|
Наши проекты
Ветераны
Последние солдаты империи
Оценка обстановки была недолгой. БМД плавно вошли прямо в визжащую и ревущую толпу. Механики-водители превзошли сами себя - никто из обалдевших от безнаказанности "правоверных" не был намотан на траки боевых машин десанта.
По командам ротных десантура прыгала с брони прямо в ревущую толпу. Пожалуй, это больше щекочет нервы, чем прыжок с парашютом... "Ходу, пацаны!" Уже через несколько минут бойцам 5-й и 4-й рот удалось разрезать кипящую лавину надвое (в который раз пригодились приемы рукопашного боя)...
«Кавказ-2009» отработал десант в Грузию
Вместо морпехов с моря в бой впервые пошли «голубые береты»
На продолжающихся на юге России учениях «Кавказ-2009» проведена уникальная операция. Большой десантный корабль (БДК) «Цезарь Куников» скрытно принял на борт несколько подразделений Новороссийского соединения Воздушно-десантных войск, перебросил их морем в район учений. После высадки на побережье они преодолели в марш-броске десятки километров по горным тропам и вступили в учебный бой на полигоне Раевский.
Уникальность операции в том, что обычно десант с моря осуществляют морские пехотинцы. В данном случае подразделения ВДВ отрабатывали для себя новые возможности, что очень важно в плане взаимодействия различных родов войск.
Что касается масштабов, то они, конечно, впечатляют только в мирное время. В периоды больших войн картина принципиально иная. Совсем недавно на Западе отмечали 65–летие крупнейшей в истории десантной операции «Овер лорд», которая ознаменовала открытие второго фронта (впрочем, к тому времени войну уже фактически выиграл Советский Союз). В операции приняли участие более 7 тысяч судов, из них 1213 боевых кораблей, 5786 транспортов и вспомогательных судов. Только в первом эшелоне высадилось 136000 человек, во втором – около 300000, а всего в операции было задействовано 2 876 000 человек.
По мнению большинства ведущих экспертов Запада, в первой половине XXI века отсутствуют потребности в таких масштабных операциях. Тем не менее, США, ведя политику военного давления по всему миру, вынуждены делать ставку на корпус морской пехоты (численность которого достигает 150 тысяч человек). По некоторым оценкам, боевой потенциал амфибийных сил выходит за рамки требуемых национальными интересами США. В составе Атлантического и Тихоокеанского флотов насчитывается 43 десантных корабля, в том числе 12 универсальных десантных кораблей (УДК), два штабных корабля, 11 десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД), 15 десантных транспортов доков (ДТД). Десантная вместимость их составляет: универсального десантного корабля – 1700-1870 чел, десантно-вертолетного корабля - дока – 8400-9300 чел., десантного транспорта-дока – 366-500 чел., танкодесантного корабля – 400 чел.
Для проведения крупной морской десантной операции Россия не имеет достаточного количества специальных кораблей и судов. На сегодняшний день, по экспертным оценкам, совокупно на всех флотах и флотилиях Российской Федерации насчитывается 32 десантных корабля, в том числе 3 больших десантных корабля типа «Иван Рогов» (десантная емкость 46 танков с экипажами или 440 человек и 79 единиц техники) и средних десантных корабля (вмещающие по 13 танков или 19 БТР), 50 малых десантных кораблей (1 танк или 2 БТР), что ориентировочно позволит осуществить погрузку и десантирование около одной мотострелковой дивизии со штатной техникой или до половины бригады морской пехоты ВМФ.
Однако следует напомнить, что отсутствие специальных судов не помешало Советскому правительству осуществить операцию «Анадырь» в 1961 году. В период с 12 июня по 22 октября была осуществлена межконтинентальная переброска группы войск на Кубу со штатным вооружением на судах морского флота. Одно из соединений Дальневосточного военного округа в 1979 году организовало и провело высадку морского десанта также на сухогрузах Дальневосточного пароходства с высадкой в бухте Ольга (Приморье). С тех пор много воды утекло, практически высадки не проводились, навыки утрачены, а специалисты уволены. Вот теперь и приходится готовить новых.
В принципе, десант ВДВ с «Цезаря Куникова» может, конечно, привести Грузию в трепет, но для нашего военного командования он является лишь возможностью определить дальнейшие ориентиры в боевой подготовке по вопросам десантирования.
Анатолий Цыганок
полковник, руководитель Центра военного прогнозирования