с парашютом, систематически допускаемые должностными лицами АТСК "Стриж" РОСТО (ДОСААФ), косвенно повлиявшие на это происшествие. В настоящее время по данному парашютному происшествию возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
26 июня 2005 г. на аэродроме "Сокол" в Нижегородском областном АК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 155 прыжка, 57 в текущем году, 2 в летную смену погиб парашютист Герасимов Михаил Вениаминович, 1965 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ при ветре у земли 8 м/сек, с порывами до 11 м/сек, из вертолета Ми-8 с высоты 3900 метров с парашютной системой "Stiletto-150" (55 прыжок с данным типом парашютной системы), запасная парашютная система "Smart", по упражнению 19 КПП-2003 в составе группы из 11 человек. Раскрытие основной парашютной системы происходило штатно, на высоте 1000-900 метров. На этапе снижения, перед приземлением, парашютист перестал вести осмотрительность, при этом заход на приземление строился против солнца. На высоте 20-15 метров купол парашютиста Герасимова М.В. столкнулся с куполом рядом снижающегося парашютиста. В результате столкновения купол Герасимова М.В. сложился. Приземление парашютиста произошло с повышенной вертикальной скоростью в положении плашмя, в результате чего Герасимов М.В. получил тяжелые травмы, от которых скончался на месте. Купол второго парашютиста после столкновения в воздухе частично сложился и развернулся на 180 градусов. Приземление произошло благополучно. Причины происшествия: неудовлетворительная подготовка парашютистов к групповому прыжку; потеря парашютистами осмотрительности на этапе снижения; Кроме того, парашютная система скомплектована из отдельных частей разных типов парашютных систем (основная парашютная система "Stiletto-150" и запасная "Smart" производства США, ранец с подвесной системой "Элемент" производства ЗАО "ПарААвис"), на которую в целом конструкторской документации не существует. Парашютная система в данной комплектации соответствующие испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации.
2 августа 2005 г. на аэродроме "Мясново" в Тульском АСК РОСТО (ДОСААФ) при выполнении 478 прыжка с парашютом, 14 в текущем году, 1 в прыжковую смену погиб парашютист Гармаев Александр Сангаевич, 1955 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ при ветре у земли 4-6 м/сек из самолета Ан-2 с высоты 1400 метров с парашютной системой "Safire-2", запасная парашютная система "PD-126R", по упражнению 12 КПП-2003 в группе из восьми человек, четвертым в заходе. Раскрытие парашютной системы "Safire-2" происходило штатно. В процессе снижения, управляя куполом, Гармаев А.С. допустил значительные отклонения от расчетной траектории снижения и не смог выйти в заданную точку для построения захода на приземление на заданной высоте. При попытке исправить допущенную ошибку в расчете захода и приземлиться в пределах площадки, Гармаев А.С. произвел доворот на 90 градусов на малой высоте, над территорией склада ГСМ. В результате этого, парашютист зацепился ногами за ворота склада ГСМ высотой 2,3 метра. Приземление произошло с повышенной вертикальной и горизонтальной скоростью. При этом парашютист получил тяжелые травмы и был доставлен в лечебное учреждение, где в дальнейшем от полученных травм скончался. Причины происшествия: низкий уровень личной парашютной подготовки Гармаева А.С.; допуск к выполнению прыжка с парашютной системой не соответствующей уровню подготовки парашютиста; переоценка своих возможностей парашютистом; разворот на малой высоте над препятствиями при построении захода на приземление. Кроме того, данная парашютная система скомплектована из отдельных частей разных типов парашютных систем (основная парашютная система "Safire-2" и запасная парашютная система "PD-126R" производства США, ранец с подвесной системой "Status IV" производства ООО "Паразона"), на которую в целом конструкторской документации не существует. Парашютная система в данной комплектации соответствующие испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации. ООО "Паразона" лицензии на разработку и производство парашютных систем не имеет. Ранец с подвесной системой от парашютной системы "Status IV" испытания не проходил.
10 сентября 2005 г. на аэродроме "Репъевка" Сызранского ВВАУЛ при выполнении 64 учебно-тренировочного прыжка с парашютом, 54 в текущем году, 2 в прыжковую смену погиб курсант Михайлов Кирилл Евгеньевич, 1984 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ из вертолета МИ-8 на скорости 140 км/час с высоты 3000 метров с парашютной системой По-16, запасная парашютная система Пз-81, по упражнению 6 КПП-2003. После ввода в действие основной парашютной системы, на высоте 1200-1000 метров, купол парашюта наполнился не полностью из-за не схода устройства рифления, по причине закрутки строп в 1,5-2 оборота. Снижение парашютиста происходило с повышенной вертикальной скоростью и незначительным вращением вправо. Устраняя закрутку строп, Михайлов К. Е. потерял контроль за высотой. Отцепку купола основной парашютной системы произвел на недопустимо малой высоте (200-150 метров), после чего пытался восстановить стабильное падение. Запасную парашютную систему ввел в действие на высоте 70-50 метров. Из-за недостаточной высоты купол запасной парашютной системы наполниться не успел. При ударе о землю погиб. Причины происшествия: допуск к прыжку с парашютной системой типа "Крыло" недостаточно подготовленного парашютиста; неграмотные действия парашютиста при частичном отказе основной парашютной системы; потеря контроля за высотой; отцепка и ввод в действие запасной парашютной системы на недопустимо малой высоте.
12 сентября 2005 г. на аэродроме "Дубровицы" (г. Подольск) при выполнении 2 учебно-тренировочного прыжка с парашютом, 2 в текущем году, 1 в прыжковую смену получил тяжелые травмы рядовой Спесивцев П.В., войсковая часть 93723 (ВДВ). Прыжок выполнялся в ПМУ из самолета Ан-2 на скорости 160 км/час с высоты 600 метров с парашютной системой Д-6 сер.4, запасная парашютная система З-5 по задаче 2 программы боевой подготовки ВДВ. После отделения парашютиста от самолета, произошел захват стабилизирующей системы парашюта правым предплечьем парашютиста, что привело к нарушению каскадной схемы ввода в работу парашютной системы Д-6 сер.4 и послужило причиной ее полного отказа. Запасную парашютную систему Спесивцев П.В. ввел в действие ниже предельно допустимой высоты. Приземление парашютиста произошло в момент наполнения купола запасной парашютной системы с большой вертикальной скоростью. При ударе о землю Спесивцев П.В. получил тяжелые травмы и был эвакуирован в лечебное учреждение. Причины происшествия: неудовлетворительная подготовка парашютиста к прыжку с парашютом; неправильные действия парашютиста при отделении от самолета; ввод в действие запасной парашютной системы ниже предельно допустимой высоты.
Один мужик рассказывал он служил в Средней Азии, во время прыжков у одного новобранца основной парашют не раскрылся и перед самой землей раскрывается запасной и его этим парашютом накрывает, когда к нему подбежали, его рюкзак в котором был запасной, был разорван - видимо разорвал РУКАМИ!!! и вручную его вытаскивал.
Про всё забудь одень берет в Десанте нету слова НЕТ Никто кроме нас !!!
QUOTE (& Cерёга & @ Вторник, 21 Марта 2006, 16:40) Был случай. Перворазник был пацан 17 лет. Взбалмашный был, шабутной, не серьёзный. Когда прыгал запаску не расчековал (а запаска была с прибором). На 300 метрах выстреливает второй купол. Он его не гасит из-за этого запасной входит в основной и оба купола затухают. Хорошо что перед самой землёй основной более менее наполнился. Но о землю стукнуло сильно обе ноги поломал.
В сиё высказывание не то, что верится с трудом, а не верится вовсе. Основной и запасной - это разноуровневые парашюты. То есть, стропы запаски короче строп основного парашюта. Эта и другие конструктивные особенности, в сочетании с устойчивой динамикой работы наполненного основного купола (тем более для первого прыжка) и предсказуемым процессом наполнения запаски, практически полностью исключает развитие ситуации в подобном направлении.
Слышал о подобном случае от инструктора, но не в качестве байки, а из первых уст. Периодически, то один, то другой купола то гасли, то наполнялись. В услышанном мной случае всё обошлось, призимление произошло в момент полного наполнения одного из куполов. Может и не совсем понятно написал - мне рассказывали и показывали на пальцах, но в достоверности сомнений нет. Если пойдёт на принцип - расспрошу где и когда это точно произошло.
"…А если с нами ты не мок, не мерз ни разу, И солнце не ходил ни разу ты встречать, От дыма воспалёнными глазами - То не берись тогда нас осуждать!…"
В РВДКУ во время прыжков с Ил-76 сходились и резали стропы частенько, как то само собой... В войсках со мной произошел случай: на прыжки выехали в Тесницкие лагеря, у меня естественно три купола и программа максимум три прыжка. Прыгали с Ан-2, нас четыре офицера в роте, выпустили по два борта, сделали два прыга и уже собрались забуриться в офицерскую группку для последнего прыжка, не тут то было, зам. по ВДС п\п-к Хотьков поманил пальчиком и поставил выпускающим в карантин к перворазникам. Далее по схеме... проверка, посадка, взлет, сирена, выпустил левый борт четырех бойцов, а правый, прготовиться и бойчина, который сидел против люка не вставая падает на пол и обхватывает мои ноги , завливая меня на себя. На мою вежливую просьбу к технику самолета (стоявшему за открытым люком и дублирующим выпускающего, то бишь меня) вытолкнуть нас обоих, отказник просто обоср-ся в прямом смысле. Техник действовал согдасно инструкций, пришлось приземляться, затыкая ноздри и слушая матюки сразу осмелевших солдат в адрес, теперь уже "мабутянина" Третий прыг сделать все же успел, все с теми же перворазниками из карантина, разбор полетов, составление рапортов было уже дома в полку на следующий день. Начало июня 1994 года, 119-й пдп под Тулой.
информатор пишет Ребята. А что значит "угробить перворазника", это считается какой то особой ошибкой инструктора?
"Попыток к освобождению от захвата Титовский B.C. не предпринимал, запасной парашютной системой не воспользовался. При ударе о землю погиб. Причины происшествия: захват и зажатие парашютистом удлинителя предплечьем; потеря контроля, со стороны выпускающего, за отделением парашютиста от самолета; неудовлетворительная подготовка парашютиста к прыжку с парашютом, в т.ч. к действиям в особых случаях и к применению запасной парашютной системы."
В этом и большинстве перечисленных там же случаев с перворазниками (не обязательно первый прыжок) присутствует элемент "угробить перворазника". Если к более мене опытным парашютистам можно применить "недоученность", то к человеку, впервые шагнувшему на поток, отнести это нельзя. Как бы вы не учили, его обычному, а значит естественному поведению в экстремальной ситуации, свойственны все состояния - спокойствия, страха, паники. БЕРЕЧЬ их надо, через многократное внимание. Но приведенная Airb-ом информация пугает не количеством случаев, а проступающей системностью. Большое количество рецидивов, это уже следствие системного или систематического раздолбайства. Ребята, задумайтесь, в лучшие годы количество прыжков по системе ДОСААФ (РОСТО) доходило до трех миллионов в год, при 5-7 случаях (раздолбайство тоже было) с тяжелыми последствиями. Сейчас прыжков значительно меньше, а случаев столько же или больше. И так практически по всем ведомствам. В чем дело? То, что ответственность была выше, как личная, так и уголовная - это понятно. То, что РОСТО (ДОСААФ) борется за выживание - тоже понятно. Тренажерная база, как на одном форуме справедливо подмечено, в ВДВ и других ведомствах стала хуже - факт состоявшейся. Может еще, что-то сместилось? Почему на занятиях и укладке, у тренажера, во время проверки пред посадкой в л.а. или осмотра перед выброской, позволяем себе пофигистическое отношение и "гробим перворазников", несостоявшихся братишек? П-ю?
"Слышал о подобном случае от инструктора, но не в качестве байки, а из первых уст. Периодически, то один, то другой купола то гасли, то наполнялись. В услышанном мной случае всё обошлось, призимление произошло в момент полного наполнения одного из куполов"
Дело не в прицепе, а в интересе, поскольку не представляю, как запаска может выбить воздушную подушку у полностью наполненного купола. Ранее частенько практиковались роспуски ПЗ (суммарное количество по Союзу очень большое) и ничего подобного не слышал. Если кто-то располагает информацией, просьба сбросить дату и где, остальное найду
Юлиус пишет "Слышал о подобном случае от инструктора, но не в качестве байки, а из первых уст. Периодически, то один, то другой купола то гасли, то наполнялись. В услышанном мной случае всё обошлось, призимление произошло в момент полного наполнения одного из куполов"
Дело не в прицепе, а в интересе, поскольку не представляю, как запаска может выбить воздушную подушку у полностью наполненного купола. Ранее частенько практиковались роспуски ПЗ (суммарное количество по Союзу очень большое) и ничего подобного не слышал. Если кто-то располагает информацией, просьба сбросить дату и где, остальное найду
Дату я уточню и скину.
А про подвешанные ноги на сторопах видел один раз. Парашютиста того потом все Бетменом называли. Он приземлялся в вертикальном полажении, на живот. Хорошо что цел остался.
& Cерёга & пишет Был случай. Перворазник был пацан 17 лет. Взбалмашный был, шабутной, не серьёзный. Когда прыгал запаску не расчековал (а запаска была с прибором). На 300 метрах выстреливает второй купол. Он его не гасит из-за этого запасной входит в основной и оба купола затухают. Хорошо что перед самой землёй основной более менее наполнился. Но о землю стукнуло сильно обе ноги поломал.
В сиё высказывание не то, что верится с трудом, а не верится вовсе. Основной и запасной - это разноуровневые парашюты. То есть, стропы запаски короче строп основного парашюта. Эта и другие конструктивные особенности, в сочетании с устойчивой динамикой работы наполненного основного купола (тем более для первого прыжка) и предсказуемым процессом наполнения запаски, практически полностью исключает развитие ситуации в подобном направлении. Было, наверное, и сейчас есть, такое упражнение: "Учебный роспуск запасного парашюта", но из практики и многолетнего наблюдения выполнения роспусков ПЗ не знаю ни одного подобного случая. Тут другая опасность более реальна, когда стропа или группа строп проходит между ног или просто захлестывают конечность (ти), подвешивая парашютиста в неестественное положение. Также опасен большой развал куполов, который может существенно увеличивать вертикальную скорость. При наличии двух куполов, несколько затруднителен разворот в подвесной системе и возможно приземление спиной. Все это может приводить к травматическим последствиям. Для сведения к минимуму возможности подобных последствий проводились (ятся?) теоретические и практические занятия. P.S. Речь о наполненных классических куполах. С планирующими оболочками несколько другая ситуация. Запаска уходит назад и нормально открывается, при этом основной купол гасится. Два подобных случая свидетельствую.
Лет 5 назад был свидетелем такого полета в Челябинске, аэродром Калачово. Прыгала очень даже симпатичная перворазница, распустила запаску, поймала, смотала и зажала меж стройных ног. До земли остается метров 50-70 парашютистка готовится к приземлению, вдруг запаска вываливается и начинает за спиной наполняться. Девчонка начинает дергаться и стропы переезжают под коленку. В положении вперед спиной и подтянутой к груди коленкой, на двух куполах сия красавица торжественно проплыла почти над стартом и очень аккуратно приземлилась с перекувырком назад через голову и встала на ноги, загасила оба купола. Народ о...ев от такой, извиняюсь, ПОЗЫ даже не побежал ее ловить. НО Видно Господь хранил сие прекрасное создание- в тот день жара была страшная, от земли видимо шли сильные восходящие потоки и парашюты к земле не очень тянулись.
Кто служил весна 1991 в учебке в Хырове наверно помнит случай он произошел у меня на глазах мы уже сидели в системах на линии осмотра и наблюдали. Ми-8 высота 750м. выход стабилизация выход купола и строп но нет наполнения (фитиль) на 200м. запаска пацан жив.Молодец не растерялся. Помоему он был из УРР.Самое интерестное от динамического удара раскрытия запаски расскрылся иосновной.
Юлиус пишет "Слышал о подобном случае от инструктора, но не в качестве байки, а из первых уст. Периодически, то один, то другой купола то гасли, то наполнялись. В услышанном мной случае всё обошлось, призимление произошло в момент полного наполнения одного из куполов"
Дело не в прицепе, а в интересе, поскольку не представляю, как запаска может выбить воздушную подушку у полностью наполненного купола. Ранее частенько практиковались роспуски ПЗ (суммарное количество по Союзу очень большое) и ничего подобного не слышал. Если кто-то располагает информацией, просьба сбросить дату и где, остальное найду
Позвонил и ещё раз расспросил инструктора очевидца. Произошло это в 86 или 87 году в Черниговском АСК на военкоматовских сборах (это когда за 7-10 дней проходили подготовку, укладывали купола и выполняли 3 прыга перед призывом в ВДВ). Сработал прибор на З-5 при приземлении на рабочем Д-5. Запаска начала вяло наполняться и парашутист при умелом использовании бестолковой головы, тягая за стропы затянул эту "колбасу" между стропами Д-5 (купол не самостоятельно заполз, а его именно затащили, и З-5 очутился, "внутри" Д-5). Купола начали "пульсировать" поочерёдно гаснув и наполняясь. Видимо, во время наполнения запаски происходило затенение, погасший основной накрывал запаску, а т.к. его площадь больше, начинал опять наполняться, при этом запаска гасла (становилось "вялой"). В промежутках между наполнением-угосанием куполов, скорость снижения заметно увеличивалась. Увидев это, со "старта" побежали ловить шарапутиста "квадратом", но добежать не успели. Пацану повезло- приземлился в момент полного напонения одного из куполов. Извините если бестолково написал, у меня туго с теорией. С уважением, Бек.
"…А если с нами ты не мок, не мерз ни разу, И солнце не ходил ни разу ты встречать, От дыма воспалёнными глазами - То не берись тогда нас осуждать!…"
airb пишет кому очень интерестно. Так, начиная с 1990 года по 2004 год включительно в Российской Федерации при выполнении прыжков с парашютом погибло 148 человек. Прошедший год не стал этому исключением.
В 2005 году произошло 15 парашютных происшествий, в результате которых погибло 11человек, из них в ВВС - 1, в ВДВ - 1, в ФСБ - 1, в РОСТО (ДОСААФ) - 6, в других организациях - 2 и получили тяжелые травмы 4 человека (ВВС-1, ВДВ - 1, РОСТО-2).
5 февраля 2005 г. на аэродроме "Дягилево" (г. Рязань) во время проведения учебно-тренировочных прыжков с парашютом в войсковой части 41450 (ВДВ) при выполнении 2 прыжка с парашютом, 2 в текущем году, 1 в летную смену погиб рядовой Титовский Александр Владимирович, 1983 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ из самолета Ан-2 на скорости 160 км/ч с высоты 600 метров с парашютной системой Д-6 серии 4, запасная парашютная система 3-5, страхующий парашютный прибор АД-ЗУ-Д-165. Перед отделением от самолета удлинитель, пристегнутый к камере стабилизирующего парашюта, был захвачен левым предплечьем парашютиста. После отделения парашютиста удлинитель натянулся и камера стабилизирующего парашюта с перьями стабилизатора продернулись за удлинителем. В результате чего, часть стабилизирующей системы (стабилизатор со звеном) оказалась захваченной и зажатой левым предплечьем парашютиста. Это привело к нарушению каскадной схемы ввода в работу парашютной системы Д-6 сер.4, а также послужило причиной не включения страхующего парашютного прибора и полного отказа парашютной системы. Попыток к освобождению от захвата Титовский B.C. не предпринимал, запасной парашютной системой не воспользовался. При ударе о землю погиб. Причины происшествия: захват и зажатие парашютистом удлинителя предплечьем; потеря контроля, со стороны выпускающего, за отделением парашютиста от самолета; неудовлетворительная подготовка парашютиста к прыжку с парашютом, в т.ч. к действиям в особых случаях и к применению запасной парашютной системы.
Интересная тема. Действительно, большие потери, много разгильдяйства и личной невнимательности. Случай с Титовским в Дягилево, наверное самый распространённый - неправильно сгруппировался. У нас в Печорах зимой 86 года точно также разбился молодой лейтенант-технарь перворазник из чернопогонного училища. На аэродроме со старыми воинами бухнул (прожжёные бывалые офицеры частенько этим занимались), а при выходе раскрыл руки типа как птица, и стапель намотался на руку. Жуть. Сам имел схождение на зимних прыжках с ИЛ-76 в Чучково. Выходил в двери, и заранее подумал, что когда самолёт зайдёт на крыло, а мы с парнем с противоположной двери сойдёмся. Так оно в получилось. Я ему влетел в стропы, запутался, старался как мог тянул правые, но ничего не получилось. Пацан оказался спортсменом и резанул две своих стропы. Мне было почему-то стыдно, и я его не поблагодарил, о чём очень сожалею до сих пор. Он меня не увидел снизу, а я потом рядом был в части и слышал его рассказ о нашем случае но не подошёл и промолчал.
Бек пишет Пацану повезло- приземлился в момент полного напонения одного из куполов.
В принципе все понятно изложено, хотя сам по себе случай не ординарный. Из приведенной Airb-ом информации бросается то, что во многих случаях нормальное открытие парашюта перерастало в происшествие позже, на этапе снижения или приземления. Во время снижения всегда наибольшую опасность представляло схождение парашютистов. Сейчас этот фактор ушел в тень (причина видимо в сокращении массовых выбросок), а вместо него полезло черте что. Причем всего этого можно было избежать и без особых сложностей. В общем-то приведенная информация никогда не являлась секретной, а относилась к служебной информации. Исходили из того, чтобы не пугать несведущих людей чрезмерной концентрацией негатива, дабы не сложилось у них неадекватное восприятие. Когда подобная информация обнародуется, необходимо в каждом конкретном случае давать пояснение, чтобы даже несведущим было понятно, как обойти аналогичные "капканы" в будущем. Вспоминаю, когда приходил бюллетень с происшествиями и предпосылками, мы собирались, анализировали и намечали профилактические мероприятия. Для анализа и пользы для. С уважением
Несколько дней назад в Латвии, на прыжках местного спецназа, заход из 5-и чел. промахнули мимо площадки (по описанию напомнило мне Даугавпилсский аэродром). Результат - 4 в реке (сильное течение и холодная вода), один на деревьях. Из реки двоих успели вытащить, двое утонули.
ЗЫ Когда же расчитывать то научаться? Извечная, блин, проблема....