18 октября 1989 года, Ил-76, приняв на борт 8 роту 217 ПДП выполнявшего задачи в Баку, взлетел, но не успев набрать высоты загорелся. Лётчики, ведомы командиром корабля Калмыковым, маневрировали, пытаясь сбить пламя с горевшего двигателя и посадить самолёт. Но через несколько минут часть крыла отвалилась и самолёт упал в море. На второй день после прощания с боевыми однополчанами, командир 98 ВДД В. Востротин объявил конкурс на должность командира 8 ПДР. 30 человек сразу же выразили готовность взять на себя тяжёлую ношу. Рота было на виду у ВДВ и страны. Предпочтение отдали командиру разведвзвода ст. лейтенанту Аркадию Дадыко. Командирами взводов назначили моложых выпускниковучилища - лейтенантов С. Конина и А. Тягачева. Затем начался набор солдат и сержантов. Это было труднее, т.к. отбоя не было от просьб о переводе. Вынуждены были учитывать самые "весские и убедительные". Рядовой А. Гашин, пулемётчик, занял место в боевом строю своего товарища - рядового А. Кучкарова. Узнав об этом, родители Кучкарова назвали Александра своим сыном. Пулемётчик рядовойА. Рузиматов дал клятву родным Вахидова и Солиева, что выполнит с честью долг в отделении, где служили их сыновья. При выносе Боевого Знамени гвардейской части состоялось посвящение в десантники Павла Хазова, пожелавшего добровольно заменить в боевом стрю своего погибшего старшего брата Александра. Павел попал служить в танковые войска, но рапорт о его переводе в ВДВ командующий войсками удовлетворил. По десантному ритуалу Хазову-младшему вручили десантное обмундирование и гранатомёт с выгравированными на нём словами: "Оружие имени кавалера ордена "За личное мужество" Хазова Александра Юрьевича". Так возрождалась рота о которой в полку создали песню: "Восьмая погибла, Восьмая живёт! И слава гвардейцев Ввойсках не умрёт!.." По инициативе и при участии командующего ВДВ В. Ачалова родные и близкие погибших совершили перелёт к месту гибели десантников, где им вручили ордена "За личное мужество(посмертно)" Затем они перелетели в г. Болград, в ставший им родным, пол и роту. Сейчас в этом городе сооружён памятник погибшим десантникам.
Информация из книги Шпака "ВДВ России"
От себя добавлю: Я был на месте гибели роты, когда мой 317 ПДП был переброшен в Азербайджан в январе 1989 года. На берегу Каспийского моря лежали остатки того, что было самолётом и находилось в нём: Куски обшивки, обломки БМД (похоже что был взрыв при падении самолёта) и обрывки бронежилета. Наверное, каждый из нашей роты, побывал на том месте.
КАЖДЫЙ ГОД В БОЛГРАДЕ ПОМИНАЮТ БОЙЦОВ ПОГИБШЕЙ РОТЫ ПОСТАВЛЕННО 2 ПАМЯТНИКА ОДИН ВОЗЛЕ ШТАБА ДИВИЗИИ ОДИН ВОЗЛЕ РАСПОЛАЖЕНИЯ РОТЫ ПРОВОДИТСЯ МОЛЕБЕН И ВОЗЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ В РАСПОЛАЖЕНИИ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНАЯ ДОСКА
Уважаемый снайп я как модератор данного раздела удалил два Ваших последних поста ввиду того что они были не по- теме.Будьте внимательны в обращении с форумом.Следующий раз Ваш рейтинг будет понижен.[/COLOR]
РЫЦАРИ НЕБА И СУШИ Нам всё это даже не снилось. На город в осеннем уборе Свалилось,свалилось.свалилось Такое огромное горе! Они с Закавказьем прощались И в часть возращались,ребята. Да в воздухе вдруг оказались Агонией ИЛа объяты. Чего только им не предстало: И в поте лица потрудиться И быть иногда под дулом Национальных амбиций. Они же с иным богатством: Поправ эгоизма веру Они покоряли братством, Личным своим примером. И вот обелиск болградский Стрелой вонзается в души. Она-вечная память о братстве Рыцарей неба и суши. Здесь ветви склонила природа, Оплакивая утраты,... Здесь будут на верность народу Присягу давать солдаты, Не будет,не будет в Болграде Тускнеть это скорбное место. В день свадьбы в своём наряде Придёт с женихом и невеста. Или в календарные даты на сборы придут пионеры Для них эти дяди-солдаты Будут всегда примером. Сегодня же здесь в карауле глаза и родные души С цветами данью земного Рыцарям неба и суши.
Наверное никто не обратил внимание, но в тот год 76 бились очень часто. Случай с ребятами из 8й роты получил самую большую огласку. Тогда говорили что у ИЛ-76 после определенного времени эксплуатации возникают проблемы с двигателями. Как это все разрулили не знаю, Но тогда для меня это было шоком. Я совсем недавно дембельнулся и считал ИЛ_76 самым красивым и самым лучшим самолетом. Гибель ребят меня протрезвила. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Командир борта (Калмыков - похоже, точно не помню) еще был и командиром полка ВТА. За несколько часов до взлета звонил в родной полк, решал какие-то вопросы со строительством. Проблемы начались вскоре после взлета, по-моему, с четвертым двигателем. В результате микровзрыва частями лопаток разрушевшейся турбины перебило управление системой пожаротушения двигателя. Поэтому применение очередей пожаротушения ни к чему не привело. Командир развернул борт и пытался вернутся. Когда 76-й подлетал к аэродрому, вся правая плоскость была в огне. Кстати, с КДП передавали приказ прыгать, НИКТО из экипажа даже не подумал об этом... С ув.ТЕХ
Прежде чем залезть куда-нибудь, подумай, как будешь вылезать.
вообще-то после того как в 69 году разбились первые подготовленные экипажи БМД под Юхновым , был приказ чтобы десантники на перелетах были с парашютами. Видимо отменили
Причем задолго до 1989-го года. Из Гайжюная ребят в Болград и Афган отправляли на Ил-76, но естественно без куполов. По воспоминаниям участников, в Афган 103 дивизия тоже летела без куполов.
Columb Вы абсолютно правы, после данного случая 76-е встали на прикол на очень большой срок. Марку двигателя не помню, но вроде пермского авиамоторного завода.
У кого нибудь есть список погибших 8-й роты и экипажа? По-моему, десантников было 55 человек. Ксвоему стыду, указ президиума ВС СССР о награждении куда-то потерялся много лет назад ... С ув.Тех
Прежде чем залезть куда-нибудь, подумай, как будешь вылезать.
Список есть в книге "ВДВ России". У меня просто сканер временно недоступен. Может кто-то из ребят сделает? Если нет, могу вручную набрать... Там 48 человек.
Tex пишет Марку двигателя не помню, но вроде пермского авиамоторного завода.
Пермского, пермского.. Однажды знакомый летел на Ил 86 (аэробус), с ним рядом сидела тётка и причитала весь взлёт"..ой ой ой.." На его вопрос, " в чём дело?" тётка выдала перл:"Я из Перми,работаю на том заводе,где моторы собирают,в сборочном цеху. И я знаю как их собирают!!" Дальнейший полёт товарищ провёл в состоянии сильного алкогольного опьянения.
В 1990 в день гибели(или около) целая передача "Служу Советскому Союзу" была этому посвящена.В части у нас была минута молчания на утреннем разводе. "Вот и обнялись десантник и лётчик Вечные братья одной синевы"
То же тогда говорили, что лётчики не стали катапультироваться по причине отсутствия куполов у десантуры.
KVN Естественно о годовщине.это как раз годы моей службы, а данная программа была главной."Рассаживаемся в центральном проходе(и т.п. ) для просмотра программы!"
УТ-15 Я не знаю, как кто катапультируется или нет,просто слово наиболее (имхо)подходящее к лётчикам. Я с ИЛ-76 даже рядом ни разу не стоял.
Я так слышал ,о том, что лётчики не покинули(так наверное правильней) борт по причине указанной выше мной и Стариком.
16 Октября 1989 года десантная часть 22081, которая находится в г. Болгра была отправлена в Баку. По прибытию на аэродром, десантники получили приказ о сдерживании спокойствия в городе. Местному населению очень не понравилось такое действие со стороны Москвы. И местные жители пригрозили гражданской войной командующим ВДВ. Спустя два дня был получен приказ о возвращении 8-й роты обратно в часть. Загрузившись, самолёт ИЛ-76д поднялся в небо, но через мгновение загорелось правое крыло. Пилоты тут же включили пожарную систему, но система вышла из строя и при повторном включении она так же не сработала. Борт запросил срочную посадку, на что аэродром ответил строгим отказом. И предупредил, что при самовольном снижении на полосу по самолёту будет открыт огонь. Командир корабля попытался погасить пламя своими силами но пламя разгорелось ещё больше. 18 Октября 1989 года погибла 8-я рота г. Болград