Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Баку - Мегри - Ордубад - Нювади

Основной же задачей, выполняемой бригадой в этом районе было обеспечение железнодорожного сообщения вдоль реки Аракс, прерванного боевиками достаточно давно. Однопутная железная дорога стала яблоком раздора для Армении с Азербайджаном. Она тянулась вдоль иранской границы из Азербайджана через юг Армении, потом шла через Нахичеванскую АССР и далее вновь в Армению на Ереван. Это сообщение и прервали местные боевики путем обстрелов поездов и подрывов фугасов, а переброшенные сюда внутренние войска были совершенно не в состоянии обеспечить беспрепятственное движение поездов...



Тыл, снабжение и бытовые условия

07.02.2015

Служил, как подсказывала совесть

31 год службы в Вооруженных Силах СССР, из них: более 10-ти лет в спецназе и десанте, 2 года Афганистана и 4-х месячная командировка на Чернобыльскую АЭС. Таков послужной список полковника Валерия Алексеевича Малыгина – «зампотыла» 38-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады г.Брест в годы моей срочной службы в этой прославленной воинской части.

Об офицерах строевых подразделений или о спецах написано достаточно много, но я считаю, что нельзя обходить вниманием и тыловиков. Вполне возможно, что такое мнение сложилось у меня по причине личного опыта службы начальником склада РАВ в Республиканской гвардии Республики Казахстан, а в период срочной службы в десантно-штурмовой роте я и сам толком не задумывался о характере служебных обязанностей и о значении подразделений обеспечения, с присущей службе тыла спецификой.

Накормят, помоют, оденут, доставят боеприпасы с топливом, да много чего еще сделают для выполнения строевыми подразделениями учебных или боевых задач, и при всем при этом благодарности и награды проплывают, как правило, мимо, досрочное присвоение очередных воинских званий – редкое исключение. Поистине – «бойцы невидимого фронта».

 

Полковник В.А.Малыгин.


Малыгин Валерий Алексеевич родился на Украине в городе Кривой Рог 5 августа 1941года, в начале Великой Отечественной войны. С Кривого Рога семья Малыгиных эвакуировалась в город Энгельс Саратовской области, где прожили до 1945 года. В 1945 году вернулись на Украину и обосновались в городе Винница, где Валерий Алексеевич окончил школу и устроился работать токарем на 45-й военный завод, основанный в 1943 году и специализировавшийся на производстве технических средств транспортировки, заправки, перекачки и хранения нефтепродуктов.

В 1960 году В.А.Малыгин поступил в Ульяновское военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого, образованное в 1947 году в г.Черновцы Украинской ССР и перебазированное в Ульяновск в 1960 г.

В течение трех лет обучения произошло становлением будущего офицера - специалиста службы горючего. В УВВТУ познавались суровые будни воинской службы.

 

Курсант УВВТУ В.А.Малыгин, 1963 год.


По окончании училища, в 1963 году Валерий Алексеевич получил назначение в Приволжский военный округ, где был направлен для прохождения службы в Тоцкие лагеря в мотострелковую дивизию на должность начальника службы снабжения горючим танкового полка.

Из воспоминаний В.А.Малыгина:
«Что собой представляла служба снабжения горючим? Все, чему учили в училище, все стационарные заправочные пункты, заправочные колонки - все это было как в хорошей сказке. А реально – 2 резервуара Р-10 под дизтопливо, ручной насос БКФ-4, колонки для заправки автомобилей со стеклянными колбами на 5 литров. И все это под открытым небом. Смотрел на все это и слезы на глазах. С чего начинать? И тут надо отдать должное начальнику тыла полка подполковнику Шней. Участник войны, истинный хозяйственник и наставник. В течении полугода был построен новый заправочный пункт, оборудованный современными на тот момент электрическими колонками. Построен склад для хранения масел и смазок. Но самое главное, подполковник Шней требовал от меня научиться мгновенно производить расчеты по расходу горючего полком при ведении боевых действий и совершении марша. Он завел мне общую тетрадь, где я делал расчеты, а он ежедневно проверял, все перечеркивал или поправлял. Вспоминаю, как вечерами с «Феликсом» (прим. - счетная машинка с арифмометром) делал все эти расчеты. Тогда мне казалось, что начальник тыла придирается ко мне. С какой теплотой потом я вспоминал своего первого начальника и наставника».

В 1966 году Валерию Алексеевичу присвоили очередное воинское звание старший лейтенант. А в 1967 году дивизия, в которой он служил, была передислоцирована на Дальний Восток в Приморский край. Полк расположился в деревне Платоновка на берегу озера Ханко. Пригодился опыт Тоцких лагерей - снова все под открытым небом…

В октябре 1967 года Валерий Алексеевич получил назначение в город Уссурийск на окружной склад горючего на должность начальника отдела хранения. Огромная территория, большие запасы горючего и техники. По его воспоминаниям, в течение недели приходилось получать и сливать до 40-ка железнодорожных цистерн с топливом и маслами. Однако, главной проблемой было не топливо, а то, что на складе хранилось до 300 тонн спирта. Двое его предшественников на этой должности были уволены, один за недостачу, другой спился.

В.А.Малыгин снова вспоминает своего первого начальника тыла. При приеме должности перевесил весь спирт, а он хранился в бочках, составил спецификации на все партии. В последующем при отпуске спирта постоянно сверялся с данными спецификации. На протяжении трех лет на этой должности проблем в отношении хранения спирта не возникало.

В декабре 1969 года получил очередное воинское звание капитан.

В сентябре 1970 года Валерий Алексеевич получил назначение в Группу Советских войск в Германии и был направлен на склад горючего, который располагался в городе Дрездене.

С декабря 1971 года назначается начальником отдела хранения склада горючего на Эссенском полигоне. И опять строительство: установка новых резервуаров для хранения горючего, их обвязка; оборудование участка массовой выдачи горючего в автотранспорт. Все это испытывалось в ходе учений, на которых за успешное выполнение задач по отпуску горючего Валерий Алексеевич получил благодарность от Героя Советского Союза командующего 1-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенанта Петра Георгиевича Лушева.

В июне 1972 года В.А.Малыгин назначен начальником службы снабжения горючим 6-й гвардейской танковой дивизии в город Виттенберг, где вновь вернулся к армейской жизни в строевой части. В течение года служба горючего дивизии стала лучшей в 1-й гвардейской танковой армии.

В марте 1974 года получил очередное звание майор, а в ноябре был назначен на должность заместителя командира зенитно-артиллерийского полка 6-й гвардейской танковой дивизии по тылу.

В 1975 году Валерий Алексеевич был направлен для прохождения дальнейшей службы в Краснознаменный Среднеазиатский военный округ. Получил назначение в Панфиловскую мотострелковую дивизию начальником тыла мотострелкового полка.

С января по май 1976 года обучался на курсах в Военной академии тыла и транспорта в Ленинграде. Пришлось осваивать очень большой объем учебного материала, что потом пригодилось в дальнейшей службе.

После окончания курсов получил назначение на должность начальника тыла 22-й отдельной бригады специального назначения, которая формировалась в городе Капчагай. Это был особенный этап в моей жизни и службе. В 35 лет я совершил свой первый прыжок с парашютом.

 

В.А.Малыгин. Прыжки с парашютом 22-й ОБр СпН.


 

22-я ОБр СпН, г.Капчагай Казахская ССР, В.А.Малыгин в центре.


Из воспоминаний В.А.Малыгина:
«Бригада формировалась на базе зенитно-артиллерийского полка. Казарменно-жилой фонд размещался в сборно-щитовых казармах, которые требовали капитального ремонта. Все опять приходилось начинать с нуля. Хочется отдать должное командиру бригады полковнику Мороз Ивану Кирилловичу, начальнику штаба подполковнику Шинкареву Альберту Николаевичу, подполковнику Кадацкому - за оказание помощи в ходе формирования бригады.
Кроме забот о бригаде много хлопот доставалось от того, что приходилось заниматься вопросами всего Капчагайского гарнизона. Особенно страдали из-за отсутствия воды. Ее катастрофически не хватало на нужды гарнизона. Пропускная способность водоканала была низкой, а мы стояли последними на водоводе. В зимнее время из-за нехватки воды под угрозой находилась остановка гарнизонной котельной. Приходилось возить воду и днем и ночью. И только когда пошли на сделку с руководством водоканала, решился вопрос с водоснабжением гарнизона.
В октябре 1978 года получил очередное звание подполковник.
Служить в бригаде было тяжеловато, но интересно. Атмосфера десантного братства проявлялась во всем.
Как-то проводились учения по выживаемости в горной и пустынной местности. Проводились они под руководством медиков из военно-медицинской Академии. Считалось, что в горной местности легче выживать, чем в пустынной, без воды. Солдаты готовили из змей и черепах еду. Разведгруппы уходили на задания на 5-6 дней. Из питания только сухой паек (эталон 5). Однако при умелом использовании, два человека могли приготовить себе в течение суток достаточно сносное питание. Конечно, нагрузки на солдат были очень большие. Особенно это наблюдалось на тренировках на полосе препятствий (тропа разведчика).
Запомнилось участие бригады в съемках фильма «Приказ огня не открывать», где снимались такие артисты, как Лапиков, Потапов, Бирюков. В это время на базе бригады формировался батальон (командир майор Керимбаев) для ввода в Афганистан. В батальоне были в основном таджики и узбеки. И поэтому в массовках, где снимался противник, а это японцы, не надо было никакого грима.
Началось строительство хранилищ под технику, КПП, КТП, заправочный пункт, склады, столовая, казармы. Приходилось мотаться в город Алма-Ата, да и по всему Казахстану, для решения вопросов. А тут еще после перехода на новую должность командира бригады Мороз И. К., командиром назначили подполковника Груздева С.С. Молодой, с большим апломбом, мало интересовался проблемами и помощью в их решении по вопросам тыла. Порой его несправедливые упреки были очень ранимы. Поэтому в беседе с начальником разведки округа я попросил перевести меня в другую часть или в другой округ.
28 декабря 1981 года, в канун Нового года, я получил приказ до 30-го декабря сдать должность и убыть к 2-му января в распоряжение Командующего ТуркВО, а далее в Афганистан. Правда, в Афганистан попал в октябре, когда туда вводили сформированный на базе нашей 22-й бригады спецназа батальон Керимбаева. Хочется отметить, что несмотря на все трудности, период службы в 22-й бригаде оставил самый хороший, неизгладимый след. Был приобретен хороший опыт в организации тылового обеспечения бригады, который очень пригодился в Афганистане».

 

22-я ОБр СпН, г.Капчагай. В центре командир бригады И.К.Мороз,
справа начальник штаба А.Н.Шинкарев, слева В.А.Малыгин.


 

22-я ОБр СпН, г.Капчагай. Строительство КПП и казармы.


 

22-я ОБр СпН, г.Капчагай. Строительство КПП и казармы.


Прибыв в Ташкент Валерий Алексеевич был вызван к начальнику тыла округа генерал-лейтенанту А.И.Агудову, которого знал по службе в ГСВГ, где Агудов руководил службой тыла 1-й гвардейской танковой армии. Назначение получил в 40-ю армию, на должность начальника тыла 59-й отдельной бригады материального обеспечения, в город Пули-Хумри.

Из воспоминаний В.А.Малыгина:
«Начальники служб округа ввели меня в курс дел, чем занимается бригада и какие задачи на нее возложены. А это бесперебойное снабжение материальными средствами войск 40-й армии. Прилетев в Кабул, первое, что бросилось в глаза, это большое количество техники на аэродроме и жара. Здесь я познакомился с комендантом гарнизона Пули-Хумри, который после перенесенного гепатита возвращался на службу. В дальнейшем к месту службы добирались вдвоем. Гарнизон располагался в Килогайской долине в 5-7 км от Пули-Хумри. В основном это палаточные городки и несколько сборно-щитовых казарм (модули). Свет от передвижных генераторов, вода привозная. Возглавлял бригаду подполковник Фиц. Я его знал еще по службе в ГСВГ в 6-й гвардейской танковой дивизии, где он был командиром автобата. Были большие потери личного состава от гепатита. Поэтому, первое, что мы начали делать, это приступили к строительству солдатских и офицерской столовых. Столовые были построены на базе СРМ. Надо отдать должное командиру бригады, его настойчивости, умению найти оптимальное решение во многих вопросах.
Уже к лету 1982 года личный состав питался в новых столовых и насколько я знаю, это был один из немногих гарнизонов, где л/с питался не из котелков, а из армейской посуды. Кроме того в этом же году в гарнизоне был построен стационарный хлебозавод, штаб бригады и клуб.
Для перевозки грузов в основном использовались Камазы. Основные маршруты следования колонн пролегали через перевал Саланг, Баграм, Кабул, далее Джелалабад, Газни, Шахджой, Гардез. Солдаты и офицеры 59-й бригады проявляли мужество и героизм, выполняя многодневные рейсы в условиях высокогорья и минной опасности. Колонны часто подвергались нападениям со стороны душманов, поэтому командование бригады постоянно выезжало в рейсы в качестве начальников колонн. Приходилось у своих подчиненных осваивать навыки вождения колонн в боевых условиях. Особая благодарность зам. командира 46-го батальона по снабжению майору Пивень, который очень грамотно осуществлял проводку колонн без потерь. Особая благодарность и признание моему другу, с которым мы служили и прожили душа в душу, деля все невзгоды и радости, заместителю командира 59-й ОбрМО по вооружению подполковнику Полищук Н.М. За два года мы стали как братья.
Вспоминается случай:
Зимой 1983 года мы на двух БРДМ ехали в Кабул на Военный совет. Переехав перевал Саланг, мы подъехали к Джабал-ус Сирадж, где у одной БРДМ перемерз топливопровод. Пока ремонтировали машину мы с Максимычем стояли на площади посреди населенного пункта. Тут подбежали дети (бочата), мы их угостили конфетами, но те, кто постарше отобрали эти конфеты. Пришлось нам вмешаться и делить все поровну. Дети убежали. И минут через 15-ть десять пожилых афганцев с подносами подходят к нам. На подносах лепешки и шашлык. Мы боимся брать и тогда они ломают кусочки лепешки берут шашлык и едят. А нам говорят, что это подарок за то, что мы угостили детей конфетами. Пришлось попробовать. Такой шашлык, а он был видимо из печени, я больше никогда не ел. После этого они стали прощаться. Максимыч спрашивает у меня, как по афгански «до свидания». Я сказал, что не знаю. Тогда он прощаясь начал каждому говорить «Фидерзеен» (по-немецки). На что те с улыбками качали головами. Мы потом часто вспоминали и хохотали до слез».

 

Афганистан, Пули-Хумри. Управление 59-й армейской бригады материального обеспечения. 1982 год.


 

Афганистан, Пули-Хумри. Строевой смотр.


 

Афганистан, Пули-Хумри. Проводы начальника политотдела.


В ноябре 1983 года завершилась служба В.А.Малыгина в ОКСВА и он получил назначение в Краснознаменный Белорусский военный округ, в город Брест, на должность начальника тыла 38-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады.

В 1984 году Валерию Алексеевичу присвоено очередное звание полковник.

Из воспоминаний В.А.Малыгина:
«В бригаде оказалось очень много офицеров с которыми приходилось сталкиваться по службе в ДРА. Особая благодарность командиру бригады полковнику Панасенко А.С., заместителю командира бригады по вооружению подполковнику Лебедь Ю. П., подполковнику Ильченко А.А., подполковнику Шафранову А.А., и многим другим офицерам и прапорщикам, которые оказывали мне помощь в работе по организации тылового обеспечения бригады.
3-го мая 1986 года бригада принимала участие в командно-штабных учениях, которые проводила Москва. Совершив марш, бригада расположилась в районе города Слуцк. Получив вводную, приступили к отработке обстановки. А дальше наступило непонятное затишье. И только на следующий день мы узнали об аварии на Чернобыльской АЭС».

 

Брест, 38-я гв.ОДШБр. Слева В.А.Малыгин, справа комбриг В.А.Раевский,
в центре начальник штаба Колюпанов. 1987 год.


В октябре 1988 года В.А.Малыгин был направлен на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, где был назначен на должность начальника тыла Оперативной группы КБВО. Его командировка продлилась четыре месяца, в течение которых он все время находился в воинских частях, которые работали в основном по ограждению 30-ти километровой зоны и строительству саркофага четвертого реактора.

Валерий Алексеевич завершил службу в ВС СССР 28 октября 1991 года.

«Оглядываясь на весь пройденный путь за 31 год службы, хочу особенно подчеркнуть, что все мои достижения, мои звания и награды – это заслуга моей второй половинки, жены Нины Петровны, которая вместе со мной прошла все трудности армейской службы. – рассказал Валерий Алексеевич, - А это 12 переездов от Приморья до Германии, 8 лет в Казахстане. Мы прожили вместе 51 год, вырастили двоих сыновей. К сожалению, младший сын Алексей погиб в 1993 году исполняя свой воинский служебный долг. Утрата эта невосполнима, но жизнь идет, растут внуки, правнуки…».

После службы В.А.Малыгин проработал 15 лет на Газоаппарате и БМПО. Вместе с другими ветеранами ВДВ, он активно участвует в работе Совета ветеранов Брестской 38-й гв.ОДШБр.

 

 

 

Брест, 2-е августа 2014 года. 38-я гв.ОМБр.


 

Благодарю всех, кто прочел этот рассказ о зампотыле моей десантно-штурмовой бригады, одном из миллионов советских офицеров, большинство из которых не выбирали места службы или рода войск, а служили там, где прикажут, исколесив с семьями не только весь Союз, но и территории других стран.

Собирая информацию для рассказа, вел переписку с Валерием Алексеевичем, в которой есть такие слова, характеризующие этого скромного и порядочного боевого офицера: «Ничего героического я не совершал, служил, как подсказывала совесть».

 

Брест, В.А.Малыгин дома. 2014 год.


.

Автор:  Мурат СЕКЕРБАЕВ, фото предоставлены Валерием Алексеевичем Малыгиным

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой