|
Наши проекты
Провести спортивные сборы
Приглашаем провести спортивные сборы.
www.lintastour.ru
Ветераны
НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 1
Универсальный контейнер (ГК-30)
Прыжок с парашютом Д-6 и
|
Но одна воля да смелость дела не решали. Боец в тылу врага должен быть отлично вооружён, обеспечен всем необходимым не только для боя, но и для жизни. А что для этого требовалось в первую очередь? Автомат, гранаты, ручной пулемёт, переносная радиостанция, взрывчатка, нож, противогаз, компас, запас продовольствия. В итоге набиралось всего немало: и по количеству и по весу.
Вес боевой выкладки вместе с основным и запасным парашютами достигал сорока пяти – пятидесяти килограммов. А у связистов, воинов некоторых других специальностей он составлял примерно семьдесят килограммов. Только одна радиостанция увеличивала нагрузку парашютиста на восемнадцать – двадцать килограммов. Если добавить собственный вес бойца, тяжесть его обмундирования, то получится солидная нагрузка, которую должен выдержать парашют. А ведь чем больше вес, тем больше скорость снижения, следовательно, и жестче приземление. Бывали случаи, когда воины, прыгая с парашютом, получали тяжёлые травмы.
Что же оставалось делать? Уменьшить боевую выкладку? Но без оружия, боеприпасов, другого оснащения в тылу врага парашютист уже не боец. Надо было придумать что-то такое, чтобы и безопасность приземления парашютиста обеспечить и в тоже время сохранить, как говорят, всю амуницию.
Над этим вопросом думали многие специалисты. Решался он и на испытательном полигоне ВДВ. В частности, предлагались различные варианты рационального размещения оружия, боеприпасов, снаряжения на десантнике. Существовавшие в то время мешки, или «сидоры», как их в шутку окрестили солдаты, различные сумки и подсумки были хороши для матушки-пехоты, но никак не отвечали требованиям десантирования бойцов за линию фронта. В данном случае экипировка должна быть исключительно компактной, продуманной до мелочей.
Соображений по части экипировки высказывалось немало. Одни считали рациональным изготовление для десантников специального обмундирования с множеством вшитых карманов. В этих карманах, а также на поясном ремне предполагалось размещать всё, что входило в табельное имущество бойца. В какой бы местности, в какое бы время года он не приземлился – всё необходимое для жизни и ведения боевой деятельности было при нём. Можно себе представить, насколько тяжёлым становился десантники со всем этим «приданым».
Другие настаивали на изготовлении новых рюкзаков, вещевых мешков. Всё это при других условиях, может, и было достойно внимания, но в разгар войны (Прим.* Имеется ввиду Великая отечественная война 1941-45гг) явно не подходило. Требовалось огромное количество материала, а самое главное – время, чтобы всю эту амуницию изготовить и испытать.
Предлагался ещё один способ экипировки: укладывать снаряжение бойца в специальную тару. Выпрыгнув из самолёта, десантник сбрасывал её на небольшом грузовом парашюте, который привязывался стропным шнуром длиною пятьдесят-сто метров к подвесной системе парашюта.
На первый взгляд всё казалось разумным. Но когда с карандашом в руках прикинули, подсчитали – стало ясно, что этот способ не годится, так как требовалось сконструировать грузовой парашют и упаковочную тару к нему и изготовить их не одну тысячу. Всё это промышленность раньше чем через год выдать не могла.
И ещё был довод не в пользу этого вида экипировки и десантирования. Представим себе групповой десант, выбрасываемый с самолётов одновременно. В небе, в непосредственной близости один от другого, раскрываются и людские и грузовые парашюты. Они схлёстываются, перепутываются. Кто мог поручиться за безопасность десантников?
Требовался иной подход к решению проблемы. Он был найден и предложен братьями Дорониными.
Десантники готовятся к совершению прыжка на тактических учениях.
|
…Проводились испытательные прыжки по специальной программе. Наблюдая за парашютистами, Николай и Владимир Доронины обратили внимание, как двое из них за шесть-восемь метров до встречи с землёй быстро отстёгивали запасные парашюты и бросали их. Получалось, что парашютист сразу же становился на несколько килограммов легче и его приземление смягчалось. А запасной парашют оставался целым, так как падал с небольшой высоты.
Дорониных это заинтересовало. Когда прыжки закончились, они подошли к одному из офицеров, только что продемонстрировавшему этот приём уменьшения своего веса, полковнику Белоцерковскому:
- Вы всегда так поступаете? – спросил его Владимир, намекнув на сброшенный запасной парашют.
- Когда прыгаю с тяжёлым снаряжением – всегда.
- А что это даёт? – удивился офицер. – Становлюсь на шесть-семь килограммов легче. Всё дело в том, чтобы не допустить ошибки в определении расстояния до земли. Иначе можно вывести из строя запасной парашют.
Снижение парашютистов.
|
- Подумаешь «новинка». Я тоже так поступаю.
- А что же ты до сих пор молчал?
Анатолий смутился. В самом деле, надо было давно посвятить братьев в этот небольшой секрет. Но он просто не придавал этому значения.
Проблема, над которой ломали голову Николай и Владимир, решилась сама собой. Вставал другой вопрос: в чём бросать оружие и имущество десантника? В мягких мешках, ящиках, или какой-то другой таре? Снаряжение должно укладываться компактно и при ударе о землю оставаться целым так же, как и запасной парашют. Этим требованием полнее всего отвечал так называемый единый беспарашютный контейнер. Именно беспарашютный, так как парашют и стал камнем преткновения при решении этой проблемы. В контейнер должно входить всё снаряжение десантника, включая и радиостанцию. Вес, правда, получался немалый, около тридцати килограммов.
Оставалось подумать ещё над одним вопросом. Рядовой десантник, конечно же, уступал в сноровке и расчёте опытному парашютисту-испытателю. Если последний иногда ошибался в определении расстояния до земли перед тем, как сбросить груз, то, что требовать от новичка?
По своей неопытности он наверняка будет стремиться сбросить груз раньше времени и, следовательно, разобьёт в контейнере всё, что там находится.
Владимир предложил контейнер не бросать, а опускать за несколько метров на тонком, прочном шнуре. Тогда и имущество контейнера останется целым.
Когда Доронины изложили свои соображения начальнику полигона, тот поблагодарил их.
- Только не мы это придумали, - внёс ясность Николай. – решение нам подсказал опыт самих парашютистов.
В распоряжении Дорониных выделили различные типы радиостанций, которыми пользовались в тылу врага разведчики и десантники, автоматы, боеприпасы, продукты питания.
- Примеряйте, рассчитывайте, как удобнее разместить груз десантника в контейнере, - сказали братьям. – Но только чтобы максимум через две недели экипировка была закончена, и контейнер можно было снарядить для испытаний.
На расчёты, предварительную прикидку будущего беспарашютного контейнера ушло три дня. После этого в мастерской полигона Доронины изготовили несколько опытных образцов. Одни имели открытую форму в виде четырёхклапанных конвертов – портпледов, которые затем стягивались обычными ремнями. Другие выглядели, как ящики мягкой конструкции, которые закрывались сверху крышкой и закреплялись ремнями. Третьи мало, чем отличались от обычных вещевых мешков – «сидоров», только имели по нескольку перегородок внутри и наружные карманы. Какие из них окажутся более пригодными – покажут испытания.
Когда беспарашютный контейнер в принципе был разработан, встал вопрос: где его разместить на парашютисте? Спереди? Сзади?
Испытания контейнеров начали ещё на земле. Бросили нагруженный «сидор» с вышки – он развалился. Бросили другой – то же самое. Все образцы грузовых контейнеров один за другим в ходе испытаний вышли из строя. Доронины ходили мрачнее тучи.
Братья сконструировали ещё один образец контейнера, затем ещё один, и только одиннадцатый по счёту вариант выдержал испытания. Контейнер остался целым, и грузы, уложенные в нём, не пострадали.
Параллельно с совершенствованием грузового контейнера велась работа и над созданием подвесных систем, которые должны удерживать контейнер на парашютисте. Решить задачу тоже оказалось непросто. При испытаниях контейнер иногда отделялся от парашютиста в тот момент, когда раскрывался основной парашют или, наоборот, не отцеплялся. Десантнику в таком случае приходилось невольно приземляться вместе с контейнером, что могло привести к травмам.
В ходе наземных испытаний были опробованы около пяти различных подвесных систем, но только две из них были рекомендованы для проверки в воздухе.
Насколько остра была в то время потребность в беспарашютных контейнерах, свидетельствует такой факт. Три опытных образца контейнеров, только что прошедших полигонные испытания, срочно затребовали в штаб ВДВ. Позже Доронины узнали, что с ними прыгали в тыл врага наши разведчики. Они-то и дали первую объективную оценку новому изобретению. Контейнеры, по заключению разведчиков, вполне отвечали требованиям военного времени.
В 1943 году грузовой беспарашютный портплед-контейнер под условным наименованием ГК-30 начал выпускаться серийно. В нём десантировались портативные радиостанции, боеприпасы, мины, гранаты, различное инженерное имущество, средства связи, медикаменты, и ГК-30, незначительно модифицированный, применяется до сих пор. Он позволяет увеличить запасной комплект боепитания, снаряжения и вооружения парашютиста-десантника. За рубежом подобная конструкция беспарашютного контейнера появилась только через несколько лет.
Погрузка парашютистов в самолёт Ан-2.
|
Источник информации: "Братья Доронины" Ф.А. Лушников, Москва, издательство ДОСААФ, 1977г.
Фотографии предоставили: Служба информации и общественных связей ВДВ, пользовательская фотогалерея форума http://desantura.ru
Автор: Фёдор ЛУШНИКОВ