|
Наши проекты
Ветераны
Главный трофей - "Буки"
Самым трудным испытанием в ходе этой кампании для нас стал 120-километровый марш по горным дорогам к Хаиши. Местами шли по таким узким серпантинам, что борта боевых машин буквально нависали над пропастью.
Решив задачу в ущелье и оставив там одну роту, 15 августа воссоединились в Сенаки со всей группировкой, взяв под охрану аэродром и городок 2-й мотопехотной бригады. Состоящие из легкостенных, быстровозводимых конструкций казарменная, штабная и жилая зоны этого городка были копией знакомого по миротворческой миссии на Балканах типового городка армии США...
Шагая в Синеву впервые
…Раздался шум приближающегося Ан‑2, через минуту в синеве сентябрьского неба один за другим появились десять белых куполов. 800 метров до земли для каждого парашютиста пронеслись меньше чем за минуту. И вот уже улыбающиеся семнадцатилетние юноши, отряхиваясь от колючек и прилипшей травы, собирают свои парашюты и делятся впечатлениями. Первый блин не комом!..
Отказников не было
В тот день на полигоне 5‑й отдельной бригады специального назначения свои первые прыжки с парашютом совершали курсанты-первокурсники факультета военной разведки Военной академии. Всего - 43 человека. Отказников не было.
- Отказников среди курсантов, как правило, быть и не может, ведь каждый молодой человек, поступая на такой факультет, знает, что его ожидает, он морально готов к прыжку и даже стремится как можно быстрее шагнуть в небо, преодолев последние страхи или сомнения, - пояснил нам во время прыжков один из преподавателей факультета подполковник Андрей Белов. - Единственная причина, по которой курсант может не прыгнуть, - это плохое состояние его здоровья, болезнь.
Андрей Владимирович пояснил также, что первокурсники в рамках введения в специальность с начала сентября дислоцируются в 5‑й отдельной бригаде специального назначения. За этот период с ними были проведены контрольные занятия по знанию материальной части, по укладке парашюта, кроме того, курсанты отработали элементы совершения прыжка на воздушно-десантном комплексе.
Непосредственно на полигоне курсанты практически отрабатывали укладку парашютов - в шесть этапов. Каждый этап контролировал командир подразделения, в данном случае - курсовой офицер лейтенант Николай Хлудков.
- Парашют курсанты укладывали по два человека, так называемые укладывающий и помогающий, — пояснил молодой офицер. - Надевали парашюты первокурсники тоже попарно, страхуя друг друга, помогая при возникновении нюансов. Так что тут взаимовыручка и чувство локтя занимают далеко не последнее место. Можно также вести речь о степени доверия курсантов друг к другу - ведь каждый из них, по сути, вручал товарищу в руки свою жизнь… Уверен, после прыжков коллектив курса будет еще сплоченнее.
- А каковы особенности действий непосредственно при совершении прыжка? - поинтересовался я у Николая.
- Особенностей тут немало, и все наши курсанты о них знают. Например, они в курсе, что приземляться нужно лицом по ветру (то есть ветер должен быть в спину). Для ориентировки на площадке приземления выложена большая стрелка, указывающая направление ветра, - компетентно объяснил лейтенант Хлудков. - Есть свои особенности и при управлении стропами парашюта, и в момент приземления…
Личным примером
Разумеется, в первую очередь совершали прыжки в тот день офицеры факультета, показывая пример будущим лейтенантам. В первых рядах, как и положено, - начальник факультета военной разведки полковник Андрей Сидоров. Уже после того как Андрей Викторович приземлился и вернулся на стартовую площадку, он поведал мне о том, что в целом за время учебы курсанты совершают, как правило, около 15 прыжков.
- Здесь нет определенного, установленного кем-то или чем-то количества, - пояснил полковник Андрей Сидоров. - Главное, что каждый из будущих офицеров, обучаясь на нашем факультете, получает навыки совершения прыжков, закаляет свой характер и в дальнейшем морально и физически готов к службе в воинских частях и соединениях сил специальных операций.
Вместе с курсантами, помогая им словом и делом, находились в Марьиной Горке и преподаватели факультета - уже упомянутый подполковник Андрей Белов, а также полковник запаса Михаил Бурдин и подполковник запаса Валерий Кулинчик. Стоит ли говорить, что все эти офицеры — настоящие специалисты, профессионалы, которым есть чему научить первокурсников. Вот и в тот день, такой важный и запоминающийся для курсантов, их преподаватели были рядом. Проверяли правильность надевания парашюта, подвесную систему, а в момент приближения парашютистов к земле громко давали своим подопечным советы - как лучше и безопаснее приземлиться.
Глядя на улыбающихся парней, только-только совершивших свой первый прыжок, подполковник Андрей Белов невольно вернулся к тем (сравнительно далеким) временам, когда он сам впервые шагнул в небо:
- Хотите верьте, хотите нет, а я совершил свой первый прыжок… в 14 лет! Мы с другом настолько загорелись этим желанием, что буквально за несколько дней собрали все необходимые справки и характеристики, изучили всю теорию, прошли спецподготовку. Видя в наших глазах огромное стремление прыгнуть с парашютом, руководитель одного из центров ДОСААФ разрешил-таки нам это сделать. Самым сложным, пожалуй, было получить письменное согласие родителей. Выслушав меня, отец согласился, в итоге и маму уговорил поставить свою подпись на такой важной бумажке. Вот так я оказался в небе… А на сегодняшний день у меня более 500 прыжков.
Мне же в тот момент подумалось: когда курсанты слышат от преподавателей такие замечательные истории, они сами по-настоящему увлекаются какой-либо целью — и обязательно достигают ее в итоге.
Тысяча метров над землей
На одном из снимков вы видите двух улыбающихся парней. Почему именно их лица украсили газетную полосу? Дело в том, что для курсантов Андрея Губаря и Дениса Куприянчика прыжки с парашютом в тот день были не первыми.
- Я родом с Осиповичского района, в восьмом классе стал кадетом Могилевского областного кадетского училища, — рассказал мне мой тезка. - Учась там, узнал про местный аэроклуб. Захотелось прыгнуть с парашютом, стал ходить на занятия… И через два-три месяца подготовки совершил свой первый прыжок - с высоты 1.000 метров. Самолет был такой же - Ан‑2. А вот парашют другой - Д1-5У.
Первый прыжок Андрей Губарь, как и многие парашютисты, запомнил плохо… И, видимо, поэтому парень впоследствии совершил еще 16 (!) прыжков - чтобы запомнить все-все ощущения.
Курсант Денис Куприянчик оказался также воспитанником кадетского училища - только Минского городского. Отец парня в свое время служил срочную службу как раз в Марьиной Горке, в «пятерке». Он так много рассказывал сыну о десантниках, что Денис решил тоже стать представителем доблестных сил специальных операций.
- Я изначально знал, что буду поступать на факультет военной разведки Военной академии, - признался первокурсник Куприянчик. - Поэтому всячески готовился к учебе на этом факультете - развивался физически, зубрил нужные предметы… А уж когда мне в 16 лет представилась возможность прыгнуть с парашютом (на Боровой), только порадовался тому, что приду на факультет не новичком. Кстати, свой первый прыжок я совершил на годовщину свадьбы родителей.
…Согласитесь, когда общаешься с такими ребятами, видишь их энергию, наполненные интересом и желанием учиться глаза, слушаешь их слова об осознанном выборе профессии, на душе становится как минимум приятно. Удачи вам, первокурсники, в достижении новых армейских высот!
Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины», выпуск № 179
Автор новости: Андрей Бокза, «Ваяр», фото Ирины Малиновской