|
Наши проекты
Https://evroshtaketnikmoskva.ru
https://evroshtaketnikmoskva.ru двери и сэндвич панели для холодильных камер.
evroshtaketnikmoskva.ru
Ветераны
В Сенаки
Наша батальонная тактическая группа еще с апреля находилась в Абхазии в качестве общевойскового резерва КСПМ. Поэтому именно мы первыми в ночь с 10 на 11 августа по 300-метровому мосту перешли Ингури. Совершив ночной марш, к 6 утра вышли в район Урты, где дислоцировался один из наших миротворческих батальонов. А в 9.00 получили следующую задачу: быть в готовности к боевому применению в случае отказа 2-й мотопехотной бригадой противника разоружаться. Но бригада фактически разбежалась. Разбросанная во всех казармах одежда недвусмысленно указывала не на организованный отход, а именно на поспешное бегство...
Броня "Крылатой пехоты": Самоходное артиллерийское орудие «Нона-С»
Актуальность темы легкого универсального (комбинированного) орудия можно проиллюстрировать на примере американских разработок 1960-х гг. В начале 1960-х гг. в США было разработано опытное 115-мм орудие ХМ70, известное под девизом «Моритцер» (от сочетания MORtar-howiTZER — «миномет-гаубица») и предназначавшееся для десантных сил морской пехоты. «Моритцер» представляло собой казнозарядное нарезное автоматическое буксируемое орудие патронного заряжания, сочетавшее свойства легкой гаубицы и миномета. Шесть унитарных выстрелов размещались в двух трехместных барабанах, автоматика работала за счет энергии отдачи ствола, огонь велся одиночными выстрелами или очередями. Скорострельность достигала 6 выстрелов за 2,5 с. Противооткатные устройства включали два гидравлических тормоза отката и гидропневматический накатник. Углы вертикального наведения — от -6 до +75 град. Активно-реактивный снаряд позволил увеличить дальности стрельбы и в то же время — уменьшить толщину стенок и массу ствола. Вместе с применением легких сплавов это давало массу орудия около 1,5 т. Дальность стрельбы обычным снарядом массой 20 кг — до 9000 м, активно-реактивным — до 16000 м.
Кроме того, для Корпуса морской пехоты была создана 106,7-мм буксируемая «гаубица-миномет» М98 «Гаутар» (обратное сочетание — HOWitzer-morTAR). Хотя, по сути, это был ствол 106,7-мм миномета, наложенный на лафет 75-мм горной гаубицы (и здесь проявилась связь разработки универсального орудия с горной артиллерией). Масса орудия составляла 585 кг, дальность стрельбы — до 5500 м.
Еще одним вариантом было разработанное в 1969 г. 105-мм комбинированное орудие ХМ193 на основе нарезного гаубичного ствола, легкого лафета с двухколесным ходом и опорной плиты минометного типа.
Стоит упомянуть и любопытный вариант универсального орудия, разработанного в СССР еще в 1943 г. СКБ Наркомата вооружения (г. Коломна), — легкое пехотное 82-мм гладкоствольное орудие СКБ-34 могло вести огонь оперенными минами (навесная стрельба), оперенным снарядом (настильная стрельба), кумулятивной (противотанковой) миной, снарядом с дистанционным взрывателем (зенитная стрельба) и картечью. «Универсальность» сильно ухудшила каждое из отдельных свойств орудия, и оно не пошло дальше опытного образца.
Работа продвигалась очень быстро, военные всячески нам помогали. И уже в 1979 г. первые образцы начали поступать в войска.
Сложности, конечно, были на всех этапах. Для создания минометного образца было опробовано несколько схем. Возникали различные ситуации, в том числе и драматические, и в процессе разработки, и в процессе испытаний.
К нам подключились специалисты из Пермского машиностроительного завода. Это наши сподвижники, у них на заводе и появился первый образец «Ноны». Во многом определил успех создания этого орудия принципиальный элемент — затворная группа. В общем-то, оригинальный узел. Здесь нам здорово помогло сотрудничество со знаменитым КБ Ф.Ф. Петрова.
САО 2С9 из состава первой опытной батареи с парашютно-реактивной системой.
|
Петров в последние годы работал в центральном аппарате Министерства оборонной промышленности, и его рабочий кабинет находился в нашем институте, прямо вот здесь, где и теперь работают артиллеристы ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ».
Правда, был момент, когда Федор Федорович выступил нашим оппонентом и предлагал создавать перспективные самоходные и буксируемые системы на базе баллистики и боеприпасов своей знаменитой, проверенной долгой боевой службой 122-мм гаубицы М-30. Пришлось собирать целую коалицию, которая много времени отняла, пока препирались. Но за их помощь в создании затвора мы им не только благодарны, но и все прощаем.
Вообще-то противодействие оказывалось на разных уровнях. Были у нас сложные и длительные технические споры с Министерством машиностроения, особенно о будущем ствола. В итоге наш нарезной ствол победил.
А минами мы стреляли всякими, что для ВДВ немаловажно. Веское слово было за Маргеловым, который в наши союзники привлек маршала артиллерии П.Н. Кулешова — начальника ГРАУ. Министерство машиностроения долго упиралось из-за снаряда. Надо было определяться с совершенно новой номенклатурой боеприпасов. Но нам совместно с разработчиками удалось всех убедить, и с боеприпасной фирмой «Базальт» создать хорошую технологию. И, в общем-то, получился в итоге технологичный снаряд, который выпускался в нужное время и в нужном количестве.
Ну а насчет названия… Были и смешные варианты, когда только начали, то научно-исследовательская работа называлась «Лилия». До 1970-х гг. мода была на цветки: «Фиалка», «Василек», «Ландыш», «Астра», «Гвоздика», «Тюльпан». После 1970-х гг. в ГРАУ решили «завязать» с цветами.
Первый вариант был «Фоб». Когда Маргелову доложили, он попросил расшифровать. Ему объяснили, что это вид торговой сделки.
— Мы не торгаши, а воины, — высказал сомнение генерал.
Предложили «Нона».
— Ну что же, — говорит, — наверное, это будет хорошая девка.
Первой была «Нона-С», самоходная, потом «Нона-Б» — буксируемая. Но в Генеральном штабе одному из генералов не понравился индекс «Б», тогда присвоили индекс «К» — колесная.
Наше орудие было официально принято на вооружение в 1981 г. Теперь можно переходить к поиску новых решений по созданию артиллерийских систем. И мы предложили вместе с «Мотовилихой» и «Базальтом» поставить работу по созданию орудий семейства «Вена». Это уже дальнейшее совершенствование орудий «Нона». Это орудие должно быть на новой десантируемой базе, будет иметь много новинок, соответствующих современным достижениям техники. Несколько образцов этого орудия готовы к испытаниям.
В строю ВДВ
О том, как проходили полигонные и войсковые испытания САО «Нона-С», вспоминает С.В. Горбачев, старший офицер РВиА ВДВ.
С. В. Горбачев, старший офицер РВиА ВДВ. |
В целом, всем участникам сбора новое орудие понравилось. В ходе обсуждения было принято решение о скорейшем принятии на вооружение данного образца. Для этого, по просьбе директора Пермского Машзавода, решением командующего ВДВ для оказания практической помощи в ускорении выпуска первых орудий, а также в целях их изучения на завод была направлена первая группа личного состава ВДВ.
Благодаря совместным усилиям в 1979 г. было изготовлено шесть орудий для полигонных и войсковых испытаний. Полигонные испытания проводились на полигоне «Ржевка» во второй половине 1979 г. Испытания прошли успешно, что дало возможность начать подготовку к войсковым испытаниям.
Войсковые испытания осуществлялись в 1980 г. в два этапа: 1-й этап (февраль—март) — на Лужском полигоне с привлечением представителей 37-го института во главе с начальником института генералом Матвеевым; 2-й этап (июль) — в учебном центре Шамхор (Азербайджанская ССР). Надо отметить, что испытания проходили при температуре окружающей среды свыше сорока градусов и закончились успешно.
Для проведения всех испытаний была сформирована шестиорудийная батарея САО «Нона-С». Формирование батареи прошло за счет личного состава минометной батареи 104-го парашютно-десантного полка во главе с командиром батареи капитаном Морозюком. Обучение прошло под руководством представителей ЦНИИТОЧМАШ во главе с А.Г. Новожиловым и КБ Пермского Машзавода под руководством А.Ю. Пиотровского.
В дальнейшем, после испытаний, на базе этой батареи был сформирован самоходный артиллерийский дивизион САО 2С9 «Нона-С» 104-го парашютно-десантного полка.
В сентябре 1980 г. на полигоне «Ржевка» вся комиссия в полном составе приступила к работе по оформлению результатов всех испытаний и предложений о возможности принятия САО «Нона» на вооружение. Все результаты комиссия признала нормальными и рекомендовала принять САО «Нона» на вооружение. Среди предложений, в частности, было указано на необходимость увеличения боеукладки до 40 выстрелов и формирования дивизионов в парашютно-десантных полках.
Страница
4 - 4 из 13
Начало
|
Пред.
|
2
3
4
5
6
|
След. |
Конец
Автор: С. Федосеев
zlodey
|
ну что тут еще скажешь? СЛАВА ВДВ!! |
Руслан Шадиев
| ||
| ||