|
Наши проекты
Ветераны
Последние солдаты империи
Оценка обстановки была недолгой. БМД плавно вошли прямо в визжащую и ревущую толпу. Механики-водители превзошли сами себя - никто из обалдевших от безнаказанности "правоверных" не был намотан на траки боевых машин десанта.
По командам ротных десантура прыгала с брони прямо в ревущую толпу. Пожалуй, это больше щекочет нервы, чем прыжок с парашютом... "Ходу, пацаны!" Уже через несколько минут бойцам 5-й и 4-й рот удалось разрезать кипящую лавину надвое (в который раз пригодились приемы рукопашного боя)...
Главное сейчас – не численность, а оснащение. Об итогах реформирования в ВДВ.
Владимир Анатольевич Шаманов родился 15 февраля 1957 года в Барнауле. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (1978) и Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ (1998). Прошел путь от командира взвода до командующего армией. Участвовал в миротворческой операции в зоне конфликта в Нагорном Карабахе и двух чеченских кампаниях.
В 2000–2004 годах – губернатор Ульяновской области.
С ноября 2004 по март 2006 года – помощник председателя правительства РФ, после чего занял должность советника министра обороны (курировал сферу социальной защиты военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров).
В октябре 2007 года назначен начальником Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил РФ.
С мая 2009 года – командующий Воздушно-десантными войсками. Генерал-лейтенант. Герой Российской Федерации.
Заканчивается первый год реформирования Вооруженных сил РФ. О его итогах, в частности, в Воздушно-десантных войсках рассказывает командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
– Владимир Анатольевич, как бы вы оценили уходящий год в целом для Вооруженных сил страны и Воздушно-десантных войск, которыми командуете, в частности?
– Основными задачами Вооруженных сил России в заканчивающееся году, как и в предыдущие, были обеспечение безопасности страны, стабильности, выполнение обязательств Российской Федерации в рамках Договора о коллективной безопасности и переход в новый облик. Учитывая, что в современном военном противоборстве значительно возрастает фактор времени, сухопутная компонента Вооруженных сил перешла на трехзвенную систему управления: бригада – оперативное командование – оперативно-стратегическое командование. Воздушно-десантные войска пока решено оставить в действующей структуре.
Почему? Каковы были на этот счет аргументы командования ВДВ, одобренные и поддержанные Генеральным штабом? Главный аргумент следующий: в наших войсках дивизия – верхняя инстанция, предназначенная для самостоятельного применения.
Это позволяет Генеральному штабу при планировании применения воздушно-десантной или десантно-штурмовой дивизии иметь возможность использовать ее в полном составе или разделив на два компонента в виде самостоятельно действующих парашютно-десантных (десантно-штурмовых) полков. Этого нельзя сделать, основываясь на бригадном принципе.
Дивизионная структура ВДВ была неоднократно апробирована – как в Афганистане, так и в последующих ситуациях. При этом, отмечу, в наших войсках есть и бригады: 31-я отдельная десантно-штурмовая и три десантно-штурмовых бригады – в Сибирском, Дальневосточном и Северо-Кавказском военных округах – в составе мобильных сил.
Сегодня мы рассматриваем дальнейшее развитие Воздушно-десантных войск как основного компонента войск быстрого реагирования. Сейчас на уровне Генерального штаба проводится научно-практическое обоснование этого процесса.
Напомню, что на Пражском саммите НАТО семь лет назад было принято решение к 2015 году иметь в составе Сил немедленного реагирования Североатлантического альянса 21 тактическую группу численностью до 1,5 тысячи человек каждая. И блок реализует это решение.
Натовская тактическая группа примерно соответствует российскому парашютно-десантному полку. Если учитывать соединения и части ВДВ совместно с бригадами окружного подчинения, то у Вооруженных сил России сейчас с Североатлантическим альянсом полный паритет: соотношение 1:1. Поэтому для нас сейчас главный вопрос не численность, а оснащение войск современным вооружением и военной техникой.
– Как он решается?
– Всем известно, что под руководством премьер-министра нашей страны проведен ряд выездных заседаний на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Но, скажу честно, особо похвастаться пока нечем. Хотя в заканчивающемся году определенные шаги сделаны.
Например, после учения «Кавказ-2009» по распоряжению президента России – Верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ в Воздушно-десантные войска поступил новый противотанковый комплекс «Корнет», который успешно показал себя и на последующих учениях в Белоруссии и Казахстане. Этот ПТРК позволяет гарантированно уничтожать бронированные машины на дальности три–пять километров. В последующем мы рассчитываем на большие показатели. Ресурс для этого есть, но надо увеличивать компоненту разведки и сопровождения цели.
На сегодняшний день в 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии уже две роты получили новую боевую машину – БМД-4. Кроме того, в течение года нашим войскам поставлено около 150 модернизированных боевых машин десанта: БМД-1 переделаны в БМД-2, а БМД-2 – в БМД-3.
Учитывая мировую тенденцию усиления самостоятельности аэромобильного компонента Вооруженных сил, командование ВДВ в течение года настойчиво работало с Курганским машиностроительным заводом и тульским Конструкторским бюро приборостроения по серийному производству так необходимых войскам БМД-4М. Вопрос прежде всего в несколько завышенной, по нашему мнению, цене. Нам удалось найти понимание с производителями и, надеемся, что в следующем году ВДВ получат 10 машин для войсковых испытаний. В дальнейшем планируем, что на вооружение воздушно-десантных подразделений поступит от 100 до 200 таких БМД, что существенно повысит боеспособность наших войск.
На прошедших в течение года учениях мы опробовали отечественные беспилотные летательные аппараты...
– И каковы итоги?
– Наиболее адаптированный, на мой взгляд, БПЛА «Элерон» казанского производства. Он уже сегодня выдает не только картинку поля боя, но и определяет координаты целей, пусть пока и с ошибками. Очередные испытания этого беспилотника планируем провести на учениях «Восток-2010».
В ходе работы авиасалона МАКС-2009 были контакты с производителями БПЛА из Новосибирска, Ижевска, Тулы. Мы указали им на конструктивные недостатки представленных образцов, уточнили свои тактико-технические требования. Производственники обещали к весне представить аппараты для войсковых испытаний.
Если продолжать говорить о новинках, то сейчас проходит испытания новая экипировка для десантников, мы получаем новые тепловизоры отечественного производства типа «Шахин», снайперские винтовки Тульского и Ижевского оружейных заводов. Для подразделений специального назначения – подводное оружие, ряд других образцов вооружения и военной техники.
В войсках на сегодняшний день есть четыре батареи 125-мм самоходных противотанковых пушек «Спрут», что позволяет говорить об улучшении противотанковой устойчивости наших батальонов и полков. Совместно с Главным автобронетанковым управлением анализируем вопрос оснащения ВДВ колесными бронированными машинами. Не исключаю, что в ближайшем будущем 15–20% бронетехники ВДВ будет колесной. Это, на мой взгляд, существенно увеличит мобильность войск, особенно на западном театре военных действий.
– Колесная техника – имеется в виду разведывательные машины или боевые типа БМД?
– Надеемся и на те, и на другие.
– Рассчитываете получить автомобиль «Тигр»?
– «Тигр» прошел войсковые испытания. Получил ряд замечаний. Сейчас дорабатывается. ВДВ надеется получить «Тигр» в единичных экземплярах для подразделений разведки и спецназа. Соответствующие заявки уже сделаны.
Кстати, по колесной технике еще одна новинка – в 2010–2011 годах планируем провести десантирование двухосного «КамАЗа».
– А авиационная составляющая?
– Военный совет ВДВ считает, что пришло время включить в состав десантно-штурмовых войск – а это две дивизии (Новороссийская и Псковская) и отдельная бригада (Ульяновская) – вертолетные подразделения и части. Как показывает мировая практика, вооруженные силы стран НАТО, прежде всего США, в этом направлении значительно ушли вперед. Включение вертолетных подразделений в состав частей ВДВ позволит нам уже с ротного уровня учений отрабатывать вопросы взаимодействия с армейской авиацией, а через нее и со штурмовой, и с бомбардировочной авиацией. Все это существенно укрепит взаимосвязь подразделений, действующих на земле, с теми, кто решает задачи «по земле» с воздуха.
– Какие вертолеты планируется закупить для ВДВ?
– Нам хотелось бы иметь все типы этих машин. Например, для усиления огневых возможностей Воздушно-десантных войск и выноса огневого поражения противника на значительное расстояние предпочтительно использовать Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-50 «Черная акула». Для высадки тактического десанта – от усиленного взвода до усиленной роты – на небольшую глубину необходимы Ми-8МТВ. Для переброски батальонов и создания для них условий десантирования на значительной глубине требуются Ми-6.
То есть авиационная компонента должна быть комплексная.
– Переход к новому облику Вооруженных сил в обществе часто связывают только с сокращением…
– Ответственно заявляю, что Воздушно-десантные войска полностью сохранили свою численность. За счет перераспределения усилий с обеспечивающей составляющей в боевую ВДВ, наоборот, даже укрепили боевые подразделения. Это позволило нам, например, увеличить количество снайперов в цепи, вооружить подразделения первой волны крупнокалиберным и высокоточным оружием, включая те же переносные противотанковые комплексы «Корнет».
В целом если говорить об итогах года, то теория применения Воздушно-десантных войск получила дальнейшее развитие, мы имеем четкие планы по модернизации и совершенствованию ВДВ на 2010 год. Эти мероприятия мы планируем отрабатывать в наступающем году на оперативно-стратегическом учении «Восток-2010», а также на командно-штабном учении ОДКБ с привлечением войск «Рубеж-2010».
Николай Петров