|
Наши проекты
Ветераны
Авантюры не было, был расчет
Однако это решение вовсе не было таким авантюрным, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, со мной прилетело несколько групп разведчиков полка спецназа ВДВ, которые, перейдя границу, тут же приступили к разведке. И за ночь (а наступление на Сенаки, где дислоцируется 2-я мотопехотная бригада грузинской армии, мы начали утром) разведчиками были выявлены и места дислокации подразделений грузинских силовых структур, и огневые точки. Так, на господствующей высоте на пути к Сенаки была развернута батарея РСЗО «Град», которая готова была ударить по нашей колонне. Но ударом штурмовой авиации мы ее уничтожили. Ну а самолеты наши не сбивали, потому что, прежде чем начинать операцию, мы подавили развернутые на нашем направлении грузинские средства ПВО...
Полярная операция. Северный путь
В России в эти дни набирает обороты учебная поисково‑спасательная операция Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности. Район проведения миссии — Северный Ледовитый океан.
По сценарию тренировки в непосредственной близости от полюса военным необходимо оказать помощь и эвакуировать пассажиров и экипаж потерпевшего бедствие авиалайнера, совершавшего трансполярный перелет. В составе группировки КСОР вместе с коллегами из России в Арктике впервые действуют белорусские военнослужащие — представители наших сил специальных операций Вооруженных Сил.
Освещать маневры отправилась группа журналистов, в которую вошел и автор этих строк. К верхушке планеты корреспондентов из Москвы доставили на самолете Военно-воздушных сил России Ан‑72.
Первое дыхание севера ощутили в небольшом городке Оленегорске Мурманской области, где по пути пришлось провести ночь. Там сразу понимаешь, что попал в не самый ласковый край. Занесенные снегом сопки, неуклюжие, словно съежившиеся от стужи улицы… Правда, холод моментально отступил перед гостеприимным и теплым приемом, который оказали офицеры местной авиационной группы, обеспечивающей в том числе совместную гуманитарную операцию.
К слову, об авиаторах этой части в свое время был снят знаменитый фильм «Торпедоносцы», а боевой путь одной из ее эскадрилий проходил через Беларусь, где 924‑й авиационный полк участвовал тогда в освобождении Лиды. Все-таки крепкие и переплетающиеся корни у нашего общего прошлого.
В воскресенье к вечеру в Оленегорск из Пскова прибыл военно-транспортный самолет Ил‑18 с крылатой пехотой на борту. Как сообщил старший нашей группы заместитель командующего по воздушно-десантной подготовке — начальник отдела воздушно-десантной подготовки и обеспечения командования сил специальных операций Вооруженных Сил полковник Владислав Степанюк, среди белорусских десантников — только опытные парашютисты.
И это неслучайно. Сложно даже представить, что значит прыгнуть в Арктике под куполом. Ведь околополюсный район, по сути, — это множество беспорядочно дрейфующих со скоростью до 30 километров в час льдин, которые сталкиваются, трескаются, слипаются, разламываются. Разойтись они могут в любую секунду прямо под ногами!.. Одним словом, здесь не надо создавать условия, приближенные к реальным, здесь надо с ними бороться.
По словам специалистов, большую проблему при десантировании у полюса вызывает отсутствие ярко выраженных ориентиров. К тому же первое время человек несколько теряет концентрацию и находится в слегка заторможенном состоянии — из-за резкой перемены давления, магнитных аномалий, нехватки кислорода и непрекращающегося света. Ведь сейчас у Северного полюса — полярный день, и солнце светит постоянно.
Понятно, что к работе в такой обстановке военнослужащие-белорусы готовились тщательно и долго. По словам полковника Владислава Степанюка, все десантники предварительно прошли специальную подготовку, в том числе психологическую, дома и в Пскове. В этом российской городе «голубые береты» Союзного государства отработали обширную совместную программу.
А в это время рекогносцировочная группа уже выбрала в качестве площадки приземления для контингента КСОР подходящую льдину — многокилометровую плавучую платформу. Все параметры безопасности этого ледяного купола тщательно контролируются. Замеры делают военные и эксперты Русского географического общества, которые ежегодно проводят экспедиции в те места. Сейчас под ними — четыре километра воды под трехметровой толщей льда. Что ж, все готово для самого массового в истории «голубых беретов» десантирования парашютным способом в район Северного полюса!
Всего эта миссия десантников на льдине включает в себя порядка семи этапов. Это и марш в район нахождения терпящих бедствие на лыжах и собачьих упряжках, и обустройство лагеря, и преодоление открытой воды… Мы будем внимательно следить за этим уникальным учением, подобного которому никто в мире еще не проводил.
Никто, кроме нас!
Источник: vsr.mil.by
Автор новости: К. Гагарин