Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Абчаканский караван. Воспоминания командира РГСпН-424

Бойня началась! Разведчики начали работать из стрелкового оружия, срочно развернули АГС-17. Но стрелять командиру группы и сержанту Чубарову пришлось почти из положения лёжа. Справа со стороны ущелья по разведчикам заработал крупнокалиберный ДШК, полетели густые автоматные очереди. ДГ-424 закрепилась на краю русла. Сколько может драться разведгруппа из 13 человек против неизвестного противника? — кто знает? Но, Богу — слава! (и Баракинскому спецназу тоже!) Помощь прилетела вовремя!



Оружие и боевая техника

10.10.2008

Создание БМД-1

Бронетранспортёр БТР-Д

БМД-1Р - радиостанция на шасси БТР-Д

Истребитель танков БТР-РД "Робот"

Машина управления артиллерией 1В119 "Реостат"

В создании машины для воздушно-десантных войск страны приняли участие коллективы разработчиков и изготовителей как от промышленности, так и от Минобороны СССР. Серийное производство изделия началось в 1968 г. Этому моменту предшествовала большая работа по испытаниям первой боевой машины десанта, в которой участвовал и коллектив Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники из подмосковной Кубинки, бывший сотрудник которого полковник Гниленко Валерий Павлович, будучи старшим лейтенантом, принимал непосредственное участие в ходовых испытаниях и показах первого образца боевой машины. В ходе испытаний он выполнял задачи командира машины, механика-водителя и оператора-наводчика. Участвовал в 6-часовом безостановочном пробеге БМД на полигоне в районе г. Чирчик Узбекской ССР.
Он и поведал, как проходили испытания и показы БМД-1.

Машина с экипажем и десантом, «по-боевому», т.е. с закрытыми люками, полностью заправленная ГСМ, должна была в дневное время на максимально возможных скоростях с учетом местных дорожных условий пробежать 6 ч без остановки. По методике испытаний в экстренных случаях допускались две короткие остановки по одной минуте без глушения двигателя. В ходе пробега экипаж контролировал работу двигателя и агрегатов машины, через определенные промежутки времени велась запись показаний электроприборов. За бортом машины температура воздуха была выше 45 °С, а термометр в машине показывал 50 °С. Скорость машины на отдельных участках дороги достигала 65 км/ч. Жара и большая запыленность воздуха, замкнутое пространство и постоянный шум двигателя дополняли всю «прелесть» микроклимата, в котором работал экипаж машины. Но надо отдать должное и машине, и экипажу — они с честью выдержали данный вид испытания и благополучно завершили этот пробег.
Так проверялась надежность работы двигателя, трансмиссии и ходовой части в жарких климатических условиях. Проверялись расходы топлива и масла, скоростные качества машины, запас хода по топливу и прочее. Это один из эпизодов большой программы испытаний. Кроме того, проводились стрельбовые испытания, испытания на плаву, снимались разгонные характеристики, машина испытывалась при низких температурах в морозильной камере, сбрасывалась парашютным способом на специальной платформе с военно-транспортного самолета, проверялись различные эксплуатационные характеристики, показатели надежности и другие параметры машины. Параллельно шли работы по устранению неисправностей и доработке изделия.

В результате успешно проведенной работы 14 апреля 1969 г. вышло постановление Совмина «О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины воздушно-десантных войск».
Когда БМД была еще в эскизном проекте конструкторов, командующий поставил задачу на разработку средств десантирования парашютным способом и эта работа шла параллельно.
Первая партия боевых машин десанта была произведена конце 1960-х гг. Это было настоящим событием для войск, кто непосредственно занимался ее созданием, по праву гордились этой победой.

Не скрывал своего удовлетворения и командующий, видя в ней решающее звено в цепи по следующих качественных изменений частей и соединений ВДВ.

При создании БМД-1 был решено множество разных по сложности технических вопросов. Так, например, для десантной машины потребовалось создать особо легкий броневой корпус, обеспечивавший противопульную защиту. Эта задача была решена НИИстали.
Весь корпус был выполнен из броневых алюминиевых сплавов, благодаря чему удалось получить полный боевой вес машины 7,6 т. БМД-1 должна была укладываться на грузовую платформу парашютной системы, а после приземления сама (без посторонней помощи) оставлять грузовую платформу на месте приземления. Для этого машина получила переменный клиренс, позволяющий изменять расстояние между днищем и опорной верхностью гусениц. Этот вопрос был блестяще решен ВНИИтрансмашем за счет создания гидропневматической подвески (на БМП-1 была сравнительно простая, чисто механическая торсионная подвеска). Имея такую подвеску, БМД-1 заходила своим ходом на платформу парашютной системы, останавливалась, поднимая обе гусеницы в крайнее верхнее положение, и при этом своим днищем БМД-1 ложилась на платформу. В таком положении боевая машина швартовалась к платформе. После приземления боевая машина с помощью системы автоматического отстрела освобождалась от средств десантирования экипажем БМД-1 изнутри, заводился двигатель, гусеницы опускались на землю, экипаж приступал к выполнению боевой задачи.

Грозное оружие десантники получили в свое распоряжение! Практически впервые у них на вооружении появились бронетанковые силы. Они с нуля создавали у себя десантную бронетанковую службу. Не обремененные в этом вопросе никакими традициями, в отличие от сухопутчиков, десантники решительно и энергично шли вперед. Так, БМП-1 была принята на вооружение в 1966 г., а командирский вариант этой машины сухопутчики сподобились разработать и принять на вооружение только в 1973 г. (через 7 лет). БМД-1 была принята на вооружение в 1969 г., а командирский вариант у десантников был принят на вооружение в 1971 г. (Вообще на 2 года раньше, чем в Сухопутных войсках!).

В 1969 г., захваченный творческим энтузиазмом десантников, Костенко Ю.П. лично подготовил (конечно, с участием НТК ВДВ) и оформил решение ВПК о проведении ОКР по созданию на базе БМД-1 семейства машин, в том числе бронетранспортера для транспортировки 12 человек десанта (экипаж БМД-1 семь человек) и несколько вариантов командно-штабных машин (КШМ), в том числе и машины управления артиллерией. 14 мая 1969 г. ВПК было принято решение «О создании опытных образцов бронетранспортера и комплекса командно-штабных машин для Воздушно-десантных войск».

В 1974 г. на ВгТЗ было начато производство БТР-Д, а следом за этим, уже на базе бронетранспортера пошли в производство и КШМ.

БМД-1 на параде

Источник информации:  А.П. Колмаков, Ю.В. Назаренко, В.В. Погодин, "Военно-научный (научно-технический) комитет Воздушно-десантных войск", - Фонд содействия обеспечению национальных интересов "Отчизна", Москва, 2004

Фотографии предоставили: Служба информации и общественных связей ВДВ РФ, Александр Васильевич МАРГЕЛОВ, Александр МАРЕЦКИЙ, МКПК "Универсал"


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой