Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Главный трофей - "Буки"

Самым трудным испытанием в ходе этой кампании для нас стал 120-километровый марш по горным дорогам к Хаиши. Местами шли по таким узким серпантинам, что борта боевых машин буквально нависали над пропастью.
Решив задачу в ущелье и оставив там одну роту, 15 августа воссоединились в Сенаки со всей группировкой, взяв под охрану аэродром и городок 2-й мотопехотной бригады. Состоящие из легкостенных, быстровозводимых конструкций казарменная, штабная и жилая зоны этого городка были копией знакомого по миротворческой миссии на Балканах типового городка армии США...



СССР после 2-й мировой / События на иранской границе (1990)

Уважаемые ветераны-десантники - участники военных конфликтов и миротворческих операций!

В этом разделе, мы хотим собрать ваши воспоминания.
Мы хотим показать войну и вооружённые конфликты глазами её непосредственного участника - солдата. Без политики и идеологии - только голую правду.
Если Вам есть что сказать и Вы желаете поделиться своими воспоминаниями - присылайте свои тексты и фотографии.
Они будут опубликованы под Вашей фамилией в разделе "Ветераны". Мы поможем их литературно обработать, исправим грамматические и стилистические ошибки.

Ведь человеческая память не вечна, а с годами забываются подробности. Давайте вместе сохраним для будущих поколений нашу Память.

14.05.2007

Баку - Мегри - Ордубад - Нювади

Баку - Мегри - Ордубад - Нювади

МАГЕРАМОВ Александр Арнольдович

родился 01 сентября 1965 года

Старший лейтенант, командир гранатомётного взвода 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады.
В 1990 году принимал участие в эвакуации армянского населения из г. Баку, охране государственной границе СССР на участке - г. Ордабад - г. Мегри и защите населения от экстремистов в районе г.Мегри (азербайджанское село Нювади).


Миротворческая операция 56-й ОДШБр в феврале-апреле 1990 года.

В феврале 1990 года начальник штаба 4-го десантно-штурмового батальона (ДШБ) 56-ой гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады гвардии майор Анатолией Тарасов вызвал в штаб батальона меня, командира гранатометного взвода. Штаб и расположение батальона тогда еще находились в Каспийском военно-морском училище в городе Баку, и происходило это уже после теперь всемирно известных событий января 1990 года. Происшедшее в городе тогда повлекло массовый исход из Азербайджана армянского и русскоязычного населения. Первых мы спасали от особо любознательных азербайджанцев, желающих посмотреть, что у них находится внутри, и вместе со вторыми доставляли в здание бывшего райисполкома Шаумяновского района для эвакуации в Россию. Но многих армян к нам доставляли на посты сами азербайджанцы с просьбой спасти их от гибели.

Взводу в тот день была поставлена задача на сопровождение командира бригады полковника Евневича Валерия Геннадьевича в Армению для занятия аэропорта Мегри и создания условий для переброски личного состава и техники бригады на границу Армении, Ирана, Азербайджана и Нахичеванской АССР. Правда, задача была им поставлена в тот момент совсем другим образом - "грузится со взводом в Ми-8 и лететь в Мегри".

Списочный состав гранатометного взвода 4-го ДШБ в январе 1990 года был такой:

  1. Магерамов Александр Арнольдович - КВ
  2. Абдулатипов Сааду Аббасович - СтМВ;
  3. Алейник Николай Леонидович - НР;
  4. Бахманов Кадыр Рустамович - НР;
  5. Егоров Александр Анатольевич - СтН;
  6. Еремеев Владимир Анатольевич - МВ;
  7. Калачев Андрей Иванович - СтН;
  8. Лихачев Сергей Владимирович - НР;
  9. Лактионов Валентин Владимирович - НР;
  10. Мельниченко Евгений Николаевич - СтН;
  11. Ощепков Александр Геннадьевич - НР;
  12. Мусалимов Марат Ривкатович - НР;
  13. Абозин Владимир Александрович - НР ???
  14. Сабенов Серикали Ирмекович - КО;
  15. Самохвалов Сергей Владиславович - НР;
  16. Седунов Николай Борисович - МВ;
  17. Суханов Виктор Валентинович - НР;
  18. Тажибаев Ахмеджан Булишевич - НР;
  19. Чучко Анатолий Николаевич - КО;
  20. Чистобаев Олег Андреевич - ЗКВ-КО;
  21. Чегуров Игорь Николаевич - НР;
  22. Чубуков Валерий Денисович - НР;

Солдаты во взводе были как на подбор - физически крепкие и рослые, очень хорошо подготовленные. Исключение составлял буквально один человек, но даже он в не остался в пункте постоянной дислокации. Национальный состав взвода был пестрый, во взводе были два украинца, причем оба с Ровенской области, хакасы, казахи, узбеки, аварец, азербайджанец, и, конечно, русские. Меньше месяца назад из состава бригады были отправлены обратно в ППД, в Иолотань все лица армянской и азербайджанской национальности, так как командование сочло, что они не должны принимать участие в этом этническом конфликте. Мне, правда, удалось отстоять от отправки в ППД единственного представителя этих национальностей , который заявил, что является по национальности турком-месхетинцем и заверил, что прежде всего является солдатом-десантником и гражданином СССР, а потом уже представителем какой-либо национальности. "Афганские" традиции в бригаде были очень тогда еще очень сильны, и никто не хотел, чтобы товарищи ему говорили впоследствии, что он тарился от "боевых".

Блок возле села Нювади. Под БТР-80 - укрытия для л/с, на переднем плане - бруствер капонира для палатки. Вечер 06.03.1990г.

Ввиду отсутствия на тот момент в батальоне штатной разведки наш взвод всегда по совместительству выполнял обязанности разведывательной группы. Мы получили распоряжение оставить в Баку три штатных БТР-Д , а из списочного состава взвода в Армению не полетели три механика-водителя - рядовые Абдулатипов, Еремеев и Раджвалиев, писарь батальона рядовой Лактионов и рядовой Алейник, назначенный для работы на кухне. На военном аэродроме (Кале) взвод вскоре загрузился в два Ми-8, при каждом солдате было штатное вооружение, снаряжение и обмундирование, то есть зимняя "афганка", летнее ХБ, бронежилет Ж-81, который на этих "боевых" обычно был одет под зимней курткой, шапка, стальной шлем СШ-68, РД-54 и ватный спальный мешок, всего в нем было на тот момент 17 человек с таким же количеством автоматов АКС-74 и два АГС-17. Еще в Иолотани мы оставили четыре остальных АГС, так как, если бы мы их взяли с собой, то взвод не смог бы действовать в качестве разведгруппы.

Командир бригады и майор Тарасов полетел с частью взвода в первом вертолете, а я с остатками - во втором. Следом за нами летел 3-й ПДБ на нескольких Ми-26, тоже без техники . Все это очень напоминало состоявшиеся полутора месяцами раньше перелеты в полном составе 56-й ДШБр на Ми-26-х из Кюрдамира в Порт-Ильич, что под Ленкоранью и обратно, последовавших за приземлением в Кюрдамире нескольких авиационных полков Ил-76, перебросивших бригаду из Мары.

После нашей высадки в аэропорту Мегри взвод взял под контроль входы и выходы из аэропорта, а полковник Евневич с майором Тарасовым поднялись в диспетчерскую. В аэропорту не было ни души, уже в ходе нашей выгрузки прибежал перепуганный охранник. Тем временем приземлился 3-й ПДБ, а вскоре в аэропорт прибыл местный партийный руководитель и начался переговорный процесс, ни к чему не приведший. Видимо, в связи с этим вскоре на ВПП аэропорта преземлился вертолет Ми-8 генерала армии Варенникова со свитой и охраной, бывший, как нам потом сообщил экипаж во время экскурсии на его борт, до этого личным вертолетом Министра обороны СССР. Вертолет был по особому отделан внутри и имел квадратные окна в отличие от серийных Ми-8. Генерал Варенников, которого мы встретили у трапа "вертушки" вместе с полковником Евневичем, а также с невысоким армянским боссом, напоминающим в своей огромной кепке гриб-боровик, убыли в город для принятия решения на перемещение войск. Правда, для нас так и осталось загадкой, зачем генералу понадобился для принятия столь мудрого решения армянский руководитель, оказавшийся впоследствии душой всей ведущейся в крае войны. К концу дня нам стало известно, что генерал поставил нашему комбригу задачу вернуть личный состав бригады с полдороги обратно в Баку и ограничиться переброшенными в Мегри подразделениями, техника которых уже двигалась своим ходом на соединение с нами.

Обеспечение ж/д сообщения. Теперь мы - пограничники. 28.02.1990

Все десантно-штурмовые роты батальона вернулись в Баку, а к нам на следующий день с автомобильной колонной прибыл лишь взвод материального обеспечения и часть взвода связи нашего батальона с одной кухней ПАК-200 и в таком составе: ГрВ и ВМО наш 4-й ДШБ был вскоре переброшен в район границы с Ираном на участок между Мегринским районом Армении и Ордубадским районом Нахичеванской АССР. Сделано это было в связи в тем, что в конце 1989 года местными жителями Нахичеванской автономии при помощи тракторов и вручную была взломана "система" охраны границы, сожжены пограничные вышки и другие приграничные сооружения Мегринского отряда, и он уже больше не мог обеспечивать непроницаемость границы СССР. На ближайшей к месту расположения батальона пограничной заставе Мегринсого ПО, кажется 6-й по номеру, по штату числилось около 50-ти человек, в реальности же было лишь около 30-ти, которые не справлялись с задачей именно из-за своей малочисленности. Поэтому им в помощь была переброшена из Такжикистана десантно-штурмовая маневренная группа ставшего впоследствии знаменитым после нападения на него отряда афганских моджахедов Московского пограничного отряда в составе около 20-ти человек с одним офицером. Весь этот личный состав заставы все равно не мог обеспечить прикрытие границы из-за отсутствия пограничной "системы", которая в исправном состоянии срабатывала на смещение и изменение натяжения проводов и тогда к месту "сработки" высылалась тревожная группа. Сейчас вся эта система была уничтожена, и нас "погранцам" прислали в усиление, поэтому после выполнения в Баку функций внутренних войск мы вновь переквалифицировались - на этот раз в пограничников. Тогда же нам стало известно об участии в охране государственной границы недалеко от нас Витебской 103-й ВДД, переданной накануне в пограничные войска. С отдельными ее представителями мы встретились на своей "заставе", и еще шутили, что со сменой десантниками цвета рода войск с голубого на зеленый у нас в стране появились первые "зеленые береты".

Расположился батальон на дороге - Мегри - Ордубад и мой взвод, как единственное боевое подразделение в его составе стал нести службу - выставил секреты на границу, пост на охрану дороги, назначил тревожную группу для прикрытия пограничников и начал разведку ближайшего к нам района. Особенностью этой службы было то, что долина реки Аракс была воистину огромной - несколько километров по ширине, а русло ее, метров в пятьдесят в поперечине, все время кочевало. Граница же СССР с Ираном в районе 6-й заставы имела географические координаты, поэтому никогда нельзя было сказать, находясь на берегу Аракса, на территории какого государства ты находишься. Прямо напротив нашего поста находился пост пограничной стражи Ирана. Обход территории они совершали очень редко и конфликтных ситуаций у нас с ними не возникло ни разу. Днем мы их на противоположном берегу видели лишь однажды - старший патруля был вооружен пистолетом, находящимся в кобуре, а солдат - то ли бельгийским FN-FAL, то ли английским L1A1, нам не удалось точно идентифицировать его оружие. Основной же задачей, выполняемой бригадой в этом районе было обеспечение железнодорожного сообщения вдоль реки Аракс, прерванного боевиками достаточно давно. Однопутная железная дорога стала яблоком раздора для Армении с Азербайджаном. Она тянулась вдоль иранской границы из Азербайджана через юг Армении, потом шла через Нахичеванскую АССР и далее вновь в Армению на Ереван. Это сообщение и прервали местные боевики путем обстрелов поездов и подрывов фугасов, а переброшенные сюда внутренние войска были совершенно не в состоянии обеспечить беспрепятственное движение поездов.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все


Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку



Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой