|
Наши проекты
Ветераны
Авантюры не было, был расчет
Однако это решение вовсе не было таким авантюрным, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, со мной прилетело несколько групп разведчиков полка спецназа ВДВ, которые, перейдя границу, тут же приступили к разведке. И за ночь (а наступление на Сенаки, где дислоцируется 2-я мотопехотная бригада грузинской армии, мы начали утром) разведчиками были выявлены и места дислокации подразделений грузинских силовых структур, и огневые точки. Так, на господствующей высоте на пути к Сенаки была развернута батарея РСЗО «Град», которая готова была ударить по нашей колонне. Но ударом штурмовой авиации мы ее уничтожили. Ну а самолеты наши не сбивали, потому что, прежде чем начинать операцию, мы подавили развернутые на нашем направлении грузинские средства ПВО...
Снайперское искусство
Снайперские пары на практике отработали ведение боевых действий в сложных условиях.
Снайпер – специальность особенная. Спецназовский снайпер – исключителен вдвойне. Ведь ему, вооружённому винтовкой с оптическим прицелом, приходится выполнять задачи особой сложности и важности. Даже на спецназовской шкале трудности и неординарности они выделены особо. Порой от одного точного выстрела зависит успех многоступенчатой операции. Попадание в цель – это лишь один из элементов работы снайпера. Чтобы это стало возможным, необходимо уметь скрытно перемещаться на ограниченном пространстве, искусно маскироваться, вести наблюдение. А ещё – уметь работать в «коллективе». В зависимости от полученной задачи снайпер может действовать в одиночку или в снайперской группе. Работа «дуэтом» предпочтительней, ведь в таком случае один из снайперов действует как корректировщик, обеспечивая наблюдение, целеуказание и разведку, а другой – истребитель – ведёт огонь. Чтобы долгое наблюдение не притупляло остроту восприятия окружающей обстановки, корректировщик и истребитель могут через определённые временные промежутки меняться ролями. Бывают ситуации, когда обоим военнослужащим необходимо одновременно вести огонь по противнику.
– В снайперской паре нельзя выделить по значимости работу одного или другого военнослужащего – важны действия каждого, – отмечает мой собеседник командир группы спецназа.
«Один выстрел – одна цель». Этой фразой можно проиллюстрировать специфику действий истребителя. А вот о его напарнике так лаконично не выскажешься. На поле боя корректировщик решает целый спектр задач: переносит и готовит к работе оптические средства наблюдения, определяет маршрут и способы передвижения, обеспечивает огневое прикрытие снайпера, маскирует и ликвидирует следы на маршруте движения, помогает снайперу при устройстве стрелковой позиции, ведёт наблюдение за местностью и даёт целеуказания, поддерживает радиосвязь. Даже небольшая «помарка» в этой веренице действий может привести к провалу. Как этого избежать? Постоянно тренироваться. Причём в условиях, приближенных к реальным боевым действиям. В этот раз, например, спецназ отрабатывал алгоритм засадных действий. Затаиться и терпеливо ожидать появления противника – это сложная задача. Сродни охоте на дикого и свирепого хищника. Вот только в охоте на зверя последнему можно позволить уйти. В снайперской работе такой «гуманизм» не допустим – под удар может быть поставлено не только подразделение спецназа, но и гораздо более крупные воинские формирования. Ведь спецназовские снайперы охотятся не за заурядными военнослужащими, а за ключевыми фигурами: представителями командного звена и офицерами связи.
Проверяющие въедливо анализируют работу каждой снайперской пары. Отлично замаскировались, но удастся ли не прозевать долго не появляющегося противника? И будет ли точным выстрел? Дистанция до цели колеблется от 500 до 1300 м. Для СВД и СВД-С привычная прицельная дальность. Но ведь выполнению задачи мешает множество факторов: пересечённая местность, растительность, ветер, осадки. Ну и, конечно, ограниченная видимость. Задействованное в ТСУ спецназовское подразделение претендует на получение почётного наименования ударного. А значит, основные этапы учения проводятся с его личным составом в ночное время. Впрочем, полуночничали спецназовцы и в прошлом. И весьма успешно. Они просто обязаны уметь эффективно действовать в любых условиях: днём и ночью, летом и зимой, на равнине и в горах.
– Все снайперы, проходящие службу в нашем соединении, прошли подготовку в специальных учебных центрах и являются классными специалистами, – рассказывает мне командир отделения. – Своё мастерство они неоднократно подтверждали на различных конкурсах по полевой выучке, таких как «Снайперский рубеж» и «Зелёная тропа», а также на соревнованиях снайперов антитеррористических подразделений.
Не менее серьёзно личный состав соединения спецназа ЮВО относится к подобным тактико-специальным учениям. Девиз «Повторение – мать учения!» никто не считает банальным. Тем более что в ходе боевой подготовки отрабатываются наиболее важные для «ворошиловских стрелков» вопросы: разведка целей, их идентификация, определение дальности до них (причём как с помощью специальных средств, так и без них), выполнение нормативов по ориентированию на местности, преодоление минно-взрывных заграждений. Совсем не помешает также в тысячу первый раз сдать зачёты по тактической и физической подготовке и выполнению упражнений контрольных стрельб из стрелкового оружия.
Источник: Газета «Красная звезда»
Автор новости: Юрий Бородин