Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Началось все с трагедии

Вскоре наш батальон определили, как десантируемый парашютным способом, пришлось делать переукладку парашютов: ночью, при минус 10, при свете фар «Уралов» и ураганном ветре. Меня, как хорошо знавшего технику, определили старшим группы в Ан-22 «Антей». Любопытно, что у меня, лейтенанта, целый подполковник был в подчинении! Согласно уставу, все войска обеспечения подчиняются десанту. И командир корабля, подполковник, тоже. Вот он мне и докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет к вылету готов». Борт был загружен сверх всяких нормативов: семь боевых машин десанта разных модификаций. Между ними зашвартованы ящики с боеприпасами, сухими пайками...



Воздушно-десантная техника

10.05.2005

ВВС РККА и воздушно-десантные операции 1930-1940 гг.

Лёгкий танк Т-38 на подвеске ДПТ-2 под ТБ-3 из эскадрильи имени Коммунистического интернационала молодёжи. Значок этой организации нарисован на носу машины. 1939г.

Во время войны с Финляндией зимой 1939-40 годов авиация снабжала окруженные финнами части. Особенно большую роль самолеты сыграли в обеспечении 54-й стрелковой дивизии. 45 дней она снабжалась только по воздуху. Все грузы перебрасывались на СБ и ТБ-3. Последние оказались для подобных операций гораздо выгоднее. На СБ много не увезешь - бомбоотсек маленький, а с наружной подвески громоздкие мешки ПДММ срывало уже на скорости 250 км/ч.
Зато ТБ-3 набивали "под завязку". Продукты, махорку, папиросы, спички, витамины укладывали в мешки, а мешки запаковывали в тару от бомб ФАБ-50 и ФАБ-100. Так же перевозили гранаты. Их обворачивали ветошью, а в мешки подкладывали сено или паклю. Патроны клали в мешки или "цинки". Шинели, валенки, ватники и одеяла просто связывали в тюки. Все это укладывали в бомбоотсеки на самодельные деревянные мостки или подвешивали на наружные бомбодержатели. Сброс осуществлялся без парашютов с высоты от 50 до 400 м (по обстановке). Проход ТБ-3 на малой высоте на виду у противника являлся самой опасной частью задачи. Три машины при этом были сбиты пулеметным огнем.
Снаряды, автоматы ППД и диски к ним, радиостанции, аккумуляторы и телефоны сбрасывались в парашютных мешках ПДММ. Если не хватало специальных грузовых парашютов, прицепляли боевые десантные ПН-2 или ПН-4. Бензин сбрасывали в баках ПДББ или просто в бочках.

Первый настоящий боевой десант советские ВВС высадили во время вступления наших войск в прибалтийские страны. В Литве и Латвии действовала 214-я воздушная бригада. 16 июня 1940 г. 63 ТБ-3 перебросили на аэродром под Шауляем первую волну десанта - 720 человек. Бомбардировщики сопровождали истребители двух эскадрилий 17-го истребительного полка. Каждый самолет брал от 16 до 24 человек плюс два-три мешка ПДММ. Перевезли также 160 пулеметов и 36 минометов. От Шауляя десантники двинулись на броне танков в Латвию.

Намечалась высадка второй волны, в том числе 18 45-мм противотанковых пушек, но ее отменили из-за отсутствия необходимости. Не состоялся и запланированный воздушный десант у станции Гайджуны с целью захвата Каунаса.

ТБ-3 также обеспечивали снабжение механизированных колонн, рванувшихся от границ СССР в глубь Латвии, Литвы и Эстонии. При этом 402 т грузов было сброшено с парашютами.

Выброска парашютистов с ТБ-3, манёвры 1935г.

При подготовке подобной же операции в Бессарабии в июне 1940 г. в Киевский и Одесский военные округа перебросили четыре полка ТБ-3, всего 136 бомбардировщиков. Первоначально командование Южного фронта (располагавшее 201-й, 204-й и 214-й вдб) планировало организовать один крупный десант в районе Тыргу-Фрумос, в 20 км от Ясс, перекрыв крупный узел дорог, чтобы воспрепятствовать эвакуации материальных ценностей в Румынию. Десант должны были высаживать 120 ТБ-3, которые предполагалось прикрывать пятью полками истребителей.
Реально же высадили два десанта. 29 июня состоялась операция в районе Болграда. С рассветом к выбранной площадке направили для разведки пару Р-5. За ними вылетели 99 ТБ-3, взявшие на борт 1436 человек. До места долетели 97 самолетов, два совершили вынужденные посадки из-за различных неполадок. Площадка была мала для посадки ТБ-3, поэтому десант выбросили на парашютах. Сильный ветер при приземлении вызвал несколько несчастных случаев. Двое бойцов погибли(один зацепился куполом за стабилизатор бомбардировщика, другой получил сильное сотрясение мозга и позже умер в госпитале), пятеро сломали ноги.
Но к следующему дню Белград был захвачен бойцами 204-й вдб. Один батальон двинулся на Кагул и после небольшой перестрелки с румынами у Рени занял город.
Второй десант состоялся 30 июня. 44 ТБ-3 комбинированным способом перебросили в Измаил 201-ю вдб. Бригаде поставили задачу взять город, перекрыть дороги и помешать уходу пароходов из порта.
Десант предполагался посадочным. К цели вышли 43 самолета, один отстал и заблудился. Площадка оказалась маловата для ТБ-3, но летчики решили рискнуть. Сели 12 машин, но три из них получили повреждения и загромоздили посадочную полосу. Тогда начали выброску с парашютами. С ранее севших бомбардировщиков высадились 240 человек, выгрузили автомобиль-пикап и другое имущество. 509 десантников приземлились на парашютах. На этот раз обошлось без жертв, только один боец сломал ногу и еще десятеро получили легкие травмы. Два ТБ-3 возвратились на базу гружеными: на одном везли радиоаппаратуру, которую нельзя было сбрасывать без специальной упаковки, на другом летели музыканты, а они, как оказалось, прыгать не умели.
В общем, все прошло благополучно. Но командование прекрасно понимало, что и в Прибалтике, и в Бессарабии десанты высаживались в предельно благоприятных условиях, при отсутствии какого либо противодействия. Командующий ВВС Киевского военного округа генерал-майор Николаенко написал в отчете об операциях в Бессарабии: "Необходимо десантные части вооружить десантным самолетом типа "Дуглас", т.к. ТБ-3 из-за низких летно-технических качеств для этой цели непригоден".
Специально для десантников подготовили военный вариант "Дугласа" - ПС-84К, с дополнительной дверью в левом борту. 31 мая 1940 г. этот самолет на Центральном аэродроме осмотрел нарком обороны К. Е. Ворошилов. В ходе войсковых испытаний 17-18 июня с ПС-84К проводилось десантирование бойцов 201-й вдб на аэродроме Рельбицы под Ленинградом. Бойцы покидали самолет через обе двери - левую и правую; на все ушло 12-14 секунд. Посадка десанта занимала около полутора минут. В выводах отчета записано: "Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3...".

Из сохранившихся документов следует, что ПС-84К планировали строить специально для ВВС (как с вооружением, так и без) или же переоборудовать в них при необходимости обычные пассажирские машины, заранее предусмотрев такую возможность. Начальник НИИ ВВС А. И. Филин в июле 1940 г. писал: "Все самолеты ПС-84 следует строить со всеми изменениями, необходимыми для переоборудования их в военные варианты...". Но реально изменения, свойственные модификации "К", внедрили на серийных ПС-84 уже после начала Великой Отечественной войны.
Поэтому в последних крупных предвоенных маневрах воздушно-десантных войск в августе 1940 г. участвовали только устаревшие гофрированные гиганты ТБ-3. На учениях имитировался захват аэродрома Мигалово под Калининым (ныне Тверь). Привлекались два авиационных полка - 3-й и 7-й тбап. Сначала 26 ТБ-3 высадили батальон парашютистов, затем им сбросили грузы с трех Р-5. Один ТБ-3 выбросил на парашютах также два мотоцикла и два грузовых мешка. Парашютисты "захватили" аэродром и начали принимать посадочный десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и две артбатареи - 76-мм и 45-мм пушек.

Возможно, именно отставание нашей военно-транспортной авиации привело к тому, что, несмотря на накопленный опыт, в Великой Отечественной войне воздушные десанты советской армией использовались редко, так же как и переброска по воздуху тяжелого вооружения. Однако разработанная в 30-х годах тара для сброса грузов с парашютом широко применялась для снабжения окруженных частей и партизанских отрядов.

Источник:

журнал "Авиамастер" №8 за 2004г. Приложение к журналу "Техника молодёжи"

Фотографии предоставила редакция журнала "Авиамастер"


Страница 7 - 7 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все

Автор:  Владимир КОТЕЛЬНИКОВ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Руслан Шадиев
Цитата
...Применение парашютов для высадки воздушных десантов активно пропагандировал Л. Г. Минов. Прибыв летом 1930г. в Воронеж для обучения парашютным прыжкам экипажей 11-й авиабригады, он организовал небольшой десантный отряд из добровольцев. 2 августа в ходе учений Московского военного округа с самолета Фарман "Голиаф" в два приема выбросили десант из 12 человек. Командовал группой сам Минов, самолет пилотировал летчик Громов (однофамилец знаменитого испытателя). Высадка происходила в районе хутора Клочково...
Статья Александра Политаева на сайте Белорусской военной газеты "Во славу Родины" - Первые шаги десанта
ИмяЦитировать
Н-ский
Камень на месте высадки первого десанта стоит неподалеку от нового (2010 г.) памятника "Воронеж-родина ВДВ".
Камень возник подарком по причине утраты терпения от многолетних обещаний обозначения властями принадлежности города к истории ВДВ.
Памятник поставят только через 13 лет.  Поставит губернатор Гордеев А.В.  (На днях назначен полпредом президента РФ в ЦФО)
ИмяЦитировать
Комментировать

Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой