Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Александр Николаевич Касторных


Поделитесь с друзьями:

Страницы: 1
RSS
Александр Николаевич Касторных, Защищая Отечество...
 
Первый прыжок — всегда в неизвестность

Начальник Западного РЭС ПО «Белгородские электрические сети» ОАО «Белгородэнерго» Александр Николаевич Касторных служил в Воздушно-десантных войсках, которые принадлежат к одному из самых престижных родов войск России. Десантники всегда отличались отменной выучкой, следованием особому морально-боевому кодексу, первоклассной техникой и вооружением, но, самое главное, — были окружены ореолом таинственности и романтики. Мальчишки и по сей день мечтают служить в ВДВ. Мечтал об этом и Александр.
 
Окончив восемь классов средней школы, он поступил в Курский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Электротягловое хозяйство железных дорог». В техникуме был парашютный кружок. Александр стал заниматься парашютным спортом и так увлёкся, что через некоторое время уже не представлял себе жизни без небесного простора, стремительного спуска и неторопливого парения под огромным белым куполом парашюта.
Когда он перешёл на третий курс, инструкторов по парашютному спорту, тренировавших молодёжь, забрали в армию, и одному из лучших спортсменов — Александру Касторных — предложили продолжить занятия с новичками. К тому времени у него уже был первый разряд по парашютному спорту. Для тех, кто не вполне представляет, что это значит, поясню: чтобы получить 3-й разряд, достаточно сделать всего три прыжка с парашютом, на 2-й разряд – 25 прыжков, а вот для того, чтобы заработать первый разряд, необходимо мастерски владеть приёмами точного приземления, выдержки времени и т. д., то есть быть профессионалом в прямом смысле этого слова. Через некоторое время Александр стал не только хорошим спортсменом, но и профессиональным инструктором, а к тому времени, как идти в армию, он подготовил уже порядка двадцати пяти человек.
По окончании техникума Александра по распределению направили в Рязань. Он был уверен, что на новом месте работы ему дадут отвод от службы в армии как минимум на пять лет, а это в его планы не входило: служба в армии тогда считалась почётным долгом каждого мужчины. Мальчишки с детства мечтали стать солдатами, кто-то видел себя капитаном дальнего плавания, кто-то — подводником, кто-то, как Александр — десантником. Он намеренно не снялся с учёта в отделе кадров Курского техникума, тем самым «перехитрил» государство и ушёл в армию вместе со своим призывом. «Это сейчас, — говорит Александр Николаевич, — всё перевернулось с ног на голову: ребята не хотят служить, чего только не делают для того, чтобы их признали непригодными к службе. А раньше всё было по-другому».
 
В военкомате А.Н. Касторных предложили на выбор пять воздушно-десантных частей, в том числе вновь образованную отдельную десантную штурмовую бригаду в Бресте. Шёл 1979 год. Мир услышал о трагических событиях в Баку и Нагорном Карабахе, только что закончились волнения в Польше, начинался Афганистан. Александр выбрал Белоруссию. Как он сам объясняет, на это были причины. После решения о сокращении 10-тысячного советского военного контингента в Восточной Германии последовал приказ о создании отдельной десантно-штурмовой бригады на западе Советского Союза. Поднятый по приказу в Бресте воздушный десант после 40-минутного перелета с техникой и вооружением свободно мог десантироваться в Германии. О серьёзности стратегических замыслов советского правительства свидетельствует также и тот факт, что, помимо бригады десантников, на западных территориях страны были сосредоточены вертолётный полк в п. Кобрино (Белоруссия, 80 км от Бреста) и самолётный полк в г. Поневежец (Литва).
В это время в Воздушно-десантных войсках началось освоение новых методов десантирования. «Впервые в наших вооружённых силах начали практиковать прыжки с вертолётов с зависанием, — пояснил Александр Николаевич. — Вертолёт опускается на максимально низкое расстояние, и десантники прыгают на землю с оружием в руках и без парашюта». Прыжки в этом случае становятся более безопасными, а десантники — менее уязвимыми. Это, а также плановые занятия и учения, парашютные прыжки и десантирование техники свидетельствует о высокой степени боеготовности ВДВ.
«Служить в «крылатой пехоте» было очень интересно, — вспоминает Александр Николаевич. — Поскольку в парашютном спорте я был не новичок, то меня назначили инструктором по воздушно-десантной подготовке. В мои обязанности входило обучить личный состав смело и грамотно совершать прыжки с парашютом. Но главное в этом деле то, что десантник с завязанными глазами должен уметь уложить парашют, потому что за каждым уложенным парашютом — жизнь человека. Прыжкам предшествовали долгие часы, дни, а иногда недели подготовки».
Не менее важно, по словам Александра Николаевича, научить десантника метко стрелять, причём из любого положения: на ходу, во время короткой остановки, днём и ночью. Стрелять снайперски, экономно расходуя боеприпасы. После марш-броска на стрельбище или полигон нужно было в составе взвода или роты с ходу включиться в боевую стрельбу. Именно боевую — за время службы в армии десантно-штурмовая бригада Александра Касторных израсходовала боекомплект на 50 лет вперед.
 
На наш вопрос, испытывал ли Александр Николаевич когда-нибудь чувство страха и наступает ли момент, когда человек перестаёт бояться, собеседник улыбнулся и спокойно сказал: «Страх никогда не покинет человека, нужно научиться его преодолевать. Чувство, которое испытывает парашютист, каждый раз рискуя жизнью, настолько завораживает, что, однажды попробовав, отказаться уже невозможно. Чтобы понять это, нужно самому постоять у раскрытого люка самолёта над воздушной бездной, прочувствовать холодок у сердца и после команды: «Пошёл!» решительно шагнуть в пропасть. Какой прыжок запомнился больше других? Конечно, первый. Первый потому, что с него начинается волевой и мужественный человек. Однако, самый страшный прыжок, почему-то девятый».
Интересно, что покидают самолёт десантники в строгой последовательности, согласно весовым характеристикам. Это делается для того, чтобы в воздухе тот, кто тяжелее, не догнал того, кто легче, и не спровоцировал бы нештатной ситуации. Подобное чревато самыми опасными послед-ствиями: при падении на купол парашюта перекрывается поток воздуха, и купол может сложиться. Александр с детства был рослым и сильным, поэтому всегда прыгал первым. Но однажды его лучший друг Александр Кравчук попросил предоставить ему право первого прыжка, и Александр Николаевич согласился. «В воздухе я догнал Сашу Кравчука и опустился на купол его парашюта. Ещё минута и купол мог сложиться, и тогда я бы запутался в стропах. Зная, что этого ни в коем случае нельзя допустить, я чуть наклонил купол и ушёл в сторону», — вспомнил Александр Николаевич и добавил: «Правила созданы для того, чтобы им следовать, но иногда сложно удержаться, чтобы их не нарушить». Благодаря мастерству парашютиста в тот раз всё обошлось.
Из Вооружённых сил Александр Николаевич Касторных уволился в 1981 году в звании сержанта. На его счету 75 прыжков с парашютом.

А Колесникова

Источник информации
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)




Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой