|
Наши проекты
Ветераны
Недалеко от города Панджшер
Они пошли ставить мины-растяжки. Со мной остался только миномет и его боевой расчет. Но около 11 часов утра эти пять солдат и лейтенант нарвались на душманов. Те открыли огонь из всего имеющегося у них оружия. Наши бойцы залегли и отбивались до последнего - полегли все шесть человек. Я, как только началась стрельба, приказал открыть огонь из миномета. Но стрелять приходилось вслепую: мы находились на дне ущелья, а «духи» скрывались за скалами и грудами камней. Через несколько минут выходит на связь командир девятой роты старший лейтенант Александр Песков: «Душманов много, наверное, на целый батальон наберется. Но мы их видим, сейчас тебе поможем»...
Взрыв! Затем второй!
На полигоне Брестский прошло занятие по специальной подготовке с инженерно-саперной ротой 38‑й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады.
На часах — десять утра. «Сахара» встречает меня прохладной погодой и нависшим свинцовым небом. На позициях военных инженеров расположились армейские грузовики с яркой табличкой на борту с надписью «Разминирование». Тут же рядом полевой расходный склад, где начальник пункта боепитания выдает боеприпасы на учебные точки.
— Военнослужащим бригады сегодня предстоит получить навыки работы с зарядами и противопехотными минами, которые состоят на вооружении 38‑й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады с практическим их применением, — знакомит меня с особенностями занятия начальник инженерной службы соединения гвардии майор Альберт Грицук. — Еще час, и все будет готово.
Тем временем на инженерном городке вовсю кипит работа по подготовке к подрывам. Закладываются заряды, устанавливаются мины, прокладывается электровзрывная сеть.
— Армейские саперы в ходе полевого выхода отрабатывают действия по уничтожению конструкций, имитирующих различные инженерные сооружения. Они могут быть железобетонными, деревянными или металлическими. Прежде чем приступить к подрывным работам, все бойцы проходят основательную теоретическую и практическую подготовку, — рассказывает гвардии майор Альберт Грицук.
— А что самое главное в работе сапера? — интересуюсь у офицера.
— Солдаты должны четко уяснить свою значимость и важность выполнения ими поставленной задачи. В боевой обстановке от их действий во многом будет зависеть исход боя или, возможно, операции. Вот представьте: не взорвали, например, саперы стратегический мост. Все! Военная техника противника беспрепятственно продвигается вперед. И это только один из примеров.
— Не секрет, что для службы в инженерно-саперном подразделении нужна особая психологическая подготовка…
— Скажу так: профессия у нас специфическая и не каждому под силу. Тут нужен особый склад ума, неторопливость и размеренность. Ну и, естественно, интерес к инженерному делу. Без этого никак, — уверен гвардии майор Альберт Грицук.
В беседе с офицером узнаю, что обучение будущих профессионалов начинается, как говорится, с нуля. А узнать им в ходе кропотливой учебы предстоит многое. Что такое взрывчатые вещества и средства взрывания, какие бывают, для чего предназначены… Только освоив все тонкости и нюансы непростой специальности, военнослужащие допускаются к подрывным работам. Помимо этого, во время первых подрывов солдату важно преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах.
…А между тем саперы готовы встряхнуть песок полигона Брестский. Отправляюсь на первую учебную точку. Воины-гвардейцы внимательно слушают офицера. Тут им нужно подорвать противопехотные мины.
После краткого напоминания о ее боевых возможностях и ТТХ один из бойцов готовит мину к подрыву. Со смертоносным снарядом гвардеец работает уверенно — все движения четкие и обдуманные. Подсоединение мины к проводам электровзрывной сети, ее маскировка — на все уходят считаные минуты.
— В укрытие! — командует гвардии майор Альберт Грицук.
Не проходит и пяти минут как гвардеец посредством подрывной машинки приводит в действие установленные противопехотные мины. Взрыв! Второй!
— Ну что? Пойдем посмотрим, что стало с мишенями? — приглашает офицер.
Стальные листы толщиной около пяти миллиметров были прошиты насквозь словно газетная бумага. Впечатляет!
— А представьте, если бы это были люди…
Следующее, что довелось увидеть, — это боевые возможности различных кумулятивных зарядов.
Спектр применения, например, кумулятивного заряда КЗ‑7 довольно широк. Он предназначен для пробивания брони, перебивания стальных и железобетонных перекрытий и еще для многого другого.
На этот раз «жертвой» боеприпаса суждено было стать нескольким железобетонным плитам, лежащим одна на другой. Ну что ж, посмотрим, что окажется сильнее!
— Ветераны войны в Афганистане рассказывали, что кумулятивный заряд КЗ‑7 пробивал за один раз плиты перекрытия на трех этажах. Сейчас сами убедитесь в мощи этого боеприпаса, — словно подогревая мой интерес, говорит начальник инженерной службы бригады.
Секунды ожидания, и тишину полигона Брестский снова сокрушает мощный взрыв. Железобетонная конструкция толщиной почти… 60 сантиметров пробита насквозь! Да, действительно грозное оружие!
Что еще меня впечатлило в ходе подрывных работ брестских саперов, так это то, как действуют заряд разминирования и окопный заряд. Первый предназначен для расчистки проходов на минном поле длиной до 60 метров. Принцип работы довольно прост: запускается детонирующий кабель, падает на землю, взрывается, и проход для личного состава через минное поле готов. Комплект заряда состоит из многих элементов, в том числе и из… реактивного двигателя.
— А вот с помощью окопного заряда можно облегчить труд бойца по оборудованию одиночного окопа в твердых и промерзших грунтах. Естественно, взрывным способом, — поясняет командир инженерно-саперного взвода гвардии старший лейтенант Андрей Бурштын. — А если использовать несколько таких инженерных боеприпасов, то можно подготовить окопы для бронетехники и укрытия для транспортных машин.
Молодой офицер прослужил в 38‑й бригаде всего год, но опыт подрывных работ имеет немалый. Родился Андрей Бурштын на Брестчине, после окончания военно-технического факультета в БНТУ прошел отбор в силы специальных операций.
— Здесь я осознал, что нужно много работать над собой, выкладываться на сто процентов, познавать секреты профессии. Много времени уделяю работе с личным составом. К каждому солдату нужно найти подход, узнать его возможности и способности. И уже исходя из этого определить ему оптимальное место в коллективе, — убежден командир взвода.
Для сапера гвардии рядового Дмитрия Кондратюка срочная служба совсем скоро подойдет к концу — в ноябре парень увольняется в запас. Вспоминая время, проведенное в армейском строю, военнослужащий с гордостью говорит:
— Рад, что довелось служить в 38‑й бригаде. Поначалу было непросто, но со временем привыкаешь. Интенсивная боевая подготовка, товарищество, полигон, первый подрыв, первый прыжок с парашютом. Разве это можно забыть! Признаюсь честно, мне было интересно постигать военную науку. Став сапером, я понял, что людям нашей специальности ошибаться нельзя. Мы всегда идем впереди, поэтому цена нашего просчета велика…
Подводя итоги занятия, начальник инженерной службы 38 одшбр гвардии майор Альберт Грицук отметил, что оно является итоговым подготовительным этапом для участия инженерно-саперной роты в совместном стратегическом учении вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации «Запад‑2017».
Пожелаем воинам-гвардейцам достойно представить наши Вооруженные Силы на предстоящих учениях!
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины», выпуск № 162
Автор новости: подполковник Александр Политаев, фото автора