Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Ural (Автор тем)


Поделитесь с друзьями:

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2
Ветеранский раздел, требуются материалы
 
Уважаемые форумчане! У нас впереди две знаменательные даты: 65 лет Победы и 80 лет ВДВ. В связи с этим мы начинаем новый проект - сбор информации и интервью у немногих еще оставшихся ветеранов-десантников Великой Отечественной. Нельзя сказать, что такая работа не велась в СССР и России вообще, но сначала мешали цензоры, а теперь - просто нет возможности напечатать даже собранное. Так оно и лежит в школьных музеях, постепенно пропадая при увольнении энтузиастов...
Даже на замечательном сайте "Я помню" десантники, в отличие от партизан, медиков или связистов, не выделены в отдельный род войск, находясь в разделе "другие войска".  Создатель и бессменный руководитель сайта Артем Драбкин просто не смог набрать необходимое количество интервью... Хотя ряд материалов на сайте есть уже сейчас. И он готов, при наличии нового материала, создать отдельный раздел. Вот образцы:
[URL=http://www.iremember.ru/content/view/1030/89/lang,ru/]http://www.iremember.ru/content/view/1030/89/lang,ru/[/URL]
[URL=http://www.iremember.ru/content/view/762/75/1/1/lang,ru/]http://www.iremember.ru/content/view/762/75/1/1/lang,ru/[/URL]
[URL=http://www.iremember.ru/content/view/733/89/lang,ru/]http://www.iremember.ru/content/view/733/89/lang,ru/[/URL]
[URL=http://www.iremember.ru/content/view/622/89/lang,ru/]http://www.iremember.ru/content/view/622/89/lang,ru/[/URL]
[URL=http://www.iremember.ru/content/view/330/89/lang,ru/]http://www.iremember.ru/content/view/330/89/lang,ru/[/URL]
Более того, если мы, все вместе, сможем собрать воспоминания ветеранов-десантников, можно будет и подготовить книгу из знаменитой серии "Я дрался...".
Короче, мы предлагаем собрать уникальные воспоминания десантников Великой Отечественной. Инструкции и список вопросов практически полностью основаны на разработках Артема, при его поддержке.  

[B]С чего начинать?[/B]
[COLOR=0000FF]1.Где найти ветеранов-десантников?[/COLOR]
В идеале - через Советы ветеранов десантных частей. Иногда можно использовать свои связи в военкомате. Кроме того, в каждом городе, районе существует совет (комитет) ветеранов. Обратитесь туда. Желательно лично туда подъехать. В любом ветеранском объединении есть несколько "публичных" ветеранов, которые рассказывают о войне при любом удобном случае. Скорее всего Вам дадут телефоны и адреса именно таких людей. Ваша задача после окончания интервью записать координаты еще нескольких человек, которых ветеран знает и которые возможно согласятся с Вами побеседовать. С большой долей вероятности они окажутся "непубличными" людьми.

[COLOR=0000FF]2.Как с ними связаться?[/COLOR]
Звонок по телефону - это важный шаг на пути к интервью. Прежде всего следует представиться и сказать откуда у Вас телефон. Дальше следует описать цель звонка. Для большинства ветеранов слово "Интернет" звучит если не агрессивно, то неприятно. Используйте выражением "электронный сборник воспоминаний". При встрече у Вас всегда будет возможность объяснить, что это такое. Далее следует попросить об интервью. Если ответ положительный, то Вам осталось только договориться о месте встрече. Обычно едут на дом к ветерану, поскольку все они уже очень пожилые люди и заставлять их куда-то идти не стоит. Если Вы получили ответ: "Давайте созвонимся через недельку", то скорее всего ветеран просто хочет проверить кто Вы такой. Если ответ категорическое: "Нет", не настаивайте. Сложным представляется ответ на заявление: "Со мной не интересно беседовать". В этом случае следует убедить человека, что в отличие от журналистов, мы не пишем красивых историй, что основная идея "сборника" показать мозаику войны, где каждый испил свою чашу и т.д. Если человек упорствует, попросите его разрешения перезвонить ему через неделю. Часто люди меняют первоначальную точку зрения. Обязательно в конце разговора попросите ветерана записать Ваш телефон.

[COLOR=0000FF]3.Как подготовиться к интервью?[/COLOR]
Прежде всего, еще по телефону узнайте в какой период в какой части воевал ветеран. Не стесняйтесь сказать, что вам тоже нужно подготовиться к разговору, обычно такой солидный подход только добавляет вам кредита доверия. Постарайтесь найти информацию. Почитайте воспоминания других ветеранов. Человек рассказывает больше и интереснее, если видит перед собой подготовленного собеседника, который разбирается и живо интересуется предметом беседы.

[COLOR=0000FF]4.Что с собой брать на интервью? [/COLOR]
Очень желателен диктофон, кассеты (если у Вас не цифровой) из расчета не менее 240 минут записи, что бы не "кусать локти", когда внезапно закончится пленка как раз в тот момент, когда ветеран начнет рассказывать самое интересное. Обязательно надо иметь запасные батарейки (лучше всего самые дорогие, а не те, что сдохнут через полчаса работы, а еще лучше - аккумуляторы). Следует взять вопросник и обязательно чистую бумагу. Когда человек начнет рассказывать о деталях боя, предложите ему нарисовать. Уверяю Вас, он вспомнит гораздо больше, а при обработке Вам будет проще восстановить ход рассказа. Имеет смысл фамилии и географические названия так же записывать на листочке, поскольку при их расшифровке с аудиокассеты практически всегда возникают ошибки из-за нечеткости дикции пожилого человека. Также следует записывать возникающие по ходу вопросы, чтобы потом не забыть их задать.
Можно использовать, при отсутствии диктофона и просто запись от руки. Но тогда, после обработки и распечатки, обязательно завизируйте у ветерана каждый лист интервью, во избежание вопросов об искажениях и фальсификациях. Сканы фотографий, благодарностей Верховного, ветерана в парадном кителе или пиджаке тоже служат дополнительным подтверждением его рассказа.

[COLOR=0000FF]5.Надо ли брать подарки ветеранам?[/COLOR]
На Ваше усмотрение.  Драбкин берет только к тем, с кем встречается 2-3 раза.

[COLOR=0000FF]6.С чего начать?[/COLOR]
С вопроса "Как для Вас началась война?"

[COLOR=0000FF]7. Нужно ли задавать все вопросы, что у меня есть в вопроснике?[/COLOR]
Ни в коем случае. Интервью должно протекать в непринужденной форме обычной беседы. Но ключевые вопросы по подготовке и применению десантников желательно все-таки задать. Будьте очень осторожны с вопросами о наградах - это очень деликатная тема.

[COLOR=0000FF]8.Ветеран очень часто отклоняется от темы интервью и говорит о современности. Что делать?[/COLOR]
Терпеливо слушать! Если удастся, то можно незаметно выключить диктофон. Дайте человеку высказаться и когда почувствуете, что мысль его близится к завершению скажите: "Возвращаясь в 194.. год…" Но всегда помните главное: уважение к пожилому человеку должно превалировать над вашим собственным любопытством. Если вы не можете с этим совладать, то лучше вообще отказаться от интервью.

[COLOR=0000FF]9.Какие графические материалы нам нужны?[/COLOR]
Принимаются фотографии и сканы документов с разрешением не менее 300 dpi и сохраненные в формате TIF без компрессии. Любое другое расширение или формат рассматриваются как исключение. Исключается использование цифровых камер для пересъемки, если только камера не профессиональная, дополненная профессиональным светом. В идеале брать с собой ноутбук и сканер. Если у Вас их нет, попросите дать Вам фотографии на время. ПОМНИТЕ! Фотографии уникальны и очень ценятся их обладателями. Если Вы не вернете их на Вашей репутации можно будет поставить жирный крест. Да и с общечеловеческой морали присваивать у ветерана его память - это отвратительно!

[COLOR=0000FF]10.Что делать с записью?[/COLOR]
Прежде всего следует на каждой кассете написать ФИО респондента. На вкладыше коробки ФИО респондента, дату интервью. Далее Вы распечатываете текст интервью и отправляете его в электронном виде админу сайта ( Ural) в личку.  Кроме того, Вы можете обработать запись и отправить ее Артему Драбкину или не обрабатывать и отправить аудиозапись.

[COLOR=0000FF]11.Литературная обработка[/COLOR]
Основная задача литературной обработки - расположить в логической (чаще хронологической) последовательности рассказанные ветераном эпизоды, при этом стараясь придать тексту читабельный вид. При этом следует объединять ответы на подобные вопросы в единый рассказ. Вопросы корреспондента часто придумываются уже ПОСЛЕ обработки для создания логических связок. Ни в коем случае нельзя привносить в ответы ветерана своих личных политических и исторических убеждений!
Какая реформа нужна армии России?, предложения по реформе ВДВ и СпН ГРУ
 
Открываем тему по просьбе форумчан. Любой желающий может высказать свои предложения о необходимых, по его мнению, реформах.
Несколько условий:
1. Речь идет о войсках, относящихся к тематике форума.
2. Фантазии не должны быть безграничными - учитывайте реалии. Как политические, так и экономические, демографические и т.д., и т.п.
3. План реформирования должен быть логичным, аргументированным, разбитым на этапы и ограниченным разумным сроком реализации.
4. Реформа должна улучшить боевые возможности частей и соединений.
5. Реформирование должно производиться с учетом основных внешних угроз интересам РФ.
Дерзайте, "пикейные жилеты"...
Проблемы БМД-4, Интервью Шаманова и неоднозначный комментарий
 
[B]Технический прыжок[/B]
Командующий ВДВ Владимир Шаманов рассказал о своих взглядах на техническое переоснащение десанта
Текст: Геннадий Нечаев

Накануне дня ВДВ командующий этим родом войск генерал-лейтенант Владимир Шаманов сделал несколько заявлений относительно перспектив их развития. Поскольку праздник практически совпадает с годовщиной начала вооруженного конфликта с Грузией, генерал не смог пройти мимо этого факта. Кроме того, командующий рассказал о будущем боевой техники десанта. Газета ВЗГЛЯД попыталась проанализировать, какие машины и почему будут использовать российские десантники в ближайшем будущем.
Командующий Воздушно-десантными войсками России генерал-лейтенант Владимир Шаманов заявил в среду о необходимости более широко использовать малую авиацию, в том числе беспилотные летательные аппараты. По его словам, это необходимо, так как малые и средние высоты часто недоступны для средств ПВО, передает ИТАР-ТАСС.
«В ВДВ будет повышаться удельный вес бронетехники на колесном ходу»
Несколько непонятно, как командующий Шаманов мыслит концепцию применения легкой авиации в пограничных с Грузией районах, где, по его мнению, «не развита ПВО». То, что ПВО у грузин развита, к сожалению, показал опыт минувшего конфликта. Единственное преимущество не таких уж легких бипланов Ан-2 и Ан-3 (вариант «кукурузника» с турбовинтовым двигателем) по сравнению с боевыми вертолетами – это большая продолжительность полета и меньшая стоимость самолето-часа. Во всем остальном – сплошные проблемы. Например, где взять такие самолеты? Вариантов два – Польша или Китай. Производство Ан-3 в России завершено в мае 2009-го, а АН-2 – еще раньше. Где брать запчасти к моторам АШ-63 – развитие американского лицензионного Right R-1820; ранние варианты этих двигателей устанавливались еще на «ишачки» – истребители И-16 довоенного выпуска. И наконец, где закупать авиабензин Б-4 для поршневых авиадвигателей, производство которого также прекращено? Правда, на Воронежском авиазаводе разработан карбюратор, позволяющий «ашке» работать на 95-м и даже 93-м, но тут возникают проблемы с качеством топлива.
И главное – такие самолеты остро необходимы в ВДВ для поддержания прыжковых навыков. Прекращение производства «аннушек», представляется, было преждевременной мерой – не пришлось бы вскоре закупать легкие «Пилатусы» и «Айлендеры» для тренировок десантников. Тратить же ресурс оставшихся машин на такие задачи, с которыми может справиться вертолет, просто неразумно.
Шаманов также сделал заявление относительно перспектив развития боевой техники «крылатой пехоты».
«В ВДВ будет повышаться удельный вес бронетехники на колесном ходу», – приводит агентство слова командующего. Он признал, что «та техника, которая нам сегодня предлагается после модернизации и даже новая, я имею в виду БМД-4, – она не вполне отвечает требованиям мобильности, что проявилось на югоосетинском направлении, когда после подрыва на фугасе гусеничная машина теряла способность к перемещению, в то время как колесный БТР после подрывов двух фугасов по обоим бортам сохранял, хоть и ограниченную, способность к движению и мог выйти к указанному рубежу для выполнения задачи».
Почему БМД-4 настолько не устраивает главного десантника, что для демонстрации ее ущербности он некорректно сравнивает боевую машину десанта с БТР – вооруженным бронированным транспортом пехоты? Совершенно очевидно, что гусеничная ходовая часть в данном случае не повод, а причина. Действительно, многоколесные шасси специальной разработки, как правило, обладают повышенной противоминной стойкостью – от этого факта никуда не деться. Более того, в горных и пустынных условиях колесный движитель имеет некоторые преимущества перед гусеничным, за что, правда, приходится платить более сложной конструкцией подвески, да и самого колесного шасси. Однако на пересеченной местности и в условиях распутицы гусеница вне конкуренции, и командующий не может об этом не знать.
Дело в самой машине, которая получилась не слишком удачной, главным образом из-за недоведенности примененного на ней дизельного двигателя 2В-06-2 мощностью 510 л. с., производимого в Челябинске на ООО «ЧТЗ УРАЛТРАК». Такие моторы, кроме того, установлены на самоходных истребителях танков 2С25 «Спрут» и первых вариантах БТР-90.
Свидетельством проблем с силовой установкой челябинской разработки служит пожар моторно-трансмиссионного отсека БМД-4, случившийся на позапрошлогоднем параде в честь Дня Победы. По той же причине практически заморожен выпуск бронетранспортеров БТР-90, производство которых ограничилось небольшой войсковой серией. Естественно, что подобная ситуация генерала не устраивает.
По приблизительным оценкам на основании заявлений различных ответственных лиц российского ВПК, на апрель – март 2009 года на вооружении ВДВ может находиться до 10 батальонов на БМД-4 численностью по 30 машин. О боеспособности новой техники судить очень сложно, но достоверно известно, что приемка машин с таким двигателем больше не производится. Основная ставка сделана на БМД-4М, которые оснащаются дизелем УТД-32ТР с турбонаддувом, мощностью также 510 л. с., в едином блоке с гидромеханической трансмиссией и гидрообъемной передачей, выпускаемым ОАО «Барнаултрансмаш», входящим в ООО «Военно-промышленная компания». Этот двигатель (точнее – целое семейство) выбран также как силовая установка для серийных БТР-90 и, в рамках унификации, для всей российской легкой бронетехники, включая БМП-3М и модернизируемые БМП-3 и БМД-3. Как кажется, многолетний спор между Челябинском (линейка двигателей 2В) и Барнаулом (УТД), который идет 40 лет, завершен, и победу на сегодня одержал Барнаул.
Кстати, БМД-4М – это совершенно другая боевая машина, которую с БМД-4 роднит только боевой модуль разработки тульского ГУП «КБ приборостроения» «Бахча-У» («Универсальный»), вооруженный 100-миллиметровым орудием – пусковой установкой 2A70, 30-миллиметровой автоматической пушкой 2A72 и 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ. В первом приближении новая машина – это БМП-3, приспособленная для нужд ВДВ: унификация между обеими машинами составляет 80%. И производитель у них общий – Курганмашзавод.
Есть и еще одна причина, почему командующий ВДВ заговорил о колесной боевой технике. Дело в том, что новые образцы боевых машин десанта, особенно БМД-3/-4 и, особенно, -4М, существенно набрали в весе, превратившись, по сути, в легкие танки (созданную на шасси БМД-3 САУ «Спрут», вооруженную танковым орудием, западные справочники прямо относят к категории легких танков). Действительно, если БМД-1 и БМД-2 весили 5,6 и 8 тонн соответственно, то у снаряженной БМД-3 этот показатель составляет более 13 тонн, а у БМД-4М вплотную подходит к 15.
Естественно, это сказалось на характеристиках их аэромобильности: грузоподъемность основных самолетов ВТА – Ил-76 – за это время не изменилась. То есть загрузить новых машин в салон можно меньше (с учетом возросших габаритов – всего две), а доставить их на равное расстояние можно лишь при большем расходе авиационного топлива, что ограничивает радиус действия ВТА. Есть проблемы и с воздушным десантированием новой техники: парашютные системы для новых машин, начиненных гораздо более сложной электроникой, требуются иные, более сложные – а стало быть, и дорогие. Большинство армий мира давно отказались от воздушного десантирования тяжелой техники, перейдя на посадочный способ, но ВДВ РФ держатся за него, как за священную корову (хотя на это есть свои резоны). Командование ВДВ опасается утратить основное качество этого рода войск – высокую мобильность.
Между тем подразделения, вооруженные легкими колесными машинами, десантируемыми любым способом в больших количествах, могли бы служить в качестве «выбрасываемых» вперед легких ударных сил либо в качестве резерва командира бригады. То есть, как кажется, Шаманов видит в качестве массовой техники ВДВ нечто похожее на французские бронеавтомобили классов VAB (Vйhicule de l'Avant Blindй – бронированная машина переднего края) и VBL (Vйhicule Blindй Lйger – легкий бронеавтомобиль). Это целое семейство бронеавтомобилей-вездеходов с колесной формулой 4х4, сравнительно простых и дешевых, носителей легкого автоматического оружия: пулеметов, пушек калибра 20–30 мм и легких ракетных систем: противотанковых и зенитных. VAB при этом выполняют также функции БТР.
К опыту французов, имеющих, пожалуй, самый богатый в мире опыт применения ВДВ в локальных конфликтах, конечно, стоит присмотреться, но быстрых результатов ждать не стоит: такую технику еще надо спроектировать и запустить в серию. Единственный бронеавтомобиль, который является практически аналогом VBL, выпускаемый серийно, – это ГАЗ-2975 «Тигр», принятый недавно на снабжение российской армией (вариант для МВД был принят раньше). Аналогом VBA мог бы послужить ГАЗ-3937 «Водник», однако у военных к этой машине возник ряд претензий по результатам испытаний войсковой серии, и вопрос о ее массовом производстве остается открытым.
Источник:
[URL=http://www.vz.ru/society/2009/7/29/312515.html]http://www.vz.ru/society/2009/7/29/312515.html[/URL]
"Голубые береты изнутри", Книга американского историка о ВДВ СССР и России
 
Вышла в 1995 году на английском в США.У нас пока не переведена, а жаль. Написал американский историк Стивен Залога. На русский название можно перевести примерно так: "Голубые береты изнутри: история битв Советских и Российских ВДВ". Пользуясь возможностью, хотел бы привести предисловие автора:

[COLOR=0000FF]«В последнее десятилетие резко возрос интерес к элитным частям и силам специальных операций. Об истории и операциях воздушного десанта США, американского военно-морского спецназа, британской САС, немецких парашютистов отряда «Дельта» и т.п. частей и подразделений были написаны тонны и километры книг. Однако изо всех сил специальных операций, существующих в мире, наиболее недооцененные – это советские, ныне российские, воздушно-десантные части. Хотя определенные аспекты истории ВДВ СССР в той или иной степени освещались в англоязычной литературе, до сих пор не выходило ни одной книги, полностью посвященной развитию и боевому пути советских ВДВ.

Для западных военных историков воздушно-десантные операции ассоциируются в первую очередь с тремя странами: Великобританией, Германией и США. Именно десантные части этих стран сражались при Эбен Эмаэле, на Крите, в Нормандии и Арнеме. Но почему-то забывается, что именно русские своими смелыми экспериментами в 1930-е годы, вдохновили эти державы на создание своих парашютных частей. Советские воздушно-десантные операции во Второй мировой войне большинству западных военных историков практически неизвестны, за исключением крайне малой группы специалистов по Восточному фронту.

Но если на Западе не обращали внимания на советские воздушно-десантные операции и не изучали их, то в СССР поступали строго наоборот. В годы Холодной войны советские ВДВ стали крупнейшими в мире, сравнявшись по численности со всей британской армией. Отлично подготовленные и великолепно оснащенные они были ударными частями, предназначенными первыми войти в капиталистическую Европу – чего по счастью не случилось. Вместо этого ВДВ стали новыми кремлевскими центурионами, которых первыми бросали в разные малые войны и операции, проводившиеся советской империей – Венгрия, 1956 год, Чехословакия, 1968 год и Афганистан, 1979 год. В течение 10 долгих лет именно голубые береты несли на себе основную тяжесть войны в горах Афганистана.

Афганский опыт голубых беретов оказался востребованным после окончания Холодной войны. С развалом СССР, исчезновением «советской угрозы» и возникновением Нового Мирового Беспорядка, российские десантники были вынуждены постоянно гасить все новые и новые пожары. Советский Союз можно упрекнуть за многое, но при всех своих недостатках Кремль не давал этническим группам на советском пространстве вцепиться друг другу в глотки. С крушением СССР по окраинам вспыхнула старая вражда: Армения и Азербайджан, Грузия и Осетия, конфликт в Молдавии – Приднестровье и т.д. И гасить их приходилось солдатам в голубых беретах. Кроме того, российские десантники сыграли свою важную роль в путчах 1991 и 1993 годов.

Данная книга прослеживает историю советских аэромобильных сил – от первых экспериментов с ними в 1920-1930-е годы до нашего времени. Еще одна цель данной работы – подтвердить законные притязания России на роль первопроходцев в создании воздушно-десантных сил».[/COLOR]

Источник:
[URL=http://tiomkin.livejournal.com/804888.html]http://tiomkin.livejournal.com/804888.html[/URL]
[ Закрыто] "Денежные прожекты", сбор средств на различные проекты и продажи
 
Уважаемые форумчане!
Как и на каждом раскрученном сайте, на десантуре периодически возникают призывы перечислить куда-нибудь средства.
От самых благородных - помощь инвалидам или больным до бесхитростных предложений профинансировать свадьбу недавно отслужившего в армии. Кроме того, есть целый ряд проектов, связанных с проведением различных мероприятий или изготовлением десантной символики, реализации излишков ранее приватизированного военного имущества, амуниции, обмундирования и т.д.
Почти каждый такой проект связан со скандалами, взаимными обвинениями, склоками и появлением недовольных. Благотворительные проекты можно, за редчайшими исключениями, охарактеризовать известным изречением :"Гора родила мышь".
Самое интересное, что в любом случае значительная часть претензий адресована администрации сайта и форума. В связи с этим уведомляем всех заинтересованных форумчан, что:
1. Администрация не участвует в этих проектах и не имеет ни малейшего отношения к любым денежным потокам. Если иное не оговорено дополнительно.
2. Администрация не может запретить форумчанам обращаться с призывами о благотворительной помощи. Однако мы предупреждаем о крайней неэффективности таких призывов и не несем никакой ответственности за достоверность сведений, связанных с такими проектами.
3. Переводы средств на любые проекты производятся форумчанами самостоятельно и под свою полную ответственность.
4. Наиболее надежным инструментом считаем личную адресную передачу средств хорошо знакомым дарителю или заказчику людям.

В связи с заметным ростом различных мошенничеств, в т.ч. связанных с Интернетом, просим форумчан с пониманием отнестись к появлению специального предупреждения на странице "Правила".
Не прыгавшие десантники, отслужившие без парашютных прыжков
 
Уже неоднократно сталкивался со служившими в частях ВДВ и даже СпН, не совершившими за время службы ни одного прыжка.
Во-первых, это служившие на территории Афганистана, особенно - после учебок других специальностей. Во-вторых, контрактники из других родов войск в частях ВДВ в Чечне и в составе миротворцев в бывшей Югославии. В-третьих, части ВДВ начала девяностых. К примеру, выведенный из Молдовы в Хакассию и там же расформированный пдп: лично читал о том, что офицеры прыгали за свой счет на бортах РОСТО. Чтобы просто выполнить годовую норму прыгов для льгот.
Насколько это было частым явлением?
С уважением.
Дембель в опасности, уклонение от прыжков перед ДМБ
 
У нас была странная "традиция": очень многие дембеля откровенно не хотели прыгать в последние месяцы службы. Приходилось  слегка давить на самолюбие. Как правило, срабатывало безотказно. Но тенденция такая была. Называлось это - "дембель в опасности".
У кого-нибудь еще такое было?
С уважением.
Страницы: Пред. 1 2




Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой