Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

НИКТО КРОМЕ НАС. Правда Афгана глазами солдата ВДВ. Часть 3
Я с Богом в молитвах много беседовал. Обнародовать свои записи, не обнародовать. Крест у меня видно такой, за грехи мои плевки недовольных правдой вытерпеть. Христу тяжелей было. Меня глядишь, не распнут. В ВДВ такой девиз есть: «Никто кроме Нас». Хороший девиз. Никто кроме нас и правды не расскажет. Здесь нам тоже первыми быть придётся.


Страницы истории

01.06.2008

История создания Аэромобильных войск Республики Казахстан.

Всю историю ВДВ-АэМВ Республики Казахстан можно разделить на 2 этапа:

1-й этап – с 7 мая 1992 года по 6 июня 2000 года – хроники одной 35-й ОДШБр
2-й этап – с 6 июня 2000 года по сегодняшний день – создание АэроМобильных Войск.

Первый этап: 35-я отдельная (в полном смысле этого слова)

История казахстанских ВДВ начинается с истории возникновения Вооруженных Сил Республики Казахстан. 7 мая 1992 года в Алматы, в ходе межгосударственных переговоров, окончательно разделились две последние армии в СНГ, до этого момента считавшиеся одним целым – российская и казахстанская. В состав ВС РК вошли все войсковые формирования, находившиеся на территории республики кроме частей РВСН (дивизия в Державинске) и стратегической авиации (дивизия в Жангиз-Тобе), подразделения космической связи и станции слежения за космическими аппаратами (как в Шенгельды и под Астаной) а также части составляющие гарнизоны Байконура и Приозерска.

Бойцы 36 одшбр на учениях с форсированием водной преграды "Или-2006"

На момент создания Вооруженных Сил РК на территории республики находилась 40-я Общевойсковая Армия под командованием генерал-лейтенанта Рябцева с общей численностью около 160 000. В худшие годы 1996-97 численность опускалась до 45000.На данный момент численность военнослужащих Министерства Обороны РК – 76 000.
По наследству казахстанской армии досталась единственная воздушно-десантная часть, оказавшаяся по воле Генштаба МО СССР на территории Казахстана – 35-я отдельная Отдельная Десантно-Штурмовая Бригада, выведенная из состава ГСВГ годом ранее. В то время в прессе и телевидении официально сообщалось, что в казахстанской армии есть такой род войск – Воздушно-Десантные Войска - и представлены они одной войсковой частью – Капчагайской 35-ой ОДШБр. Комбрига-35 почти официально называли командующим ВДВ республики. Зам.комбрига по ВДП толи в шутку толи всерьез называл себя зам.командующего ВДВ. Звучало одновременно и гордо и весело.

Также годом ранее, в связи с переменным, то объединением - то разделением САВО и ТуркВО, была окончательно расформирована Актогайская 57-я ОДШБр. Вся боевая техника была ж/д транспортом вывезена в Латвийскую ССР.
Выведенная из территории бывшей ГДР, 35-я бригада была расквартирована на территории военных городков бывшей 22-й бригады специального назначения ГРУ и Зенитно-Ракетной Технической Базы, на 1-й линии расположения войсковых частей Капчагайского гарнизона (на 1991-й год в Капчагайском гарнизоне было 16 в/ч на двух линиях). От 22-й ОБрСпН (к тому моменту это был учебный полк СпН) в наследство казахстанской армии досталась одна рота из кадров пожелавших остаться в казахстанской армии. Эта отдельная рота спецназначения ГРУ до 2000 года дислоцировалась на 2-й линии, потом была передислоцирована в Алматы.
35-я бригада на момент переезда в Капчагай, представляла собой, как и все линейные советские части, находившиеся в ГСВГ, полноценно развернутую бригаду из 4 батальонов, одного артдивизиона и полного комплекта спецподразделений, насчитывавшую порядка 2700 личного состава.
С принятием 35-й бригады в 1992 году в состав ВС РК начался массовый отток, офицеров-славян в российскую армию, который продолжался по 1996-й год. В бригаде остались только те офицеры-славяне, которые были родом из Казахстана. Были и офицеры-казахи (например, командиры 4-й и 8-ой ДШР, командир 2-го ДШБ) переведшиеся в российскую армию. Одновременно в 35-ю бригаду переводились офицеры-казахи из других союзных армии – к примеру, комбриг гв. п-к Еламанов перевелся на должность НШ 35-й бригады с должности начштаба танковой дивизии белорусской армии.

Таджикские командировки

3 месяца спустя после создания казахстанской армии, в почти соседней с нами Республике Таджикистан, вспыхнула гражданская война, унесшая 50 000 жизней. С этой войной и пришелся первый боевой опыт, не воевавшей прежде 35-й бригады. В результате коллективного договора Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан отправили в поддержку группировки российских погранвойск в Горно-Бадахшанской области по одному батальону солдат. Так как все происходило в аварийном порядке – было решено от казахстанской армии, отправить один батальон от 35-й ОДШБр, как от самой боеспособной части армии.

Забыли учесть два важных фактора – это были солдаты еще советских призывов, которые с этим парадом суверенитетов, никак не могли понять - в какой армии они служат, в какой они хотели бы служить и с этой нарастающей перестроечной заразой пацифизма спрашивали себя – а стоит ли вообще служить и за кого-то воевать? Автор строк хорошо знает армейскую атмосферу тех дней, потому что в то же самое время - летом 1992-го, имел возможность беседовать с земляками советских призывов 1990-91 годов, служившими в частях уже ставшей российской армии, а именно группировке российских войск в Закавказье. Часть моих земляков-казахстанцев активно воевала за армян, а другая большая часть, не менее активно воевала за азербайджанцев – и при этом и те и другие числились в рядах уже Российской Армии. Вот такое было непонятное время.
Второй важный фактор, который не учли наши носители лампасов – полный отказ офицерского состава 35-ой бригады ехать в Таджикистан.

В результате, в первой таджикской командировке от 35-ой участвовали только солдаты-срочники под руководством сержантов-срочников. По свидетельству очевидцев, то, что с ними происходило целых семь месяцев в Горном Бадахшане, трудно было назвать военным присутствием. Точнее это можно было бы назвать присутствием группы неуправляемых вооруженных людей, не имеющих какого-либо командования и конкретно поставленных боевых задач. Представьте себе 3 полные роты полностью предоставленных самим себе солдат. Которых почти не снабжают. Которые забыли, что такое баня и чистое постельное белье, которые вообще не верили о возвращении домой. Некоторые из них «по-договору» воевали за местных полевых командиров.

Гвардии прапорщик Михеев, в то время старшина роты, принимавший в 1993-ом группу бойцов с первой командировки, рассказывал: «Зашли в казарму 30 бойцов, все худые, грязные, обросшие. У некоторых на босу ногу, вместо сапог и ботинок какие-то кеды и калоши (на дворе стояла зима). Я смотрю на них – и мне их ЖАЛКО! Одежда на них даже отдаленно не напоминает форму – такая степень изношенности хуже, чем у подменок для нарядов в столовую. Оружие и боеприпасы никто не сдавал – свалили возле пирамиды кучу ржавых автоматов и ржавых патронов и все. Я оттираю и сверяюсь с номерами - в моей роте несколько стволов не числится вообще. Иду в соседнюю роту – там с круглыми глазами носится ротный и старшина – оказывается это их стволы».
Так как подавляющее большинство солдат из первой командировки были родом не из Казахстана – их демобилизовали на следующий день после возвращения.
В нашей армии и прессе о первой таджикской командировке десантников принято глухо молчать. Следующие командировки были организованы строго по букве устава. Было принято в Таджикистан отправлять сводный стрелковый батальон сроком на 3 месяца - попеременно одну сводную роту от Сары-Озекской мотострелковой дивизии или от управления погранвойск, одну роту от 35-ой и одну роту от Шымкентского полка оперативного назначения внутренних войск.

Командировки от 35-й в Таджикистан завершились в июле 94-го, из-за ЧП за неделю до отправки очередной роты. Чрезвычайное происшествие заключалось в том, что на перерыве на обед, на строевом смотре у сводной роты, готовящейся к отправке в Горный Бадахшан, с плаца украли автомат. Хотя особисты до полуночи вычислили укравшего и нашли автомат – "на верху" было решено – десантники больше в Таджикистан не едут – и поехали сарыозекские мотострелки. Особых потерь у десантников за 2 года в Таджикистане не было, кроме легкораненых и нескольких пропавших без вести в первую командировку. Исключение составляет младший лейтенант Дмитрий Забавкин, получивший сквозное пулевое ранение груди и пролежавший несколько часов под обстрелом. Десантникам откровенно везло, в отличие от шымкентских ВВ-шников потерявших зимой 1995-го в одном бою 17 солдат убитыми.

Присутствие казахстанских военных в Таджикистане заключалось в усилении блокпостов и застав Калай-Хумбского погранотряда РФ. Как говорил мне мой комбат майор Саржанов, побывавший там – мы, не обремененные бронетехникой и поддержкой фронтовой авиации, с легким стрелковым вооружением, без горной экипировки и подготовки, исполняли там должность «свадебных генералов».
Непонятно как вообще могут повлиять 900 бойцов от трех государств на обстановку в приграничной зоне с вечно воюющей страной протяженностью на 400 километров?
За каждый месяц таджикской командировки солдат-срочник зарабатывал 15 000 тенге, офицер получал - 20 000 тенге. Курс доллара к тенге на июнь 1994-го – 1 к 47. К примеру, за июнь 1994-го, я в должности командира взвода получил жалование 1800 тенге, к июню 1996-го его повысили до 5000 тенге.

Торжественный марш 1-го дшб 35 гв. одшбр в честь 77-й годовщины ВДВ. 2 августа 2007 года.


Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все


Автор:  Ерлан МУСАБЕКОВ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


kalabaha
Уважаемые Читатели - статья писалась не на основе документов, а на основании устных данных полученных мной от бывших сослуживцев. Поэтому в ней имеются ошибки и неточности (о номере сары-озекской дивизии, о военной биографии комбрига-35 Алдабергенова, о штатной структуре 37-ой ДШБр и т.д.). Прошу Прощения за Нестыковочки.
ИмяЦитировать
Des
Ну так никогда не поздно поправится и внести изменения ;)
ИмяЦитировать
Руслан Шадиев
Газета "Сарбаз", центральный орган печати МО РК, №27 (174) 8-14 июля 2011 года.

Цитата
...35-я гвардейская десантно-штурмовая бригада, выведенная из Германии в Казахстан, была не исключением. А точнее, была одним из единственных и реальных боевых соединений на тот момент, способных отразить любые вражеские нападки. Огневая, физическая и политическая подготовка личного состава бригады была на высоком уровне. Офицерский состав в большинстве своём был из боевых офицеров, прошедших горнила Афганистана, Нагорного Карабаха, участвовавших в столкновении с сепаратистами в странах Балтии (Прибалтика).
Гвардейцы – десантники 35-й гв.ДШБр, не раз проявляли себя на защите прав и интересов мирных граждан. Они участвовали в усилении правопорядка в г. Капчагай, в пгт. «Гвардейский» и на ст. «Отар». Первыми пришли на помощь таджикскому народу, когда в разгаре бушевала гражданская война, и первыми встали на защиту Таджикско-Афганской границы.
Свой долг десантники выполнили до конца. Особо отличившимися в боевой командировке были десантники- разведчики. Так, осенью 1993 года при сопровождении спецгруза, предательски были взяты в плен и переброшены в Афганистан на вражескую территорию контролируемую талибами двое десантников-разведчиков - Дмитрий Петров и Виктор Кожушко. Но, как известно, десант своих - не бросает. Благодаря успешно проведенной спецоперации, длившейся 48 часов, разведчики были освобождены. Сегодня майор Дмитрий Петров состоит на службе в МВД России.
В неравный бой с душманами вступил гвардии старшина Дмитрий Забавкин. Обороняя боевую колонну, будучи дважды раненым, он смог отразить вражескую атаку, нанеся значительный урон отступившему противнику. Ныне Дмитрий Забавкин - подполковник в отставке МВД Республики Казахстан.
Бойцы самой боевой и уже на сегодняшний момент легендарной Отдельной разведывательной роты 35-й гв.ДШБр не смогли не прибыть на данное мероприятие. Один, из наших земляков – карагандинец, десантник-разведчик майор Бахтияр Гаджиев, и сегодня продолжает нести службу в спецподразделении МВД России. Он так же неоднократно выполнял боевые задачи на территории Северного Кавказа и имеет внушительный ряд боевых и правительственных наград.
Стоит отметить, что первые командиры разведподразделений 35-й гв.ДШБр и в наши дни находятся на службе, занимая определенные посты в Вооруженных силах Казахстана. Это: генерал- майор Алмаз Джумакеев, начальник штаба АэМВ ВС РК генерал-майор Даулет Оспанов и командир отдельного батальона морской пехоты гв. подполковник Арман Джаксенов.
К сожалению, среди личного состава Отдельной разведывательной роты имеются и потери. Один из взводных – гв.капитан Алексей Рябов, погиб на Северном Кавказе. Старший лейтенант МВД РК Серик Шаменов, погиб при задержании рецидивистов. Гвардии майор Сергей Романов умер от внезапной остановки сердца.

Андрей ШАЦКИХ
ИмяЦитировать
Комментировать

Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой