|
Наши проекты
Ветераны
НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 3
В поиске… опасности
В ходе длительного учебного марша из Бреста на полигон Осиповичский саперы ехали в авангарде — головной походной заставе. Их главной задачей было обнаружение взрывоопасных предметов на пути следования техники батальона.
— Дороги с усовершенствованным покрытием, по которым двигалась колонна, осматривать не нужно,— пояснил заместитель командира инженерно-саперного взвода инженерно-саперной роты 38‑й гвардейской омоббр гвардии старшина контрактной службы Александр Занько.— Однако на пути было немало и потенциально опасных участков — мосты, тоннели, транспортные развязки, пересечение дороги с железнодорожным полотном. За время марша нам довелось провести разведку более чем сотни таких объектов. Работа непростая, ведь противник может замаскировать мину под любой предмет: бутылку, покрышку, камень… Об обнаружении потенциально опасных находок мы немедленно докладывали «наверх», после чего уничтожали их. Разумеется, условно.
В район, который предстояло занять мобильному батальону, саперы также прибыли первыми. Необходимо было заранее провести инженерную разведку местности. Особое внимание — местам стоянки автомобилей, размещения личного состава. А после занятия района батальоном саперы приступили к минированию местности сигнальными минами.
— В труднодоступных местах и на открытой местности достаточно установить лишь пару мин, для перестраховки. А вот лесные массивы, которые противник может скрытно преодолеть, минируем более кучно. На выполнение этой задачи в зимнее время нам отводится чуть более часа, тогда как летом справляемся за 15–20 минут,— рассказал гвардии старшина контрактной службы Александр Занько.— Дело в том, что грунт мерзлый — и, как следствие, очень твердый, потому работа зимой более трудоемкая. К тому же земля покрыта снежным настом, если он поврежден, противнику легче обнаружить установленную нами мину. Но у нас есть свои секреты — знаем, как сделать зимние «сигналки» малозаметными.
Тонкости саперного дела Александр Викторович знает хорошо. В инженерно-саперной роте он служит уже более семи лет: сперва — срочником, затем по контракту. Состоит в штатной группе разминирования бригады, а потому умело обращается не только с учебными боеприпасами.
На разминирование по заявкам от военкоматов группам специалистов в погонах приходится выезжать почти каждую неделю. Особо запомнилась гвардии старшине контрактной службы Занько работа на сплошной очистке местности в Брестской крепости в 2011 году, накануне съемок одноименного фильма. Тогда на небольшом участке саперы из 38‑й гвардейской омоббр обнаружили и обезвредили около 150 взрывоопасных предметов.
— Мы — из числа тех военнослужащих, кто выполняет боевые задачи в мирное время,— подчеркнул в беседе Александр Викторович.— Это опасно, требуется постоянно совершенствоваться, зато очень интересно. В этом еще одна особенность профессии сапера: если она перестает нравиться, лучше уйти «на гражданку»…
Интерес к саперному делу — обязательное требование и к воинам-«срочникам», которых отбирают в инженерно-саперную роту.
Старший водитель-электрик гвардии рядовой Александр Ствол пополнил ряды подразделения в ходе «крайнего» призыва — в ноябре 2014‑го. И этот недавний полевой выход стал для него своеобразным боевым крещением, солдат смог применить полученные на занятиях знания и навыки в условиях, приближенных к боевым.
— Моя должность очень ответственная, ведь я одновременно и водитель вверенного МАЗа, и сапер,— подчеркнул гвардии рядовой Александр Ствол.— Во время марша должен не только внимательно следить за дорожной обстановкой, но и искать на пути движения потенциально опасные предметы. Например, в зимнее время при езде по лесистой местности, согласно статистике, можно обнаружить до 90% установленных мин.
О том, что выбрал такую армейскую профессию, ни капли не жалею. Учиться военному делу очень нравится — столько всего интересного рассказывают и показывают на занятиях!.. Здесь, на полигоне, я впервые самостоятельно устанавливал сигнальные мины. И хотя нас учили этому на занятиях, было страшновато — все-таки ответственность большая… Но не зря говорят так: «Страх для сапера — лучший помощник». Ведь вне учений ошибаться мы не имеем права.
Источник: vsr.mil.by
Автор новости: Г. Потапов; фото: А. Артюховского