Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Историк9 (Все сообщения пользователя)


Поделитесь с друзьями:

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
76 гв.ВДД. Бои в г.Грозный 8 и 9 января 1995 года., Подробности о гибели в те дни офицеров и бойцов.
 
Парни, помогите прояснить такой момент: 7-го января (возможно, дата не точна) 1995 г. в районе Центрального Рынка Грозного была подбита БМД-1 №206. Машина и экипаж были уничтожены полностью...
Вопрос: чья это была машина, кто входил в экипаж и каковы обстоятельства гибели?
Склоняюсь к тому, что она принадлежала 234-му ПДП 76-й ВДД...
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
Я, пожалуй, тоже подпишусь на заявку о видеоматериале! :D
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
Здесь еще гляньте, кому интересно!

[URL=http://www.wikimapia.org/#lat=43.2579558&lon=45.2899361&z=13&l=1&m=s&v=2]http://www.wikimapia.org/#lat=43.2579558&a...amp;m=s&v=2[/URL]
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Redav пишет
Здесь в жэпэге будет самое то.
Разрешите на другом форуме перевыложить?[/QUOTE]

А как здесь выложить?
И одна деталь: в жэпэге будет вариант с моими пометками, т.к. я в свое время ксерокопировал статью из журнала, а впоследствии не стеснялся делать пометки на бумаге (для себя же...) :rolleyes:
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Redav пишет
P.S. Историк9, скан статьи у вас имеется? А то на другом форуме обещал, но  :(  не могу найти журнал... млин лежит же где-то дома...[/QUOTE]

Естественно! Все давно готово уже - и в жэпэге и в ворде! Рояль в кустах... :rolleyes:
Говорите, куда положить!
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Redav пишет
С БТРом все вполне приемлимо, за некотороми "НО".
1. Optic устроил большую "запутайку" с его принадлежностью. Басаевцы в данном случае как-то НЕ "вытанцовываются", НЕ их зона (сектор, район).
2. Не сходятся концы и с некоторыми другими деталями, к тому же Optic почему-то "напрягся" на простых вопросах.[/QUOTE]

К сожалению, "пытки" Optic-а в личке для меня остались "за кадром"! :lol:
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
Всем доброго времени суток. Я решил внимательней перечитать статью Юрия Зарецкого и выделил некоторые важные моменты, на которые стоит обратить внимание.
Вот они.
1. В официальной версии трагедии имеется такая фраза: "[I]Из-за плохой подготовки к полету в сложных метеоусловиях экипаж залетел на территорию, занятую боевиками[/I]". Командующий фронтовой авиацией генерал-полковник Павлов В.Е. после вылета группы Лескова отметил (цитата): "[I]— Командиры полков, обратите внимание, что ваши подчиненные не оформляют полетные карты, — начал Павлов разбор полетов, бросая карты на стол. — Нанесены маршруты от Моздока до нескольких крупных населенных пунктов и все. С такой подготовкой к полетам мы много не налетаем... Где свои войска? Где площадки? Где противник? Кто еще чего-то не понял?..[/I]"
Оправдания летчиков были небезосновательны: "[I]— Товарищ командующий! — обращается к Бате летчик, удостоенный сурово¬го взгляда своего командира полка. — По боевому уставу запрещено наносить на карту свои войска. Развединформация носит общий характер. Как мне наносить на карту: «Предположительно в населенном пункте таком-то находится столько-то вооруженных боевиков. Имеется ЗУ-23-2, установленная на автомобиле ЗИЛ или КамАЗ»? Получается, всю Чечню надо синим цветом заштриховывать, а места нахождения средств ПВО так и неизвестны...[/I]"
Насколько плохо или хорошо был подготовлен полет – судить по статье сложно. Однако, нужно учесть, что Лесков обладал боевым опытом, к тому же в данный район, по признанию Малькова, до 14-го декабря 1994 г. уже было сделано несколько вылетов (точно не скажу, летал ли сам Лесков). Хотя бы тем же Николаем Мальковым…
2. Другой фактор, явно повлиявший на выполнение задания – плохие метеоусловия. Читаем в официальной версии: "[I]14.12.94 г. Днем при метеоусловиях: облачность - нижний край 70-100 метров, видимость — 1 км...[/I]". И еще. Мальков делится впечатлениями: "[I]- Погода - мерзость. Туман кусками от самого аэродрома. Весь полет «на ощупь»[/I]". Тем не менее, группа вплоть до боевого контакта с противником строй не теряла!
3. В качестве ошибки можно указать интенсивные переговоры группы в эфире – нарушение радиомолчания. Николай Мальков: "[I]Разговорами о местоположении забили эфир. Какая разница, где летим? Держись за хвост ведущего. Главное, куда прилетим... На окраину Грозного вышли, взяли курс назад. Идем над лесом...[/I]"
4. Каким строем шла группа? Судя по всему, впереди – два транспортника, за ними – пара Ми-24-х. Лучше спросить у винтокрылых на этот счет. Но это важно: какова могла быть дистанция в боевом порядке группы? В статье сказано только следующее: "[I]Боевой порядок замыкает пара «двадцать четверок»[/I]". Но что там: строй фронта, левого, правого уступа, с превышением или нет?
5. Очень важно выяснить хронологию боя. Я считаю, что произошло следующее. Сначала под огонь попадает ведущий Ми-8Т №027. Следом за ним практически сразу же – его ведомый Николай Мальков. Как рассказал Мальков, "[I]Саныч[/I] [Лесков Николай Александрович] [I]ВЛЕВО отвернул...[/I]". Влево в той ситуации – это значит на ЮГ. Мальков «довернул в его сторону». Второй «крокодил», вероятно тоже. И вот вопрос: когда этот Ми-24 получил «повреждение хвостовой балки»? Успело звено Ми-24-х среагировать на обстрел с земли? А вот летчик-оператор ведущего Ми-24 сказал, что его пилот Лактионов, после обстрела с земли отвернул на СЕВЕР – значит ВПРАВО. То есть в противоположную сторону от своей группы, которая ушла влево. Читаем: "[I]— Летчик-оператор сказал, что после выхода из-под обстрела они на север от дороги ушли. Там и барражировали[/I]". Получается, что, если Лактионов и потерял контакт с ведущим Ми-8Т в результате энергичного маневра уклонения, то впоследствии просто не пытался его восстановить!
Из объяснительной [значит она есть!!!] ведущего пары Ми-24 читаем: "[I]… Обнаружить место вынужденной посадки ведущего из-за сложных метеоусловий не смог... Из-за полученных повреждений вернулся на аэродром...[/I]» Относительно повреждений, полученных ведущим Ми-24 данных нет. А вот о расходе б/к есть: "[I]Расход ракет? В блоках не было нескольких неуправляемых. Сам смотрел. Про пулемет не знаю. Его не заряжали[/I]". То есть, из ЯКБ Ми-24 не стрелял, потому и не перезаряжали!
6. О боекомплекте информация имеется у офицера, бывшего на тот момент командиром звена из группы Лескова. Нужно только узнать, кто этот офицер.
7. В статье говорится о том, что Ми-8Т был сбит зениткой. "[I]Не автоматы, а зенитка его на лоскуты порвала[/I]". Возможно, Optic не так уж и не прав, говоря о БТРе… Хотя, как бы там ни было, Мальков утверждал, что «[I]По нам «отработали» сразу с двух сторон с близкого расстояния как раз над лесом[/I]". Хотя в той же статье сначала говорится, что били с трех точек…
8. Интересно отметить, что в письме отцу Николай Мальков писал о событиях, предшествовавших 14 декабря. Это было 12-го, и Мальков писал следующее: "[I]По нам «работали» с развилки дороги с каких-то 60-80метров[/I]". Интересно, о той же самой развилке шла речь?! Если да, тогда история повторилась с печальным концом! И, судя по всему, меры, после обстрела вертолетов 12-го декабря приняты не были…
9. Наконец, нужно отметить, что имеются видеосвидетельства последствий того обстрела. Видеоряд, снятый журналистами РТР…
Хочу пояснить, что все изложенное здесь мной основано лишь на статье Ю. Зарецкого. Новые источники могут изменить взгляд на события 14.12.94 г.
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Yozhik пишет
При обстреле с земли 3 вертолета сразу получили повреждения.[/QUOTE]

А вот это еще необходимо выяснить: сколько продолжался бой? Какова его хронология? СРАЗУ ли получили повреждения машины?
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
Относительно того, почему пехота не выдвинулась к месту вынужденной посадки... У Зарецкого есть такая фраза:"...Мотострелки так и не выдвинулись вперед. Они со вчерашнего дня заняли оборонительные позиции. Ни шага в сторону или вперед. МОСТ и несколько километров стали для них непреодолимой преградой".
Предположение: мост через р. Асса, возможно, контролировался боевиками или заслоном из гражданского населения. Я точно не знаю, где остановились части 19-й МСД к тому моменту, но, вероятно, перед мостом (на левом берегу Ассы)...
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Yozhik пишет
"...После доклада об обстановке получили приказ возвращаться"[/QUOTE]

Да, действительно. Но, как указал REDAV, это после доклада Малькова. У Зарецкого читаем: "Звучит приказ Малькову и прикрывавшему его "крокодилу" вернуться на аэродром. На запросы КП ведущий пары прикрытия не отвечает". И далее: "Единственной "пропажей" в том бою стал ведущий пары вертолетов прикрытия Локионов. Вернулся он в Беслан через полчаса, разрешения на то от командного пункта не имея".
Я думаю, что если бы у ведущего Ми-24 была веская причина вернуться на базу, не пытаясь оказать помощь своим товарищам, то Зарецкий не стал бы так категорично утверждать о том, что Лактионов бросил своих. Конечно, необходимо расспросить самого Лактионова - что он расскажет?! Сопоставить его рассказ. Радиопереговоры (если есть запись) было бы неплохо послушать!
Насчет связи я имел в виду то, что если Ми-24 Лактионова потерял своих, нужно было попытаться связаться с ними и восстановить контакт. Лично я думаю, что этот Ми-24 просто уклонился от огня противника, потерял своих в результате энергичных маневров и плохих метеоусловий, а затем ушел на базу.
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Yozhik пишет
Что имеем. При выполнении маневра Локтионов мог элементарно потерять место вынужденной посадки. Это если он его вообще видел.[/QUOTE]

Ну, а связь на что? А доклад на базу был сделан о боевом соприкосновении с противником? Зарецкий же утверждает, что ведущий Ми-24 вернулся без приказа!
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Danchev пишет
Всё таки прихожу к решению, что МИ-8 летела одна, без сопровождения МИ-24, тем более пары. Шум винтов доносился одной машины. Новодчик авиации ничего не говорил о других вертолётах. Версию почему так получилось, что их сбили я изложил выше.[/QUOTE]

А можно узнать некоторые вводные, типа: метеоусловия, где вы находились по отношению к вертушке, расстояние (примерное) до нее, характер местности, время суток и т.д.
Может что-то и всплывет в ходе исследования и сравнения других свидетельств и станет понятно, почему именно так все произошло...
Грозный, март 1996г., Бои 5-8 марта
 
[QUOTE]Раян Фарукшин пишет
Друг погиб.
Есть участники событий?[/QUOTE]

Так обратитесь к Виталию Носкову, на ArtofWar, он и сам там был в то время, и друзей-омоновцев у него много...
Наверняка может чем-то помочь!
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Danchev пишет
наводчик авиации был наш с эскадрилии АН-2[/QUOTE]

А его случайно не Федор звали? Мотодельтапланеризмом увлекался?
76 гв.ВДД. Бои в г.Грозный 8 и 9 января 1995 года., Подробности о гибели в те дни офицеров и бойцов.
 
[QUOTE]Danchev пишет
Казанцев Александр Александрович, огнемётчик роты РХБ защиты(в/ч 07264-б (Управление). Все эти годы у меня была информация, что он погиб 8 января, а в списках погибших на сайтах интернета указывается дата 9 января.[/QUOTE]

А так указано в книге "Воздушно-десантные войска России"М., 2005. 343 С.
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Danchev пишет
И ещё есть информация, что не всех пилотв, а их была трое, чехи убили на земле. Вроде как один был взят в плен, но позже скончался от ран.
С уважением Dan-dzotich.[/QUOTE]

Да, это был ст. лейтенант Девятков Сергей Александрович, борттехник вертолета.
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Danchev пишет
Всписках погибших 21ОВДБр в/ч 54801 есть погибший рядовой Живун Эдуард Олегович именно14 ноября 1994 года. Ноя знаю точно, что подразделения 21 бригады обеспечивали нам т.е 76 ВДД боевое обеспечение и шли в ровень с нами.[/QUOTE]

Судя по имеющимся у меня данным, я могу предположить, что 21-я бригада ВДВ использовалась в качестве разведподразделения. По крайней мере об этом говорит характер ее применения в то время...
В принципе, можно обратиться к Alex19711 по этому поводу...
Насчет рядового Живуна - многое сходится (статья Зарецкого Ю., свидетельство Alex19711, дата гибели и характер ранения).
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Danchev пишет
А мотострелки Владикавказцы за две ночи в поле под Асиновской сожгли больше 10 БМП как коппеек,так и двоек.[/QUOTE]

Можно уточнить: это "духовские" БМП были? Я правильно понял?
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Redav пишет
4. Ищу тех кто в тот день находился в Чечне (Ингушетии) в составе 21 бригады. Действительно военнослужащие этой части участвовали в спасательной операции? По имеющейся у меня информации на борту спасательного вертолета находились ВВшники…[/QUOTE]

Alex19711 из 21-й бригады - он и мне и рассказал о вертолете, вылетавшем на спасение. В 21-й погиб боец - рядовой Живун Э.О. (получил пулю в голову). Цитирую текст письма Alex 19711: "Эдик Живун, бывший мой разведчик. Накануне ввода войск не выдержал нашего темпа и написал рапорт о переводе в роту рхбз. На борту с ним находился замкомбрига Ю.П. Эм. - Если быть более точным, вертолет проводил возд. разведку, а задача ПСС была поставлена ему уже входе вылета" и далее "Команда была сборной – зенитчики, химики. Офицеры - также разные..."
Червленая узловая октябрь 99, мабута 506 полк
 
[QUOTE]norma22 пишет
да это он! утром 10 погиб![/QUOTE]
Спасибо! Отметил у себя!
Червленая узловая октябрь 99, мабута 506 полк
 
[QUOTE]norma22 пишет
как раз Юрка Банников там не подалеку был,он тоже пал.[/QUOTE]

Это Банников Юрий Германович, рядовой? Он погиб 10 мая 1995 г.? Просто тема о Червленой-Узловой 1999 г. Поэтому уточняю...
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Redav пишет
Перевозка продовольствия для пехоты.[/QUOTE]

Нет, ну я понял - читал статью Зарецкого Юрия...
Может просто что-то еще было, что не опубликовано и знают лишь очевидцы?
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
[QUOTE]Redav пишет
Жду ответ Оptik-а  :(
Историк9, а что в ДО может вас интересует?[/QUOTE]

"ДО" я имел ввиду, что предшествовало полету? Цели, задачи и т.д. Ну, это, конечно, вопрос к летчикам, наверное... Вообще, любая деталь, даже на первый взгляд непримечательная, может помочь в реконструкции цепи событий.
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
У кого-нибудь есть еще информация по-поводу экипажа вертолета №027. Может знает кто, что было до или после этих событий? Я о вертолете Лескова.
Майкопская бригада, Кто выручал и кто первым вошел на вокзал
 
Не совсем в тему, но просто она ближе всего по логике того, что я хочу здесь представить. 1-го октября 2008 г. я был в Иваново и беседовал с полковником Лебедевым В.Ю. В 1994 г. он был капитаном и командовал 8-й ротой 217-го полка ВДВ 98-й ВДД, которая приняла 31.12.94 г. бой на автодорожном мосту в районе Ханкалы. Вот описание того, что произошло, по воспоминаниям Владимира Юрьевича.

"Фактически, с началом Первой чеченской кампании, 14-го декабря 1994 г., сводный усиленный батальон 98-й Свирской воздушно-десантной дивизии вылетел в Моздок для участия в боевых действиях на территории Чеченской республики. Численный состав – около 400 человек. Его основу составлял 3-й парашютно-десантный батальон 217-го полка ВДВ 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. 7-я и 8-я роты имели в своем составе «копейки» (БМД-1), 9-я рота – вся на «шишигах» (ГАЗ-66). Роты были укомплектованы не полностью, как по технике, так и по личному составу. Например, в 8-й роте капитана Лебедева В.Ю. имелось лишь 42 десантника на шести БМД-1, вместо положенных по штату военного времени 78 человек на одиннадцати машинах. Помимо пехоты, батальону были приданы расчеты ЗУ (3 машины), химики-огнеметчики (огнеметный взвод), разведчики и САО 2С9 «Нона» (примерно, 8 машин).
В Моздоке стояли довольно долго. Где-то до 28-го декабря 1994 г. батальон занимался охраной периметра северной и восточной частей аэродрома, а также военных складов. Затем, примерно в ночь на 29-е декабря, десантники подготовились и выдвинулись по направлению к Грозному. Шли по дороге на юго-восток вдоль реки Терек, через Надтеречный район. Первые потери сводный батальон понес в селе Гвардейское [возможно, Владимир Юрьевич путает, и эти события произошли в станице Петропавловская], когда реостат артиллеристов сбился с маршрута и выскочил на мины. Владимир Лебедев вспоминает: "…в Гвардейском проходили строго через село, но у нас там остановка вышла подольше… По каким причинам не могу сказать, но… была остановка там. То ли с маршрутом там разбирались, то ли… остановка была из-за того, что там… пост милицейский стоял… Так вот, в районе этого поста одна машина… свернула в сторону… Нам… строго на юг надо было пройти, а они свернули в середине села, примерно, ушли на восток… И на окраине села, там стояло несколько противопехотных мин по колее дороги, и… один реостат… машина управления артиллерией, выскочила на эти мины, подорвалась… Там было несколько убитых, раненых… в машине… Какое-то время… часа 1.5 мы их эвакуировали… вытаскивали с машины… А потом пошли дальше на юг. Вот эту машину мы там потеряли…"1 Это была машина лейтенанта Птицына. Сам он получил черепно-мозговую травму и был эвакуирован, попал в госпиталь г. Подольск (ныне полковник, командир артдивизиона 217-го полка).
Примерно в час ночи 29-го (или 30-го) декабря 1994 г. сводный батальон 98-й ВДД вышел в указанный район южнее Ханкалы. Расположились в лесополосе вдоль дороги, где стоял тыловой обоз 129-го мотострелкового полка. Где-то южнее находилась полковая тактическая группа (ПТГр) 104-й ВДД. Начали окапываться. Утром, после марша, привели себя в порядок, на командном пункте батальона получили задачу действовать в качестве штурмовых отрядов при входе в Грозный. Дальше вспоминает Владимир Лебедев: "…Создали штурмовой отряд, расписали, кто в какой должности… [пойдет] чтобы этот штурмовой отряд по улице продвигался. Для того чтобы тренироваться таким образом, вышли на вот эту автостраду [Аргун-Грозный]… И вот на этом участке роту гоняли вперед-назад, чтобы тренировать все эти моменты… Представляли, что это улица… и действовали в штурмовом отряде… До обеда тренировались таким образом… После обеда начали пополнять боеприпасы, готовить технику… ко входу в город…"2 Однако, вечером того же дня задача батальону была изменена. Теперь десантникам предстояло заменить на позициях передовые части 129-го МСП, который утром должен был войти в город в качестве передового штурмового отряда. 7-я и 8-я роты 3-го пдб 217-го ПДП пошли выполнять приказ, 9-я рота осталась в базовом районе. Причем, 7-я рота приняла позиции мотострелков и расположилась в их окопах, а 8-я рота встала колонной за этими позициями в качестве резерва и так, в походном порядке, простояла всю ночь. В эту же ночь, с 30-го на 31-е декабря 1994 г., по свидетельству Владимира Лебедева, российские штурмовики Су-25 бомбили район, расположенный прямо перед позициями десантников. Так, командир 7-й пдр, капитан Валерий Лежнин докладывал о визуальном наблюдении неразорвавшейся бомбы (четко наблюдалось хвостовое оперение) примерно в 20 метрах от своих позиций.
Где-то в 7:00 поступает новая задача: оставить занимаемые позиции и подготовиться к входу в Грозный. Вышли в  район сбора, комбат Александр Иванович Ленцов поставил задачу командирам рот, выдал каждому ксерокопии карт с отметками на них, куда кому выйти [возможно, карты были выданы раньше, я это не уточнял]. Начали выдвигаться. Примерно, из района сортировочных ж/д путей и узкоколейки колонну десантников обстреляли, вероятно, из минометов. "Разрывов 5-6 было, не больше. Соответственно, колонна развернулась, начали «долбить» в ответ… по этому участку… Ну, стреляли осколочными боеприпасами… «Обдолбили» – огонь прекратился по нам"3. Роты продвинулись дальше. Вскоре к ним подошли танки Т-80 129-го полка и встали в голове колонны десантников. По свидетельству Владимира Лебедева, их было около 15 машин. Таким образом, колонна бронетехники, по воспоминаниям капитана Лебедева, выглядела следующим образом: разведчики на БМП (129-й МСП), танки Т-80 [133-й ОТБ], 7-я пдр, 8-я пдр (6 БМД-1) и замыкание батальона (БМД разведчиков, БМД-КШ, 2 САО 2С9 «Нона»). Колонна двинулась через дачи в районе Ханкалы. Сразу же там «засуетились» «душки» в белых маскхалатах. Было видно, как они прыгали там по горам среди одноэтажных дач. Как отмечает Лебедев, у них белые маскхалаты были только у разведчиков. Но разведчики стояли в колонне – одна машина впереди [вероятно, с 7-й ротой], а другая машина в замыкании с КШ комбата. Поэтому десантники обстреляли обнаружившегося противника со стрелкового оружия. Боевики пропали. Колонна вновь продолжила движение. Вывернув с дач, колонна начала втягиваться на мост. Это был новый автомобильный мост через узкоколейку (ж/д). Предоставим слово Владимиру Юрьевичу: "…Дальше рассказываю, как с моей колокольни все это виделось, почему – потому, что я сам шел в колонне, как оно все происходило – тяжеловато определить… То, что я видел, смотрелось так. Значит, когда мы втянулись на мост…, танкисты уже на тот момент вписались в город и здесь остановились. Вот здесь стояла… 7-я рота [на дороге от моста к микрорайону]… моя рота стояла на мосту… четко. Комбат [Каблов Сергей Алексеевич] стоял на входе на мост… То есть, он на подъеме на мост стоял. В этот момент начался обстрел… со стрелкового оружия, опять же… по колонне…То есть, из домов били… Дом… несколько домов… больших… Обычные многоэтажки… И оттуда, где-то, примерно… с середины… дома, то есть, этаж, получается, 4-й, 5-й, 6-й… - оттуда несколько… минут… ну, где-то минут 7-мь… начали долбить… со стрелкового оружия, опять же… трассерами… Трассерами – значит бьют они, потому, что у нас трассеров на тот момент не было. Начали долбить по колонне… Соответственно, и 7-я рота и… моя рота «хобота» [орудия БМД] развернули – начали «закладывать» [стрелять]… по этим участкам, откуда бьют… по домам: по окнам, по стенам… Оттуда минут 7-мь огонь – от нас минут 7-мь огонь… На тот момент все остановилось: танки остановились, 7-я [рота] стояла, моя рота стояла – мы долбили по домам… Огонь прекратился – танки пошли вперед. Кто управлял, на тот момент – не могу сказать, потому, что я слышал… только команды комбата… Он говорит: «Вперед» - [иду] вперед, говорит «Стоять» - [мои] стоят. Танки пошли вперед, 7-я рота [двинулась] вперед… У меня рота получилась вот на этом участке моста: то есть, от середины и на сход [в сторону микрорайона] с моста…"4. Как только 7-я пдр вновь начала движение вслед за частями 129-го МСП, а 8-я рота попыталась сойти с моста, противник атаковал машины замыкания. Бой приняли левым бортом. Сразу же получила попадание кашээмка комбата. Вслед за ней подбивают БМД разведчиков и одну из двух приданных 8-й роте в качестве штурмовых орудий «Нон». После второго или третьего выстрела у «Ноны» сдетонировал боекомплект, и ее разнесло в клочья (на мосту остался лишь двигатель). К счастью, экипаж успел покинуть машину и укрыться под мостом, куда впоследствии стеклись все десантники с подбитой «брони». Все 6 машин 8-й роты развернулись и открыли ответный огонь осколочными снарядами и из пулеметов. Судя по всему, это был отряд боевиков, вышедший к мосту через частный сектор из района перекрестка дорог Аргун-Грозный, Хнакала, шоссе на автодорожный мост через ж/д пути. Противник вел огонь по машинам 8-й роты из частного сектора слева и слева сзади, находясь, в общем-то, в невыгодном положении. Дело в том, что мост господствовал над местностью, поэтому «духи» били из гранатометов и стрелкового оружия снизу вверх, что ограничивало углы обзора и уменьшало силуэты целей находящихся на мосту. Со своей стороны десантники также приняли меры – капитан Лебедев приказал экипажам постоянно маневрировать и на месте не стоять: "Машины… подходили, отходили, съезжали, двигались, уходили назад, в другое место подъезжали, обстреливали…, то есть… на месте мы не стояли… мы все время двигались…"5 – рассказывает Владимир Юрьевич. Благо, что сам мост был немаленький – 4 или 5 полос шириной. Тем не менее, противник приблизился к мосту почти вплотную, войдя, фактически, в мертвую зону для обстрела из орудий БМД: боевики укрывались за бетонными надолбами и плитами, арыками, трубами и различным строительным мусором, набросанным между частным сектором и мостом. Чтобы их достать, приходилось подгонять машины к краю моста и подсаживать из люков бойцов, так как угла наводки главного калибра просто не хватало. Какое-то время по колонне били снайперы, пока их не вычислили. В районе моста находились два крана. На обоих расположись боевики: один в кабине первого крана, другой – на конце стрелы второго крана. Тот, что сидел в кабине – там и остался: ее всю разнесли с пулеметов. Второй кран тоже был обработан основательно: сначала кабина, затем вдоль всей стрелы прошлись очередями. В конце-концов, тело снайпера упало вниз. Он сидел на конце стрелы. Их работу десантники смогли оценить после боя: пробитые насквозь триплексы, дыры в открытых люках от 7,62… (во время боя весь десант укрывался под броней, но люки были открытыми, так как приходилось все время высовываться и наблюдать обстановку, а также простреливать мертвые зоны под мостом).
Когда стало совсем трудно, комбат запросил поддержку артиллерией. Указал несколько целей в районе огневого контакта. Однако пришел ответ, что район закрыт для огня артиллерии. Как впоследствии рассказали артиллеристы, им запретили стрелять, так как вдоль дороги проходил газопровод – толстая мощная труба, а также где-то рядом находились цистерны с хлором. Как ни странно, во время боя газопровод не пострадал. Тем не менее, уже на следующий день эту трубу кто-то все же долбанул – факелы горели довольно долго и шумно…
В один из моментов боя где-то впереди слева на колонну попытался зайти чеченский танк. Он вынырнул почти вплотную к машинам 7-й пдр. По свидетельству Владимира Лебедева, сам он этот танк не видел, но слышал радиопереговоры 7-й роты. Ситуация развивалась так. Один из офицеров, замкомандира 7-й роты старший лейтенант Сергей Муравей, шедший в голове колонны, успел обнаружить танк противника и произвести по нему выстрел из 73-мм орудия своей БМД-1. В стволе у него находился осколочно-фугасный заряд, однако, попадание в упор по башне, вероятно, сильно удивило народ в танке. Они замешкались. Муравей загоняет в ствол кумулятивный снаряд и вновь бьет. Танк задымился. Второй кумулятивный выстрел предрешил судьбу чеченского танка: он загорелся и встал. Нанести ущерб колонне танк не сумел.
Какое время продолжался бой на мосту, Владимир Юрьевич не помнит. По его личным ощущениям это было часа три. "Может оно и полчаса было… может меньше… Во всяком случае из тысячника у меня… одна тысяча улетела [речь о боеприпасах]… Заметил, что второй короб начал расходоваться… То есть, одна тысяча патронов ушла… Из осколочных я расстрелял… Ну, почти все… Кумулятивные почти все оставались, потому, что кумулятивные некуда было тратить…"6 В течение всего боя на мосту ни одна из шести БМД 8-й роты серьезно не пострадала. Они все были на ходу: посечены пулями и осколками, но в состоянии продолжать бой. Когда от комбата Каблова С.А. поступил приказ на отход, капитан Лебедев развернул машины и начал выходить из боя – замыкающая БМД стала головной. И вот тут начались потери. Первая машина прошла без проблем, зато вторая получила попадание четко в правый борт. Кумулятивной струей внутри машины перебило ногу командиру взвода Балыкину (сейчас он продолжает служить в 98-й ВДД, ходит на протезе), и этой же струей убило оператора-наводчика, который сидел на командирском месте. БМД остается на ходу и продолжает движение. Третья машина была подбита уже на сходе с моста – граната прожгла борт в районе десантного отделения. Три человека остались под десантным люком, остальные перепрыгнули на проходившую мимо БМД. Еще одна «коробочка» приняла гранату прямо в башню: плерсы [может, пиллерсы?] прогнулись – с одной стороны их вытянуло, с другой – согнуло, вооружение БМД заклинило. Рота, яростно отстреливаясь, стала уходить на юг по шоссе. На мосту остались разорванная на части «Нона», заглохшие КаШээМка и БМД разведчиков, БМД 8-й роты и БТР-80 129-го МСП, подбитый ранее. Предполагалось, что выходить «броня» должна была тем же маршрутом, что и подошла к мосту. Но головная машина, вероятно, проскочила поворот и вышла к перекрестку дороги на Аргун. Эта БМД помчалась прямо по трассе и вышла к блок-посту 129-го полка. К этому времени уже смеркалось, погода была пасмурной с низкой облачностью. Трудно сказать, кто первый начал стрелять, но, не разобравшись в обстановке, десантники и мотострелки открыли друг по другу огонь на поражение. В результате попадания ПТУРа БМД была уничтожена. Из экипажа выжили лишь техник 8-й роты и гранатометчик (остался без руки). Машина сгорела полностью.
Остальные машины в районе перекрестка повернули на Ханкалу и пошли по дороге через дачи. Владимир Юрьевич затрудняется вспомнить, но где-то уже на подходе к Ханкале потерялась еще одна «копейка». Ее подбили из гранатомета – машина заглохла. Завелась, но снова получила гранату. Все, кто смог, выскочили и укрылись за деревьями. Здесь погибли командир взвода лейтенант, гранатометчик и несколько солдат. Запмолит роты и два солдата эвакуировали раненого механика-водителя и сумели к ночи выйти в базовый район. Впоследствии механик-водитель скончался в госпитале.
7-я рота вышла вслед за 8-й тем же маршрутом, но сопротивления уже не встретила.
Те, кто находился во время боя под мостом, отошли вдоль узкоколейки на восток и тоже вышли под утро в базовый район.
Потери в 8-й роте таковы: 13 убито (14-й скончался в госпитале), и 8-10 раненых. Три из шести БМД-1 были подбиты. Сюда, правда, нужно добавить подбитые КШ, БМД разведчиков и «Нону».
3 января 1995 г. капитан Лебедев В. был ранен. В это время батальон предпринял новую попытку войти в город по тому же маршруту, но уже не в походной колонне. И вновь на участке дороги, ведущей от перекрестка к мосту произошел огневой контакт с противником, укрывшимся в частном секторе. На этот раз впереди бронетехники шли десантники,  а танки их прикрывали сзади. Погиб только один боец, но и раненые были. В том числе и капитан Лебедев. О своем ранении он рассказал следующее. В один из моментов боя, когда он сидел, высунувшись по пояс из десантного люка, на броню запрыгнул приданный роте огнеметчик и попросил: «Товарищ капитан, подайте огнемет!» Тубусы «шмелей» у Лебедева были под ногами, он нагнулся за ними и в этот момент в люк ударил выстрел гранатомета. Капитана посекло осколками, а огнеметчик закрыл лицо ладонями. "Когда я отодрал его руки от лица, то его глаза остались у него в ладонях… Они просто вывалились…", - вспоминает Владимир Юрьевич. Сам он получил осколочные ранения спины и головы, а солдат-химик погиб. Врачи направили его в госпиталь, эта война для него закончилась".
[ Закрыто] Чечня 14 декабря 1994 года Почему?, гибель экипажа Лескова
 
Скорее всего у десантников просто не было прямого контакта с летчиками.
Гранатомёт РПГ - ?, вооружение
 
[QUOTE]wds пишет
И ещё приимущество РПГ-16 он мог стрелять на отрицательных углах (дульный срез наклонён вниз)т.к. граната фиксировалась в стволе, а на 7-м она выпадает это актуально при бое в городе при стрельбе со вторых этажей и выше.[/QUOTE]

Как это "выпадает"? А как же чичи с верхних этажей стреляли в Грозном из РПГ-7? Или я что-то не понимаю?
1-я Чеченская Война: Боевые составы., только по материалам открытых источников
 
Я бы принял любую информацию...
БРОНЕПОЕЗД на помощь Майкопцам, 1994-1995...как в гражданскую
 
Новая информация о 81-м МСП 31.12.94 г.
[URL=http://desantura.ru/forums/index.php?showtopic=2696&st=560&start=560]http://desantura.ru/forums/index.php?showt...0&start=560[/URL]
БРОНЕПОЕЗД на помощь Майкопцам, 1994-1995...как в гражданскую
 
[QUOTE]Арчи пишет
На  БТРах  только  спаренный  пулемет  ПКТ,  можно  еще  установить  в  шаровые  амбразуры  РПКС.  А  вот  если  БТРД  то  курсовой  имеется[/QUOTE]

Имеется ввиду спаренный с КПВТ пулемет в башне БТР. ТАк было указано в источнике - "курсовой пулемет". Я-то понял, что он в башне, но не учел нюанс...
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.




Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой