|
Наши проекты
Ветераны
Дембельский альбом
В январе объявляют перемирие. Колонну долго не выпускают, потом мы всё-таки едем. Нам говорят не поддаваться на провокации, но во время движения мы сами себе хозяева. Нет никаких сомнений, что при любой попытке нападения все зенитки ответят. Не успеваем доехать до гор, начинается война. Впереди клубы чёрного дыма, стрельба, командир расчёта лезет из кабины в кузов. Я одеваю каску, какое-то время сижу, потом швыряю её в угол. Машины по дороге идут непрерывным потоком, по зелёнке молотят стоящие на постах вдоль дороги танки и БМП, добавляют наши зенитки. Добираемся до Джабаля. Головной Урал на полной скорости уходит в Кабул - в нашей батарее потери...
Испытание для настоящих мужчин
На базе 38‑й гвардейской отдельной мобильной бригады прошел 4‑й открытый чемпионат Вооруженных Сил Республики Беларусь по парашютному многоборью. В нем участвовало четыре команды (в каждой по пять человек), сформированные в воинских частях сил специальных операций нашей страны.
В этом году состязания проводились в новом формате. Ранее их участники в первый день соревнований совершали парашютный прыжок с высоты 1.400 метров при стабилизации падения в течение 15 секунд, затем отправлялись на марш-бросок на 1.000 метров в полной экипировке, а на следующий день выполняли стрельбу из автомата и преодолевали водную преграду с оружием и в обмундировании на дистанции, равной 100 метров. Ну а ныне все испытания прошли за один день.
Теперь обо всем по порядку.
…Поезд Саратов — Брест прибыл в наш южный областной центр утром. За окном стояла безоблачная погода. Имея личный опыт совершения парашютных прыжков, в душе я искренне обрадовался: чемпионату — быть!
И все равно после начала состязаний их участники то и дело заглядывали в мобильные телефоны — каждый искал в сети Интернет достоверный прогноз погоды…
Со временем небо затянули небольшие тучи, по данным специалистов воздушно-десантной службы — на высоте приблизительно около 800 метров. Для парашютистов мелкие облака на такой высоте несущественны, их работа в небе больше зависит от изменения направления ветра, который на разных высотах разный. К слову, площадка приземления ограничена по размерам. Тонкость тут состоит в том, что десантник должен направить свой купол (в рамках чемпионата, уточню, военнослужащие совершают прыжки на парашютных системах Д‑6 серии 4) максимально близко к обозначенному на поле пункту сбора парашютистов.
А вот судьям соревнований облачность именно на такой высоте (800 метров) доставляет немало проблем. Дело в том, что они должны, используя оптические трубы ТЗК, засечь время с момента выполнения прыжка армейского спортсмена до раскрытия им парашюта (в идеале это необходимо сделать ровно через 15 секунд), при этом заметить все недочеты в группировке, оценить правильность поведения до и после того, как военнослужащий окажется под куполом.
Десантирование начинается с высоты 1.400 метров. Исходя из средней скорости свободного падения человека (30–40 метров в секунду), методом вычисления получаем: именно за 15 секунд преодолевается расстояние в 600 метров — как раз та высота над землей, на которой мирно плавают «овцы» и «бараны» небесной канцелярии.
— Всем судьям необходимо отчетливо видеть действия каждого десантника, начиная с момента отделения от вертолета Ми‑8, раскрытия парашюта и до момента приземления, — пояснил главный судья соревнований заместитель командующего силами специальных операций Вооруженных Сил по воздушно-десантной подготовке — начальник отдела воздушно-десантной подготовки и обеспечения командования ССО полковник Владислав Степанюк.— Лишь так можно объективно оценить умения каждого участника состязаний.
И вот борт с десантниками отрывается от земли и неспешно набирает нужную высоту. Вместе с офицерами воздушно-десантной службы наблюдаю за винтокрылой машиной через визуальные приборы и я.
Первый парашютист уверенно оттолкнулся от борта вертолета, принял положение «капельки». Про себя считаю секунды до раскрытия купола… Оглянувшись на мгновение, замечаю в руках у членов судейской коллегии по два секундомера (всего их в арсенале более десяти): если откажет один измеритель времени — сработает второй.
— Раскрылся отлично! — следует в воцарившейся было тишине доклад главного секретаря соревнований мастера спорта международного класса старшего прапорщика Дмитрия Хюппенена.
Согласно протоколу чемпионата, на первом месте сейчас — гвардии рядовой Вадим Ковзель-Проневич (представитель команды — хозяйки этих состязаний). Воин-срочник: вот это да!
Владислав Владимирович Степанюк пояснил: чемпионат носит открытый характер, а это значит, что участвовать в нем может любой военнослужащий ССО, включая военнослужащих-женщин… Забегая вперед, отмечу: в команде 38‑й гвардейской омоббр из пяти участников двое являлись солдатами срочной службы.
Как оказалось, к потенциальным участникам чемпионата требования довольно просты, однако соответствовать им может далеко не каждый. У военнослужащего, изъявившего желание поучаствовать в соревнованиях, должно быть отменное здоровье и не менее десяти парашютных прыжков за плечами, а также опыт совершения прыжков с задержкой раскрытия парашюта в пятнадцать секунд.
После приземления всех десантников ждал еще ряд испытаний. Во‑первых, необходимо было максимально быстро и точно уложить парашютную систему в специальную сумку для переноски. Причем укладывать купол необходимо по-особенному: «на складское». Делается это для того, чтобы начальник склада воздушно-десантной техники при возврате парашютной системы на хранение мог оперативно осмотреть ее — все ли в наличии. Во‑вторых, укладка парашюта после приземления отрабатывается на скорость выполнения — ведь в боевой обстановке десантник должен по возможности максимально быстро собрать купол и приступить к выполнению поставленной задачи.
При этом оружие, согласно условиям испытания, в обязательном порядке должно быть переведено в боевое положение. Вдобавок все элементы отрабатываются в полной экипировке. В случае невыполнения хотя бы одного из этих требований на чемпионате начисляются штрафные баллы.
Вадим Ковзель-Проневич приземлился в 50 метрах от пункта сбора. Спустя пару минут боец уже сдал купол — и, перешагнув через линию старта, с автоматом наперевес побежал по пыльной дороге… Многие скажут: что здесь такого? Прыгнул да пробежался!.. Но вы уж поверьте моему личному опыту: при десантировании организм испытывает пиковые перегрузки и, конечно же, истощается. К тому же не стоит забывать про соревновательный процесс. Несмотря на то что соперничают команды, в общей таблице чемпионата есть и графа с личными результатами.
…Ну а после совершения прыжков с парашютом и марш-броска на 1.000 метров десантники отправились в тир полигона Брестский. Там они выполняли стрелковое упражнение АК‑1, согласно условиям которого на дальности 100 метров была вывешена мишень размером 25 на 25 сантиметров с кругами. Каждому выдавали 10 патронов, время на выполнение этого упражнения — 8 минут.
— Все испытания в рамках чемпионата носят практический характер,— пояснил полковник Владислав Степанюк, пока бойцы готовились к данному этапу.— В учебных целях разыгрывается тактическая обстановка: после совершения прыжка и небольшого марш-броска десантник должен выполнить задачу по предназначению. В нашем случае — максимально точно поразить мишень.
По итогам стрельбы выявились три фаворита состязаний: гвардии рядовой Вадим Ковзель-Проневич (команда 38‑й гвардейской омоббр), гвардии старший лейтенант Сергей Пигас (103‑я гвардейская омоббр), гвардии лейтенант Геннадий Шкурук (войсковая часть 97020). Эти военнослужащие поразили мишень с одинаковым результатом — 94 очка из 100 возможных.
Наконец, самое ответственное и долгожданное испытание в рамках чемпионата — плавание в обмундировании с оружием на дистанцию 100 метров. За окном был месяц май — и (по крайней мере, по моим ощущениям) вода в водоеме, который расположен на территории 38‑й гвардейской омоббр, была «слегка прохладной». Гвардейцев, впрочем, и это обстоятельство ничуть не смутило.
Вот бойцы уже на старте. С обеих сторон импровизированных плавательных дорожек на лодках находятся группы спасателей, на берегу за всем происходящим внимательно наблюдает медицинский работник. За плечами у бойцов‑пловцов автоматы, армейские берцы десантники закрепили сзади на спине.
По команде главного судьи соревнований полковника Владислава Степанюка «Пошел» гвардейцы, словно по привычке, ныряют в водную бездну, энергично оттолкнувшись от берега, как от борта вертолета. Словно лодки с мотором, они, разгоняя водную гладь, уверенно преодолевают и эту стихию…
В этом году переходящий кубок, предназначенный чемпионам по парашютному многоборью, был завоеван командой 38‑й гвардейской омоббр. Второе и третье командные места по результатам всех испытаний заняли команды специального назначения ССО.
Ну а в личном первенстве сильнее остальных выступил лейтенант Геннадий Шкурук (в/ч 97020). Вторым стал представитель 38‑й гвардейской омоббр гвардии прапорщик Денис Бендзерук, третье место занял гвардии рядовой Вадим Ковзель-Проневич.
Источник: vsr.mil.by
Автор новости: И. Деменков; фото автора