|
Наши проекты
Ветераны
НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 4
Программа подготовки сержантов-контрактников под угрозой провала
Первые две попытки начать обучение, предпринятые в этом году, провалились. То же самое может произойти и сейчас — абитуриентам предоставили вовсе не те условия, которые обещали, и многие из них предпочли вернуться в свои части.
Напомним, по замыслу нынешней военной реформы центральным звеном в новом облике армии должны стать сержанты — именно они придут на должности младших офицеров, чье количество в ходе преобразований будет сокращено, и прапорщиков, институт которых подвергнется полной ликвидации.
С 1 февраля 2009 года должен был начаться эксперимент по подготовке сержантов в 6 военных вузах. Однако Минобороны его приостановило — большинству претендентов не удалось сдать вступительные экзамены из курса средней школы. Около 60% претендентов не смогли решить квадратные уравнения, половина абитуриентов не знали дробей. В результате было принято решение перенести начало подготовки на 1 августа. Причем проводить ее сразу в 48 военно-учебных заведениях. Однако и этого не произошло (причем Минобороны скромно отмолчалось о причинах).
Теперь назначен новый срок — 1 декабря. И для подготовки сержантов создан ряд учебных центров. Например, УЦ Сухопутных войск сформирован в Рязани на базе трех военных училищ этого города — училища ВДВ, связи и автомобилистов. Кандидаты на поступление в этот центр уже сдали экзамены и разъезжаются по своим частям, куда им и пришлют результаты, а зачисленным — вызов на учебу.
Казалось бы, процесс пошел. Но, как стало известно “МК”, около сотни абитуриентов написали рапорты об отчислении по собственному желанию. Один из них на условиях анонимности рассказал:
— По приезде в Рязань с нами была проведена беседа местным командованием, и нам были доведены совершенно другие условия обучения — отличные от тех, что доводились ранее. После этого было составлено коллективное обращение (к министру обороны. — Прим. ред.), под которым подписалось более ста военнослужащих. Несмотря на угрозы командования (отказавшихся обещали уволить из армии либо создать им в своих частях неприемлемые условия службы), из Рязани по собственному желанию уехало малыми партиями около 100 человек.
И это несмотря на весьма приличные денежные выплаты. Обучающимся в центре планируется выплачивать денежное довольствие в размере 15 000 рублей (отличникам учебы на 5000 больше), а выпускники смогут рассчитывать на зарплату в 35 тысяч. Курсант же военного училища после заключения контракта на втором курсе получает порядка 6 тысяч рублей, а будучи лейтенантом-выпускником — не более 20 тысяч.
А возмутила абитуриентов жуткая неразбериха. Вместо обещанных общежитий их поселили в казармы (а этого мало кто хочет, что и понятно, “срочку” они уже отслужили). Не был решен вопрос с увольнениями за территорию части в свободное время, а также в выходные и праздничные дни. В Рязань между тем приехали не вчерашние школьники или студенты, а те, кто не понаслышке знает о военной службе. Некоторым по 25—30 лет, и они прошли “горячие точки”, у многих семьи.
“Нам не предоставлена возможность выбора направления обучения”, — утверждают абитуриенты. То есть говорили об одном (что учиться будут в вэдэвэшном училище), а вышло совсем по-другому (что учиться придется или на мотострелка, или на автомобилиста, или на связиста).
И это только часть проблем. “Положительные сдвиги” организационно-бытового плана руководство УЦ пообещало после зачисления. Произойдут ли они и не сорвется ли в третий раз за годначало обучения, станет ясно только через месяц.