Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 1
От пятой роты, возможно, ждали гибели. Очень ждали. Не могло быть иначе. Практика войны показывала, что в боях и в двадцать раз с меньшим противником роты просто стирались. Потом можно было сказать, что зашла рота не туда, рацию у неё сразу накрыло, и передать рота ничего не успела. Всю вину можно было спихнуть на саму роту.


Воздушно-десантная техника

27.12.2006

Системы беспарашютного десантирования с самолётов

Беспарашютно-тросовое приземление грузов. В середине 1930-х годов инженерами Мажаровским Г.М. и Виновидовым И.В. был предложен спуск танка с низколетящего самолёта на тросах с приземлением его на малой вертикальной скорости и на большой горизонтальной скорости, равной скорости самолёта.
В момент приземления танка он автоматически отцеплялся от троса, который убирался в самолёт, а отцепившийся танк продолжал движение по земле на лыжах подложенных под его гусеницы и в целях сокращения пути пробега подтормаживался маленьким парашютом, раскрывавшимся в момент отцепления танка от троса.

Независимо от этого предложения, в начале 1940-х годов на заводе №468 НКАП (ныне УПТК "Универсал") был изучен несколько другой способ спуска грузов с летящего самолёта на тросах. Этот, названный беспарашютно-тросовым, метод заключался также в медленном спуске груза с низколетящего самолёта на тросе, но в отличие от предложения инженеров Мажаровского и Виновидова, предполагал резкое затормаживание горизонтальной скорости груза перед его приземлением с помощью тормозного парашюта, раскрывающегося автоматически дистанционным устройством в момент, когда груз находился ещё на некотором расстоянии над землёй.
В результате, перед самым приземлением груза раскрывшийся парашют как бы отдёргивал его назад, резко уменьшая тем горизонтальную скорость груза относительно земли и поддерживая вместе с продолжающим сматываться с самолётного устройства тросом, медленно опускал груз на землю с малой скоростью, не только вертикальной, но и горизонтальной.
В момент касания грузом земли, трос, связывающий самолёт с грузом автоматически отсоединялся от последнего, убирался в самолёт, а груз, тормозимый парашютом и сопротивлением грунта, останавливается.

Многочисленные расчёты, проведённые в 1942-43гг показывают, что, с помощью сравнительно небольших парашютиков, можно уменьшить горизонтальную скорость груза в 2-3 раза против начального его значения, равного скорости самолёта, имея к моменту приземления сколь угодно малую вертикальную и вполне приемлемую горизонтальную скорости.
Некоторым развитием, во всяком случае разновидностью, тросового метода сбрасывания (и подхвата с земли или воды на летящий самолёт) является способ, когда достаточно длинный трос, спущенный с самолёта летающего по кругу, может при соответствующем сочетании параметров, иметь свой нижний конец неподвижным, что позволяет использовать его как для беспарашютного спуска грузов с самолёта, так и для подъёма грузов с земли на летящий самолёт.
Тросовый способ приземления грузов не утратил своего интереса и в связи с тенденцией к выброске десантов с очень малых высот, где парашюты могут оказаться непригодными, он может оказаться незаменимым, так же как и для подъёма грузов с земли на летящий самолёт.

Возврат к идее

После окончания второй мировой войны беспарашютное десантирование грузов практически не развивалось. Считалось, что для первой волны десанта вполне подойдут десантные планеры, которые способны бесшумно и точно доставить в нужное место людей, оружие и технику. Именно таким образом и действовали во время второй мировой войны немецкие десантники в Европе.
Собственно десантные планеры, способные бесшумно и точно доставить грузы и личный состав в нужную точку, и вытеснили собой идею десантирования с помощью авиабусов.
Однако десантные планеры уже выходят за рамки данной статьи.

Срыв груза из грузового люка самолёта. К теме беспарашютного десантирования грузов и боевой техники вернулись вновь в середине 1970-х годов.
К тому времени в странах НАТО уже была разработана система беспарашютного десантирования грузов с бреющего полёта. Испытательные сбросы были проведены на лёд замерзших Канадских озёр. Отрабатывались два варианта сброса груза из грузового люка транспортного самолёта, летящего на высоте 3-7 метров:

  1. при помощи якоря-кошки, который, цепляясь за специально натянутый трос на земле, выдёргивал из самолёта платформу с грузом;
  2. при помощи вытяжного парашюта.

В конце 1970-х годах разрабатывалась аналогичная система и в СССР. По некоторым данным, маловысотное десантирование планировалось применять в возможных боевых действиях в пустынных районах Африки во время войны на Ближнем Востоке (Египет-Израиль) в 1970-х годах. Тогда всерьёз рассматривался вариант применения советских ВДВ.
Разрабатывал систему Московский агрегатный завод "Универсал" совместно с АНТК им. Ильюшина и НИИ Парашютостроения.
Разработка и испытания прошли успешно, и в 1983 году была принята на вооружение система маловысотного десантирования с индексом П-219.

Десантирование БМД-1 с самолёта Ил-76 с помощью СМД П-219.

Система маловысотного десантирования (СМД) П-219 предназначена для десантирования снабженческих грузов и техники из самолёта Ил-76 с предельно малой высоты (5-7метров).

Если опустить детали, то СМД состоит из платформы с амортизаторами, подвесной системой и узлов швартовки, парашютной системы ПГПВ-50 серии 2 или ПГПВ-3-50 серии 2.
Десантируемый груз швартуется на платформу и при помощи замка ЗКП (замок крепления платформы) крепится на монорельс рольгангового оборудования самолёта, точно так же, как и при десантировании парашютным способом других систем.
В данной системе применены оригинальные амортизаторы из бумажных сотоблоков установленные на днище платформы, которые гасят ударную перегрузку при приземлении груза.
Для извлечения из самолёта снабженческих грузов полётной массой до 6000кг и последующих их торможения при приземлении применяется парашютная система ПГПВ-50 серии 2. А для извлечения из самолёта грузов массой до 10000кг (например, БМД-1) применяется парашютная система ПГПВ-3-50 серии 2 (трёхкупольная). Площадь одного купола 50м2.

Для СМД П-219 предусмотрены следующие варианты загрузки платформы снабженческими грузами:

  • Мягкие контейнеры с обмундированием
  • Ящики с Т-12 (100мм) – 80шт (общая масса 5440кг, масса ящика 68кг)
  • Ящики с Д-68 (115мм) – 70шт (общая масса 4620кг, масса ящика 66кг)
  • Мягкие мешки с продовольствием – 64шт (общая масса 4480кг, масса мешка 70кг)
  • Медицинское имущество
  • Резервуар Р-6
  • Резервуары Ра-2М
  • Ящики с Д-48 (85мм) – 80шт (общая масса 4240кг, масса ящика 53кг)
  • Ящики с С-60 (57мм) – 120шт (общая масса 5160кг, масса ящика 43кг)
  • Ящики с БС-3 (100мм) – 64шт (общая масса 4864кг, масса ящика 76кг)
  • Ящики с ПГ-7В – 120шт (общая масса 3360кг, масса ящика 28кг)
  • Ящики с Д-74 (122мм) – 84шт (общая масса 5040кг, масса ящика 60кг)
  • Ящики с мясными контейнерами – 144шт (общая масса 4320кг, масса ящика 30кг)
  • Картонные коробки с продовольствием (сухпайки) – 324шт (общая масса 3564кг)
  • Резервуар Р-4
  • Резервуар МРД-4
  • Бочки стальные 200-литровые – 20шт (общая масса 4000кг, масса бочки 200кг)
  • Установка СДП-2
  • Установка ДДП-2

Как мы видим из списка, перечень десантируемых грузов достаточно широк, и вполне может быть дополнен необходимым в данный момент. Кроме того, с данной системой можно десантировать боевую машину БМД-1.

Система П-219 в настоящее время стоит на вооружении в Российской Армии, однако широкого распространения так и не получила. По всей вероятности из-за ограниченности применения.

Десантирование снабженческих грузов из самолёта Ил-76 при помощи СМД П-219

Достоинства и недостатки беспарашютного метода десантирования

Описанные выше способы имеют свои достоинства, но и не лишены недостатков.

Достоинства:

  1. Отсутствие дорогостоящего и сложного парашютно-десантного оборудования
  2. Быстрая подготовка грузов
  3. Точное приземление грузов

Недостатки:

  1. Необходимость полета на малой высоте, из-за чего самолёт становится уязвимым от огня стрелкового оружия и ПЗРК
  2. Необходимость иметь высококвалифицированных лётчиков
  3. Необходимость поиска подходящей (большой и ровной) площадки для приземления грузов
  4. Невозможность десантирования многих грузов, особенно техники, из-за больших перегрузок при приземлении, а значит, не гарантируется сохранность грузов после приземления.

Перспективы развития

При всех своих достоинствах, у данного способа существуют существенные недостатки, которые сильно ограничивают применении данного метода в боевых условиях. Однако беспарашютное десантирование имеет свои перспективы и наверняка может найти своё применение как в ВДВ, так и в других ведомствах (например, МЧС).
Вероятно, подобный способ доставки грузов ещё найдёт своё применение при сбросе грузов на воду, в степной и пустынной местности и в районах крайнего Севера, т.е. в местности с широким и плоским рельефом поверхности.

Используемые материалы:

  • "Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники", М.П. Дрязгов, рукопись, 1971г.
  • "Небо помнит", В. Казаков, Москва, Издательство "Молодая Гвардия", 1988
  • Журнал "Авиамастер" №8 за 2004г. (Приложение к журналу "Техника молодёжи"), статья "Краснозвёздный десант", В. Колесников.
  • "Средства маловысотного десантирования грузов СМД. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. П219-0000 ТО1", 1984г.

Фотографии предоставили: редакция журнала "Авиамастер", пользовательская фотогалерея форума http://desantura.ru


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все

Автор:  Александр МАРЕЦКИЙ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой