|
Наши проекты
Ветераны
Мы были как все, нас война изменила...
Боевики были всего в трёх метрах, так близко, что я слышал их смех, издёвки, подколы, было очень страшно. Комбат по рации огонь артиллерии на себя стал вызывать, а я в какой-то момент не выдержал, и решил покончить с собой, лучше смерть, чем плен. Спасла артиллерия. Снаряды артиллеристов попридержали "духов", у меня возродилась надежда, я пришёл в себя, воспрянул, снова стал стрелять по боевикам. Когда погибли Доставалов и Евтюхин, я пересчитал свои оставшиеся боеприпасы, оказалось - 6 патронов... Романов, вставив последний рожок с патронами в автомат, сказал: "Кто-то должен выжить и рассказать о нас правду. Уходите, пацаны, я вас прикрою"...
Полковая бабуля. Питерская пенсионерка Вера Борисова усыновила псковский десантный полк.
Собственным праздником считает 2 августа - День воздушно-десантных войск 78-летняя пенсионерка из Санкт-Петербурга. Парни, купающиеся в фонтанах, с гордостью носят Веру Борисову на руках. Старушка охотно демонстрирует медаль "За отличие в воинской службе", а также благодарственные письма за подписью Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Девять лет Вера Васильевна добровольно и бескорыстно шефствует над десантным полком - кормит, одевает и обеспечивает всем необходимым нищих защитников Отечества. По самым скромным подсчетам, личный вклад пенсионерки в обороноспособность России уже давно превысил миллион рублей. В гостях у "бабушки десантного полка" побывал корреспондент "Недели" Сергей Андреев.
За головой Басаева
По словам Веры Васильевны, самая ответственная работа в ее жизни началась после 70 лет. Именно в этом возрасте она стала "бабушкой полка". Знакомство с десантниками у Веры Васильевны произошло благодаря собственному внуку. В 2000 году Павел решил связать жизнь с армией. Заключив контракт, он пошел служить в часть ВДВ, расположенную под Псковом. Офицеры мрачно шутили, что новобранцы "поедут за головой Басаева".
- Паша попал в Чечню на полгода, - вспоминает Вера Борисова. - Слава богу, на Басаева они не охотились. Все время службы внук провел на блокпосту. Перед Новым годом от него пришло письмо. Паша просил собрать посылку. Заказывал одежду, продукты и маленькую новогоднюю елочку. Собрав подарки, я поехала туда сама.
По словам Веры Васильевны, в 234-й десантный полк она ехала с огромным предубеждением.
- Никогда не забуду: в Пушкине внук принимал присягу в форме времен Великой Отечественной войны! - вспоминает она. - Другой одежды на складе не нашлось...
В полку Вера Борисова провела несколько дней. Познакомилась с военным бытом, посмотрела, чем живут простые солдаты, долго общалась с офицерами.
- Нищета, царившая в элитных войсках, меня просто поразила, - вспоминает Вера Васильевна. - В части не было даже ручек и писчей бумаги для делопроизводства. Единственный компьютер не работал. Выплату денег постоянно задерживали, и офицеры жили за счет жен, работавших на гражданке. С их зарплат они покупали необходимые части вещи. На носу было 75-летие полка, а у замполита отсутствовали даже конверты, чтобы разослать приглашения на праздник. Я поняла, что, кроме меня, им никто не поможет.
Вернувшись в Петербург, Вера Борисова сразу же приступила к сбору средств для нищенствующего полка. Много лет Вера Васильевна отдала общественной работе - и даже избиралась в Ленсовет вместе с Собчаком. Обойдя старых знакомых, она собрала небольшую сумму и, накупив канцелярских товаров для офицеров и сладостей для солдат, отправилась под Псков.
- Сложно описать словами то удивление, с которым меня встретили офицеры-десантники, - вспоминает она. - Люди со звездами на погонах плакали. Больше всего их поразило то, что я привезла маленький телевизор для комнаты отдыха. В ее первый приезд замполит части особенно сильно расстраивался, что им негде встретить родственников солдат, а в красном уголке не хватает элементарных вещей.
С тех пор визиты в 234-й полк для Веры Васильевны стали регулярными. Благодаря ей у десантников появились четыре новейших компьютера, принтеры, сканер, прекрасная видеокамера.
"Не поможет никто!"
На помощь десантному полку Вера Борисова тратит практически все свободное время.
- Но меня никто не понимает: ни родные, ни знакомые, ни соседи. Все спрашивают, зачем мне это надо? - рассказывает Вера Васильевна. -Говорят, что если уж хочется кому-то помочь, то идти надо в детдом или к сиротам, которые побираются на улице. А в армии, мол, взрослые люди служат, они сами о себе позаботятся! Но детским домам и так помогают многие, а к тем, кто служит нашей Родине, не идет никто. А ведь это такие же дети! Только большие и носят форму!..
Сперва на помощь десантному полку уходила практически вся пенсия Веры Васильевны. Сейчас она собирает средства со спонсоров - принять участие в шефской помощи десантникам соглашаются предприниматели, которые уже давно называют Веру Борисову "ходячей совестью".
- Я никогда не ходила с протянутой рукой, - рассказывает Вера Васильевна. - Людям, у которых есть деньги, я предлагаю принять участие в шефской помощи солдатам. Сумму не называю никогда. Дают столько, сколько позволяет им советь. Я рада взносам и в сто, и в двести рублей. Обойдя сто человек, таким образом можно собрать денег на подарки для тысячи солдат.
Стул вместо самолета
Вполне понятно, что десантники ответили взаимностью на любовь простой питерской пенсионерки. "Наша бабушка идет", "Мать-заступница", то и дело звучит ей вслед. По словам офицеров 234-го десантного полка, Вера Васильевна стала для них по-настоящему своей. Такой же - служивой.
- Меня даже в десантники посвятили, - с гордостью говорит она.
Тот день Вера Васильевна с трепетом вспоминает до сих пор.
- Сперва я сильно волновалась. Замполит части долго рассказывал мне о том, как посвящают в десантники в армиях разных стран мира. У нас после первого прыжка новобранцев строят на плацу, а затем один из офицеров дает каждому сильного пинка. Со мной все получилось куда проще - в полковом клубе я прыгала на пол со стула. Практически сразу меня подхватили крепкие руки военных. Так что прыжок прошел безболезненно. Тогда же мне торжественно вручили берет и камуфляжную форму рядового ВДВ.
Форму, а также полученные вслед за ней награды - медали и знак почетного десантника - Вера Васильевна с гордостью надевает до сих пор.
- Нельзя описать словами, как радуются мне ребята, - улыбается "полковая бабуля". - На День десантника по парку на Крестовском острове носят меня на руках. В прошлом году предлагали вместе со всеми в фонтане искупаться. В воду я, конечно, не полезла, но руки намочила и умылась. Традиция все-таки!
"Вам не мешали выстрелы и взрывы?"
По словам Веры Васильевны, родители должны находиться там, где их дети, дабы те чувствовали их любовь и внимание. Именно поэтому в том же 2000 году, когда внук ушел контрактником в армию, питерская пенсионерка отправилась в Чечню, побывав в гуще боевых действий.
- Собрав почти пятьсот килограммов груза для ребят, находившихся в Чечне, я поставила перед командованием одно условие, - вспоминает Вера Васильевна. - Я лично должна была вручить подарки солдатам. Они согласились и сказали, что лететь придется по первому сигналу и поездка будет тяжелой. Так и получилось. О том, что вылетать нужно немедленно, мне сообщили за два дня до свадьбы внучки. Несмотря на уговоры родственников, я все же отправилась в Чечню, ведь там меня ждали больше тысячи других внуков.
До Ханкалы Вера Борисова добиралась на большом армейском грузовике, несколько дней спала в одной палатке с солдатами, ела кашу из большого котла и страдала от отсутствия чистой воды. И все ради того, чтобы, оказавшись в грязном лагере, переодеться в белоснежное платье и светлые туфли и выйти с подарками к солдатскому строю.
- Вы представить себе не можете, как обрадовались ребята, - вспоминает Вера Васильевна. - Увидеть меня в Чечне они ожидали меньше всего. В лагере я провела две недели. Жила в гостевой палатке. Солдаты и офицеры заботились обо мне словно о ребенке. Днем в окрестностях Ханкалы было тихо, а вот по ночам постоянно звучали выстрелы. Как-то раз и вовсе стояла настоящая канонада - минометчики расстреливали расположение боевиков. Утром ко мне пришел командир полка, извинялся и спрашивал, не сильно ли они мешали мне спать...
Сергей Андреев