Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

А начиналось все так…

Из-за поворота с 3-4 метров от бедра дух дал очередь. Я не мог стрелять, находясь за радистом, но Акбаров не растерялся и очередью свалил духа. Сделали остановку на перекур, говорю радисту: "Давай связь - "Компас" "взял" еще один АК", - а он в ответ: "Товарищ ст.л-нт, станция не работает!". Осмотрели станцию, а в ней два пулевых отверстия. Примерил станцию на себя - радист стоял ко мне перпендикулярно - одна пуля была бы в груди, другая в животе....



Прочее

26.01.2018

У десантников к службе научный подход

У десантников к службе научный подход

О том, что у личного состава Воздушно-десантных войск физическая подготовка на высшем уровне, знают все. Но десантник должен быть не только сильным и выносливым, но и интеллектуалом, считает начальник научно-исследовательского отдела Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени В.Ф. Маргелова доктор технических наук полковник Василий ЕЛИСТРАТОВ.

– Василий Васильевич, в каких целях был создан научно-исследовательский отдел в десантном училище?

– У людей сложилось искажённое представление о науке в ВДВ. Многие считают, что десант – это только сила, мощь и отвага. Но война будущего – это война машин и высоких технологий. Нашим военнослужащим предстоит работать с очень сложной техникой, отказ которой повлечёт за собой неприятные последствия.
Чтобы имелось научное сопровождение при разработке объектов вооружения и военной техники для Воздушно-десантных войск, и было решено создать при училище научно-исследовательский отдел.
В каждом виде и роде войск уже имелось своё научное подразделение, а у нас до 1 сентября 2017 года такого не было. Основной нашей функцией теперь стало проведение научных исследований по развитию комплексов и систем военного назначения, применяемых в ВДВ. Проще говоря, нам нужно сократить дистанцию между производителем и пользователем, ведь существующие проблемы не всегда доходят до промышленности.
Отсюда вытекает и вторая наша задача – создание инновационных проектов и доведение их до внедрения. Мы должны добиться именно той техники и вооружения, которые необходимы десантникам. То есть мы не только вносим предложения по модернизации существующих образцов, но и участвуем в разработке новых, сотрудничая с предприятиями промышленности и научно-исследовательскими институтами.
Ну и третья задача – выполнение плановых научно-исследовательских работ, которые поступают к нам из Военно-научного комитета.

– Научно-исследовательский отдел в воздушно-десантном училище функционирует всего пять месяцев, а ваши специалисты уже смогли поучаствовать в нескольких научных форумах. Что там представлял ваш отдел?

– Первые попытки создания инновационных проектов предпринимались ещё в 2009 году. Только тогда всё основывалось на энтузиазме, научно-исследовательские лаборатории были разрознены. А когда вышла директива о создании отдела, мы смогли всё это систематизировать, эффективно организовать работу и приступить к реализации идей, которые долго вынашивались, на практике. Увеличился и численный состав научных сотрудников – профессоров, докторов и кандидатов наук.
Первый серьёзный наш выход в свет состоялся на форуме «Армия-2017». Там мы представили инновационные проекты, доведённые до уровня внедрения. Помимо медалей, получили награду за самый посещаемый стенд среди вузов и организаций Минобороны. Гвоздём выставочной программы оказался динамический тренажёр парашютиста-десантника, который позволяет погрузиться в виртуальную реальность первых секунд отделения от самолёта. Сама установка представляет собой двухплоскостной гироскоп с ручным приводом. Похожие гиросокопы давно используют космонавты для тренировки вестибулярного аппарата. Мы его усовершенствовали и дополнили некоторыми элементами виртуальной реальности. Человек садится в кресло, надевает специальные очки с записью реального прыжка представителей училища, параллельно с этим на него воздействует поток воздуха, и центробежная сила тут же раскручивает установку в разных плоскостях.
Каждый день на форуме тренажёр в качестве испытуемых посещали более 200 человек. Кто-то восхищался необычными ощущениями и даже расспрашивал об условиях поступления в десантное училище, кто-то говорил, что никогда в жизни не наденет на себя парашютную систему, а кому-то и вовсе становилось плохо, поскольку вестибулярный аппарат не выдерживал перегрузок.
Эту установку мы уже используем в подготовке курсантов и при отборе поступающих в училище. Сейчас разрабатывается серия блоков, которые дополнят установку и позволят подготовить курсанта к прыжку и к действиям в нештатных ситуациях, в том числе и психологически: смотреть видео на экране монитора – это одно, а когда погружаешься в реальность, испытываешь те же самые перегрузки, ускорения, вращения – это совершенно иное. Ведь будущему парашютисту лучше заранее понять, что ждёт его во время прыжка, чем искать решение при нештатной ситуации, которая может сложиться в воздухе.
Чтобы тренажёр максимально отражал реальность прыжка, специалисты отдела разрабатывают систему датчиков, устанавливаемых на парашютиста, которые записывают картинку, его положение в пространстве, скорость и другие характеристики.
Также наш научно-исследовательский отдел в октябре на Международной выставке «Интерполитех-2017» удостоился золотой медали «Гарантия качества и безопасности» за разработку системы инженерной разведки ледовых переправ и минных полей с использованием ГЛОНАСС и РЛС в арктических условиях. Хочу отметить, что эта система работает не только в Арктике. При исследовании малогабаритной радиолокационной станции, разрабатываемой одним из заводов, наши специалисты выявили интересную дополнительную функцию: станция способна просвечивать и определять толщину снежного покрова, льда и глубину водоёма до 5 метров. Применение этого прибора экономит время, деньги, причём не надо бурить лёд, тратить силы и подвергать опасности специалиста. Эта система позволяет фиксировать и взрывные устройства, имеющие электрический контакт.

– Раз уж мы заговорили об Арктике, то какие разработки вы ещё ведёте в отношении Севера?

– Как раз в этом году мы занялись разработкой системы для облегчения пуска двигателя в зимних условиях. Разработка позволяет адаптировать свойства дизельного топлива к арктическим условиям за счёт ультразвука. Топливо на морозе кристаллизуется, а ультразвуковые излучения меняют его структуру, позволяют сохранять текучесть. Опытный образец у нас уже имеется.
Наши учёные исследуют элементы повышения проходимости в арктических условиях нашей гусеничной техники. Аналоги мы нашли в давних советских разработках болотоходов. Опытный образец уже тоже создали.
Некоторые исследования по арктической теме мы объединили с элементами выживания. Например, создали и уже апробировали жилет с электрообогревом, который работает как от бортовой сети боевой машины, снегохода, квадроцикла, автомобиля, так и от внешних аккумуляторов. Один из сотрудников училища придумал универсальный тент, который преобразуется в лодку, гамак, палатку, навес. Он представляет собой скрутку длиной всего 40 сантиметров при диаметре 12 сантиметров. Есть даже браслет, позволяющий согреть чай, развести огонь и выловить рыбу.
Все эти разработки мы применяем на наших занятиях по выживанию. Военнослужащие из частей Воздушно-десантных войск и специалисты Центра специальной парашютной подготовки ВДВ помогают нам в исследованиях и охотно предоставляют свои полигоны для апробирования.

– А какова роль курсантов в научной работе?

– Курсанты, наши выпускники и военнослужащие-десантники помогают нам лучше понять, что нужно изменить, добавить или улучшить в конкретном проекте. Добиваться, чтобы он приносил пользу в войсках.


Источник:  Газета «Красная звезда»

Автор новости:  Кристина Уколова, фото автора

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой